Дело № 2а-1924/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2018 года
Промышленный районный суд г.Смоленска
в составе
председательствующего судьи Родионова В.А.,
при секретаре Эктовой Р.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к заместителю главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», Управлению Росприроднадзора по Смоленской области, Администрации Смоленской области об оспаривании предписания,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился в суд с административным иском к заместителю главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», Управлению Росприроднадзора по Смоленской области, Администрации Смоленской области об оспаривании предписания. В обоснование административного иска указал, что заместителем главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО3 ему предписано в срок до 01.05.2018 произвести демонтаж плавучего сооружения – причала, который расположен напротив принадлежащего ФИО2 на праве собственного земельного участка. С данным предписанием он не согласен по нескольким основаниям. Во-первых, предписание вынесено неуполномоченным лицом - заместителем главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО3 Согласно п. 3 ст. 34 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные инспекторы в области охраны окружающей среды при исполнении своих служебных обязанностей пользуются также установленным лестным законодательством РФ правами должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный надзор. В ст.ст. 83,96, 103 ЛК РФ и в ст.ст.11, 36-38 ВК РФ разъяснены полномочия должностных лиц и кем они наделяются. Кто, когда и на основании какого документа наделил ФИО3 соответствующими полномочиями, в предписании не указано. По каким признакам ФИО3 определил, что причал принадлежит истцу, последнему не ясно. При составлении предписания ФИО3 нарушил ст. 28.1 КоАП РФ, поскольку озеро стояло во льду, и как проводились замеры, изыскания, осмотры дна озера не понятно. К предписанию не приложены доказательства полномочий ФИО3 Кроме того, заместителем главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» нарушена ст. 28.3 КоАП РФ и не проведено расследование. Действиями ФИО3 нарушены права, свободы и законные интересы административного истца. Ему запрещено подходить к озеру, пользоваться благами природы, принимать водные процедуры. Просит суд отменить предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 000105 от 20.02.2018, вынесенное заместителем главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО3
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2 - ФИО4 административный иск поддержал по изложенным выше обстоятельствам, а также поддержал объяснения, данные административным истцом ФИО2 в предыдущем судебном заседании, о том, что он не является собственником плавучего сооружения, которое предписано демонтировать. Кроме того, считает, что ФИО3 не имел полномочий для вынесения предписания, поскольку территория озера и д. Бакланово, в которой расположено озеро, не входят в границы ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье». У ФИО3 отсутствуют полномочия контролировать водные объекты, к его компетенции относятся только лесные участки. Просит суд удовлетворить административный иск в полном объеме.
Административный ответчик заместитель главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО3 в судебном заедании административный иск не признал, указав, что при составлении спорного предписания действовал в пределах своей компетенции. Выводы о принадлежности причала ФИО2 сделаны на основании сообщения государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФИО1, который выполнял указание ФИО3 осуществлять наблюдение за акваторией озера Петровское с целью выявления фактов браконьерства. Во время наблюдения за озером ФИО1 находился на причале, и нему подошел ФИО2, попросил освободить его частную собственность (причал). Оснований не доверять пояснениям ФИО1 у не имелось. Кроме того, напротив причала в ограждении, которым обнесен земельный участок административного истца, сделана калитка, от которой до входа на причал выложена дорожка из брусчатки. Такая же брусчатка выложена на земельном участке ФИО5 Указывает, что при первичном осмотре причала 11.01.2018 озеро Петровское в глубоком льду и снегу не стояло. При повторном обследовании причала и составлении акта обследования 07.02.2018, имеющийся на акватории озера лед и снег не мешали провести необходимые наблюдения и замеры. Какие-либо особые изыскания и осмотры дна озера на плавучесть сооружения не проводились, поскольку в этом не было необходимости.
Представитель административного ответчика Управления Росприроднадзора по Смоленской области ФИО6 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, указав, что выданное предписание является законным и обоснованным и подлежащим исполнению в установленный в нем срок. Просила в административном иске отказать.
Представитель административного ответчика Администрации Смоленской области ФИО7 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, пояснив, что из существа административного иска ФИО2 не усматривается, какое решение, действе (бездействие) Администрации Смоленской области является незаконным, какие права и свободы нарушены этим решением, действием (бездействием). Каких-либо требований к Администрации Смоленской области в административном исковом заявлении не сформулировано и не предъявлено. Считает, что Администрация Смоленской области не может являться административным ответчиком по рассматриваемому административному делу. Просит административное исковое заявление в части требований к Администрации Смоленской области оставить без удовлетворения.
