ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-192/18 от 01.08.2018 Тарумовского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Тарумовка 01 августа 2018 года

Тарумовский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Гаммаева М.Р.,

при секретаре Диденко В.А.,

с участием административного истца – старшего помощника прокурора Тарумовского района Саидова А.М.,

административного ответчика – главы администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района РД ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление прокурора Тарумовского района Республики Дагестан (в порядке ст.39 КАС) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Кочубей»Тарумовского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства,

установил:

Прокурор Тарумовского района Республики Дагестан Морозов В.Н. (в порядке ст.39 КАС) обратился в Тарумовский районный суд Республики Дагестан в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан, в котором просит признать бездействие администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района РД, выразившееся в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП№22.10.15/160кВаи на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВаи ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км. незаконным, обязать администрацию МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км.

В обоснование исковых требований указал, что ходе проведенной по поручению прокуратуры Республики Дагестан прокуратурой Тарумовского района проверки на предмет наличия на территории Тарумовского района бесхозяйных объектов топливно-энергетического комплекса, было установлено, что на территории с. Кочубей Тарумовского района имеются бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства – на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км.

Факт бесхозяйности указанных объектов подтверждается информацией Тарумовских РЭС ОАО «Дагэнергосеть» от 18.05.2018.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций.

При этом, согласно ч.3 указанной статьи, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

На основании п. 1.2.1 Соглашения от 09.01.2017«О передаче администрацией МО «Тарумовский район» Республики Дагестан отдельных полномочий по решению вопросов местного значения администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан» район передает, а поселение принимает к исполнению полномочия района и их юридическое сопровождение за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения в объемах и порядке, утвержденных Решением Собрания депутатов Тарумовского района, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4. ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Наличие на территории муниципального образования бесхозяйных коммунальных сетей и не постановка их на баланс препятствует обеспечению их безопасной эксплуатации, надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергоресурсами, поскольку не определены лица, ответственные за техническое обслуживание этих сетей, потери энергоресурсов в них.

Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и обеспечения их жизненных потребностей. Отсутствие должного контроля за состоянием и эксплуатацией указанных объектов, не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, перебоев в поставке энергоресурсов.

Согласно п. 1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В силу ст.ст.130, 133.1 ГК РФ линии электропередач относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем, право собственности на данные объекты подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано.

В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу статьи 50 Федерального закона от 06 декабря 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.

Администрация МО «село Кочубей» - исполнительно – распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, обладающий полномочиями юридического лица.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, именно на ответчике лежит обязанность по постановке спорных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Просит суд признать бездействие администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района РД, выразившееся в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км. незаконным и обязать администрацию МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км.

Представитель административного истца – старший помощник прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Саидов А.М. в судебном заседании полностью поддержал исковые требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан и просил суд удовлетворить их в полном объеме, признать бездействие администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района РД, выразившееся в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км. незаконным и обязать администрацию МО «село Новоромановка» Тарумовского района Республики Дагестан в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км.

Представитель административного ответчика –МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан, глава администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан ФИО1, в судебном заседании не признал требования прокурора Тарумовского района РД, возражал против их удовлетворения. Суду пояснил, что те объекты, которые в силу своей деятельности они обслуживают, ими приняты на баланс по требованию прокуратуры.

Что касается КТП, считает, что если кто то их обслуживает, меняет в случае необходимости, продаёт через эти КТП свой продукт, значит, это их объекты и им всего лишь нужно оформить на них соответствующие документы и продолжать в том же духе. Они уже писали в прокуратуру, «что взять эти объекты на баланс должно АО«Дагестанская сетевая компания» так, как у них есть всё необходимое для обслуживания этих объектов и такая деятельность характерна для этой организации. Они этим и занимаются. И сети, и КТП, и всё, что связано с электричеством находится у них на балансе. И когда в с.Кочубее функционирует целая организация, обслуживающая электросети, брать на баланс администрации КТП и нанимать людей для их обслуживания считает не только нецелесообразным, но и глупостью. И эти КТП, насколько он понимает, были установлены АО «Дагестанская сетевая компания», так как без их вмешательства невозможно устанавливать такие объекты и подключать их к высоковольтным ЛЭП. Кстати, одна из двух КТП (КТП № 22.1015/160 кВа по ул. Молодёжная), которые им пытаются навязать была установлена АО «Дагестанская сетевая компания» именно по требованию прокуратуры, а сегодня говорят, что она бесхозяйная.

