ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-191/20 от 05.03.2020 Таштагольского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-191/2020

УИД 42RS0035-01-2020-000041-45

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Таштагол 05 марта 2020 г.

Таштагольский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего судьи Щегловой А.В.,

при секретаре Ануфриевой И.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании, с извещением лиц, участвующих в деле, дело по административному исковому заявлению Максимова Н. Н.ча к Управлению службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>- Кузбассу (Управление Росреестра по <адрес>-Кузбассу) о незаконным признании приостановления действий по прекращению права собственности на объект недвижимости; о признании незаконным приостановления осуществления действий по кадастровому и государственному учету и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости-двух земельных участков,

УСТАНОВИЛ:

Максимов Н.Н. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением к административному ответчику и просил:

1. Признать незаконным решение о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости двух земельных участков расположенных по адресу: <данные изъяты>

2. Признать незаконным решение о приостановлении действий по прекращению права собственности объекта недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>

3. Обязать Управление службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес>- Кузбассу, (Управление Росреестра по <адрес>-Кузбассу) провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на образуемые земельные участки.

Требования мотивированы тем, что Максимов Н.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <данные изъяты>, площадью 3000 кв.м., с видом разрешенного использования под индивидуальную жилую застройку.

Кадастровый номер земельного участка <данные изъяты> Данный земельный участок, согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости образован <данные изъяты> право собственности на земельный участок за <данные изъяты> за ним зарегистрировано <данные изъяты>

На земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, площадью 166,6 кв.м., право на который зарегистрировано <данные изъяты>

Максимов Н.Н. как собственник принял решение о разделении вышеуказанного земельного участка, на два участка, площадью 400 кв.м. и 2600 кв.м., в связи, с чем обратился в ООО «<адрес> кадастровый центр» для проведения кадастровых работ в отношении земельного участка.

Также им было получено постановление Администрации Шерегешского городского поселения <данные изъяты>, согласно которого было разрешено увеличение максимального допустимого размера земельного участка с <данные изъяты>.м., в связи с тем, что земельный участок образован до введения в действия Правил землепользования и застройки.

После поведения кадастровых работ и изготовления межевого плана, <данные изъяты>, он обратился с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и с заявлением о государственной регистрации прав на недвижимое имущество на каждый образуемый земельный участок.

<данные изъяты> административный истец получил уведомления о приостановлении действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости двух земельных участков, расположенных по адресу: <данные изъяты>, в связи с тем, что размер образуемого земельного участка, который сохраняется в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальных или максимальных) размерам земельного участка.

Также получено уведомление о приостановлении действий по прекращению права собственности объекта недвижимости - земельный участок <данные изъяты>, в связи с тем, что размер образуемого земельного участка, который сохраняется в результате преобразования сохраняется в измененных границах, не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальных или максимальных) размерам земельного участка. Так как одновременно с данным заявлением поданы заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав двух земельных участков, по которым принято решение о приостановлении.

Межевым планом, который предоставлен им в Управление Росреестра по <адрес>-Кузбассу (Таштагольский отдел) предусматривается образование в результате раздела земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> земельных участков, один из которых имеет площадь 400 кв.м. и соответствует предельным (минимальным и максимальным) размерам, предусмотренным Постановлениям Коллегии администрации <данные изъяты> Второй образуемый земельный участок площадью 2600 кв.м. превышает установленный максимальный размер площади лишь постольку, поскольку исходный земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 3000 кв.м. также превышает максимальный размер.

В данном случае раздел земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 3000 кв.м. не приводит к увеличению количества земельных участков, превышающих максимальный размер площади, определенный законодательством в отношении земельных участков для индивидуального жилого строительства, а потому не может рассматриваться как противоречащий требованиям ч. 4 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, учитывая, что площадь указанного исходного земельного участка, учтенного в государственном кадастре недвижимости, превышает соответствующий максимальный размер площади, но возможность использования данного земельного участка мной, как собственником, действующим законодательством не исключается.

Полагает, что необходимо учесть, что земельный участок в отношении которого производиться раздел, образован в 2006 году, с площадью 3000 кв.м., до принятии Правил землепользования и застройки.

В судебное заседание Максимов Н.Н. в судебное заседание не явился, извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель Максимова Н.Н.Рогальских К.В., действующая на основании доверенности, административное исковое заявление поддержала в полном объеме.

В судебном заседании представитель Управление Росреестра по <адрес>-Кузбассу Крючкина Е.В., действующая на основании доверенности, административный иск не признала, просила отказать в его удовлетворении, поскольку административный орган, приостанавливая регистрацию, действовал в соответствии с требованиями действующего законодательства, постановление администрации Шерегешского городского поселения от <данные изъяты> не имеет обязательной силы по рассматриваемому спорному вопросу, регистрирующий орган в силу закона не должен принимать во внимание данный документ, он касается отклонения от предельных параметров застройки, а не параметров земельного участка. Более того, ст.ст. 38, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривают отклонение от максимальных параметров застройки, а только от минимальных. Полагает, что административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора.

Позиция административного ответчика по делу изложена подробно в представленных суду возражениях и дополнениях к нему.

