ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1928/16 от 25.04.2016 Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-1928/16

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

25 апреля 2016 года г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Панарина П.В.

при секретаре Старовой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Новосибирской таможни к Турдукееву ... взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени,

у с т а н о в и л:

Административный истец Новосибирская таможня обратилась в суд с иском к административному ответчику Турдукееву Ж.К. о взыскании сумм неуплаченных таможенных платежей и пени, указав в обоснование своего иска следующее.

ДД.ММ.ГГГГ таможенным представителем ООО «Т» от имени и по поручению гражданина Киргизской Республики Турдукеева Ж.К. на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни подана пассажирская таможенная декларация (далее – ПТД), зарегистрированная под № ..., а также документы, подтверждающие заявленные сведения.

По ПТД № ... продекларировано транспортное средство – автомобиль «...» (... года выпуска, объем двигателя – ... куб.см, модель/номер двигатель № ..., номер кузова ..., шасси отсутствует, цвет серебристый, страна происхождения – Япония, таможенная стоимость 220 799,60 р.), перемещенное физическим лицом из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По результатам таможенного контроля товар – транспортное средство, заявленный в ПТД №..., в соответствии с п. 4 ст. 354 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) выпущен ДД.ММ.ГГГГ для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

На автомобиль «...» выдан паспорт транспортного средства (далее – ПТС) № ... от ДД.ММ.ГГГГ.

Для подтверждения соблюдения 6-ти месячного срока нахождения автомобиля «...» в его собственности и регистрации на нее в стране предыдущего проживания, Ж.К. Турдукеевым к ПТД были предоставлены:

– свидетельство о регистрации транспортного средства КР №... от ДД.ММ.ГГГГ;

– миграционная карта серии ...... на имя Турдукеева Ж.К.

В ходе проведения проверки документов и сведений в соответствии со ст. 122, ст. 131 ТК ТС должностными лицами Новосибирской таможни был сделан запрос в Департамент регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской республике.

Согласно ответу Департамент РТС и ВС ГРС при ПКР Турдукеев Ж.К. стал владельцем автомобиля «...» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ снял автомобиль с регистрационного учета.

Такая информация опровергает сведения, указанные в свидетельстве о регистрации ТС, предоставленные при таможенном декларировании товаров с ПТД № ...

Из вышеуказанного следует, что автомобиль «...» находился в собственности и был зарегистрирован на Турдукеева Ж.К. 10 дней до подачи ПТД.

Для подтверждения переселения в Российскую Федерацию Ж.К. Турдукеевым Ж.К. к ПТД ... предоставлены;

– миграционная карта серия ...... на имя Турдукеева Ж.К.;

– заграничный паспорт Киргизской Республики ......;

– уведомление о прибытии в Российскую Федерацию в г. Новосибирск;

– адресный листок выбытия о том, что гр. Турдукеев Ж.К. был зарегистрирован в Киргизской Республике.

Согласно ответу УФМС России по Новосибирской области ... от ДД.ММ.ГГГГ Турдукеев Ж.К. имел постановку на миграционный учет в .... По информации, содержащейся в Центральном банке данных учета иностранных граждан ФМС России, выбыл за пределы РФ ДД.ММ.ГГГГ.

По вопросам оформления разрешения на временное проживание, вида на жительства и приобретения гражданства РФ в УФМС России по ... Турдукеев Ж.К. не обращался.

Таким образом, сведения о переселении Турдукеева Ж.К. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, являются недостоверными. Следовательно, Турдукеев Ж.К. не намеревался переселяться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Турдукеев Ж.К. при декларировании автомобиля не выполнил условия, предусмотренные п. 24 Приложения 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с «Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства»), а именно: нахождение в собственности у физического лица, прибывшего на постоянное место жительство, и регистрации автомобиля на данное лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее 6-ти месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Таким образом, освобождение от уплаты таможенных платежей предоставлено неправомерно, в нарушение положений п. 3 ст. 352, п. 5 ст. 354, пп. 1,2 ст. 111 ТК ТС, п. 24 приложения 3 межправительственного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

На основании ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика.

В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля принято решение по результатам таможенной проверки № .../Т0052/10 от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей.

