ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-192/19 от 18.09.2019 Красночикойского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2а-192/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 сентября 2019 года с. Красный Чикой

Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Добрынина В.А.,

при секретаре Перминовой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административное исковое заявление Прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Черемховское», администрации муниципального района «<адрес>» об обязании принять меры по переселению жильцов, Амурскому бассейновому водному управлению об обязании осуществить мероприятия по регулированию русла реки <данные изъяты> в границах <адрес>, Федеральному агентству водных ресурсов об обязании профинансировать мероприятия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Красночикойского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.

Прокуратурой Красночикойского района по обращению А.Г.И. о разрушении берега <адрес> вблизи ее дома по адресу: <адрес>, проведена про­верка.

Проверкой установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес> вблизи <адрес> проживают К.Т.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.Г.ДД.ММ.ГГГГ ро­ждения, в дощатом строении по указанному адресу проживает А.Г.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в тепляке по указанному адресу про­живает М.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

С северо-западной стороны домовладений протекает протока <адрес>, в результате ее разлива произошло размытие берега <адрес>. Расстояние от бе­реговой линии высотой около 10 м до строения, в котором проживает А.Г.И., составляет 1,5 метра, до жилого дома, в котором проживают К.Т.И.., К.Е.Г., расстояние от берега составляет около 5 метров. При осмотре территории домовладения с участием специалистов администра­ции сельского поселения установлено обрушение части ограждения двора дома А.Г.И. вследствие размытия берега реки. Кроме того, на протяже­нии 500 метров береговой линии от дома по <адрес>, вдоль тер­риторий домовладений жителей села до <адрес> существует опасность разрушения берега реки и причинения ущерба зе­мельным участкам, хозяйственным постройкам, жилым домам жителей поселе­ния.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации террито­рия Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутрен­ние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В силу п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее по тексту - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, по­стоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима

Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Исключением из этого правила согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ является нахож­дение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального обра­зования, физического лица, юридического лица, обводненного карьера, распо­ложенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собствен­ности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физи­ческому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно п. 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объек­тов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные террито­рии и объекты.

В силу ч. 1 ст. 8, п. 4 ч. 2 ст. 39 ВК РФ водные объекты находятся в соб­ственности Российской Федерации (федеральной собственности). Собственни­ки водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Меры по предотвраще­нию негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-27 ВК ФР. Собственники водных объектов, водопользователи при использова­нии водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Статьей 67.1 ВК РФ установлено, что в целях предотвращения негативно­го воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с ВК РФ, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разру­шения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздей­ствия вод.

В силу ч. 2 ст. 67.1 ВК РФ под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс меро­приятий, включающий в себя:

  1. предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных тер­риторий и водных объектов;
  2. ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
  3. противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увели­чению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

Согласно ч. 3 ст. 67.1 ВК РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепитель­ных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов вод­ных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооруже­ния инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 7 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликви­дации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительны­ми органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодек­са.

Согласно пп. 1 и 17 ст. 24 ВК РФ к полномочиям органов государствен­ной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся вла­дение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в феде­ральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федера­ции.

Река <адрес> находится в собственности Российской Федерации, является межсубъектовой, так как протекает по территории <адрес> и <адрес>, в связи с чем, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данно­го водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, ут­вержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (далее -Положение № 282) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

Пунктом 4 Положения № 282 установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомст­венные организации во взаимодействии с другими федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединения­ми и иными организациями.

Согласно п. 1 Приказа Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 "Об утвержде­нии Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов" (далее - Положение) Амурское бассейновое водное управление Фе­дерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Амурское БВУ, является территориальным органом Федерального агентства водных ре­сурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию го­сударственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на терри­тории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.

В силу п. 4 Положения Амурское БВУ в установленной сфере деятельно­сти осуществляет полномочия по организации осуществления мер по предот­вращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отно­шении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и распо­ложенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зо­не деятельности территориального органа, осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользова­ние и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собст­венности.

Таким образом, обязанности по осуществлению полномочий собственни­ка водного объекта, в том числе по осуществлению мероприятий по предот­вращению негативного воздействия вод, возложены на Амурское бассейновое водное управление, а обязанность по финансированию необходимых мероприя­тий на Федеральное агентство водных объектов.

