Дело № 2а-192/2022 (УИД: 48RS0008-01-2022-000151-58)
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 марта 2022 г. п. Добринка Липецкой области
Добринский районный суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Меньшиковой О.В.,
при секретаре Степанян К.М.,
с участием прокурора Пчельниковой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Добринского района Липецкой области к ФИО1 о признании информации, размещенной на сайтах № запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Добринского района Липецкой области обратился в суд с административным исковым заявлением о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в порядке надзора за исполнением Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» проведен мониторинг информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» на предмет выявления запрещенной к распространению информации. Проведенным мониторингом установлено, что на «Интернет»-страницах № содержится информация с предложением приобрести снюс дистанционным способом, иную никотинсодержащую продукцию, предназначенную для жевания, сосания. Вход на сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам сайтов не требуется. Ознакомиться с содержанием Интернет-сайтов может любой пользователь. Просит признать информацию, размещенную на сайтах: № информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании представитель административного истца Пчельникова Ю.А. требования о признании информации, размещенной на сайтах № информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, поддержала в полном объеме.
Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена в установленном законом порядке, причин неявки в суд не сообщила. Представила в адрес суда возражения на административное исковое заявление, согласно которым административный ответчик не согласен с административным исковым заявлением, поскольку считает себя ненадлежащим ответчиком, так как никогда не обращалась в ... о регистрации на ее имя сайтов, адрес и персональные данные не указывала. Пояснила, что ею направлено в УМВД России по Ульяновской области заявление о возбуждении уголовного дела по факту незаконного завладения персональными данными и осуществления от ее имени незаконных действий по регистрации доменных имен. Просит суд заменить ее как ненадлежащего ответчика на надлежащего. В случае если административный истец не согласится на замену ненадлежащего ответчика, отказать в удовлетворении административного искового заявления.
Представитель заинтересованного лица – Управление Роскомнадзора по Липецкой области в судебное заседание не явился; о времени, дате и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом. В адрес суда предоставил заявление, согласно которому возражений относительно исковых требований не имеет. Просил рассмотреть дело без участия представителя территориального органа Роскомнадзора.
В силу ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
Права и свободы человека и гражданина, в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч.1 ст.10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с пунктом 18 ст. 2 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию" табак сосательный (снюс) - вид некурительного табачного изделия, предназначенного для сосания и полностью или частично изготовленного из очищенной табачной пыли и (или) мелкой фракции резаного табака с добавлением или без добавления нетабачного сырья и иных ингредиентов.
В силу ч.1 ст.9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается розничная торговля табачной продукцией или никотинсодержащей продукцией, кальянами в торговых объектах, не предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, на ярмарках, выставках, путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов и иными способами, за исключением развозной торговли в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи.
Частью 8 ст. 19 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» запрещается оптовая и розничная торговля насваем, табаком сосательным (снюсом), пищевой никотинсодержащей продукцией, а также никотинсодержащей продукцией, предназначенной для жевания, сосания, нюханья.
В соответствии с ч.1,4 ст. 20 Федерального закона от 23.02.2013 № 15-ФЗ запрещаются продажа табачной продукции или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетним и несовершеннолетними, вовлечение детей в процесс потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции путем покупки для них либо передачи им табачной продукции, табачных изделий или никотинсодержащей продукции, кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции, предложения либо требования употребить табачную продукцию, табачные изделия или никотинсодержащую продукцию любым способом; не допускается потребление табака, потребление никотинсодержащей продукции, использование кальянов и устройств для потребления никотинсодержащей продукции несовершеннолетними.
За несоблюдение ограничений и нарушение запретов в сфере торговли табачной продукцией, табачными изделиями, никотинсодержащей продукцией, кальянами, устройствами для потребления никотинсодержащей продукции установлена административная ответственность, предусмотренная статьей 14.53 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которую несут граждане, должностные и юридические лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ"Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей являются, в том числе защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Частями 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» установлено, что к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится, в том числе информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, никотинсодержащую продукцию, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.
В соответствии с ч. ч. 1, 6 ст. 10 Закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основаниями для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать их в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с ч. 3 п. 78 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 № 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса РФ», если иное не следует из обстоятельств дела и представленных доказательств, в частности из размещенной на сайте информации (часть 2 статьи 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»»), презюмируется, что владельцем сайтов является администратор доменного имени, адресующего на соответствующих сайты.
В соответствии со ст. 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.
Судом установлено, что на сайтах № в свободном доступе размещены материалы о продаже различных видов табака сосательного (снюса) с указанием цены, вариантов оплаты, режима работы, способа оформления заказа и его доставке. Вход на указанные сайты является свободным, регистрация пользователей для доступа к ресурсам сайта не требуется, ознакомиться с содержанием Интернет-сайта может любой пользователь, в том числе и несовершеннолетние лица. Информация на сайтах предоставляется бесплатно, и ограничения по ее передаче, копированию и распространению отсутствуют. Отображение электронного текста можно копировать, хранить и передавать по линиям связи глобальной сети «Интернет», вследствие чего информация становится доступной для неограниченного круга лиц.
На указанных страницах сайта информация размещена в виде текста и фотографических изображений, содержит различные вкладки с разделами, где предлагается купить снюсы.
Согласно сведениям, предоставленным ... владельцем поддоменов № является ФИО1, в связи с чем она и привлечена в качестве административного ответчика. Иного суду не предоставлено.
Таким образом, указанная на выявленных прокурором сайтах информация относится к информации, распространение которой в сети «Интернет» запрещено. В связи с чем информация, размещенная на страницах сайтов №, подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено, для последующего включения страницы сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ.
Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с пунктом 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.
С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований прокурора Добринского района Липецкой области о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать информацию, размещенную на сайтах № информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копию решения суда направить в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзора) по Липецкой области для включения вышеуказанного доменного имени и (или) указателей страниц сайта «Интернет» и (или) сетевых адресов информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет» в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в Добринский районный суд.
Председательствующий О.В. Меньшикова
Мотивированное решение суда в окончательной форме составлено 15 марта 2022 года.