ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-191/18 от 18.10.2018 Чернышевского районного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 г. п. Чернышевск

Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего федерального судьи Мусихина А.В., при секретаре Судаковой Л.И., рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации ГП «Чернышевское» к Комитету по финансам администрации МР «Чернышевский район» о признании действий не законными, отмене акта целевой проверки и предписания по результатам целевой проверки.

УСТАНОВИЛ:

В период с 05 по 13 марта 2018 г. главным специалистом-ревизором Комитета по финансам администрации МР «Чернышевский район» (далее Комитет по финансам) С.. проведена целевая проверка по вопросам обоснованности выплат экономии фонда оплаты труда за 2017 год в администрации ГП «Чернышевское». По результатам проверки составлен акт от 13.03.2018 г., 29.03.2018 г. в адрес администрации ГП «Чернышевское» вынесено предписание о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса с требованием принять необходимые меры по устранению и недопущению в дальнейшем совершения нарушений бюджетного законодательства, ответ о результатах исполнения предписания представить в Комитет по финансам в срок до 20.04.2018 г.

Глава ГП «Чернышевское» Ш. обратилась в суд с настоящим иском в обоснование указав, что при проведении проверки ревизором С. неверно применена Методика расчета нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских и сельских поселений муниципального района «Чернышевский район» на 2017 год, так как данная методика к администрации ГП «Чернышевское» не применима. Мотивируя тем, что по правилам Методики расчета формирования расходов на содержание органов местного самоуправления МО Забайкальского края, утвержденной Постановление6м Правительства Забайкальского края № 438 от 2.12.2016 г. ввиду наличия доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности менее 5%, что по мнению заявителя позволяет ГП «Чернышевское» самостоятельно формировать расходы на оплату труда выборных должностных лиц и муниципальных служащих. Также полагает, что Комитетом по финансам не соблюдена процедура организации и проведения проверки. Приказ о проведении проверки не предъявлялся, у должностного лица не было допуска к государственной тайне. Считает не обоснованным указание в акте о нарушении со стороны администрации ГП «Чернышевское», выразившемся в выплате главе компенсации за неиспользованный отпуск, в отсутствие экономии ФОТ, выплата премии, начислении и выплате главе надбавки за звание «почетного бухгалтера».

Уточнив исковые требования просит признать действия должностных лиц Комитета по финансам администрации МР «Чернышевский район», связанные с организацией1 и проведением целевой проверки администрации ГП «Чернышевское» по вопросам обоснованности выплат экономии фонда оплаты труда за 2017 год незаконными.

Признать незаконным и недействительным Акт целевой проверки администрации ГП «Чернышевское» по вопросу обоснованности выплат экономии фонда оплаты труда за 2017 год № 2 от 13.03.2018 г.

Признать незаконным и отменить предписание по результатам целевой проверки администрации ГП «Чернышевское» от 29.03.2018 г.

В судебном заседании представители административного истца настаивали на удовлетворении заявления.

Представитель Комитета по финансам администрации МР «Чернышевский район» Б. являющаяся руководителем Комитета иск не признала, находит его не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд заслушав мнения лиц участников процесса, исследовав представленные доказательства приходит к нижеследующему.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного судак РФ от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного частью 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со статьей 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, Кодекс) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела):

о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (части 1 и 2 статьи 1 КАС РФ).

Согласно статье 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами (должностными лицами) местных администраций муниципальных образований, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

На основании статьи 65 Бюджетного кодекса Российской Федерации формирование расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, исполнение которых должно происходить в очередном финансовом году за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии со статьями 69 и 69.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования в том числе: обеспечение выполнения функций казенных учреждений, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг (выполнению работ) физическим и (или) юридическим лицам, которые в силу статьи 70 Бюджетного кодекса Российской Федерации включают в себя оплату труда работников казенных учреждений. денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих. иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

Согласно ст. 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации основаниями применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации является нецелевое использование бюджетных средств.

В соответствии с Актом № 2 от 13.03.2018 г., на основании приказа № 17-ПД от 26.02.2018 г., в целях осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью администрации ГП «Чернышевское», Комитетом по финансам администрации МР «Чернышевский район» проведена целевая проверка по вопросу обоснованности выплат экономии фонда оплаты труда за 2017 год.

В ходе проверки Комитетом по финансам выявлены нарушения по произведенным выплатам Главе ГП «Чернышевское» и служащим за счет средств бюджета муниципального образования.

В нарушение Решения Совета городского поселения «Чернышевское» от 29 12.2016г. №39 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения «Чернышевское» сверх предельного размера вознаграждения главе городского поселения Ш. за 2017 г. необоснованно начислены надбавки в сумме 64 186,17 руб., в том числе:

- надбавка к должностному окладу в размере 15% за звание заслуженного бухгалтера Забайкальского края в сумме <данные изъяты> руб.

- надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну осуществляется без получения допуска к государственной тайне в сумме 51 429,60 руб.