Таким образом, разрушение берега реки <адрес> и не принятие мер по пре­дотвращению такого разрушения влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, наносит ущерб земельному фонду, вод­ному объекту, а также создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в сельском поселении «<адрес>

Согласно ч. 4 ст. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций в границах поселения отнесено к полномочиям муниципального района.

Данные полномочия муниципальным районом переданы сельскому посе­лению «Черемховское» на основании соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «<адрес>» по реше­нию вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «<адрес>», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ.

Чрезвычайная ситуация в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природ­ного и техногенного характера" - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значи­тельные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждением чрезвычайных ситуаций является комплекс мероприя­тий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохране­ние здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и матери­альных потерь в случае их возникновения.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по за­щите населения от чрезвычайных ситуаций, среди которых осуществление подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку насе­ления в области защиты от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финан­совых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, орга­низация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Проверкой установлено, что А.Г.И. устно обращалась в адми­нистрацию поселения о необходимости разрешения ситуации с обрушением берега <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Однако на протяжении 6 лет действенные меры в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, в частности, укреплению бере­га реки путем отсыпки грунта либо укрепления камнем, не принимались, что не соответствует сложившейся на территории поселения ситуации и повлекло большее размытие берега и подход берега к домовладению.

В связи с чем, обязанность по предупреждению чрезвычайной ситуации должна быть возложена на муниципальное образование в лице администрации сельского поселения «Черемховское».

Пунктом 3 частью 1 ст. 124 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административ­ного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущен­ных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с админист­ративным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граж­дан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Учитывая, что разрушение берега реки <адрес> в районе <адрес> и на протяжении 500 м вдоль <адрес> влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лица, наносит ущерб зе­мельному фонду, водному объекту, а также создает угрозу безопасному прожи­ванию жителей поселения, прокурор обращается в суд с иском в интересах не­определенного круга лиц.

Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское» в течении месяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем; обязать Амурское бассейновое водное управление в течении 9 месяцев со дня вынесения решения суда выполнить мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес> путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски; обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинансировать мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес>.

В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные административные исковые требования, по следующим основаниям. Согласно ч.4 ст.14 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к полномочиям муниципального района. Данные полномочия муниципальным районом переданы сельскому посе­лению «Черемховское» на основании соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «<адрес>» по реше­нию вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «Черемховское», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. В целях исполнения переданных полномочий по участию в предупрежде­нию и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрацией муниципального района «<адрес>» администрации сельского поселения «Че­ремховское» предусмотрены межбюджетные трансферты в размере <данные изъяты> руб. Из указанного следует, что администрация сельского поселения «Черемхов­ское» осуществляет переданные полномочия в пределах выделенных денежных средств, которых с учетом сложившейся на территории сельского поселения ситуации недостаточно. В связи с чем, в остальной части полномочия по участию в пре­дупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет админист­рация муниципального района «<адрес>». Просили принять отказ от требований административного искового заявления об обязании администрации сельского поселения «Черемховское» в течение 1 ме­сяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем. Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское», адми­нистрацию муниципального района «<адрес>» в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес> принять меры по переселению жильцов <адрес> Забай­кальского края. Принять отказ от требований административного искового заявления к Амурскому бассейновому водному управлению, Федеральному агентству вод­ных ресурсов. Обязать Амурское бассейновое водное управление в течение 9 меся­цев со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Привлечь администрацию муниципального района «<адрес>» в качестве соответчика по рассматриваемому административному делу.

Определением Красночикойского районного суда от 16.08.2019г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального района «Красночикойский район».

В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурор Красночикойского района Налабордин Ю.В. поддержал административные исковые требования с учетом их уточнений, просил принять отказ от требований административного искового заявления об обязании администрации сельского поселения «Черемховское» в течение 1 ме­сяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем. Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское», адми­нистрацию муниципального района «<адрес>» в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес> принять меры по переселению жильцов <адрес> Забай­кальского края. Принять отказ от требований административного искового заявления к Амурскому бассейновому водному управлению, Федеральному агентству вод­ных ресурсов. Обязать Амурское бассейновое водное управление в течение 9 меся­цев со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинансировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.

