ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-191/2023 от 08.12.2023 Тарногского районного суда (Вологодская область)

УИД 35RS0021-01-2023-000263-53

Административное дело № 2а-191/2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 декабря 2023 года с. Тарногский Городок

Тарногский районный суд Вологодской области в составе судьи Еиной Н.Н.,

с участием:

административного истца Шамонина Н.А.,

представителя ответчика администрации Тарногского муниципального округа Силинской О.А.,

прокурора Тарногского района Вологодской области Германа Б.А.,

при секретаре Чирковой М.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шамонина Н.А. к администрации Тарногского муниципального округа о признании недействующим Постановления от 27.01.2023 № 90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов», решения комиссии от 04.07.2023, протокола № 2 от 04.07.2023 заседания комиссии,

установил:

Административный истец Шамонин Н.А. обратился в суд с административным иском администрации Тарногского муниципального округа о признании недействующим Постановления от 27.01.2023 № 90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов», решения комиссии от 04.07.2023, протокола № 2 от 04.07.2023 заседания комиссии.

В обоснование иска указал, что администрацией Тарногского муниципального округа 27.01.2023 было принято постановление №90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» которым утверждено Положение о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Истец является субъектом отношений, регулируемых муниципальным нормативно-правовым актом – Постановлением №90 от 27.01.2023, которым нарушены его трудовые права, свободы и законные интересы. Полагает, что указанное постановление с утвержденным положением противоречит статье 15 Конституции Российской Федерации, где закреплено что «Законы подлежат официальному опубликованию, неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения». Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу; пункту 7 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», где указано, что «Комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы» (в преамбуле постановления № 90 от 27.01.2023 - основание принятия - Указ от 01.07.2010 № 821). Исходя из прямого указания данного пункта Комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов должна образовываться нормативным правовым актом. В Положении о комиссии администрации Тарногского муниципального округа данная норма отсутствует; противоречит подпункту в) пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов», где в состав комиссии входит представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой». В состав Комиссии не включен представитель образовательного учреждения; противоречит части 1 статьи 44 Устава Тарногского муниципального округа Вологодской области, утвержденного решением Представительного Собрания округа от 26.10.2022 года № 21, установлен Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов органов местного самоуправления, где официальным опубликованием муниципального правового акта считается первая публикация его полного текста в газете «Кокшеньга».

На территории Тарногского муниципального округа издается газета «Кокшеньга», которая Уставом округа определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию муниципальных нормативно-правовых актов, принятых органом местного самоуправления округа. Кроме этого в п. 7 Постановления № 90 указано, что постановление подлежит опубликованию в районной газете «Кокшеньга». Постановление администрации Тарногского муниципального округа от 27.01.2023 № 90 об утверждении Положения о комиссии и состава комиссии, в полном объеме не опубликовано в газете «Кокшеньга», поэтому оно не подлежит применению.

Истец указывает, что неопубликованное постановление администрации Тарногского муниципального округа от 27.01.2023 № 90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» с утвержденными Положением о комиссии и составом комиссии, являясь муниципальным нормативно-правовым актом, не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Полагает, что нарушены его трудовые права, свободы и законные интересы, так как на основании протокола заседания комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.07.2023 №2, (решения комиссии) административным ответчиком принято распоряжение от 09.08.2023 «О применении дисциплинарного взыскания» (далее - Распоряжение ») на него наложено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Положение о комиссии, являясь муниципальным нормативно-правовым актом, которое противоречит действующему законодательству, не влечет каких- либо правовых последствий, и решение комиссии, протокол заседания комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 04.07.2023 основанием для применения дисциплинарного взыскания не может быть. Поскольку комиссия сформирована Положением о комиссии, которое не подлежит применению, то соответственно Комиссия в юридическом смысле не существует, поэтому принятые ею решения, оформленные протоколом от 04.07.2023 года, являются незаконными.