В нарушение Методики расчёта нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления городских, сельских поселений муниципального района «Чернышевский район» на 2017 г., предельный годовой фонд оплаты труда главы городского поселения «Чернышевское» <данные изъяты> превышен на <данные изъяты> руб.

При отсутствии экономии фонда оплаты труда необоснованно начислены и выплачены выплаты социального характера в сумме 18710,66 руб., компенсация за неиспользованные дни отпуска в сумме <данные изъяты>.

В нарушение п.19 Решения Совета городского поселения«Чернышевское» от 29 12.2016г. «О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения «Чернышевское» допущено направление средств на выплаты стимулирующего характера главе городского поселения за счет экономии фонда оплаты труда соответствующего органа местного самоуправления городского поселения, который он возглавляет в сумме <данные изъяты>., с учётом налоговых отчислений в сумме <данные изъяты>

В нарушение условий Положения «О размере и условиях оплаты труда муниципальных служащих городского поселения «Чернышевское», утверждённым решением Совета городского поселения «Чернышевское» от 29.12.16 г. № 40 размер фонда оплаты труда муниципальных служащих превышен на <данные изъяты>.

При отсутствии экономии фонда оплаты труда муниципальных служащих по итогам за год выплачена премия в сумме <данные изъяты>.

По фонду оплаты труда служащих и обслуживающего персонала допущен перерасход в сумме 22 336,23 руб.

При отсутствии экономии фонда оплаты труда служащим и обслуживающему персоналу начислена премия по итогам за год в сумме <данные изъяты>.

Не согласившись с актом проверки администрацией ГП «Чернышевское» представлен протокол разногласий к акту.

В соответствии с Соглашениями № 1 от 10.01.2017 г. и № 16/1-2018 от 09.01.2018 г., заключенными между администрациями ГП «Чернышевское» и МР «Чернышевский район» функции по контролю за исполнением бюджета ГП «Чернышевское» согласно п. 1 ч. 1 ст. 14 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложены на администрацию МР «Чернышевск4ий район».

В соответствии с Постановлением администрации МР «Чернышевский район» № 698 от 09.06.2011 г. финансовый контроль возложен на Комитет по финансам администрации МР «Чернышевский район.

Поводом к проведению проверки, явилось сообщение заместителя председателя Правительства Забайкальского края от 12.08.2018 г. № А-11-1355 в связи с фактами возбуждения уголовных дел в отношении глав муниципальных образований Забайкальского края вследствие нарушения законодательства об оплате труда.

Целевая проверка назначена приказом и.о. руководителя Комитета по финансам администрации МР «Чернышевский район» Б.. № 17-пд от 26.02.2018 г., в рамках предоставленных ей полномочий.

Согласно Уведомления № 35-02 от 26.02.2018 г. администрация городского поселения и ответственные должностные лица, были извещены о предстоящей проверке в установленный срок.

Проверка проведена в срок не превышающий установленных требований с соблюдением процедуры установленной Положением о порядке осуществления финансового контроля в МР «Чернышевский район» от 29.08.2012 г. № 1123.

Проверки правильности начисления произведенных вознаграждений и выплат за счет экономии фонда оплаты труда за 2017 год главе администрации ГП «Чернышевское» и служащим требует специальных познаний в области бухгалтерского учета и финансов.

Определением Чернышевского районного суда от 29.06.2018 г., с учетом мнения сторон по делу и в соответствии с ч. 1 ст. 77 КАС РФ, судом назначена судебная финансово-бухгалтерская экспертиза.

Согласно выводов экспертизы установлены нарушения принятого порядка начисления денежного вознаграждения главе ГП «Чернышевское», которые выразились в том, что согласно решения Совета городского поселения «Чернышевское» от 29 декабря 2016 года № 39 «О денежном вознаграждении лиц, замещающих муниципальные должности в органах местного самоуправления городского поселения «Чернышевское» было утверждено Положение (далее - Положение № 39) о денежном вознаграждении Главы городского поселения «Чернышевское» Ш.. Учитывая, что в течение 2017 года изменения и дополнения в данное Положение Советом городского поселения «Чернышевское» не вносились, несмотря на изданные в 2017 году нормативно - правовые акты Правительства Забайкальского края и Решения Совета муниципального района «Чернышевский район» при определении правомерности начисления денежного вознаграждения Ш. вышеуказанное Положение принято за основной действовавший в 2017 году нормативно-правовой акт.

Согласно Положению денежное вознаграждение Ш. было установлено в следующем размере:

- ежемесячно: 4762 Х 5,7 Х 1,8 = <данные изъяты>., где <данные изъяты>. – должностной оклад, 5,7 - кратность, 1,8 - районное регулирование.