Представитель административного ответчика -глава сельского поселения «Черемховское» ФИО1, действующая на основании прав по должности, административные исковые требования с учетом их уточнений признала, суду показала, что в рамках переданных им полномочий и в пределах денежных средств выделенных на осуществление полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения проведены мероприятия, связанные с пожарной безопасностью. Объем межбюджетных трансфертов в ДД.ММ.ГГГГ. по осуществлению полномочий на участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуация в границах поселения составил <данные изъяты>.. Указанных средств недостаточно для принятия мер, связанных с переселением жильцов <адрес> Забай­кальского края.

Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений не признала, суду показала, что поскольку полномочия, связанные с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения переданы администрации сельского поселения «Черемховское», на осуществление указанных полномочий из бюджета муниципального района в бюджеты сельских поселений ежегодно предоставляются межбюджетные трансферты, ежегодный объем которых определяется в соответствии с Методикой расчета. Предоставленные финансовые средства носят целевой характер, администрация сельского поселения об использовании финансовых средств предоставляет отчет. В ДД.ММ.ГГГГ. объем межбюджетных трансфертов необходимых для осуществления администрацией сельского поселения «Черемховское» передаваемых ей части полномочий составил <данные изъяты> руб., из которых на участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуация в границах поселения - <данные изъяты> руб.. Межбюджетные трансферты для осуществления переданных полномочий зачисляются в бюджет поселения ежемесячно в размере 1/12 годового объема. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по август включительно е в бюджет поселения «Черемховское» перечислено по <данные изъяты> рубля ежемесячно. перечислены В настоящее время в бюджете администрации района каких-либо дополнительных средств на финансирование на данного мероприятия не предусмотрено, необходимо дополнительное время для реализации мероприятий, связанных с исполнением требований прокурора. Просила исковые требования к администрации муниципальный район «<адрес>» оставить без удовлетворения.

Административные ответчики - Амурское бассейновое водное управление и Федеральное агентство водных ресурсов своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений суду не представили.

Определением Красночикойского районного суда от 18.09.2019г. принят отказ прокурора <адрес> от требований административного искового заявления об обязании администрации сельского поселения «Черемховское» в течение 1 ме­сяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем, а также от требований об обязании Амурского бассейнового водного управления в течении 9 месяцев со дня вынесения решения суда выполнить мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес> путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски и обязании Федерального агентства водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинансировать мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес>, производство по делу в указанной части прекращено.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.67 Конституции Российской Федерации террито­рия Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутрен­ние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

В силу п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, по­стоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ исключением из этого правила является нахож­дение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального обра­зования, физического лица, юридического лица, обводненного карьера, распо­ложенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собствен­ности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физи­ческому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Согласно п.16 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объек­тов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные террито­рии и объекты.

В силу ч. 1 ст. 8, п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в соб­ственности Российской Федерации (федеральной собственности). Собственни­ки водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и лик­видации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Меры по предотвраще­нию негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-27 ВК ФР. Собственники водных объектов, водопользователи при использова­нии водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.

Пунктом 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ установлено, что в целях предотвращения негативно­го воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с ВК РФ, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разру­шения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздей­ствия вод.

При этом согласно пункту 2 ст.67.1 ВК РФ под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс меро­приятий, включающий в себя:

  1. предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных тер­риторий и водных объектов;
  2. ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов;
  3. противопаводковые мероприятия, в том числе мероприятия по увели­чению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водоемов, уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению берегов песчано-гравийной и каменной наброской.

В соответствии с ч. 7 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликви­дации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительны­ми органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодек­са.

Согласно п.п. 1 и 17 ст.24 ВК РФ к полномочиям органов государствен­ной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся вла­дение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в феде­ральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федера­ции.

Река <адрес> находится в собственности Российской Федерации, протекает по территории <адрес> и <адрес> и является межсубъектовой, в связи с чем, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данно­го водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Судом установлено и подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ., что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению А.Г.И. о разрушении берега реки <адрес> вблизи ее дома по адресу: <адрес>, в ходе обследования жилого дома А.Г.И. с участием старшего помощника прокурора <адрес>Ж.Б.Б., главы сельского поселения «Черемховское» и специалиста администрации сельского поселения «Черемховское» установлено следующее.

В жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> вблизи реки <адрес> проживают К.Т.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.Г.ДД.ММ.ГГГГ ро­ждения, в дощатом строении по указанному адресу проживает А.Г.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в тепляке по указанному адресу про­живает М.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С северо-западной стороны домовладений протекает протока реки Чикой, в результате ее разлива произошло размытие берега <адрес>. Расстояние от бе­реговой линии высотой около 10 м до строения, в котором проживает А.Г.И., составляет 1,5 метра, до жилого дома, в котором проживают К.Т.И.., К.Е.Г., расстояние от берега составляет около 5 метров. При осмотре территории домовладения с участием специалистов администра­ции сельского поселения «Черемховское» установлено обрушение части ограждения двора дома А.Г.И. вследствие размытия берега реки. Кроме того, на протяже­нии 500 метров береговой линии от дома по <адрес>, вдоль тер­риторий домовладений жителей села до <адрес>, существует опасность разрушения берега реки и причинения ущерба зе­мельным участкам, хозяйственным постройкам, жилым домам жителей поселе­ния (л.д.___).

Согласно справки администрации сельского поселения «Черемховское» от ДД.ММ.ГГГГ. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> настоящее время проживают К.Т.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, также на этой территории имеется 2 строения: -дощатое строение, в котором проживает А.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения; -тепляк, в котором проживает М.В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. На момент строительства разрешительной документации на строительство дощатого строения и тепляка не выдавалось (л.д.___).

Из акта проверки условий проживания А.Г.И. по адресу: <адрес>, проведенной 18.06.2019г. комиссией в составе: заместителя начальника ТОНД МЧС по <адрес>; <адрес>м и <адрес>Л.И.М., главного специалиста отдела по организации мероприятий по ГО и ЧС и мобилизационной подготовке администрации муниципального района «<адрес>» Б.Ю.А., заместителя руководителя администрации сельского поселения «Черемховское» М.В.Г.,Ведущего специалиста администрации сельского поселения «Черемховское» К.В.В., установлено, что в указанном домовладении имеется жилой дом площадью <данные изъяты>, в котором прожигают К.Т.И., К.Е.Г.. На территории домовладения имеется ряд надворных построек. В юго-западной части домовладения расположено дощатое строение (в виде засыпнушки) размером 3x3 м, которое используется для проживания А.Г.И.. Кроме этого в юго-восточной части домовладения расположено бревенчатое строение размером 4x4 м, в котором проживает М.В.И.. Указанные лица являются родственниками А.Г.И. в той или иной степени. С северо-западной стороны домовладения протекает протока реки <адрес>. На момент осмотра имеется обвал берега высотой до 9метров. Наименьшее расстояние от обвалившего берега до угла строения, в котором проживает А.Г.И., составляет 1,5 м. Существует реальная угроза обвала грунта с повреждением (разрушением) указанного строения. В ходе обследования гражданке А.Г.И. было предложено переехать в жилой дом, расположенный в <адрес>. На данное предложение А.Г.И. ответила отказом и

выдвинула требование постройки ей нового строения (тепляка) на территории этого же домовладения, но на удалении от берега реки. От подачи письменного заявления на отказ в переезде также отказалась. Кроме этого было проведено обследование жилого дома по адресу <адрес> В результате обследования было установлено, что жилой дом представляет собой бревенчатое строение размером 6x5 м, в котором имеется отопительная кирпичная печь, остекление окон (двойных), часть мебели. Для проживания данный дом пригоден (л.д.____).

