ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1925/2022 от 02.05.2023 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-26/2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего, судьи Перегонцевой Н.В.,

при секретаре Поморцевой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Вяземского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Смоленской области по культурному наследию, Администрации Смоленской области, администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Вяземский межрайонный прокурор Смоленской области, уточнив требования, обратился в суд административным иском, в котором просит:

признать бездействие Главного Управления Смоленской области по культурному наследию, выразившееся в непринятии мер по организации разработки проекта зоны охраны и организации проведения государственной историко-культурной экспертизы по проекту незаконным;

обязать администрацию Смоленской области в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения обеспечить финансирование мероприятий по разработке проектов зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения:

- Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Екатерининское кладбище;

- Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Фроловское кладбище;

- Братская могила воинов Советской Армии, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Освобождения, район ст. Вязьма-Новоторжская.

Обязать Главное управление Смоленской области по культурному наследию в течение 12 месяцев со дня обеспечения финансирования организовать разработку проекта зоны охраны указанных объектов культурного наследия регионального значения, а также организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы по проектам.

В обоснование своих требований административный истец указал, что Вяземской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры Смоленской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране объектов культурного наследия, в ходе которой установлено, что в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации зарегистрированы объекты культурного наследия регионального значения: Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Екатерининское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Фроловское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Освобождения, район ст. Вязьма-Новоторжская. Зоны охраны данных объектов культурного наследия не установлены, проекты зон охраны и акты государственной историко-культурной экспертизы, содержащие вывод о его соответствии (положительное заключение) требованиям законодательства Российской Федерации, в Главное Управление Смоленской области по культурному наследию не предоставлялись. Бездействие Главного Управления Смоленской области по культурному наследию при реализации полномочий в отношении данных объектов культуры может привести к повреждению или утрате объектов культурного наследия (т. 1 л.д. 240-245).

В судебном заседании представитель административного истца – помощник Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Ковалева С.И. требования уточненного административного искового заявления поддержала.

Представитель административных ответчиков – Главного Управления Смоленской области по культурному наследию и администрации Смоленской области по доверенности Ульяшова С.Е. в судебном заселении поддержала доводы возражений на административное исковое заявление, согласно которым Главное управление является органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ на территории Смоленской области. Главное управление организует проведение государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для обоснования принятия органом государственной власти Смоленской области решения (согласования), отнесенного к его полномочиям в соответствии с федеральным и областным законодательством. В целях реализации возложенных на него задач Главное управление организует разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и принимает непосредственное участие в разработке и реализации правовых актов в сфере сохранения, использования, популяризации, государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Проект зон охраны объекта культурного наследия, проект объединенной зоны охраны объектов культурного наследия предоставляются в Главное управление вместе с обосновывающими материалами и заключением государственной историко-культурной экспертизы, а также с результатами общественного обсуждения. Разработка проектов зон охраны осуществляется специализированными лицензированными организациями на основе представленных заказчиком исходных данных, необходимых историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований и иных материалов по обоснованию проектов зон охраны. Главное управление не имеет лицензии на осуществление данного вида работ. Все объекты находятся в собственности администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области. Администрация, как собственник данных объектов культурного наследия, несет бремя расходов, связанных с сохранением объектов культурного наследия, соответственно расходов, связанных с разработкой проектов зон охраны. Считает, что администрация является надлежащим ответчиком по данному делу в части обеспечения финансирования и предоставления проектной документации в адрес Главного управления. В свою очередь Главное управление на основании представленной проектной документации обеспечит организацию разработки проектов зон охраны, а именно, в разработке проекта нормативного правового акта администрации Смоленской области, обеспечение прохождения необходимых экспертиз (т. 4 л.д. 4-5, 10-14).

Представитель административного ответчика – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области по доверенности Гуляев Д.С. в судебном заседании поддержал письменные возражения на административное исковое заявление, согласно которым администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу и просит исключит ее из административных соответчиков, административные исковые требования считает подлежащими удовлетворению.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Согласно п. «д» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

В силу п. п. 3 ст. 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с Законом РСФСР «Об охране и использовании памятников истории и культуры», отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на территории Вяземского района Смоленской области находятся объекты культурного наследия, подлежащие государственной охране как памятники истории и культуры регионального значения: Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Екатерининское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Фроловское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Освобождения, район ст. Вязьма-Новоторжская.

Данные объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), находятся в собственности Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области Смоленской области (том 1 л.д. 86-87, 161, 207-208, том 2 л.д. 50-51,том 3 л.д. 63-64).

На основании информации Главного управления Смоленской области по культурному наследию объекты регионального культурного наследия Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Екатерининское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Фроловское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Освобождения, район ст. Вязьма-Новоторжская включены в перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации федерального и регионального значения, расположенных на территории Вяземского района Смоленской области, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и находятся в муниципальной собственности (том 1 л.д. 10, 18-19, 161, 207-208, том 2 л.д. 11, 19-20, том 3 л.д. 11, 19-21).

Зоны охраны данных объектов культурного наследия не установлены, проекты зон охраны и акты государственной историко-культурной экспертизы, содержащей вывод об их соответствии (положительное заключение) требованиям законодательства РФ, в Главное управление Смоленской области по культурному наследию не предоставлялись.

Согласно ч. 1 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя, в том числе разработку, согласование и утверждение в случаях и порядке, установленных настоящим Федеральным законом, проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также согласование решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земель и об изменении их правового режима (п. 6. ч. 2 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.

Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (ч. 2 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 34 Федерального закона № 73-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (далее – Положение о зонах охраны объектов культурного наследия).

