Дело № 2а-192/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 сентября 2019 года с. Красный Чикой
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Добрынина В.А.,
при секретаре Перминовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административное исковое заявление Прокурора Красночикойского района в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Черемховское», администрации муниципального района «<адрес>» об обязании принять меры по переселению жильцов, Амурскому бассейновому водному управлению об обязании осуществить мероприятия по регулированию русла реки <данные изъяты> в границах <адрес>, Федеральному агентству водных ресурсов об обязании профинансировать мероприятия,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красночикойского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на следующее.
Прокуратурой Красночикойского района по обращению А.Г.И. о разрушении берега <адрес> вблизи ее дома по адресу: <адрес>, проведена проверка.
Проверкой установлено, что в жилом доме по адресу: <адрес> вблизи <адрес> проживают К.Т.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.Г.ДД.ММ.ГГГГ рождения, в дощатом строении по указанному адресу проживает А.Г.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в тепляке по указанному адресу проживает М.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
С северо-западной стороны домовладений протекает протока <адрес>, в результате ее разлива произошло размытие берега <адрес>. Расстояние от береговой линии высотой около 10 м до строения, в котором проживает А.Г.И., составляет 1,5 метра, до жилого дома, в котором проживают К.Т.И.., К.Е.Г., расстояние от берега составляет около 5 метров. При осмотре территории домовладения с участием специалистов администрации сельского поселения установлено обрушение части ограждения двора дома А.Г.И. вследствие размытия берега реки. Кроме того, на протяжении 500 метров береговой линии от дома по <адрес>, вдоль территорий домовладений жителей села до <адрес> существует опасность разрушения берега реки и причинения ущерба земельным участкам, хозяйственным постройкам, жилым домам жителей поселения.
В соответствии с ч. 1 ст. 67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В силу п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ (далее по тексту - ВК РФ) водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима
Согласно ч. 1 ст. 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Исключением из этого правила согласно ч. 2 ст. 8 ВК РФ является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п. 16 ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В силу ч. 1 ст. 8, п. 4 ч. 2 ст. 39 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-27 ВК ФР. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Статьей 67.1 ВК РФ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с ВК РФ, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
В силу ч. 2 ст. 67.1 ВК РФ под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
Согласно ч. 3 ст. 67.1 ВК РФ инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод, в том числе строительство берегоукрепительных сооружений, дамб и других сооружений, предназначенных для защиты территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод (сооружения инженерной защиты), осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с ч. 7 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 и 17 ст. 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
Река <адрес> находится в собственности Российской Федерации, является межсубъектовой, так как протекает по территории <адрес> и <адрес>, в связи с чем, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (далее -Положение № 282) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
Пунктом 4 Положения № 282 установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 1 Приказа Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 "Об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов" (далее - Положение) Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Амурское БВУ, является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.
В силу п. 4 Положения Амурское БВУ в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по организации осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зоне деятельности территориального органа, осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.
Таким образом, обязанности по осуществлению полномочий собственника водного объекта, в том числе по осуществлению мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод, возложены на Амурское бассейновое водное управление, а обязанность по финансированию необходимых мероприятий на Федеральное агентство водных объектов.
Таким образом, разрушение берега реки <адрес> и не принятие мер по предотвращению такого разрушения влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, наносит ущерб земельному фонду, водному объекту, а также создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в сельском поселении «<адрес>
Согласно ч. 4 ст. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к полномочиям муниципального района.
Данные полномочия муниципальным районом переданы сельскому поселению «Черемховское» на основании соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «<адрес>» по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «<адрес>», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№.
Чрезвычайная ситуация в силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждением чрезвычайных ситуаций является комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных ситуаций, среди которых осуществление подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Проверкой установлено, что А.Г.И. устно обращалась в администрацию поселения о необходимости разрешения ситуации с обрушением берега <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Однако на протяжении 6 лет действенные меры в целях предупреждения чрезвычайной ситуации, в частности, укреплению берега реки путем отсыпки грунта либо укрепления камнем, не принимались, что не соответствует сложившейся на территории поселения ситуации и повлекло большее размытие берега и подход берега к домовладению.
В связи с чем, обязанность по предупреждению чрезвычайной ситуации должна быть возложена на муниципальное образование в лице администрации сельского поселения «Черемховское».