Из ответа администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение А.Г.И. следует, что администрация муниципального района «<адрес>» направила обращение исполняющему обязанности заместителя председателя <адрес> и министру природных ресурсов <адрес> с просьбой обследования русла реки <адрес> а также о необходимости укрепления берега. Получен ответ, что Федеральным агентством водных ресурсов дано поручение территориальному органу - Амурскому БВУ провести комиссионное обследование русла реки <адрес> с целью оценки негативного воздействия паводковых вод и в случае необходимости, подготовить предложения по проведению необходимых водохозяйственных мероприятий. Данное обследование запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ была проведена комиссионная проверка условий Вашего проживания специалистами МЧС по <адрес>, <адрес>м и <адрес>, администрации муниципального района «<адрес>», специалистами администрации сельского поселения «Черемховское». Кроме этого в ходе проверки был проведен осмотр жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который администрация сельского поселения предлагает Вам для переселения. Комиссией сделан вывод о том, что предлагаемый дом пригоден для проживания. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального района «<адрес>» поступило письмо от временно исполняющего должность начальника Главного управления МЧС России по <адрес> о рассмотрении вопроса принудительного переселения граждан (в судебном порядке), проживающих в непосредственной близости к береговой линии <адрес>, с обрушением которой может возникнуть чрезвычайная ситуация с человеческими жертвами, а также ущербом здоровья и имущества граждан. Просят рассмотреть предложение администрации сельского поселения «Черемховское» о переезде в другой дом, поскольку выполнение работ по укреплению берега реки Чикой пока невозможно, а оказать помощь в постройке тепляка в пределах Вашего домовладения нецелесообразно в связи с отсутствием оценки дальнейшего разрушения берегового грунта квалифицированными специалистами (л.д.____).

В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. глава администрации сельского поселения «Черемховское» С.Л.А. сообщила, что по поводу оказания помощи А.Г.И. ей неоднократно предлагалась помощь в переезде в другой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Данный жилой дом принадлежал М.М.А., умершей в ДД.ММ.ГГГГ., ее родственники были согласны запустить семью А.Г.И., но она наотрез отказалась от переезда, поэтому финансовые средства для ремонта нет необходимости предоставлять. А.Г.И. просит оказать помощь в постройке тепляка для дальнейшего проживания на ее территории (в глуби огорода), но для постройки тепляка, возможного составления сметы на строительство и оценки дальнейшего разрушения берегового грунта требуются квалифицированные специалисты с выездом на место (л.д.____).

Из сообщения администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что дом, находящийся в собственности А.Г.И. (31,8 кв. м) расположен на берегу реки <адрес>, на протяжении пяти лет наблюдается интенсивное подмывание берега. Вместе с А.Г.И. проживают ее родственники М.В.И., К.Т.И. и К.Е.Г., которые не имеют собственного жилья. Всем проживающим в вышеуказанном доме было предложено переселиться в другой дом, который по площади не меньше их жилищного фонда. Глава сельского поселения «Черемховское» неоднократно предлагала помощь в организации переезда, а также социального работника, от которого А.Г.И. отказалалсь в присутствии медицинского работника и участкового. Жительница <адрес>А.Г.И. требует построить ей дом для проживания только на ее земельном участке. Выполнить ее требования и построить дом в 30 м. от берега <адрес> нецелесообразно, поскольку он будет подвергаться тем же самым природным явлениям. Финансирование на строительство нового жилья из резервного фонда ЧС возможно предусмотреть только после выявления разрушенных строений и на основании причиненного ущерба (л.д.___)

ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района «<адрес>» А.Г.И. было направлено письмо с просьбой рассмотреть предложение администрации сельского поселения «Черемховское» о переезде в другой дом, поскольку выполнение работ по укреплению берега реки <адрес> пока невозможно, а оказать помощь в постройке тепляка в пределах ее домовладения нецелесообразно в связи с отсутствием оценки дальнейшего разрушения берегового грунта квалифицированным специалистами (л.д.___).

Из информации, представленной Министерством природных ресурсов <адрес> за от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что река <адрес> протекает по территориям двух субъектов российской Федерации, является межсубъектовым водным объектом. Проведение мероприятий по расчистке и углублению русел межсубъектовых рек ( в том числе реки Чикой) относятся к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов (далее ФАВР). ФАВР дано поручение территориальному органу Амурскому БВУ провести комиссионное обследование русла реки Чикой на территории <адрес> с целью оценки негативного воздействия паводковых вод и в случае необходимости подготовить предложения по проведению необходимых водохозяйственных мероприятий. Обследование русла реки Чикой запланировано на ДД.ММ.ГГГГг. с участием руководителя Амурского бассейнового водного управления (<адрес>), по итогам обследования будет принято решение о необходимости проведения водохозяйственных мероприятий. В соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значении относятся участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (л.д.____).