На основании п. 5 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия решение о разработке проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а в отношении объектов культурного наследия федерального значения, признанных особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации или включенных в Список всемирного наследия, - Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно п. 7 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия разработка проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, материалов историко-культурных исследований, обосновывающих необходимость разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия, включается в соответствующие федеральные и региональные целевые программы, в которых предусматриваются мероприятия по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия. Разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия и проектов объединенной зоны охраны объектов культурного наследия организуют Министерство культуры Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

На территории Смоленской области отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в пределах полномочий Смоленской области как субъекта Российской Федерации регулирует Закон Смоленской области от 31.03.2009 № 10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области» (далее – Закон № 10-з).

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона № 10-з решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия принимаются нормативными правовыми актами Администрации Смоленской области по представлению уполномоченного органа на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия и положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.

Уполномоченный орган в соответствии с федеральным и областным законодательством осуществляет мероприятия по сохранению, использованию, популяризации объектов культурного наследия, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (п. 2 ст. 4 Закона № 10-з).

Финансовое обеспечение выполнения норм настоящего закона является расходным обязательством Смоленской области (ст. 17 Закона № 10-з).

В соответствии с Уставом Смоленской области, утвержденным Законом Смоленской области от 15.05.2001 № 37-з, исполнительные органы Смоленской области формируются Администрацией Смоленской области самостоятельно. Администрация Смоленской области утверждает положения об исполнительных органах Смоленской области, их структуры и штаты. Финансовое обеспечение исполнительных органов Смоленской области осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном законе об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (ч. 3 ст. 38).

В Смоленской области полномочиями в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия наделяется Главное управление Смоленской области по культурному наследию, образованное постановлением Администрации Смоленской области от 25.12.2019 № 812.

Согласно п. 1.1 Положения о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию, утвержденного постановлением Администрации Смоленской области от 25.12.2019 № 812 (далее – Положение о Главном управлении) Главное управление Смоленской области по культурному наследию является исполнительным органом Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее также - объекты культурного наследия) на территории Смоленской области.

Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими исполнительными органами Смоленской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области, общественными объединениями и иными организациями (п. 1.3 Положения о Главном управлении).

В соответствии с п. 2.2.11 Положения о Главном управлении данный исполнительный орган осуществляет мероприятия по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, находящихся в государственной собственности Смоленской области, и мероприятия по государственной охране объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.

Названная норма Положения о Главном управлении Смоленской области по культурному наследию является специальной по отношению к иным положениям, регулирующим общественные отношения в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия, в том числе, Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановлением Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации».

Таким образом, именно Главное управление по культурному наследию обязано организовывать разработку проектов зон охраны объектов культурного наследия, а также организовывать проведение государственных историко-культурных экспертиз по проектам.

Довод административного ответчика – Главного управления о том, что администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области, как собственник объектов культурного наследия, должна выделять денежные средства и выступать заказчиком разработки проектной документации, необходимой для предоставления в Главное управление для реализации возложенных на него полномочий по организации разработки проектов зон охраны, суд не принимает во внимание, поскольку финансовое обеспечение выполнения норм Закона Смоленской области от 31.03.2009 № 10-з «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Смоленской области» является расходным обязательством Смоленской области (ст. 17).

Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с указанными выше нормами, суд приходит к выводу о возложении на Администрацию Смоленской области финансирования мероприятий по разработке проектов зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения: Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Екатерининское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Фроловское кладбище; Братская могила воинов Советской Армии, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Освобождения, район ст. Вязьма-Новоторжская, а на Главное управление Смоленской области по культурному наследию – организацию разработки проектов зон охраны указанных объектов культурного наследия после соответствующего финансирования.

В соответствии с ч. 3 ст. 227 КАС РФ с учетом обстоятельств дела, необходимостью проведения определенного комплекса работ, суд определяет срок исполнения для ответчика – Администрации Смоленской области 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, для ответчика – Главного управления по Смоленской области по культурному наследию 12 месяцев со дня обеспечения финансирования.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 186 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Главному управлению Смоленской области по культурному наследию, Администрации Смоленской области, Администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области о понуждении совершить определенные действия удовлетворить.

Признать бездействие Главного управления Смоленской области по культурному наследию, выразившееся в непринятии мер по организации разработки проекта зоны охраны и организации проведения государственной историко-культурной экспертизы по проекту, незаконным.

Обязать Администрацию Смоленской области в течение двенадцати месяцев со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по разработке проектов зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения:

- Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Екатерининское кладбище;

- Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Фроловское кладбище;

- Братская могила воинов Советской Армии, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, 1942-1943 гг., расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Освобождения, район ст. Вязьма-Новоторжская.

Обязать Главное управление Смоленской области по культурному наследию в течение двенадцати месяцев со дня обеспечения финансирования организовать разработку проекта зоны охраны объектов культурного наследия регионального значения:

- Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Екатерининское кладбище;

- Братская могила воинов Советской Армии, погибших в 1941-1943 гг. в боях с немецко-фашистскими захватчиками, расположенная по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, Фроловское кладбище;

- Братская могила воинов Советской Армии, расстрелянных немецко-фашистскими захватчиками, 1942-1943 гг., расположенный по адресу: Смоленская область, Вяземский район, г. Вязьма, ул. Освобождения, район ст. Вязьма-Новоторжская,

а также организовать проведение государственной историко-культурной экспертизы по проектам.

В удовлетворении иска прокурора к администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области следует отказать, поскольку к данному ответчику исковые требования не предъявлены.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Н.В. Перегонцева