Выслушав административного истца, административных ответчиков, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления Правительства РФ от 15.04.1992 № 247 на территории Смоленской области создан национальный природный парк «Смоленское Поозерье» Министерства экологии и природных ресурсов РФ общей площадью 146237 гектаров. В состав национального природного парка «Смоленское Поозерье» включены 73653га земель сельскохозяйственного назначения, в том числе в Демидовском районе совхоз «Слободской» - 9916 га, «Баклановский» - 17607 га, «Гончаровский» - 12263 га, «Воробьевский» - 17354 га, в Духовщинском районе совхоз «Коммунар» - 7900 га и «Верешковичский» - 8613 га. (л.д.77).
В соответствии с постановлением Главы Администрации Смоленской области № 26 от 05.03.1993 в бессрочное пользование национальному природному парку «Смоленское Поозерье» переданы вышеуказанные земли сельскохозяйственного назначения (л.д.81).
Согласно решению Демидовского районного совета народных депутатов ХХI созыва от 11.03.1993 в ведение национального природного парка «Смоленское Поозерье» переданы водоемы, находящиеся в границах на территории Демидовского района, в том числе озеро Петровское (л.д. 99).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права земельный участок площадью 950 000 кв.м., расположенный под озером Петровское, относится к категории земель: земли особо охраняемых территорий и объектов, с разрешенным использованием: для управления и пользования, и находится в государственной собственности Российской Федерации (л.д.52).
Кроме того, согласно ранее действующему и ныне действующему таксационному описанию Баклановского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» озеро Петровское относится к 44 кварталу леса (л.д. 100-104).
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2055-р «Об утверждении перечня особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России» национальный парк "Смоленское поозерье" отнесен к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на особо охраняемых природных территориях федерального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно ч. 5 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.
Пунктом «в» части 1 ст. 34 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" закреплено право должностных лиц органов и государственных учреждений, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда животным, растениям и окружающей среде, соблюдения режимов особо охраняемых природных территорий.
Приказом директора ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» № 55-к от 03.10.2005 ФИО3 назначен на должность заместителя директора по охране окружающей природной среды и экологической безопасности, и в силу должностной инструкции на него возложены обязанности по охране окружающей среды на территории национального парка и по контролю за соблюдением природоохранного законодательства на территории парка.
Согласно актам обследований акватории озера Петровское Демидовского района Смоленской области от 11.01.2018, от 17.01.2018, от 07.02.2018, произведенных заместителем главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФИО3, установлено, что на озере имеется плавучее сооружение – причал в виде настила из досок, состоящий из площадки со скамейкой и навесом размером 5 х 7 метров и прохода длинной около 22 метров и шириной около двух метров с поручнем. Причал занимает часть акватории оз. Петровское и расположен напротив земельного участка, принадлежащего ФИО2 От калитки в ограждении участка до причала устроена бетонная дорожка шириной около одного метра и длиной около 56 метров (л.д.55-57).
Сведения, изложенные в актах, подтверждаются также представленными в материалы дела фотоснимками, на которых зафиксировано сооружение на акватории озера, примыкающее к берегу, от которого устроена дорожка из брусчатки, ведущая к расположенному напротив него домовладению.
В судебном заседании административный истец ФИО2 подтвердил, что дорожка из брусчатки от причального сооружения ведёт к принадлежащему ему земельному участку.
По сведениям ЕГРН у ФИО2 в собственности имеется земельный участок, расположенный в д. Бакланово Демидовского района Смоленской области, где находится озеро Петровское.
Согласно показаниям государственного инспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО1, летом 2017 года он находился на спорном причале, когда к нему подошёл ФИО2 и потребовал его покинуть, заявив, что причал – это его частная собственность.
20.02.2018 заместителем главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье» ФИО3 вынесено предписание об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды № 000105, в соответствии с которым ФИО2 предписано произвести демонтаж плавучего сооружения – причала, который расположен напротив принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в срок до 01.05.2018 (л.д. 62).
В соответствии с пунктом 4 части 5 статьи 36 ВК РФ должностные лица органов государственного надзора, являющиеся государственными инспекторами в области охраны окружающей среды, имеют право в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований и об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по охране водных объектов, а также об организации контроля за соответствием сточных вод нормативам допустимого воздействия на водные объекты и воздействием сточных вод на них.
Поскольку у ФИО2 отсутствует договор на пользование водным объектом, заключенный в силу ст. 12 Водного кодекса РФ, то предписание, вынесенное должностным лицом ФИО3, следует признать законным, а заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований ФИО2 к заместителю главного госинспектора в области охраны окружающей среды ФГБУ «Национальный парк «Смоленское Поозерье», Управлению Росприроднадзора по Смоленской области, Администрации Смоленской области об оспаривании предписания отказать.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Родионов