ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1921/2023 от 24.10.2023 Шадринского районного суда (Курганская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Шадринск Курганской области 24 октября 2023 года

Шадринский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Бузаева С.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шадринска, Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска о признании незаконным бездействия по уклонению в проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, возложении обязанности организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения по утверждённому перечню муниципального имущества,

УСТАНОВИЛ:

Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шадринска, указав, что Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере ЖКХ на территории г. Шадринска, в ходе которой выявлены существенные нарушения закона. Установлено, что Администрацией города Шадринска утверждён перечень объектов, в отношении которых необходимо заключить концессионные соглашения. Вместе с тем, в ходе осмотра сайта ГИС ТОРГИ (https://torgi.gov.ru/new/public) установлено, что во вкладке «Категория» - «Государственно-частное партнерство (ГЧП/МЧП/Концессия)» - «Объекты концессионного соглашения» при вкладке «Субъект местонахождения имущества» - «Курганская область» отсутствуют сведения о проводимых конкурсных процедурах в отношении находящихся на территории города Шадринска объектов жилищно-коммунального хозяйства объектов жилищно-коммунального хозяйства. По выявленным нарушениям 10.04.2023 в адрес главы города Шадринска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, однако согласно ответу от 15.05.2023 до настоящего времени действенных мер по устранению выявленных нарушений не принято. В связи с этим, Шадринский межрайонный прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации города Шадринска по уклонению в проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, обязать административного ответчика в течение 3 месяцев после вступления решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения по утверждённому перечню муниципального имущества.

Определением Шадринского районного суда Курганской области от 10.10.2023 к участию в административном деле в качестве административного соответчика привлечён Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска (далее – Комитет, КУМИ).

В судебном заседании прокурор Стадник Р.О. поддержал исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Администрации города Шадринска Ананьина Т.А. просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в письменных возражениях.

Представитель административного ответчика КУМИ Авдюшева О.В. исковые требования не признала, поддержав позицию, приведённую в письменном отзыве.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч.1 ст. 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Как следует из п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О концессионных соглашениях» объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

В соответствии ч. 3 ст. 4 названного Федерального закона органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». Указанный перечень носит информационный характер.

Концессионное соглашение по общему правилу заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения (ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одними из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения являются обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов; развитие систем централизованного теплоснабжения; обеспечение недискриминационных и стабильных условий осуществления предпринимательской деятельности в сфере теплоснабжения.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа теплоснабжения населения посредством передачи прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты. В случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Таким образом, если все объекты теплоснабжения, в отношении которых планируется передача прав владения и (или) пользования, были введены в эксплуатацию менее чем через пять лет до момента опубликования извещения о проведении конкурса, в отношении таких объектов может быть заключен договор аренды, в ином случае – только концессионное соглашение. Позиция КУМИ о праве заключить договор аренды в отношении любых объектов теплоснабжения является несостоятельной как основанная на ошибочном толковании закона.

В силу ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Судом установлено, что Шадринской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства, в ходе которой установлено, что вопреки вышеприведённым требованиям закона Администрацией города Шадринска мероприятия по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения не проводилась, что препятствует своевременной модернизации коммунальной инфраструктуры, в связи с чем, 10.04.2023 в адрес главы города Шадринска внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства с требованием о принятии конкретных мер по устранению выявленных нарушений закона. Однако согласно ответу главы города Шадринска на данное представление от 15.05.2023 до настоящего времени каких-либо мер по устранению выявленных нарушений не принято. Указано на то, что объекты, теплоснабжения, расположенные на территории муниципального образования переданы в аренду теплоснабжающей организации в соответствии с ч. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

Распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом города Администрации города Шадринска от 14.03.2023 № 130-р утверждён перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования – город Шадринск, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, содержащий 16 объектов теплоснабжения, расположенных на территории города Шадринска.

Однако конкурсные процедуры в отношении находящихся на территории города Шадринска объектов жилищно-коммунального хозяйства Администрацией города Шадринска не проводятся, что подтверждается информацией с сайта ГИС ТОРГИ (https://torgi.gov.ru/new/public) (вкладка «Категория» - «Государственно-частное партнерство (ГЧП/МЧП/Концессия)» - «Объекты концессионного соглашения» при вкладке «Субъект местонахождения имущества» - «Курганская область»).