Просит признать незаконным постановление администрации Тарногского муниципального округа от 27.01.2023 № 90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» с утвержденными Положением о комиссии и составом комиссии; признать незаконными решения, принятые на заседании комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и протокол комиссии от 04.07.2023; обязать административного ответчика отменить решения, принятые на заседании комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и протокол комиссии от 04.07.2023.

Административный истец Шамонин Н.А. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Пояснил, что указание в иске на несоответствие оспариваемого постановления ст. 15 Конституции Российской Федерации носит информационный характер.

Представитель административного ответчика администрации Тарногского муниципального округа, Комиссия Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов Силинская О.А. в удовлетворении иска просила отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях.

Глава Тарногского муниципального округа Кочкин А.В. в судебное заседание не явился, в письменных возражениях просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска отказать, суд приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что предметом оспаривания по настоящему административному делу является постановление №90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов», которым утверждено Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.

В силу части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений; признание того или иного акта нормативным правовым во всяком случае зависит от анализа его содержания, который осуществляется соответствующим судом.

Согласно ч. 2, 3 ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории РФ. Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Частью 1 статьи 43.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что муниципальные нормативные правовые акты, в том числе оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), подлежат включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, организация и ведение которого осуществляются органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

Согласно доводам административного истца постановление №90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» было опубликовано в газете «Кокшеньга» в полном объеме, а именно без текста Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, что по его мнению не соответствует ст.15 Конституции Российской Федерации, части 1 ст.44 Устава Тарногского муниципального округа Вологодской области. Также по мнению административного истца в Положении о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в нарушение с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов отсутствует норма о том, что указанная комиссия должна образовываться нормативно-правовым –актом. Также по мнению истца в нарушение п.8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в состав комиссии не включен представитель образовательного учреждения.

Суд находит несостоятельными доводы административного истца о том, что постановление №90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов» незаконно, поскольку было опубликовано в газете «Кокшеньга» без текста Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в связи со следующим.

Согласно части 3 статьи 12 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" официальное опубликование законов и иных нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов осуществляется в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами порядком их официального опубликования.

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан (часть 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальное образование, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования) (абзац первый части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Раскрывая понятие официального опубликования нормативного правового акта, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в пункте 21 разъяснил, что официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием.

Согласно ст. 42 Устава Тарногского муниципального округа Вологодской области по вопросам местного значения население округа непосредственно, а также органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления муниципального округа принимают муниципальные правовые акты.. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления округа федеральными законами и законами области, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами области. В систему муниципальных правовых актов входят:1) Устав округа, правовые акты, принятые на местном референдуме;2) нормативные и иные правовые акты Представительного Собрания округа;3) постановления и распоряжения председателя Представительного Собрания округа;4) постановления и распоряжения главы округа;5) постановления и распоряжения администрации округа;6) постановления и распоряжения контрольно-ревизионной комиссии округа.

Устав округа и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории округа. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу округа и правовым актам, принятым на местном референдуме.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает муниципальный округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты вступают в силу со дня их подписания, если иное не установлено действующим законодательством, настоящим Уставом или самим муниципальным правовым актом.

Муниципальные правовые акты муниципального округа не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Уставу области, законам области, иным нормативным правовым актам области.

В соответствии со ст.44 Устава Тарногского муниципального округа Вологодской области, утвержденного решением Представительного Собрания округа от 26.10.2022 №21 установлен порядок официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в газете "Кокшеньга" (п.1).

Дополнительным источником официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления, к их официальному опубликованию в печатном средстве массовой информации также является портал Министерства юстиции Российской Федерации "Нормативные правовые акты в Российской Федерации" (http://pravo-minjust.ru, http://право-минюст.рф) (п.2).

Наряду с официальным опубликованием муниципальный правовой акт или соглашение, заключенное между органами местного самоуправления, могут быть размещены на официальном сайте муниципального округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 27.05.2021 N 23-П "По делу о проверке конституционности пункта 6 части 1 статьи 44, частей 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина Ю.Г. Ефремова" признан пункт 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.