Пунктом 3 частью 1 ст. 124 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может содержать требования об обязанности административного ответчика совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Учитывая, что разрушение берега реки <адрес> в районе <адрес> и на протяжении 500 м вдоль <адрес> влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лица, наносит ущерб земельному фонду, водному объекту, а также создает угрозу безопасному проживанию жителей поселения, прокурор обращается в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц.
Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское» в течении месяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем; обязать Амурское бассейновое водное управление в течении 9 месяцев со дня вынесения решения суда выполнить мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес> путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски; обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинансировать мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес>.
В ходе рассмотрения дела истец уточнил заявленные административные исковые требования, по следующим основаниям. Согласно ч.4 ст.14 ст.15 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к полномочиям муниципального района. Данные полномочия муниципальным районом переданы сельскому поселению «Черемховское» на основании соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «<адрес>» по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «Черемховское», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№. В целях исполнения переданных полномочий по участию в предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрацией муниципального района «<адрес>» администрации сельского поселения «Черемховское» предусмотрены межбюджетные трансферты в размере <данные изъяты> руб. Из указанного следует, что администрация сельского поселения «Черемховское» осуществляет переданные полномочия в пределах выделенных денежных средств, которых с учетом сложившейся на территории сельского поселения ситуации недостаточно. В связи с чем, в остальной части полномочия по участию в предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляет администрация муниципального района «<адрес>». Просили принять отказ от требований административного искового заявления об обязании администрации сельского поселения «Черемховское» в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем. Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское», администрацию муниципального района «<адрес>» в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес> принять меры по переселению жильцов <адрес> Забайкальского края. Принять отказ от требований административного искового заявления к Амурскому бассейновому водному управлению, Федеральному агентству водных ресурсов. Обязать Амурское бассейновое водное управление в течение 9 месяцев со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Привлечь администрацию муниципального района «<адрес>» в качестве соответчика по рассматриваемому административному делу.
Определением Красночикойского районного суда от 16.08.2019г. к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена администрация муниципального района «Красночикойский район».
В судебном заседании представитель административного истца заместитель прокурор Красночикойского района Налабордин Ю.В. поддержал административные исковые требования с учетом их уточнений, просил принять отказ от требований административного искового заявления об обязании администрации сельского поселения «Черемховское» в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем. Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское», администрацию муниципального района «<адрес>» в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес> принять меры по переселению жильцов <адрес> Забайкальского края. Принять отказ от требований административного искового заявления к Амурскому бассейновому водному управлению, Федеральному агентству водных ресурсов. Обязать Амурское бассейновое водное управление в течение 9 месяцев со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинансировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.
Представитель административного ответчика -глава сельского поселения «Черемховское» ФИО1, действующая на основании прав по должности, административные исковые требования с учетом их уточнений признала, суду показала, что в рамках переданных им полномочий и в пределах денежных средств выделенных на осуществление полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения проведены мероприятия, связанные с пожарной безопасностью. Объем межбюджетных трансфертов в ДД.ММ.ГГГГ. по осуществлению полномочий на участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуация в границах поселения составил <данные изъяты>.. Указанных средств недостаточно для принятия мер, связанных с переселением жильцов <адрес> Забайкальского края.
Представитель административного ответчика администрации муниципального района «Красночикойский район» ФИО2, действующая на основании доверенности, административные исковые требования с учетом уточнений не признала, суду показала, что поскольку полномочия, связанные с участием в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения переданы администрации сельского поселения «Черемховское», на осуществление указанных полномочий из бюджета муниципального района в бюджеты сельских поселений ежегодно предоставляются межбюджетные трансферты, ежегодный объем которых определяется в соответствии с Методикой расчета. Предоставленные финансовые средства носят целевой характер, администрация сельского поселения об использовании финансовых средств предоставляет отчет. В ДД.ММ.ГГГГ. объем межбюджетных трансфертов необходимых для осуществления администрацией сельского поселения «Черемховское» передаваемых ей части полномочий составил <данные изъяты> руб., из которых на участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуация в границах поселения - <данные изъяты> руб.. Межбюджетные трансферты для осуществления переданных полномочий зачисляются в бюджет поселения ежемесячно в размере 1/12 годового объема. Начиная с ДД.ММ.ГГГГ по август включительно е в бюджет поселения «Черемховское» перечислено по <данные изъяты> рубля ежемесячно. перечислены В настоящее время в бюджете администрации района каких-либо дополнительных средств на финансирование на данного мероприятия не предусмотрено, необходимо дополнительное время для реализации мероприятий, связанных с исполнением требований прокурора. Просила исковые требования к администрации муниципальный район «<адрес>» оставить без удовлетворения.