В соответствии со ст. 152 ФЗ РФ «О таможенном регулировании Российской Федерации» Новосибирской таможней выставлено Требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ..., в котором ответчику установлен срок уплатить задолженность сумм в размере 557 570,83 р.

Однако, до настоящего момента задолженность по уплате таможенных платежей и пени добровольно не погашена.

Поэтому истец после уточнения иска просит взыскать с ответчика в доход федерального бюджета задолженность по уплате таможенных платежей в сумме 476 484,77 р., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 208 144,71 р., а также просил восстановить срок для подачи административного искового заявления.

В судебном заседании представитель Новосибирской таможни ФИО уточненные требования поддержала.

Ответчик – Турдукеев Ж.К. надлежащим образом извещался, в судебное заседание не явился.

Суд, исследовав представленные доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.п. 3 п. 3 ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела: о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.

В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Истцом подано заявление о восстановлении пропущенного срока на подачу административного иска, в обоснование которого указано, что в 2011-2012 гг. несколько сотен граждан Киргизии совершили таможенные операции с ввезенными легковыми транспортными средствами с нарушением таможенного законодательства.

По мнению суда, пропущенный истцом срок подлежит восстановлению, поскольку он пропущен по уважительной причине, Новосибирской таможней осуществлялись действия, направленные на взыскание задолженности, используя как приказной так и исковой порядок, однако в принятии заявлений судами отказывалось.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ таможенным представителем ООО «Т» от имени и по поручению гражданина Киргизской Республики Турдукеева Ж.К. на Новосибирский западный таможенный пост Новосибирской таможни подана ПТД № ... на транспортное средство – автомобиль «...» (... года выпуска, объем двигателя – ... куб.см, модель/номер двигатель № ..., номер кузова ..., шасси отсутствует, цвет серебристый, страна происхождения – Япония, таможенная стоимость 220 799,60 р.), перемещенное физическим лицом из Киргизской Республики в Россию для личных целей.

По результатам таможенного контроля товар – транспортное средство, заявленный в ПТД № ..., в соответствии с п. 4 ст. 354 ТК ТС выпущен ДД.ММ.ГГГГ для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные ТК ТС, с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Пунктом 1 ст. 12 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с «Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства») предусмотрено, что таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к межправительственному Соглашению.

Пунктом 24 Приложения 3 к межправительственному Соглашению предусмотрено, что физические лица, признанные в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающие (переселяющиеся) в государство – член таможенного союза на постоянное место жительства, могут ввозить один автомобиль и один прицеп с освобождением от уплаты таможенных платежей, при одновременном выполнении следующих условий:

– их ввоз на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство – член Таможенного союза;

– такие автомобиль и прицеп должны находиться в собственности у указанных лиц и быть зарегистрированы на таких лиц в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия.

В соответствии с п.п. 6 п. 1 ст. 356 ТК ТС подача пассажирской таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, подтверждающих заявленные в ней сведения, в том числе, документов, подтверждающих право на льготы по уплате таможенных платежей.

ДД.ММ.ГГГГ на автомобиль «...» выдан ПТС № ....

Для подтверждения соблюдения 6-ти месячного срока нахождения автомобиля «...» в собственности и регистрации на нее в стране предыдущего проживания, Турдукеевым Ж.К. были предоставлены следующие документы:

– свидетельство о регистрации транспортного средства КР №... от ДД.ММ.ГГГГ;

– миграционная карта серии ..........

В ходе проведения проверки документов и сведений в соответствии со статьями 122, 131 ТК ТС должностными лицами Новосибирской таможни был сделан запрос в Департамент регистрации транспортных средств и водительского состава Государственной регистрационной службы при Правительстве Кыргызской республике.

Согласно ответу Департамент РТС и ВС ГРС при ПКР от ДД.ММ.ГГГГ... Турдукеев Ж.К. стал владельцем автомобиля «...», ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ снял автомобиль с регистрационного учета.

Такая информация опровергает сведения, указанные в свидетельстве о регистрации ТС, предоставленные при таможенном декларировании товаров с ПТД №...