Таким образом, пункт 6 части 1 статьи 44, части 1 и 3 статьи 47 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", рассматриваемые в системе правового регулирования, обязывая муниципальные образования в своих уставах определить порядок официального опубликования (обнародования) муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, не предполагают вступления таких актов в силу без их официального опубликования и при этом наделяют муниципальные образования полномочием самостоятельно предусмотреть в интересах граждан наряду с порядком официального опубликования муниципальных нормативных правовых актов дополнительные способы их обнародования.

Настоящее постановление об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов опубликовано в газете «Кокшеньга» от 04.02.2023 за №9, под постановлением содержится ссылка на то, что с полным текстом постановления можно ознакомиться на официальном сайте в Министерстве юстиции РФ Постановление об утверждении Положения зарегистрировано 16.02.2023 за RU35028908202300031. Также указанное постановление администрации Тарногского муниципального округа с приложением размещено в информационно-телекомуникационной сети интернет. В печатном виде находится в администрации Тарногского муниципального округа.

Суд полагает, что не опубликование полного текста оспариваемого Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа в газете «Кокшеньга», при обеспеченной администрацией округа населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, в том числе административному истцу, являющемуся председателем названной комиссии, возможность ознакомиться с его содержанием, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования доведения его до сведения населения в ином порядке.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда от 13 января 2000 г. N 6-О подчеркивается, что статус Конституционного Суда РФ, закрепленный в Конституции РФ, не предполагает обжалование принимаемых им решений, поскольку в судебной системе Российской Федерации нет иного органа Конституционного Судопроизводства, управомоченного проверять соответствие нормативных правовых актов Конституции РФ и в случае их неконституционности лишать их юридической силы (абз. 2 - 3 п. 3 мотивировочной части).

С учетом изложенного, суд общей юрисдикции не вправе проверять на соответствие Конституции Российской Федерации нормативно-правовой акт, в том числе оспариваемый.

Относительно довода ответчика о том, что в Положении о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в нарушение с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов отсутствует норма о том, что указанная комиссия должна образовываться нормативно-правовым – актом суд исходит из следующего.

Муниципальная служба в силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальным служащим в соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Под должностью муниципальной службы понимается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность (часть 1 статьи 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации").

Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и муниципальным правовым актом, могут образовываться комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликтов интересов.

Статья 4(1). Закона Вологодской области от 09.10.2007 N 1663-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области" (принят Постановлением ЗС Вологодской области от 26.09.2007 N 778) для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления решением представителя нанимателя (работодателя) может образовываться комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), которая состоит из председателя комиссии, его заместителя, назначаемого руководителем органа местного самоуправления из числа членов комиссии, замещающих муниципальные должности муниципального образования и (или) должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, а также секретаря и членов комиссии.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов" органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано в 2-месячный срок разработать и утвердить положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (муниципальных служащих) и урегулированию конфликта интересов, руководствуясь названным Указом.

Административный истец в обоснование своих доводов ссылается на п.7 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в соответствии с которым комиссия образуется нормативным правовым актом государственного органа. Указанным актом утверждаются состав комиссии и порядок ее работы. В состав комиссии входят председатель комиссии, его заместитель, назначаемый руководителем государственного органа из числа членов комиссии, замещающих должности государственной службы в государственном органе, секретарь и члены комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами. В отсутствие председателя комиссии его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

Вместе с тем согласно п.1 указанного Положения - Положением определяется порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции"

В Положении о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов определен порядок формирования и деятельности комиссии администрации Тарногского муниципального округа, состав комиссии в соответствии со ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и ФЗ от 25.12.2008 №273-ФЗ.

Из содержания приведенных норм следует, что положение может утверждаться муниципальным правовым актом, при этом императивного правила о том, что в положении должна содержаться норма об образовании комиссии, не содержится, следовательно, доводы административного истца в данной части являются несостоятельными.