Административные ответчики - Амурское бассейновое водное управление и Федеральное агентство водных ресурсов своих представителей в судебное заседание не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений суду не представили.
Определением Красночикойского районного суда от 18.09.2019г. принят отказ прокурора <адрес> от требований административного искового заявления об обязании администрации сельского поселения «Черемховское» в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по берегоукреплению берега земельного участка по адресу: <адрес>, путем отсыпки грунта с формированием откоса и укрепления его камнем, а также от требований об обязании Амурского бассейнового водного управления в течении 9 месяцев со дня вынесения решения суда выполнить мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес> путем осуществления песчано-гравийной и каменной наброски и обязании Федерального агентства водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинансировать мероприятия по берегоукреплению правого берега реки <адрес> на протяжении 500 метров от <адрес>, производство по делу в указанной части прекращено.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.67 Конституции Российской Федерации территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.
В силу п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Согласно ч. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Согласно п.16 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации негативное воздействие вод - затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов, заболачивание и другое негативное воздействие на определенные территории и объекты.
В силу ч. 1 ст. 8, п. 4 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности). Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации осуществляется исполнительными органами государственной власти в пределах их полномочий в соответствии со ст.ст. 24-27 ВК ФР. Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах.
Пунктом 1 ст. 67.1 Водного кодекса РФ установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод на определенные территории и объекты и ликвидации его последствий принимаются меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в соответствии с ВК РФ, обеспечивается инженерная защита территорий и объектов от затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания и другого негативного воздействия вод.
При этом согласно пункту 2 ст.67.1 ВК РФ под мерами по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий понимается комплекс мероприятий, включающий в себя:
В соответствии с ч. 7 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно п.п. 1 и 17 ст.24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
Река <адрес> находится в собственности Российской Федерации, протекает по территории <адрес> и <адрес> и является межсубъектовой, в связи с чем, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ., что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению А.Г.И. о разрушении берега реки <адрес> вблизи ее дома по адресу: <адрес>, в ходе обследования жилого дома А.Г.И. с участием старшего помощника прокурора <адрес>Ж.Б.Б., главы сельского поселения «Черемховское» и специалиста администрации сельского поселения «Черемховское» установлено следующее.
В жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> вблизи реки <адрес> проживают К.Т.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, К.Е.Г.ДД.ММ.ГГГГ рождения, в дощатом строении по указанному адресу проживает А.Г.И.ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в тепляке по указанному адресу проживает М.В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С северо-западной стороны домовладений протекает протока реки Чикой, в результате ее разлива произошло размытие берега <адрес>. Расстояние от береговой линии высотой около 10 м до строения, в котором проживает А.Г.И., составляет 1,5 метра, до жилого дома, в котором проживают К.Т.И.., К.Е.Г., расстояние от берега составляет около 5 метров. При осмотре территории домовладения с участием специалистов администрации сельского поселения «Черемховское» установлено обрушение части ограждения двора дома А.Г.И. вследствие размытия берега реки. Кроме того, на протяжении 500 метров береговой линии от дома по <адрес>, вдоль территорий домовладений жителей села до <адрес>, существует опасность разрушения берега реки и причинения ущерба земельным участкам, хозяйственным постройкам, жилым домам жителей поселения (л.д.___).
Согласно справки администрации сельского поселения «Черемховское» от ДД.ММ.ГГГГ. в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> настоящее время проживают К.Т.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, К.Е.Г., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, также на этой территории имеется 2 строения: -дощатое строение, в котором проживает А.Г.И., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения; -тепляк, в котором проживает М.В.И., ДД.ММ.ГГГГ г.рождения. На момент строительства разрешительной документации на строительство дощатого строения и тепляка не выдавалось (л.д.___).