В случае принятия ими на баланс этих КТП, у них нет ни финансовых средств, ни условий их чинить и менять, нет специалистов, имеющих допуск к работе на таких объектах.

В соглашении, согласно п.2.2.2 прописано, что «Район обязан: предоставлять финансовые средства, необходимые для исполнения полномочий не менее одной четвёртой части ежеквартально от утверждённого объёма, предусмотренного пунктом 1.2.1. настоящего соглашения». Пункт 3.3 настоящего соглашения гласит: «Поселение несёт ответственность за осуществление переданных ему полномочий в той мере, в какой эти полномочия обеспечены финансовыми средствами». На сегодняшний день прошёл уже второй квартал, а их не финансировали ещё за первый. То есть, согласно условиям соглашения, они эти полномочия в настоящее время не исполняем. И не знают, что будет дальше.

В районе немало проблем, на которые могли бы обратить внимание надзорные органы. Это и проблемы с разграничением и оформлением земель, утилизацией бытовых отходов, проблема банкоматов, которые на сегодня в районе один или два работающих, не говоря уже о том, что никакого банка вообще нет в районе, оросительная система, которая сегодня в критическом состоянии, по крайней мере в с.Кочубей, сельской скотине уже негде пить воду и многое другое. Естественно это проблемы не сегодняшнего дня и не одного нашего района, а всего Дагестана. Но от этого не легче. Главы поселений больше всех имеют желание работать, потому что они жители этих сёл и именно с них люди и спрашивают, особо не стесняясь, но неимеют возможности и все об этом знают. На сегодняшний день в реалиях Дагестана, сельские поселения в основном не имеют возможности заниматься не только развитием сёл, но и простым благоустройством, а в большей степени сводят концы с концами. Руководителям муниципального района нужно понять, что районы и состоят из сёл и что наша общая задача - благоустройство и развитие этих поселений. И что они обязаны, согласно законодательству и Уставу района, хотя бы финансировать переданные полномочия, сбалансировать бюджеты поселений, создавать определенные условия для их работы, и не создавать помехи. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований прокурора.

Привлеченные к участию по делу в качестве третьего лица Тарумовские РЭС ОАО «Дагэнергосеть», своевременно и надлежащим образом, извещенные о времени и месте судебного заседания по административному иску прокурора Тарумовского района Республики Дагестан (в порядке ст.39 КАС) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, в судебное заседание не направили своего представителя с доверенностью по неизвестной суду причине. Согласно ходатайству АО «Дагестанская сетевая компания» с 01.07.2015 г. АО «Дагестанская сетевая компания» осуществляет оперативно-хозяйственную деятельность по транспортировке электроэнергии на территории Республики Дагестан и обеспечивает потребности экономики в передаче необходимой мощности. Своего представителя АО «Дагестанская сетевая компания» в судебное заседание не направила, о рассмотрении административного иска в отсутствие представителя АО «Дагестанская сетевая компания» и об отложении рассмотрение иска на другой срок не просили.

Согласно части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Ознакомившись с административным иском прокурора Тарумовского района Республики Дагестан (в порядке ст.39 КАС) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, АО «Дагестанская сетевая компания» направила в суд отзыв на исковое заявление в письменном виде, который судом приобщен к материалам гражданского дела, и из которого усматривается, что прокурор Тарумовского района обратился в Тарумовский районный суд с исковым заявлением к МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия выразившегося в отсутствии постановки на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

По ходатайству Прокуратуры к делу в качестве третьего лица привлечены Тарумовские РЭС ОАО «Дагэнергосеть» (ныне АО «Дагестанская сетевая компания»).

В с.Кочубей Тарумовского района имеются бесхозяйные объекты электроснабжения - на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа, и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км.

Факт бесхозяйности указанных объектов подтверждается информацией Тарумовских РЭС ОАО «Дагэнергосеть» от 18.05.2018.

В соответствии с п.4. ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Согласно разделу 3 Дорожной карты по созданию совместной электросетевой компании и консолидации электросетевого комплекса РД от 19.06.2015г. ответственными за получение кадастровых паспортов с последующей постановкой бесхозяйного электросетевого недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем регистрацию прав, недвижимого имущества являются Главы местных администраций муниципальных образований.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Согласно п. 1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В силу ст.ст. 130,133.1 ГК РФ линии электропередач относятся к недвижимому имуществу, в связи, с чем право собственности на данные объекты подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано.