С учетом того, что исковое заявление принято к производству суда, административный ответчик возражал против его удовлетворения, более того, предусмотренный законом срок для обращения в апелляционную комиссию Росреестра пропущен, суд оснований для оставления иска без рассмотрения не усматривает.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация Шерегешского городского поселения, которая в своем отзыве, представленном в материалы дела, указала, что административный истец обратился в администрацию с заявлением о разрешении на отклонение от предельного максимального размера земельного участка, после чего, администрация приняла постановление <данные изъяты> и разрешила увеличить максимально установленную площадь земельного участка с 1500 кв.м. до 2600 кв.м., в связи с тем, что земельный участок был образован до введения в действие Правил землепользования и застройки. Количество земельных участков, превышающих максимальный размер площади, определенный законодательством, не увеличивается. Против удовлетворения административного искового заявления не возражала.

В судебное заседание администрация Шерегешского городского поселения своего представителя не направила, извещена.

Изучив материалы дела, заслушав стороны, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.

В силу пункта 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

При разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в п. 4 настоящей статьи, и в случаях, предусмотренных другими федеральными законами (п. 1 ст. 11.4 ЗК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать установленным в соответствии с федеральным законом требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости из таких объектов недвижимости.

Таким образом, по смыслу приведенных положений закона раздел имущества (земельного участка) должен осуществляться с учетом требований к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков, определенных в установленном порядке, данный размер не может быть поставлен в зависимость от фактически сложившегося порядка землепользования.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец Максимов Н.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> Право собственности зарегистрировано <данные изъяты>. Земельный участок образован <данные изъяты>

Согласно уведомлению от <данные изъяты> приостановлена государственная регистрация кадастрового учета и государственная регистрация права собственности объекта недвижимости двух земельных участков расположенных по адресу: <данные изъяты> в связи с тем, что площадь земельного участка (:283:ЗУ 2) о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав которого представлено заявление, согласно сведениям составляет 2600 кв.м., что не соответствует установленному максимальному размеру земельного участка.

Согласно уведомлению от <данные изъяты> приостановлена также государственная регистрация прекращения права собственности на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты> связи с тем, что образованные при разделе земельные участки не соответствуют требованиям к предельным (максимальным или минимальным) размерам.

Обращаясь в суд с требованием о признании указанных решений органа государственной регистрации незаконными, административный истец, во-первых, исходил из того, что он является собственником земельного участка и вправе производить в отношении него распорядительные действия, в том числе связанные с разделом, во-вторых, у него имеется разрешение органа местного самоуправления об отклонении в большую сторону от максимально установленного размера земельного участка, установленного на территории муниципального образования, и, в-третьих, количество земельных участков с максимально допустимой площадью не увеличивается при разделе.

С такими доводами суд согласиться не может и оснований для признания оспариваемых решений Управление Росреестра по <адрес>-Кузбассу незаконными не находит.

В силу ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации, правовую основу государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Статья 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 218-ФЗ устанавливает требования к межевому плану. Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка установлены Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГN 921.

В силу п. 22 Требований в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются:

1) документы градостроительного зонирования (правила землепользования и застройки);

2) нормативные правовые акты, устанавливающие предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков;

3) документация по планировке территории (проекты планировки территории, проекты межевания территории), документы территориального планирования;

4) документы, определяющие (определявшие) в соответствии с законодательством Российской Федерации местоположение границ земельного участка (земельных участков) при его образовании, в том числе схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения, предусматривающие утверждение схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков, решения об утверждении проекта межевания территории, утвержденный проект межевания территории, решение об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимости для государственных или муниципальных нужд;

5) утвержденные в установленном порядке проекты организации и застройки территорий садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан, проекты перераспределения сельскохозяйственных угодий и иных земель сельскохозяйственного назначения;

6) утвержденные в установленном порядке материалы лесоустройства, проектная документация лесных участков;

7) решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки;

8) вступившие в законную силу судебные акты;

9) иные предусмотренные законодательством документы.

Действующее нормативное регулирование не предусматривает использование постановлений(распоряжений) органа местного самоуправления при составлении межевого плана.

Пункт 52 Требований предусматривает необходимость указания предельных минимальный и максимальных размеров, соответствующих виду разрешенного использования земельного участка, в реквизите "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках", в реквизите "3" раздела "Сведения об уточняемых земельных участках" на основании документов, устанавливающих такие размеры в соответствии с действующим законодательством. Сведения о реквизитах таких документов и ссылка на источник их официального опубликования приводятся в разделе межевого плана "Заключение кадастрового инженера".

Так, Постановлением Коллегии администрации <адрес><данные изъяты> утверждены правила землепользования и застройки Шерегешского городского поселения, которыми, в частности, установлено, что предельный максимальный размер земельного участка с категорией земель «земли населенных пунктов с разрешенным использованием под индивидуальную жилую застройку» составляет 1500 кв.м., предельный минимальный размер составляет 400 кв.м.

Площадь одного из образуемых земельных участков административного истца (:283:ЭУ 2) составляет 2600 кв.м., что не соответствует установленному максимальному размеру земельного участка.