Из акта проверки условий проживания А.Г.И. по адресу: <адрес>, проведенной 18.06.2019г. комиссией в составе: заместителя начальника ТОНД МЧС по <адрес>; <адрес>м и <адрес>Л.И.М., главного специалиста отдела по организации мероприятий по ГО и ЧС и мобилизационной подготовке администрации муниципального района «<адрес>» Б.Ю.А., заместителя руководителя администрации сельского поселения «Черемховское» М.В.Г.,Ведущего специалиста администрации сельского поселения «Черемховское» К.В.В., установлено, что в указанном домовладении имеется жилой дом площадью <данные изъяты>, в котором прожигают К.Т.И., К.Е.Г.. На территории домовладения имеется ряд надворных построек. В юго-западной части домовладения расположено дощатое строение (в виде засыпнушки) размером 3x3 м, которое используется для проживания А.Г.И.. Кроме этого в юго-восточной части домовладения расположено бревенчатое строение размером 4x4 м, в котором проживает М.В.И.. Указанные лица являются родственниками А.Г.И. в той или иной степени. С северо-западной стороны домовладения протекает протока реки <адрес>. На момент осмотра имеется обвал берега высотой до 9метров. Наименьшее расстояние от обвалившего берега до угла строения, в котором проживает А.Г.И., составляет 1,5 м. Существует реальная угроза обвала грунта с повреждением (разрушением) указанного строения. В ходе обследования гражданке А.Г.И. было предложено переехать в жилой дом, расположенный в <адрес>. На данное предложение А.Г.И. ответила отказом и
выдвинула требование постройки ей нового строения (тепляка) на территории этого же домовладения, но на удалении от берега реки. От подачи письменного заявления на отказ в переезде также отказалась. Кроме этого было проведено обследование жилого дома по адресу <адрес> В результате обследования было установлено, что жилой дом представляет собой бревенчатое строение размером 6x5 м, в котором имеется отопительная кирпичная печь, остекление окон (двойных), часть мебели. Для проживания данный дом пригоден (л.д.____).
Из ответа администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение А.Г.И. следует, что администрация муниципального района «<адрес>» направила обращение исполняющему обязанности заместителя председателя <адрес> и министру природных ресурсов <адрес> с просьбой обследования русла реки <адрес> а также о необходимости укрепления берега. Получен ответ, что Федеральным агентством водных ресурсов дано поручение территориальному органу - Амурскому БВУ провести комиссионное обследование русла реки <адрес> с целью оценки негативного воздействия паводковых вод и в случае необходимости, подготовить предложения по проведению необходимых водохозяйственных мероприятий. Данное обследование запланировано на ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ была проведена комиссионная проверка условий Вашего проживания специалистами МЧС по <адрес>, <адрес>м и <адрес>, администрации муниципального района «<адрес>», специалистами администрации сельского поселения «Черемховское». Кроме этого в ходе проверки был проведен осмотр жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, который администрация сельского поселения предлагает Вам для переселения. Комиссией сделан вывод о том, что предлагаемый дом пригоден для проживания. ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы муниципального района «<адрес>» поступило письмо от временно исполняющего должность начальника Главного управления МЧС России по <адрес> о рассмотрении вопроса принудительного переселения граждан (в судебном порядке), проживающих в непосредственной близости к береговой линии <адрес>, с обрушением которой может возникнуть чрезвычайная ситуация с человеческими жертвами, а также ущербом здоровья и имущества граждан. Просят рассмотреть предложение администрации сельского поселения «Черемховское» о переезде в другой дом, поскольку выполнение работ по укреплению берега реки Чикой пока невозможно, а оказать помощь в постройке тепляка в пределах Вашего домовладения нецелесообразно в связи с отсутствием оценки дальнейшего разрушения берегового грунта квалифицированными специалистами (л.д.____).
В ответе от ДД.ММ.ГГГГ. № глава администрации сельского поселения «Черемховское» С.Л.А. сообщила, что по поводу оказания помощи А.Г.И. ей неоднократно предлагалась помощь в переезде в другой дом, расположенный по адресу: <адрес>. Данный жилой дом принадлежал М.М.А., умершей в ДД.ММ.ГГГГ., ее родственники были согласны запустить семью А.Г.И., но она наотрез отказалась от переезда, поэтому финансовые средства для ремонта нет необходимости предоставлять. А.Г.И. просит оказать помощь в постройке тепляка для дальнейшего проживания на ее территории (в глуби огорода), но для постройки тепляка, возможного составления сметы на строительство и оценки дальнейшего разрушения берегового грунта требуются квалифицированные специалисты с выездом на место (л.д.____).