В состав кратности 5,7 должностных окладов (5,7 Х 4 762 = <данные изъяты>.) были включены:

<данные изъяты> - должностной оклад;

ежемесячные и иные дополнительные выплаты (конкретный размер расшифровка выплат не устанавливались);

<данные изъяты> - надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (0,5 должностного оклада 4 762 Х 0,5);

<данные изъяты>. - ежемесячное денежное поощрение в размере 4,2 должностных

окладов (4 762 х 4,2);

<данные изъяты>. - ежемесячная надбавка в размере 15% от должностного оклада за почетное звание (4 762 х 0,15).

Положением были предусмотрены единовременные выплаты (один раз в год);

<данные изъяты>. – единовременная выплата при представлении ежегодного оплачиваемого отпуска в размере двух должностных окладов (4 762 х 2);

<данные изъяты>. - материальная помощь;

Таким образом, изначально в самом Положении, было несоответствие между установленным размером ежемесячного денежного вознаграждения (не превышающем 5,7 должностных окладов и составляющем с учетом районного регулирования 48 858,12 руб.) и размером его начисления:

<данные изъяты>.— установленный должностной оклад;

<данные изъяты>. – денежное поощрение в размере 4,2 должностных окладов;

<данные изъяты>. – надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в размере 0,5 должностного оклада;

<данные изъяты> руб. – надбавка за почетное звание в размере 0,15 должностного оклада.

<данные изъяты>. – районное регулирование (<данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты> + <данные изъяты>)х0,8;

<данные изъяты>. – всего начислений.

Кроме того право на получение надбавки за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, Ш. не имела в виду отсутствия допуска, что не оспаривается административным истцом.

С учетом вышеизложенного, ежемесячный размер денежного вознаграждения

Ш. следовало начислять в следующем порядке:

<данные изъяты>.— установленный должностной оклад;

<данные изъяты>.— денежное поощрение в размере 4,2 должностных окладов;

<данные изъяты> — надбавка за почетное звание в размере 0,15 должностного оклада;

<данные изъяты>. — районное регулирование (4 762+20 000,40 + 714,30) х 0,8;

<данные изъяты>. всего начисление.

Фонд оплаты труда для главы администрации городского поселения «Чернышевское» на 2017 год согласно п. п. 17, 18 Положения не должен был превышать <данные изъяты> руб. (73,4 х 4 762 х 1,8).

Денежная компенсация за неиспользованные дни ежегодного оплачиваемого отпуска, хотя и предусмотрена действующим законодательством, но выплачивается за счет средств фонда оплаты труда.

Фактически за 2017 год по имеющимся в материалах дела помесячнымведомостям начисления было начислено <данные изъяты>. Таким образом, необоснованный перерасход фонда оплаты труда составил <данные изъяты>

Согласно решению № 55 фонд оплаты труда для муниципальных служащих администрации городского поселения «Чернышевское» фонд оплаты труда на 2017 год был установлен в размере <данные изъяты>. руб. (Приложение № 9 к Решению № 55- 4351,7/1,302). Фактическое начисление за 2017 год составило <данные изъяты> тыс. руб.

Перерасхода фонда оплаты труда не имелось.

Согласно решению № 55 фонда оплаты труда для служащих и технических работников администрации городского поселения «Чернышевское» фонд оплаты труда на 2017 год был установлен в размере <данные изъяты>. (Приложение №9 к Решению №55 – 2798,9/1,302). Фактическое начисление за 2017 год составило <данные изъяты> тыс. руб. Необоснованный расход фонда оплаты труда составил 6,55 тыс. руб.

Таким образом, выводы эксперта, в целом подтверждают обстоятельства установленные в ходе целевой проверки проведенной Комитетом по финансам, за исключением небольшого расхождения в суммах перерасхода, что подлежит согласованию и при необходимости корректировке, в соответствии с требованиями Положения о порядке осуществления финансового контроля в МР «Чернышевский район» от 29.08.2012 г. № 1123.

В соответствии с п. 3 ст. 270.2 Бюджетного Кодекса РФ предписание органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля содержит обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

При принятии данного решения органу внутреннего государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации следует исходить из необходимости достижения в каждом конкретном случае с максимально возможной эффективностью одной из основных целей его деятельности - возмещения использованных с нарушениями бюджетного законодательства бюджетных средств.

Предписание как ненормативный правовой акт, содержащий обязательные для исполнения требования властно-распорядительного характера, выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения.

Таким образом, требования, изложенные в предписании, не могут быть взаимоисключающими, должны быть реально исполнимы, предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований.

При этом исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями.

Предписание Комитета по финансам, вынесенное по результатам целевой проверки в адрес администрации ГП «Чернышевское», соответствует установленным требованиям.

При установленных обстоятельствах и руководствуясь ст. ст. 179-180 КАС РФ суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении административного иска администрации ГП «Чернышевское» к Комитету по финансам администрации МР «Чернышевский район» о признании действий не законными, отмене акта целевой проверки и предписания по результатам целевой проверки.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Забайкальского краевого суда в течение 30 дней путем принесения апелляционной жалобы через Чернышевский районный суд.

Судья А.В. Мусихин