ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-191/2022 от 02.02.2022 Усть-вымского районного суда (Республика Коми)

Дело №2а-191/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кослан

02 февраля 2022 г.

Усть-Вымский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Мининой О.Н., при секретаре Митиной Е.В., с участием прокурора Паршукова П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании в с. Кослан Удорского района Республики Коми административное дело по административному исковому заявлению прокурора Удорского района Республики Коми к администрации муниципального образования муниципального района «Удорский» о признании бездействия незаконным, обязании организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления,

установил:

прокурор Удорского района Республики Коми обратился в суд с административным иском о признании бездействия администрации муниципального образования муниципальный район «Удорский» (далее – МР «Удорский»), выразившегося в непринятии мер к организации сбора и вывоза отходов, несанкционированно размещенных на территории, а также в непринятии мер по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель, незаконным, обязании администрации МР «Удорский» в срок до 31 июля 2022 года организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления из несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории МО СП «Кослан» и МО СП «Буткан» в точках с координатами:

1) N <Номер> общей площадью 477 м2, примерный объем 30 м3;

2) N <Номер> общей площадью 154 м2, примерный объем 25 м3;

3) N <Номер> общей площадью 219 м2, примерный объем 40 м3;

4) N <Номер> общей площадью 500 м2, примерный объём - 25 м3.

5) N <Номер> общей площадью 68 м2, примерный объём 15 м3.

6) N <Номер> общей площадью 125 м2, примерный объём 50 м3.

7) N <Номер> общей площадью 48 м2, примерный объём 15 м3.

8) N <Номер>, общей площадью - 204 м2, примерный объём - 50 м3.

9) N <Номер> общей площадью 16 м2, примерный объём - 20 м3.

10) N <Номер> общей площадью 1000 м2, примерный объём - 200 м3.

11) N <Номер> общей площадью 3000 м2, примерный объём 100 м3.

В судебном заседании помощник прокурора Удорского района Республики Коми Паршуков П.А. доводы и основания, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме. Считает нецелесообразным уменьшать срок исполнения решения по несакционированным местам размещения отходов, расположенным в п. Ыджыд-Яг.

Заинтересованное лицо - Удорский районный отдел по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми извещен о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, представили письменный отзыв, что согласны с административным иском прокурора, указали, что несанкционированные места размещения отходов находится в зоне весеннего половодья, круглогодичное дорожное сообщение с поселком Ыджыд-Яг отсутствует, поэтому указали на необходимость организовать мероприятия по ликвидации отходов в период функционирования ледовой переправы через реку Мезень.

Заинтересованное лицо – Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми извещены надлежащим образом, в суд представителя не направили, ходатайств не заявили.

Представитель административного ответчика администрации МР «Удорский» в судебном заседании участия не принимал, о месте и времени извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без участия их представителя.

Заслушав прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Удорского района Республики Коми проведена проверка исполнения требований законодательства о природопользовании и охране окружающей среды на территории муниципального района «Удорский».

Статьей 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7 - ФЗ) закреплено право граждан на охрану здоровья и на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Согласно ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 № 607-ст), несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.

Согласно пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории на которых эти отходы находятся.

В силу абз. 6 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ одним из принципов в области охраны окружающей среды является ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Полномочие органов местного самоуправления муниципального района в данной сфере предусмотрено п. 18 ч. 1 ст. 14, ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений.

В период с <Дата> по <Дата> с привлечением специалиста Удорского районного отдела по охране окружающей среды Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой на территории сельских поселений «Кослан» и «Буткан» обнаружены места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов и отходов производства (далее свалки), расположенные в районе точек с координатами:

1) N <Номер> (находится по адресу <Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 общей площадью 477 м2, примерный объем 30 м3;

2) N <Номер> (находится по адресу <Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4 общей площадью 154 м2, примерный объем 25 м3;

3) N <Номер> (находится по адресу <Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4 общей площадью 219 м2, примерный объем 40 м3;

4) N <Номер> (<Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные - 7 31 110 02 21 5; тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами - 4 38 118 01 51 5; тара стеклянная незагрязненная - 4 51 102 00 20 5, общей площадью 500 м2, примерный объём 25 м3.

5) N <Номер> (<Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные - 7 31 110 02 21 5, общей площадью 68 м2, примерный объём 15 м3.

6) N <Номер> (<Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные - 7 31 110 02 21 5, общей площадью 125 м2, примерный объём 50 м3.