Согласно акту обследования русла реки <адрес> в пределах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. комиссией в составе: руководителя Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов М.А.В., начальника отдела водного хозяйства Амурского БВУ Е.Н.Н., заместителя руководителя - начальник а отдела водных ресурсов Амурского БВУ по <адрес>П.П.В., консультанта отдела водных ресурсов и водопользования Министерства природных ресурсов <адрес>П.Е.В., заместителя Главы администрации сельского поселения «Черемховское» <адрес>М.В.Г. проведено обследование береговой линии <адрес> на территории сельского поселения «Черемховское» <адрес> в районе домов по <адрес>. В ходе обследования установлено следующее. <адрес> - административный центр сельского поселения «Черемховское» - располагается на высокой правобережной пойме и надпойменных террасах <адрес>. Численность населения села - <данные изъяты>. Река <адрес> - крупнейший по площади бассейна и второй по протяженности приток <адрес>, принадлежащей бассейну <адрес>. Длина <адрес> - <данные изъяты> площадь водосбора- <данные изъяты>. Река берет начало на склонах <адрес> хребта, протекает вдоль южного склона <адрес> хребта по территории <адрес> и <адрес>, частично - по границе с <адрес>. В пределах села русло <адрес> многорукавное с многочисленными перекатами и островами. Глубина реки - 0,5 - 2,0 м. Выше по течению от <адрес> река делает левый поворот под почти прямым углом, вследствие чего правый берег в районе расположения жилых домов и хозяйственных строений активно размывается. На момент обследования в зону активной переработки берега попадает один жилой дом с надворными постройками, расположенный по <адрес>. Бровка берега на данном участке располагается на расстоянии менее 10 м от жилого дома и вплотную примыкает к забору хозяйственных строений. Высота обрыва - до 7 м. В районе расположенного ниже по течению землевладения по <адрес> темпы переработки береговой линии не угрожают целостности жилых строений и хозяйственных построек. По мнению представителей комиссии от Амурского БВУ выполнить работы по уполаживанию берегового откоса и последующему укреплению берега в районе <адрес> без нанесения ущерба жилому дому и другим строениям не представляется возможным. По информации Администрации сельского поселения в течение <данные изъяты> годов кромка берега в районе <адрес> отступила на расстояние до 20 м. В целом общая протяженность размываемого участка берега в границах села - около 1 км. На расстоянии не менее 200 м от бровки берега располагаются пожарная часть, отделение Сбербанка России, администрация сельского поселения «Черемховское», база СПК «<адрес>», линия ЛЭП, автодорога местного значения <адрес>. Угроза обрушения берега на участках расположения указанных предприятий и организаций отсутствует. Комиссия решила: Исходя из существующей гидроморфологической обстановки, строительство капитальных берегоукрепительных сооружений на участке размываемого берега в <адрес> нецелесообразно. Рекомендовано Администрации сельского поселения изыскать возможности для переселения жильцов <адрес> за пределы зоны вероятного берегообрушения. Поручить ФГУ «Управление эксплуатации Бурейского водохранилища» (А.С.В.) выступить государственным заказчиком работ по регулированию русла <адрес> в районе <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Во взаимодействии с Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по <адрес> (П.П.В.) и Министерством природных ресурсов <адрес> подготовить необходимые обосновывающие документы и включить выполнение указанных работ в состав бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов (л.д.____).

В своих пояснениях от <адрес>. А.Г.И. указала, что в предложенное администрацией жилье по адресу: <адрес> переселяться не желает, хочет остаться на своей земле. Желает, чтобы ей выделили деньги в размере <данные изъяты> рублей, стройматериалы (лесобилет на деловую древесину) для строительства жилья на территории ее земельного участка. (л.д.____)

Судом исследованы документы по поводу принятия главой сельского поселения «Черемховское» мер, связанных с подтоплением и разрушением берега <адрес>.