Из вышеуказанного следует, что автомобиль «...» находился в собственности и был зарегистрирован на гр. Ж.К. Турдукеевым за 10 дней до подачи ПТД.

Для подтверждения переселения в Российскую Федерацию Турдукеевым Ж.К. к ПТД были предоставлены:

– миграционная карта серия ......

– заграничный паспорт Киргизской Республики ...;

– уведомление о прибытии в Российскую Федерацию в г. Новосибирск.

– адресный листок выбытия подтверждающий, что Турдукеев Ж.К. был зарегистрирован в Киргизской Республике.

Согласно ответу УФМС России по Новосибирской области ... от ДД.ММ.ГГГГ гр. Турдукеев Ж.К. имел постановку на миграционный учет в .... По информации, содержащейся в Центральном банке данных учета иностранных граждан ФМС России, выбыл за пределы РФ ДД.ММ.ГГГГ.

По вопросам оформления разрешения на временное проживание, вида на жительства и приобретения гражданства РФ в УФМС России по ... не обращался.

Таким образом, сведения о переселении Турдукеева Ж.К. на постоянное место жительства в Российскую Федерацию являются недостоверными, ответчик не намеревался переселяться на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

Данные обстоятельства свидетельствуют, что Турдукеев Ж.К. при декларировании автомобиля не выполнены условия, предусмотренные п. 24 Приложения 3 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (вместе с «Порядком определения момента выпуска и объема двигателя авто-, мототранспортного средства»), а именно: нахождение в собственности у физического лица, прибывшего на постоянное место жительство, и регистрации автомобиля на данное лицо в стране предыдущего проживания в течение не менее 6-ти месяцев до даты его прибытия (переселения) на постоянное место жительства.

Таким образом, освобождение от уплаты таможенных платежей предоставлено неправомерно, в нарушение положений п. 3 ст. 352, п. 5 ст. 354, пп. 1,2 ст. 111 ТК ТС, п. 24 приложения 3 межправительственного Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 77 ТК ТС для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств – членов таможенного союза.

На основании ст. 91 ТК ТС в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в установленные сроки таможенные органы взыскивают таможенные пошлины, налоги принудительно за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика.

В связи с обнаружением факта неуплаты таможенных платежей, выявленного в результате проведения таможенного контроля принято решение по результатам таможенной проверки № № ... от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в предоставлении льгот по уплате таможенных платежей.

В соответствии со ст. 152 ФЗ РФ «О таможенном регулировании Российской Федерации» Новосибирской таможней выставлено Требование об уплате таможенных платежей от ДД.ММ.ГГГГ..., в котором ответчику установлен срок уплатить задолженность сумм в размере 557 570,83 р.

В соответствии с ч. 17 ст. 152 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации», при неисполнении требования об уплате таможенных платежей (пени и (или) процентов) в указанные сроки, таможенные органы принимают меры по принудительному взысканию.

В соответствии с ч. 2 ст. 150 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» принудительное взыскание таможенных пошлин, налогов с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке.

Согласно ч. 1 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации.

В адрес ответчика направлено письмо по всем известным адресам, в котором содержится сообщение о факте возникновения задолженности по уплате таможенных платежей и пени и направляется требование об уплате таможенных платежей.

Согласно ч. 1 ст. 151 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» пенями признаются установленные статьей денежные суммы, которые плательщик таможенных пошлин, налогов обязан выплатить в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, установленные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Частью 2 ст. 151 ФЗ РФ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» установлено, что пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются по правилам, установленным таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле в отношении уплаты, взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов.

До настоящего момента задолженность по уплате таможенных платежей и пени добровольно ответчиком не погашена. В связи с чем, требования истца подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Принимая во внимание обоснованность требований административного иска, а также то, что административный истец был освобожден от уплаты государственной пошлины за подачу административного иска, с административного ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета в размере 9 876,83 р.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Новосибирской таможни удовлетворить.

Взыскать с Турдукеева ... в доход федерального бюджета задолженность по таможенным платежам в размере 476 484,77 р., пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – 208 144,71 р., а всего – 684 629,48 р.

Взыскать с Турдукеева ... в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 9 876,83 р.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Судья П.В. Панарин