Относительно доводов административного истца о том, что в нарушение п.8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в состав комиссии не включен представитель образовательного учреждения. Суд исходит из следующего.

В соответствии с п.8 Указа Президента Российской Федерации от 01.07.2010 №821«О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов в состав комиссии входят: а) заместитель руководителя государственного органа (председатель комиссии), руководитель подразделения кадровой службы государственного органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо должностное лицо кадровой службы государственного органа, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений (секретарь комиссии), государственные служащие из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения, других подразделений государственного органа, определяемые его руководителем; б) представитель Управления Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции или соответствующего подразделения Аппарата Правительства Российской Федерации;в) представитель (представители) научных организаций и образовательных учреждений среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с государственной службой.

В статье 4(1) закона Вологодской области от 09.10.2007г. № 1663-03 «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области»Для обеспечения соблюдения муниципальными служащими общих принципов служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления решением представителя нанимателя (работодателя) может образовываться комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия), которая состоит из председателя комиссии, его заместителя, назначаемого руководителем органа местного самоуправления из числа членов комиссии, замещающих муниципальные должности муниципального образования и (или) должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, а также секретаря и членов комиссии.

В состав комиссии в органе местного самоуправления включаются заместитель руководителя органа местного самоуправления либо в случае отсутствия в структуре органа местного самоуправления должности заместителя руководителя - лицо, определенное муниципальным правовым актом (председатель комиссии), муниципальные служащие (в том числе осуществляющие решение кадровых вопросов и правовое обеспечение соответствующего органа местного самоуправления), представитель органа исполнительной государственной власти области, являющегося органом по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В состав комиссии по согласованию могут входить представитель (представители) научных организаций и образовательных организаций среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, деятельность которых связана с муниципальной службой. В случае отсутствия на территории муниципального образования вышеуказанных образовательных организаций в состав комиссии могут быть включены независимые представители общественности.

В состав комиссии по согласованию могут входить представители общественного совета, образованного при органе местного самоуправления, представители общественной организации ветеранов, созданной в органе местного самоуправления, представители профсоюзной организации, действующей в установленном порядке в органе местного самоуправления.

Состав комиссии формируется таким образом, чтобы исключалась возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые комиссией решения.

Количественный и персональный состав комиссии, порядок ее работы, включая порядок принятия решений комиссии, утверждаются представителем нанимателя (работодателем).

Число членов комиссии, не замещающих должности муниципальной службы в органе местного самоуправления, должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

В оспариваемом Положении Состав комиссии определен персонифицирован, статье 4(1) закона Вологодской области от 09.10.2007г. № 1663-03 «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» допускает в случае отсутствия на территории муниципального образования вышеуказанных образовательных организаций включение в состав комиссии независимые представители общественности: представителя Молодежного парламента Тарногского муниципального округа, председатель Общественного совета Тарногского муниципального района, два депутата Представительного собрания Тарногского муниципального округа, что составляет не менее одной четверти от общего числа членов комиссии.

Закона Вологодской области от 09.10.2007г. № 1663-03 «О регулировании некоторых вопросов муниципальной службы в Вологодской области» является действующим, не оспорен, незаконным не принят.

С учетом изложенного доводы административного истца в данной части, также не нашли своего подтверждения.

Требования административного истца о признании незаконным решений, принятых на заседании комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и протокола комиссии от 04.07.2023; обязании административного ответчика отменить решения, принятые на заседании комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов и протокола комиссии от 04.07.2023 по определению Тарногского районного суда от 04.12.2023 оставлены без рассмотрения.

С учетом изложенного, суд полагает в удовлетворении исковых требований Шамонину Н.А. отказать.

Руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 228 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Шамонина Н.А. к администрации Тарногского муниципального округа о признании недействующим Постановления от 27.01.2023 № 90 «Об утверждении Положения о комиссии администрации Тарногского муниципального округа по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Тарногский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Еина