В докладной от ДД.ММ.ГГГГ. на имя заместителя главы района «<адрес>» глава сельского поселения «Черемховское» С.Л.А. указала, что во время повышения уровня воды в <адрес> произошло изменение русла, поэтому возникла угроза обвала берега. В этом месте стоит дом, в котором проживает три человека. Убедительно просила оценить обстановку и оказать помощь в решении данного вопроса. (л.д.___)

В ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ. на имя главы муниципального района «<адрес>» Г.Е.А.С.Л.А. просила принять адекватные меры по остановке угрозы подтопления, так как в связи с обильным выпадением осадков в <адрес> поднялась вода в <адрес> до уровня 345 см., усилилось подмывание берега в районе проживания семьи М.В.И. : 3 года, в которых проживают 4 человека. Ежегодно в течении 5 лет описывают эту ситуацию и подают сведения в МЧС. До настоящего времени никакие мероприятия не проведены, а ситуация только осложняется (л.д.__)

В обращении от ДД.ММ.ГГГГ. глава поселения С.Л.А. обращаясь к А.Г.И., М.В.И., К.Т.И., К.Е.Г. указала, что ситуация связанная подтоплением их домов опасная, обращение направлено в органы ЧС забайкальского края, что делается ежегодно в течении пяти лет. Пока решается вопрос о принятии мер, глава предлагала выделить им временное жилье во избежание несчастного случая и помощь с переездом (л.д.____)

Обращаясь в Министерство природных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ. глава поселения С.Л.А. просила в связи со сложившейся чрезвычайной обстановкой по подтоплению семьи А.Г.И., М.В.И., К.Т.И. провести обследование реки <адрес> в данном месте с целью исключения дальнейшее подмывание села (л.д.___).

В обращении в Министерство территориального развития <адрес> от 13.05.2019г. глава сельского поселения «Черемховское» указала, что в связи со сложившейся чрезвычайной обстановкой по подтоплению семьи А.Г.И., М.В.И., К.Т.И., в целях исключения дальнейшего подмывания села <адрес>, руководствуясь решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сельского поселения «Черемховское» от ДД.ММ.ГГГГ., просит привлечь специалистов по принятию мер по проведению изыскательских работ для укрепления берега <адрес> (л.д.___).

В ходатайстве на имя главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. глава сельского поселения С.Л.А. просит оказать материальную помощь для приобретения жилья семье А.Г.И., К.Т.И., так как их жилье оказалось в зоне вероятного подтопления.

Какого-либо ответа по данному обращению от администрации района не последовало.

Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите насе­ления и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по за­щите населения от чрезвычайных ситуаций, среди которых осуществление подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку насе­ления в области защиты от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финан­совых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, орга­низация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных си­туаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Согласно ч. 4 ст. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций в границах поселения отнесено к полномочиям муниципального района.

На основании соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «<адрес>» по реше­нию вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «Черемховское», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, полномочия в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения переданы администрацией района сельскому посе­лению «Черемховское» (л.д.____).

В силу пункта 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.

Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации

Полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми исходя из положений п.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.

Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ., с учетом внесенных постановлением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ. дополнений, утвержден Порядок определения объема межбюджетных трансфертов по осуществлению отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района передаваемых сельским поселениям, расположенных на территории муниципального района «<адрес>», которым устанавливается финансовое обеспечение осуществления сельскими поселениями полномочий за счет предоставляемых бюджетам сельских поселения межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района на очередной финансовый год. Ежегодный объем межбюджетных трансфертов определяется в соответствии с прилагаемой Методикой расчета общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам на осуществление передаваемого полномочия. Финансовые средства, предоставленные на осуществление вопросов местного значения муниципального района передаваемых сельским поселениям, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Ежегодно сумму на осуществление передаваемых полномочий увеличивать на сумму индексации потребительских цен (л.д.___).

Согласно приложению к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ. объем межбюджетных трансфертов на ДД.ММ.ГГГГ., необходимых для осуществления администрацией сельского поселения «Черемховское» передаваемых ей части полномочий муниципального района, в частности, на участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения составляет <данные изъяты> рублей (л.д.__).