Из сообщения администрации муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. № установлено, что дом, находящийся в собственности А.Г.И. (31,8 кв. м) расположен на берегу реки <адрес>, на протяжении пяти лет наблюдается интенсивное подмывание берега. Вместе с А.Г.И. проживают ее родственники М.В.И., К.Т.И. и К.Е.Г., которые не имеют собственного жилья. Всем проживающим в вышеуказанном доме было предложено переселиться в другой дом, который по площади не меньше их жилищного фонда. Глава сельского поселения «Черемховское» неоднократно предлагала помощь в организации переезда, а также социального работника, от которого А.Г.И. отказалалсь в присутствии медицинского работника и участкового. Жительница <адрес>А.Г.И. требует построить ей дом для проживания только на ее земельном участке. Выполнить ее требования и построить дом в 30 м. от берега <адрес> нецелесообразно, поскольку он будет подвергаться тем же самым природным явлениям. Финансирование на строительство нового жилья из резервного фонда ЧС возможно предусмотреть только после выявления разрушенных строений и на основании причиненного ущерба (л.д.___)
ДД.ММ.ГГГГ. администрацией муниципального района «<адрес>» А.Г.И. было направлено письмо с просьбой рассмотреть предложение администрации сельского поселения «Черемховское» о переезде в другой дом, поскольку выполнение работ по укреплению берега реки <адрес> пока невозможно, а оказать помощь в постройке тепляка в пределах ее домовладения нецелесообразно в связи с отсутствием оценки дальнейшего разрушения берегового грунта квалифицированным специалистами (л.д.___).
Из информации, представленной Министерством природных ресурсов <адрес> за № от ДД.ММ.ГГГГ., установлено, что река <адрес> протекает по территориям двух субъектов российской Федерации, является межсубъектовым водным объектом. Проведение мероприятий по расчистке и углублению русел межсубъектовых рек ( в том числе реки Чикой) относятся к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов (далее ФАВР). ФАВР дано поручение территориальному органу Амурскому БВУ провести комиссионное обследование русла реки Чикой на территории <адрес> с целью оценки негативного воздействия паводковых вод и в случае необходимости подготовить предложения по проведению необходимых водохозяйственных мероприятий. Обследование русла реки Чикой запланировано на ДД.ММ.ГГГГг. с участием руководителя Амурского бассейнового водного управления (<адрес>), по итогам обследования будет принято решение о необходимости проведения водохозяйственных мероприятий. В соответствии с действующим законодательством к вопросам местного значении относятся участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования (л.д.____).
Согласно акту обследования русла реки <адрес> в пределах <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. комиссией в составе: руководителя Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов М.А.В., начальника отдела водного хозяйства Амурского БВУ Е.Н.Н., заместителя руководителя - начальник а отдела водных ресурсов Амурского БВУ по <адрес>П.П.В., консультанта отдела водных ресурсов и водопользования Министерства природных ресурсов <адрес>П.Е.В., заместителя Главы администрации сельского поселения «Черемховское» <адрес>М.В.Г. проведено обследование береговой линии <адрес> на территории сельского поселения «Черемховское» <адрес> в районе домов по <адрес>. В ходе обследования установлено следующее. <адрес> - административный центр сельского поселения «Черемховское» - располагается на высокой правобережной пойме и надпойменных террасах <адрес>. Численность населения села - <данные изъяты>. Река <адрес> - крупнейший по площади бассейна и второй по протяженности приток <адрес>, принадлежащей бассейну <адрес>. Длина <адрес> - <данные изъяты> площадь водосбора- <данные изъяты>. Река берет начало на склонах <адрес> хребта, протекает вдоль южного склона <адрес> хребта по территории <адрес> и <адрес>, частично - по границе с <адрес>. В пределах села русло <адрес> многорукавное с многочисленными перекатами и островами. Глубина реки - 0,5 - 2,0 м. Выше по течению от <адрес> река делает левый поворот под почти прямым углом, вследствие чего правый берег в районе расположения жилых домов и хозяйственных строений активно размывается. На момент обследования в зону активной переработки берега попадает один жилой дом с надворными постройками, расположенный по <адрес>. Бровка берега на данном участке располагается на расстоянии менее 10 м от жилого дома и вплотную примыкает к забору хозяйственных строений. Высота обрыва - до 7 м. В районе расположенного ниже по течению землевладения № по <адрес> темпы переработки