Довод КУМИ о том, что каких-либо предложений о намерении заключить концессионное соглашение от хозяйствующих субъектов не поступало, подлежит отклонению, так как в силу приведённых норм закона инициатива о заключении концессионного соглашения должна лежать на органе местного самоуправления как организаторе конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Ссылку Комитета на то, что на территории города Шадринска имеются инженерные сети, принадлежащие ПАО «КГК» и ООО «ШТС», к которым присоединены тепловые сети муниципальной собственности, то есть муниципальное имущество является технологически связанным с сетями ПАО «КГК» и ООО «ШТС» суд расценивает как несостоятельную и не усматривает препятствий для заключения концессионного соглашения в отношении объектов, поименованных в перечне, утверждённом распоряжением КУМИ от 14.03.2023 № 130-р, поскольку, утверждая такой перечень, сам орган местного самоуправления признал возможность заключения концессионного соглашения в отношении названных объектов. При таких обстоятельствах суд не усматривает оснований для привлечения к участию в деле ПАО «КГК» и ООО «ШТС».

Сложившаяся ситуация может повлечь нарушение прав граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, поскольку передача названных объектов муниципальной собственности без проведения конкурсных процедур препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, его реконструкции, приводит, к его ненадлежащему содержанию, препятствует развитию конкуренции.

Исходя из положений п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 13 Устава муниципального образования – город Шадринск (утверждён решением Шадринской городской Думы от 03.03.2005 г. № 26) к вопросам местного значения муниципального образования – город Шадринск относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; организация в границах муниципального образования - город Шадринск электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 30, ч.ч. 1, 3 ст. 51 Устава Администрация города Шадринска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.

Согласно п. 1 ст. 1 Положения о Комитете по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска, утверждённого решением Шадринской городской Думы от 01.12.2016 № 145, Комитет является органом Администрации города Шадринска, созданным в целях решения вопросов местного значения и для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Шадринска федеральными законами и законами Курганской области.

Вместе с тем, наличие в структуре Администрации города Шадринска соответствующих отраслевых (функциональных) органов управления, наделенных исполнительно-распорядительными функциями в определенной сфере или отрасли муниципального хозяйства, в частности, КУМИ, отражает избранный исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления способ реализации своей компетенции в решении вопросов местного значения, отнесенных к его ведению (ст. 55 Устава муниципального образования – город Шадринск).

Наделение Комитета отдельными управленческими и распорядительными функциями по управлению и распоряжению объектами муниципальной собственности не освобождает Администрацию города Кургана от решения указанных вопросов местного значения.

Кроме того, на основании п. 1 разд. 9 Порядка управления и распоряжения имуществом муниципального образования – город Шадринск, утверждённого решением Шадринской городской Думы от 16.07.2009 № 985, стороной по концессионному соглашению от имени муниципального образования – город Шадринск является КУМИ, однако решение о передаче в концессию оформляется постановлением главы города Шадринска – главы Администрации города Шадринска.

Таким образом, именно на Администрации города Шадринска лежит обязанность по проведению конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.

В связи с этим суд признаёт незаконным бездействие Администрации города Шадринска по уклонению в проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры и возлагает на указанного административного ответчика обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения по утверждённому перечню муниципального имущества.

Учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований в отношении КУМИ.

В соответствии с ч. 2 ст. 178 КАС РФ при принятии решения суд при необходимости устанавливает порядок и срок исполнения решения.

На основании ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

С учётом объёма нарушенных прав неопределённого круга лиц, действий, которые должна совершить Администрация города Шадринска по их восстановлению, временных и финансовых затрат на совершение этих действий суд считает обозначенный срок, предложенный прокурором, разумным, принимая внимания, что административными ответчиками не представлено мотивированных возражений о неразумности данного срока и предложений по иному сроку.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Шадринска о признании незаконным бездействия по уклонению в проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры, возложении обязанности организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения по утверждённому перечню муниципального имущества, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации города Шадринска по уклонению в проведении конкурса на право заключения концессионных соглашений в отношении объектов коммунальной инфраструктуры.

Обязать Администрацию города Шадринска в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать конкурс на право заключения концессионного соглашения по утверждённому перечню муниципального имущества.

Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Шадринска оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение изготовлено 25 октября 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Судья С.В. Бузаев