7) N <Номер> (<Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные - 7 31 110 02 21 5, общей площадью 48 м2, примерный объём 15 м3.

8) N <Номер> (<Адрес>). На данной территории находятся отходы согласно ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные - 7 31 110 02 21 5; тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами - 4 38 118 01 51 5; тара стеклянная незагрязненная - 4 51 102 00 20 5, общей площадью 204 м2, примерный объём 50 м3.

9) N <Номер> (<Адрес>). Несанкционированное место размещения отходов представляет собой бетонную яму размерами по периметру З метра на 4 метра глубиной около 2 метров, переполненной ТКО следующих видов с кодом ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4, общей площадью 16 м2, примерный объём 20 м3.

10) N <Номер> (<Адрес>). Несанкционированное место размещения отходов находится предположительно в бывшей силосной яме и вокруг неё. Находящиеся на данном месте ТКО представлены следующими видами с кодом ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4; отходы из жилищ крупногабаритные - 7 31 110 02 21 5; тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами - 4 38 118 01 51 5; тара стеклянная незагрязненная - 4 51 102 00 20 5; покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные - 9 21 130 02 50 4, общей площадью 1000 м2, примерный объём 200 м3.

11) N <Номер> (<Адрес>). Находящиеся на данном месте ТКО представлены следующими видами с кодом ФККО: отходы из жилищ несортированные (исключая крупногабаритные) - 7 31 110 01 72 4; мусор от сноса и разборки зданий несортированный - 8 12 901 01 72 4; тара полиэтиленовая, загрязненная пищевыми продуктами - 4 38 118 01 51 5; тара стеклянная незагрязненная - 4 51 102 00 20 5, общей площадью 3000 м2, примерный объём 100 м3.

Общий объем размещенных твердых коммунальных отходов и производственных отходов составил 670 м3. В ходе проверки установить лиц, виновных в размещении отходов производства и потребления не представилось возможным.

В соответствии с публичной кадастровой картой, опубликованной на сайте pkk5.rosreestr.ru земля в районе мест размещения несанкционированных свалок находится на территории муниципальных образований сельских поселений «Кослан» и «Буткан», для землепользования конкретным лицами не выделялась.

Согласно сведениям ГУ РК «Удорское лесничество» от 01.02.2022 г. места размещения отходов, согласно представленных координат, указанных в иске, находятся на территории земель сельских поселений и не входят в государственный лесной фонд.

В соответствии со ст. 209, 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему объектом, а также обязанность нести бремя содержания объекта.

Как следует из ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением, а также соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Непринятие мер по ликвидации несанкционированных свалок приводит к нарушению естественной экологической системы и негативно влияет на окружающую среду вследствие загрязнения и захламления почв, загрязнения подземных и поверхностных вод, поскольку не обеспечивается изоляция и обезвреживание отходов.

Кроме того, существование несанкционированных свалок нарушает гарантированные государством права на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.

В связи с чем, суд считает, что административные исковые требования прокурора Удорского района Республики Коми являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

решил:

Административное исковое заявление прокурора Удорского района Республики Коми удовлетворить.

Признать бездействие администрации муниципального образования муниципальный район «Удорский», выразившееся в непринятии мер к организации сбора и вывоза отходов, несанкционированно размещенных на территории, а также в непринятии мер по проведению мероприятий по рекультивации нарушенных земель, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования муниципальный район «Удорский» в срок до 31 июля 2022 года организовать проведение мероприятий по ликвидации отходов производства и потребления из несанкционированных мест размещения отходов, расположенных на территории МО СП «Кослан» и МО СП «Буткан» в точках с координатами:

1) N <Номер> общей площадью 477 м2, примерный объем 30 м3;

2) N <Номер>, общей площадью 154 м2, примерный объем 25 м3;

3) N <Номер>, общей площадью 219 м2, примерный объем 40 м3;

4) N <Номер>, общей площадью 500 м2, примерный объём 25 м3.

5) N <Номер>, общей площадью 68 м2, примерный объём 15 м3.

6) N <Номер> общей площадью 125 м2, примерный объём 50 м3.

7) N <Номер>, общей площадью 48 м2, примерный объём 15 м3.

8) N <Номер>, общей площадью 204 м2, примерный объём 50 м3.

9) N <Номер>, общей площадью 16 м2, примерный объём 20 м3.

10) N <Номер>, общей площадью 1000 м2, примерный объём 200 м3.

11) N <Номер>”, общей площадью 3000 м2, примерный объём 100 м3.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Вымский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Минина О.Н.