береговой линии не угрожают целостности жилых строений и хозяйственных построек. По мнению представителей комиссии от Амурского БВУ выполнить работы по уполаживанию берегового откоса и последующему укреплению берега в районе <адрес> без нанесения ущерба жилому дому и другим строениям не представляется возможным. По информации Администрации сельского поселения в течение <данные изъяты> годов кромка берега в районе <адрес> отступила на расстояние до 20 м. В целом общая протяженность размываемого участка берега в границах села - около 1 км. На расстоянии не менее 200 м от бровки берега располагаются пожарная часть, отделение Сбербанка России, администрация сельского поселения «Черемховское», база СПК «<адрес>», линия ЛЭП, автодорога местного значения <адрес>. Угроза обрушения берега на участках расположения указанных предприятий и организаций отсутствует. Комиссия решила: Исходя из существующей гидроморфологической обстановки, строительство капитальных берегоукрепительных сооружений на участке размываемого берега в <адрес> нецелесообразно. Рекомендовано Администрации сельского поселения изыскать возможности для переселения жильцов <адрес> за пределы зоны вероятного берегообрушения. Поручить ФГУ «Управление эксплуатации Бурейского водохранилища» (А.С.В.) выступить государственным заказчиком работ по регулированию русла <адрес> в районе <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии. Во взаимодействии с Отделом водных ресурсов Амурского БВУ по <адрес> (П.П.В.) и Министерством природных ресурсов <адрес> подготовить необходимые обосновывающие документы и включить выполнение указанных работ в состав бюджетных проектировок Федерального агентства водных ресурсов на 2020 год и на плановый период 2021 - 2022 годов (л.д.____).
В своих пояснениях от <адрес>. А.Г.И. указала, что в предложенное администрацией жилье по адресу: <адрес> переселяться не желает, хочет остаться на своей земле. Желает, чтобы ей выделили деньги в размере <данные изъяты> рублей, стройматериалы (лесобилет на деловую древесину) для строительства жилья на территории ее земельного участка. (л.д.____)
Судом исследованы документы по поводу принятия главой сельского поселения «Черемховское» мер, связанных с подтоплением и разрушением берега <адрес>.
В докладной от ДД.ММ.ГГГГ. № на имя заместителя главы района «<адрес>» глава сельского поселения «Черемховское» С.Л.А. указала, что во время повышения уровня воды в <адрес> произошло изменение русла, поэтому возникла угроза обвала берега. В этом месте стоит дом, в котором проживает три человека. Убедительно просила оценить обстановку и оказать помощь в решении данного вопроса. (л.д.___)
В ходатайстве от ДД.ММ.ГГГГ. № на имя главы муниципального района «<адрес>» Г.Е.А.С.Л.А. просила принять адекватные меры по остановке угрозы подтопления, так как в связи с обильным выпадением осадков в <адрес> поднялась вода в <адрес> до уровня 345 см., усилилось подмывание берега в районе проживания семьи М.В.И. : 3 года, в которых проживают 4 человека. Ежегодно в течении 5 лет описывают эту ситуацию и подают сведения в МЧС. До настоящего времени никакие мероприятия не проведены, а ситуация только осложняется (л.д.__)
В обращении от ДД.ММ.ГГГГ. глава поселения С.Л.А. обращаясь к А.Г.И., М.В.И., К.Т.И., К.Е.Г. указала, что ситуация связанная подтоплением их домов опасная, обращение направлено в органы ЧС забайкальского края, что делается ежегодно в течении пяти лет. Пока решается вопрос о принятии мер, глава предлагала выделить им временное жилье во избежание несчастного случая и помощь с переездом (л.д.____)
Обращаясь в Министерство природных ресурсов ДД.ММ.ГГГГ. глава поселения С.Л.А. просила в связи со сложившейся чрезвычайной обстановкой по подтоплению семьи А.Г.И., М.В.И., К.Т.И. провести обследование реки <адрес> в данном месте с целью исключения дальнейшее подмывание села (л.д.___).
В обращении в Министерство территориального развития <адрес>№ от 13.05.2019г. глава сельского поселения «Черемховское» указала, что в связи со сложившейся чрезвычайной обстановкой по подтоплению семьи А.Г.И., М.В.И., К.Т.И., в целях исключения дальнейшего подмывания села <адрес>, руководствуясь решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности сельского поселения «Черемховское» от ДД.ММ.ГГГГ., просит привлечь специалистов по принятию мер по проведению изыскательских работ для укрепления берега <адрес> (л.д.___).
В ходатайстве на имя главы муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. глава сельского поселения С.Л.А. просит оказать материальную помощь для приобретения жилья семье А.Г.И., К.Т.И., так как их жилье оказалось в зоне вероятного подтопления.
Какого-либо ответа по данному обращению от администрации района не последовало.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по защите населения от чрезвычайных ситуаций, среди которых осуществление подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В силу ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.
Согласно ч. 4 ст. 14 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения отнесено к полномочиям муниципального района.
На основании соглашения о передаче осуществления части полномочий муниципального района «<адрес>» по решению вопросов местного значения органам местного самоуправления сельского поселения «Черемховское», утвержденного решением Совета муниципального района «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№, полномочия в части участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения переданы администрацией района сельскому поселению «Черемховское» (л.д.____).
В силу пункта 1 и 2 части 1 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляют полномочия по владению, пользованию, распоряжению, а также осуществляют меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований.
Обязанность своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании возложена на собственников таких объектов, водопользователей (пункт 4 части 2 статьи 39 Водного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.3 ч.1 ст.26 Водного кодекса Российской Федерации
Полномочия по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.3 ст.26 Водного кодекса РФ средства на осуществление передаваемых в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета, под которыми исходя из положений п.1 ст.133 Бюджетного кодекса РФ понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов РФ.
Постановлением администрации муниципального района «<адрес>» № от ДД.ММ.ГГГГ., с учетом внесенных постановлением администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ. дополнений, утвержден Порядок определения объема межбюджетных трансфертов по осуществлению отдельных полномочий по решению вопросов местного значения муниципального района передаваемых сельским поселениям, расположенных на территории муниципального района «<адрес>», которым устанавливается финансовое обеспечение осуществления сельскими поселениями полномочий за счет предоставляемых бюджетам сельских поселения межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района на очередной финансовый год. Ежегодный объем межбюджетных трансфертов определяется в соответствии с прилагаемой Методикой расчета общего объема межбюджетных трансфертов местным бюджетам на осуществление передаваемого полномочия. Финансовые средства, предоставленные на осуществление вопросов местного значения муниципального района передаваемых сельским поселениям, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели. Ежегодно сумму на осуществление передаваемых полномочий увеличивать на сумму индексации потребительских цен (л.д.___).
Согласно приложению № к Соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ. объем межбюджетных трансфертов на ДД.ММ.ГГГГ., необходимых для осуществления администрацией сельского поселения «Черемховское» передаваемых ей части полномочий муниципального района, в частности, на участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения составляет <данные изъяты> рублей (л.д.__).
Из объяснений представителя ответчика С.Л.А. установлено, что финансовых средств, выделенных для осуществления полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, при сложившейся на территории сельского поселения «Черемховское» недостаточно для принятия мер, связанных с переселением жильцов <адрес> Забайкальского края.
Поскольку администрация сельского поселения «Черемховское» осуществляет переданные полномочия в пределах выделенных денежных средств в размере <данные изъяты> рублей, которых с учетом сложившейся на территории сельского поселения ситуации недостаточно, суд полагает, что остальной части полномочия по участию в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций должна осуществлять администрация муниципального района «<адрес>».
При таких обстоятельствах, учитывая, что согласно акта обследования русла реки <адрес> в пределах <адрес> строительство капитальных берегоукрепительных сооружений на участке размываемого берега в <адрес> нецелесообразно, в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес>, суд приходит к выводу о необходимости возложения на администрацию сельского поселения «Черемховское» и администрацию муниципального района «<адрес>» обязанности по принятию мер, связанных с переселением жильцов, проживающих по <адрес> Забайкальского края, поскольку непринятие своевременных мер нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу безопасному проживанию жителей населения, может повлечь создание чрезвычайной ситуации, нанести ущерб земельному фонду и водному объекту, в связи с чем суд находит административные исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Разрешая требования прокурора об обязании ответчика Амурское бассейновое водное управление осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии; обязании Федерального агентства водных ресурсов профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии, суд учитывает следующее.
Водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 Водного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) или лицами, использующими водные объекты в соответствии с Кодексом (часть 1 статьи 7.1 Кодекса).
В соответствии с ч. 7 ст. 67.1 ВК РФ собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 1 и 17 ст. 24 ВК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области водных отношений относятся владение, пользование, распоряжение водными объектами, находящимися в федеральной собственности, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, а также в отношении водных объектов, по которым проходит Государственная граница Российской Федерации.
Река <адрес> находится в собственности Российской Федерации, является межсубъектовой, так как протекает по территории <адрес> и <адрес> в связи с чем, осуществление мер по предотвращению негативного воздействия данного водного объекта и ликвидации последствий такого воздействия относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.06.2004 № 282 (далее -Положение № 282) Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов.
К полномочиям Федерального агентства водных ресурсов отнесены в том числе: организация и осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации (пункт 5.1.3 Положения о Федеральном агентстве водных ресурсов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 N 282); осуществление мероприятий по охране водоемов, полностью расположенных на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водоемов, установленным Правительством Российской Федерации, а также по охране морей или их отдельных частей, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, осуществление мер по ликвидации последствий указанных явлений (пункт 5.1.5); полномочий собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям, федеральным государственным учреждениям и казенным предприятиям, подведомственным Агентству (пункт 5.2); осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности (пункт 5.3); осуществление функций государственного заказчика межгосударственных, федеральных целевых, научно-технических и инновационных программ и проектов в сфере деятельности Агентства (пункт 5.4); осуществление в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владения, пользования и распоряжения водными объектами, отнесенными к федеральной собственности (пункт 5.6.1); разработка, утверждение и реализация в установленном порядке схем комплексного использования и охраны водных объектов (пункт 5.6.4); осуществление функций главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Агентства и реализацию возложенных на Агентство функций (пункт 5.13).
Пунктом 4 Положения № 282 установлено, что Федеральное агентство водных ресурсов осуществляет свою деятельность непосредственно или через свои территориальные органы (в том числе бассейновые) и через подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно п. 1 Приказа Росводресурсов от 11.03.2014 N 66 "Об утверждении Положений о территориальных органах Федерального агентства водных ресурсов" (далее - Положение) Амурское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, сокращенное наименование Амурское БВУ, является территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов межрегионального уровня, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, возложенные на Федеральное агентство водных ресурсов, на территории Российской Федерации, в границах бассейна реки Амур и других рек, впадающих в моря Тихого и Северно-Ледовитого океанов на востоке и северо-востоке страны, на территории Забайкальского, Камчатского, Приморского и Хабаровского краев, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, Амурской и Сахалинской областей.
В силу п. 4 Положения Амурское БВУ в установленной сфере деятельности осуществляет полномочия по организации осуществления мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации, в зоне деятельности территориального органа, осуществляет в порядке и пределах, определенных законодательством Российской Федерации, владение, пользование и распоряжение водными объектами, отнесенными к федеральной собственности.
Поскольку река <адрес> является межсубъектовым водным объектом, протекает по территориям двух субъектов Российской Федерации, проведение мероприятий по расчистке и углублению русел межсубъектовых рек ( в том числе реки <адрес> относятся к полномочиям Федерального агентства водных ресурсов.
При таких обстоятельствах, учитывая, что разрушение берега реки <адрес> и не принятие мер по предотвращению такого разрушения влечет за собой нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, наносит ущерб земельному фонду, водному объекту, а также создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, проживающих в сельском поселении «Черемховское», суд приходит к выводу о необходимости возложения на Амурское бассейновое водное управление обязанности по осуществлению мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии; на Федеральное агентство водных ресурсов в обязанности профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.
В соответствии с п. 2 ч. 6 ст. 180 КАС РФ с учетом объема проведения водохозяйственных мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес>, суд, соглашаясь с мнением прокурора, полагает разумным и достаточным установить административному ответчику - Амурское бассейновое водное управление срок для исполнения решения суда в течении 9 месяцев со дня вынесения решения суда, административному ответчику - Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление прокурора Красночикойского района в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию сельского поселения «Черемховское» и администрацию муниципального района «Красночикойский район» в течение одного месяца со дня вынесения решения суда в целях предупреждения чрезвычайной ситуации в <адрес> вследствие размыва берега <адрес> принять меры по переселению жильцов <адрес> Забайкальского края.
Обязать Амурское бассейновое водное управление в течение 9 месяцев со дня вынесения решения суда осуществить мероприятия по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.
Обязать Федеральное агентство водных ресурсов в течении 6 месяцев со дня вынесения решения суда профинасировать Амурское бассейновое водное управление на осуществление мероприятий по регулированию русла <адрес> в границах <адрес> в целях предотвращения дальнейшего размыва и стабилизации положения береговой линии.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд.
Решение суда принято в окончательной форме 26 сентября 2019 года.
Председательствующий: судья Добрынин В.А.