Из объяснений представителя ответчика С.Л.А. установлено, что финансовых средств, выделенных для осуществления полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при сложившейся на территории сельского поселения «Черемховское» недостаточно для принятия мер, связанных с переселением жильцов <адрес> Забай­кальского края.

Поскольку администрация сельского поселения «Черемхов­ское» осуществляет переданные полномочия в пределах выделенных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, которых с учетом сложившейся на территории сельского поселения ситуации недостаточно, суд полагает, что остальной части полномочия по участию в пре­дупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций должна осуществлять админист­рация муниципального района «<адрес>».

При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно акта обследования русла реки <адрес> в пределах <адрес> строительство капитальных берегоукрепительных сооружений на участке размываемого берега в <адрес> нецелесообразно, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию сельского поселения «Черемховское» и администрацию муниципального района «<адрес>» обязанности по принятию мер, связанных с переселением жильцов, проживающих по <адрес> Забай­кальского края, поскольку непринятие своевременных мер нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасному проживанию жителей населения, может повлечь создание чрезвычайной ситуации, нанести ущерб земельному фонду и водному объекту, в связи с чем суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования прокурора об обязании ответчика Амурское бассейновое водное управление осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии; обязании Федерального агентства водных ресурсов профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии, суд учитывает следующее.

Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) или лицами, использующими водные объекты в соответствии с Кодексом (часть 1 статьи 7.1 Кодекса).

В соответствии с ч. 7 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликви­дации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительны­ми органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодек­са.

Согласно пп. 1 и 17 ст. 24 ВК РФ к полномочиям органов государствен­ной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся вла­дение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в феде­ральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федера­ции.

Река <адрес> находится в собственности Российской Федерации, является межсубъектовой, так как протекает по территории <адрес> и <адрес> в связи с чем, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данно­го водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, ут­вержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (далее -Положение № 282) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.

К полномочиям Федерального агентства водных ресурсов отнесены в том числе: организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282); осуществление мероприятий по охране водоемов, полностью расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений (пункт 5.1.5); полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству (пункт 5.2); осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности (пункт 5.3); осуществление функций государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства (пункт 5.4); осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (пункт 5.6.1); разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 5.6.4); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (пункт 5.13).

Пунктом 4 Положения № 282 установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомст­венные организации во взаимодействии с другими федеральными органами ис­полнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединения­ми и иными организациями.

Согласно п. 1 Приказа Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 "Об утвержде­нии Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов" (далее - Положение) Амурское бассейновое водное управление Фе­дерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Амурское БВУ, является территориальным органом Федерального агентства водных ре­сурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию го­сударственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на терри­тории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.

В силу п. 4 Положения Амурское БВУ в установленной сфере деятельно­сти осуществляет полномочия по организации осуществления мер по предот­вращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отно­шении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и распо­ложенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зо­не деятельности территориального органа, осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользова­ние и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собст­венности.

Поскольку река <адрес> является межсубъектовым водным объектом, протекает по территориям двух субъектов Российской Федерации, проведение мероприятий по расчистке и углублению русел межсубъектовых рек ( в том числе реки <адрес> относятся к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов.

При таких обстоятельствах, учитывая, что разрушение берега реки <адрес> и не принятие мер по пре­дотвращению такого разрушения влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, наносит ущерб земельному фонду, вод­ному объекту, а также создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в сельском поселении «Черемховское», суд приходит к выводу о необходимости возложения на Амурское бассейновое водное управление обязанности по осуществлению мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии; на Федеральное агентство водных ресурсов в обязанности профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.

В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ с учетом объема проведения водохозяйственных мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес>, суд, соглашаясь с мнением прокурора, полагает разумным и достаточным установить административному ответчику - Амурское бассейновое водное управление срок для исполнения решения суда в течении 9 месяцев со дня вынесения решения суда, административному ответчику - Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское» и адми­нистрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес> принять меры по переселению жильцов <адрес> Забай­кальского края.

Обязать Амурское бассейновое водное управление в течение 9 меся­цев со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.

Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.

Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.

Решение суда принято в окончательной форме 26 сентября 2019 года.

Председательствующий: судья Добрынин В.А.