В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащем содержанию такого имущества иных форм собственности Администрация МО «село Кочубей» - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, обладающий полномочиями юридического лица.

Учитывая изложенное, именно на ответчике лежит обязанность по постановке спорных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество

С 01.07.2015г. АО «Дагестанская сетевая компания» осуществляет оперативно-хозяйственную деятельность по транспортировке электроэнергии на территории Республики Дагестан и обеспечивает потребности экономики в передаче необходимой мощности, так и объекты электроснабжения в с.Кочубей Тарумовского района - на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа, и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км. обслуживает АО «Дагестанская сетевая компания». Просит суд требования Прокуратуры Тарумовского района РД к МО «село Кочубей» Тарумовского района РД удовлетворить в полном объеме.

Выслушав объяснение представителя административного истца - старшего помощника прокурора Тарумовского района РД Саидова А.М., административного ответчика – главы администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района РД ФИО1, проверив представленные материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Морозова В.Н. подлежат удовлетворению.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федераций.

При этом, согласно ч.3 указанной статьи, к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

На основании п. 1.2.1 Соглашения от 09.01.2017«О передаче администрацией МО «Тарумовский район» Республики Дагестан отдельных полномочий по решению вопросов местного значения администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан» район передает, а поселение принимает к исполнению полномочия района и их юридическое сопровождение за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения в объемах и порядке, утвержденных Решением Собрания депутатов Тарумовского района, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4. ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, мероприятия по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и электроснабжение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимого имущества и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозяйные объекты недвижимого имущества.

Таким образом, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, и тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними.

Наличие на территории муниципального образования бесхозяйных коммунальных сетей и не постановка их на баланс препятствует обеспечению их безопасной эксплуатации, надежному и бесперебойному снабжению потребителей энергоресурсами, поскольку не определены лица, ответственные за техническое обслуживание этих сетей, потери энергоресурсов в них.

Бездействие органов местного самоуправления создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципальных образований и нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятные условия проживания и обеспечения их жизненных потребностей. Отсутствие должного контроля за состоянием и эксплуатацией указанных объектов, не исключает возможности возникновения аварийной ситуации, перебоев в поставке энергоресурсов.

Согласно п. 1 ст.225 ГК РФ бесхозяйной вещью является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

Факт бесхозяйности указанных объектов подтверждается информацией Тарумовских РЭС ОАО «Дагэнергосеть» от 18.05.2018.

В силу ст.ст.130, 133.1 ГК РФ линии электропередач относятся к недвижимому имуществу, в связи с чем, право собственности на данные объекты подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, право собственности на спорные объекты ни за кем не зарегистрировано.

В соответствии с п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В силу статьи 50 Федерального закона от 06 декабря 2013 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных законом вопросов местного значения.

К организации электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования в первую очередь относится обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, и содействие надлежащему содержанию такого имущества иных форм собственности.

Администрация МО «село Кочубей» - исполнительно – распорядительный орган муниципального образования, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, обладающий полномочиями юридического лица.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества, именно на ответчике лежит обязанность по постановке спорных объектов на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Таким образом, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора Тарумовского района Республики Дагестан в порядке ст. 39 КАС РФ в интересах неопределенного круга лиц к главе администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление прокурора Тарумовского района Республики Дагестан Морозова В.Н. (в порядке ст.39 КАС) в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан о признании незаконным бездействия, выразившегося в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МО «село Кочубей» Тарумовского района РД, выразившееся в не постановке на учет бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км.

Обязать администрацию МО «село Кочубей» Тарумовского района Республики Дагестан в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обратиться в регистрационный орган с заявлением о принятии на учет в качестве бесхозяйных объектов электросетевого хозяйства, расположенных в с. Кочубей Тарумовского района РД на ул.Молодежная КТП №22.10.15/160 кВа и на ул.Интернатская КТП №22.09.14/160 кВа и ВЛ-0,4 кВ с протяженностью 0,30 км.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его вынесения через Тарумовский районный суд Республики Дагестан.

Судья М.Р.Гаммаев