ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1922/2022 от 09.06.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

Дело №2а-1922/2022

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 июня 2022 года г. Тула, ул. Луначарского, д. 76

Центральный районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Свинцовой С.С.,

при секретаре Тишиной Н.Н.,

с участием старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1922/2022 по административному исковому заявлению прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил:

прокурор Центрального района г. Тулы, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование заявленных требований прокурор указал на то, что прокуратурой Центрального района г. Тулы осуществлен мониторинг сети «Интернет» с целью выявления сайтов, допускающих размещение материалов, распространение которых запрещено на территории Российской Федерации. В результате мониторинга в свободном доступе выявлены сайты: <данные изъяты> и <данные изъяты>, на которых размещена информация о продаже актов гражданского состояния.

Вход на указанные сайты и просмотр размещенной на них информации является свободным, не требует предварительной регистрации и пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данных сайтах информацию может любой пользователь. Информация об указанных сайтах распространяется бесплатно. Ограничение на передачу, копирование и распространение - отсутствует.

Регистрация актов гражданского состояния является исключительно прерогативой Российской Федерации и их свободная продажа и изготовление запрещены.

Просил суд признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов <данные изъяты> и <данные изъяты>, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сведений о доменном имени и (или) указателей страниц сайтов <данные изъяты> и <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Старший помощник прокурора Центрального района г. Тулы ФИО4 в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административно иске, просил суд их удовлетворить в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом, в адресованном суду заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица, привлеченного к участию в деле в порядке ч. 2 ст. 265.3 КАС РФ, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен своевременно и надлежащим образом.

Руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения старшего помощника прокурора Центрального района г. Тулы ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (ч. 5 ст. 29 Конституции РФ).

Отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации с применением информационных технологий регулируются Федеральным законом от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (п.п. 1, 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ).

На основании ст. 9 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно п.п. 1, 2, 6 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается, в том числе, на следующих принципах: свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; установления ограничений доступа к информации только федеральными законами; достоверности информации и своевременность ее предоставления.

Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее по тексту – Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ) полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния являются полномочиями Российской Федерации, которые передаются для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (с возможностью делегирования органам местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений), финансирование которых осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

На консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и их должностных лиц при осуществлении ими государственной регистрации актов гражданского состояния распространяются права, обязанности и ответственность, возложенные настоящим Федеральным законом на органы записи актов гражданского состояния и их должностных лиц (абз. 2 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ).

Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в удостоверение факта государственной регистрации акта гражданского состояния. Свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния подписывается руководителем или уполномоченным им работником органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг и скрепляется печатью органа записи актов гражданского состояния или многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1 ст. 8 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ).

Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния изготавливаются организацией, уполномоченной Правительством Российской Федерации. Порядок изготовления бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, их приобретения, учета и уничтожения поврежденных бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок присвоения серий и номеров бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния. (п. 3 ст. 8 Федерального закона от 15.11.1997 №143-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 04.10.2018 №1191 утверждены Правила изготовления бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, их приобретения, учета и уничтожения поврежденных бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния (далее по тексту – Правила).

Согласно п. 3 Правил бланки свидетельств приобретаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и администрацией г. Байконура, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния соответственно на территориях субъектов Российской Федерации и г. Байконура в интересах органов записи актов гражданского состояния, а также органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских, сельских поселений в случае наделения их в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона законами субъектов Российской Федерации полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (далее - орган местного самоуправления), многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в случае возложения на них законами субъектов Российской Федерации полномочий на государственную регистрацию рождения (за исключением рождения, государственная регистрация которого производится одновременно с государственной регистрацией установления отцовства) и смерти в соответствии с пунктом 2.2 статьи 4 Федерального закона и (или) нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения полномочий (функций) органов записи актов гражданского состояния по предоставлению государственных услуг по государственной регистрации отдельных актов гражданского состояния в соответствии с пунктом 2.3 статьи 4 Федерального закона (далее - многофункциональные центры) и Министерством иностранных дел Российской Федерации в интересах консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (далее - консульское учреждение).

В силу п. 1 Требования к бланкам свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, являющегося приложением к вышеназванным Правилам (далее по тексту – Требования) бланк свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния (далее - бланк свидетельства) является защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня «В» и изготавливается в соответствии с техническими требованиями и условиями изготовления защищенной полиграфической продукции, утвержденными в установленном законодательством Российской Федерации порядке (далее - технические требования).

Бланк свидетельства имеет серию и номер, присваиваемые в соответствии с порядком, установленным Министерством юстиции Российской Федерации (п. 2 Требования).

Бланк свидетельства представляет собой отдельный лист форматом A4 (210 мм x 297 мм) (п. 3 Требования).

В соответствии с п. 4 Требования бланк свидетельства изготавливается на бумаге массой 100 г/кв. метр, которая содержит не менее 50 процентов хлопкового или льняного волокна, без оптического отбеливателя, с общим водяным знаком в виде изображения Государственного герба Российской Федерации. Наличие иных элементов водяных знаков на бумаге не допускается.

Таким образом, регистрация актов гражданского состояния является исключительно прерогативой Российской Федерации и их свободная продажа и изготовление запрещены.

Частью 3 ст. 327 УК РФ установлена уголовная ответственность за приобретение, хранение, перевозку в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, штампов, печатей или бланков.

Использование подложного документа, образует состав преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 327 УК РФ.

В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.06.2006 №149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В ходе судебного разбирательства установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тулы проведена проверка соблюдения законодательства об актах гражданского состояния.

Согласно акту проверки от 29.04.2022 старшим помощником прокурора Центрального района г. Тулы осуществлен мониторинг информационного-телекоммуникационной сети «Интернет». Проверкой выявлены сайты <данные изъяты> и <данные изъяты> где размещена информация с предложением купить акт гражданского состояния.

На момент проверки указатель страницы сайтов, на которой размещена указанная информация, в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено отсутствует.

Вход на указанный сайт и просмотр размещенной на нем информации является свободным, не требует предварительной регистрации пароля. Ознакомиться с содержанием и копировать содержащуюся на данном сайте информацию может любой пользователь. Информация о данных сайтах распространяется бесплатно. Срок пользования не ограничен. Ограничение на передачу, копирование и распространение - отсутствует.

В материалы дела представлены скриншоты со страниц сайтов, где предлагается информация о продаже актов гражданского состояния.

С учетом изложенного, суд полагает, что представлено достаточно доказательств, свидетельствующих о том, что на интернет-сайтах с адресами <данные изъяты> и <данные изъяты> содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

На указанной странице идет речь о предложении в покупке актов гражданского состояния. Размещение данной информации является незаконным и противоречащим целям и задачам действующего законодательства, а действия лица его разместившего – противоправными.

В целях ограничения свободного доступа к интернет-страницам: <данные изъяты> и <данные изъяты>, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, суд считает необходимым внесение данного сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.04.2015 №327 «Об утверждении Правил осуществления контроля за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и информации об этих пользователях», контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», связанной с хранением информации о фактах приема, передачи, доставки и (или) обработки голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или иных электронных сообщений пользователей сети «Интернет» и информации об этих пользователях осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и ее территориальными органами в форме выездных и документарных проверок.

Заявление прокурором подано в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39, ст. 265. 1 КАС РФ.

При таких обстоятельствах, суд полагает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 177-180, 265.5 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Центрального района г. Тулы, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить.

Признать запрещенной к распространению на территории Российской Федерации информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на страницах сайтов: <данные изъяты> и <данные изъяты>

Настоящее решение является основанием для включения сведений о доменном имени и (или) указателей страниц сайтов <данные изъяты> и <данные изъяты> в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий