Административное дело № 2а-192/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино 07 июня 2018 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Рыжковой В.И.,
при секретаре Ярковой И.А.,
с участием представителя административного ответчика – начальника Макушинского РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области Осипова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Сетовнинского сельского Совета Макушинского района к
Макушинскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области об отмене исполнительского сбора по постановлению судебного пристава исполнителя Макушинского РО СП от 14 мая 2018г.,
установил:
22 сентября 2015г. решением Макушинского районного суда удовлетворены исковые требования прокурора Макушинского района, на Администрацию Сетовнинского сельсовета возложена обязанность по созданию условий для забора воды в населенных пунктах с. Сетовное и д. Гренадеры Макушинского района Курганской области: установить указатели, соответствующие ГОСТ Р 12.4.026, у водоисточников, предусмотренных для пожаротушения; оборудовать к ним свободный подъезд, с площадкой (пирсом) с твердым покрытием, размером не менее 12х12 м, для установки пожарных автомобилей в любое время года. Установлен срок для исполнения решения суда до 01 июля 2016г.
На основании данного решения выдан исполнительный лист.
14.07.2016г. судебным приставом исполнителем Макушинского РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №. Должнику установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, со дня получения должником копии данного постановления, разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в этот срок, устанавливается исполнительский сбор с документа неимущественного характера 50000 рублей.
14 мая 2018г. начальник Макушинского РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области вынес постановление о взыскании с Администрации Сетовнинского сельсовета исполнительского сбора в сумме 50000 рублей за неисполнение без уважительных причин в установленный срок исполнительного документа.
Администрация Сетовнинского сельсовета обратилась в суд с заявлением об отмене данного постановления.
В обосновании своих требований административный истец указал, что решение суда в отношении населенного пункта с. Сетовное исполнено. В д. Гренадеры проживает 49 человек, число проживающих ежегодно уменьшается, отсутствуют постройки до двух этажей и здания соцкультбыта. На каждой придомовой территории имеются запасы воды объемом более 3куб.м., также имеется скважина для технических нужд.
В судебное заседание административный истец не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, заявленные требования поддерживает.
Представитель административного ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, копия искового административного заявления получена. При этом пояснил, что обжалуемое постановление было направлено простой почтой 18 мая 2018г. Постановление о взыскании исполнительского сбора было вынесено, так как должник добровольно в установленный срок не выполнил требования исполнительного листа в отношении д. Гренадеры. В отношении с. Сетовное решение исполнено.
Заслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов в Российской Федерации определяются Законом об исполнительном производстве.
Статьей 30 названного Федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 1).
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона (часть 11).
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (часть 12).
Копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (часть 17).
Согласно статье 112 этого Закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3).
Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30 июля 2001 года N 13-П исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства и представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
Ст. 219 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный ответчик представил суду доказательства даты вручения административному истцу оспариваемого постановления – почирвый конверт, согласно которого почтовое отправление, направленной из Макушинского РО СП 18 мая 2018г. поступило в почтовое отделение с. Сетовное 19 мая 2018г. С учетом этого, суд считает, что административным истцом установленный срок для обжалования постановления не пропущен.
В судебном заседании нашло подтверждение, что Администрацией Сетовнинского сельсовета принимались меры по исполнению судебного решения: решение суда в отношении населенного пункта с. Сетовное исполнено, не исполнено решение в отношении населенного пункта д. Гренадеры.
Согласно пункту 74 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в абзаце 2 пункта 75 этого постановления лица, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности, могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования.
Таким образом, суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора в случае, если установит, что при той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от должника по характеру лежащей на нем обязанности, должник принял все меры для надлежащего исполнения в установленный судебным приставом-исполнителем срок требований исполнительного документа. При этом обязанность доказывания совершения всех возможных действий, подтверждающих намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке, а также наличия уважительных причин, повлекших невозможность его своевременного исполнения, возложена на должника.
Отсутствие у органа муниципальной власти необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора, если должник не принимал все меры с целью надлежащего исполнения этих требований.
Учитывая, что Администрация Сетовнинского сельсовета принимала меры для исполнения судебного решения, обращалась в суд за предоставлением отсрочки исполнения судебного решения, в администрацию района за выделением средств для исполнения судебного решения в связи с отсутствием в бюджете сельсовета собственных средств для исполнения решения суда, частично исполнило за счет своих средств решение суда в отношении населенного пункта с. Сетовное, суд считает возможным освободить административного истца от уплаты исполнительского сбора.
На основании изложенного и руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Требования Администрации Сетовинского сельсовета удовлетворить.
Администрацию Сетовинского сельсовета Макушинского района освободить от уплаты исполнительского сбора по постановлению от 14 мая 2018г. судебного пристава-исполнителя Макушинского районного отдела судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по Курганской области.
Постановление начальника Макушинского РО СП Управления Федеральной службы судебных приставов по Курганской области от 14 мая 2018г. о взыскании с Администрации Сетовнинского сельсовета исполнительского сбора в сумме 50000 рублей отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд, в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Макушинский районный суд.
Судья: В.И. Рыжкова