В обоснование превышения размера административный истец представил постановление администрации Шерегешского городского поселения от <данные изъяты>, согласно которому Максимову Н.Н. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров застройки и разрешенного строительства земельного участка по адресу пгт. <данные изъяты> увеличение максимально допустимых параметров – площади земельного участка с 1500 кв.м. до 2600 кв.м. Данное постановление было вынесено в соответствии со ст. 38, 40 Градостроительного кодекса РФ.

В силу п. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

В силу п. 1.1. указанной статьи правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов.

В силу положений п. 1.10, 1.10.1, 1.10.2, 1.10.3 Правил землепользования и застройки Шерегешского городского поселения правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Правообладатели земельных участков вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, если такое отклонение необходимо в целях однократного изменения одного или нескольких предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов и в порядке, определенном пунктом 1.10.4 настоящих Правил.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений, отклонение возможно в отношении земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, однако, в рассматриваемом случае, это следует и из административного искового заявления, и из отзыва представленного администрацией Шерегешского городского поселения, превышение от максимально возможного размера земельного участка, обосновано тем, что искомый земельный участок был образован до введение новых правил землепользования и застройки. Такие мотивы для отклонения законом не предусмотрены. Более того, как следует из вышеприведенных норм отклонение от предельных параметров возможно для конкретного земельного участка, но не более чем на 10 %.

В рассматриваемом же случае было принято решение на отклонение от предельного максимального размера земельного участка с 1500 кв.м. до 2600 кв.м., то есть превышение было в 8 раз больше максимально возможного. Более того, отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка, что следует из вышеприведенных Правил, в рассматриваемом же случае земельного участка площадью 1500 кв.м., от предельных размеров которого было разрешено отклонение, объективно не существовало, а существовал только участок 3000 кв.м. Законом установленные мотивы отклонения не приведены и отсутствуют.

В силу ст. 15 КАС РФ если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.

Таким образом, данное постановление местного органа власти не является обязательным ни для суда, ни для органа государственной регистрации, поскольку оно явно противоречит нормам вышестоящих в иерархии нормативным правовым актам, в частности, тем, в соответствии с которыми оно принято, что недопустимо.

Таким образом, в силу вышеизложенного на основании ст. 15 КАС РФ суд не принимает акт органа местного самоуправления во внимание, а руководствуется требованиями вышестоящих в иерархии нормативных актов.

Довод административного истца о том, что в силу ч. 8 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом (аналогичные положения закреплены в п. 4 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации) суд не может принять во внимание в обоснование незаконности решений органа власти.

Действительно, земельный участок административного истца был образован до принятия новых правил землепользования и застройки на территории Шерегешского городского поселения, однако, как было установлено выше, при разделе земельного участка образуются 2 или более новых земельных участка и эти участки должны соответствовать установленным новым правилам землепользования и застройки, в частности, требованиям к предельному максимальному и минимальному размеру. В противном случае, происходит игнорирование действующего законодательства. Само по себе произвольное решение собственника о разделе земельного участка в желаемых им размерах, подкрепленное незаконным постановлением органа местного самоуправления не может приводить к тому, что решение регистрирующего органа, который руководствуется нормами федерального законодательства, следует признавать незаконным.

При этом, регистрирующий орган обоснованно руководствовался теми правилами, которые имели место на момент совершения юридически значимого действия, а не тем обстоятельством, что искомый участок был образован много лет назад. Суд отмечает, что административный истец по своему личному усмотрению как собственник принял решение разделить спорный земельный участок в 2019 году, в связи с чем, образуемые при разделе участки должны соответствовать требованиям действующего законодательства, а не следовать судьбе того участка из которого образуются. При этом, принимаемые органом муниципальной власти постановления, не должны нарушать публичный порядок, противоречить иным нормативным актам, стоящим выше в иерархии. Регистрирующий орган, как было отмечено выше, руководствуется нормативными актами согласно установленной иерархии, начиная от Конституции РФ. Орган, выполняющий публичную функцию, не может в своей деятельности руководствоваться постановлением местного органа власти, противоречащему федеральному и региональному законодательству.

Применение незаконного постановления при разрешении дела и при осуществлении регистрации противоречит общеправовому принципу законности и подрывает основы публичного порядка.

Также суд принимает во внимание разъяснения Верховного Суда РФ, изложенные в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. <данные изъяты> в частности, изложенные в п. 15, согласно которым требования к предельным (минимальным или максимальным) размерам образуемого (измененного) земельного участка устанавливаются градостроительными регламентами в составе правил землепользования и застройки, а в отношении земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, - ЗК РФ или другими федеральными законами. Установленные требования распространяются и на случаи образования земельных участков, находящихся в частной собственности.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о законности вынесенных административным ответчиком решений.

Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Максимова Н. Н.ча к Управлению службы государственной регистрации, кадастра и картографии <адрес> - Кузбассу о признании незаконным приостановления действий по прекращению права собственности на объект недвижимости, о признании незаконным приостановления осуществления действий по кадастровому и государственному учету и государственной регистрации права собственности объекта недвижимости - двух земельных участков, обязании провести государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на образуемые земельные участки - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с даты изготовления решения суда в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий А.В. Щеглова