Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Симферополь Дело № 2а-192/2023
Верховный Суд Республики Крым в составе:
судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.
при секретаре Климовой Е.В.,
с участием представителя Совета министров Республики Крым Миряйкиной Т.А., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны к Совету министров Республики Крым, заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав пояснения представителя Совета министров Республики Крым, заключение прокурора,
У С Т А Н О В И Л
Индивидуальный предприниматель Салех Ольга Викторовна (далее истец) обратилась в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня его принятия постановление Совета министров Республики Крым от 16.11.2022 года №1013 «О некоторых вопросах размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях и земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов» в части пп.1 п.1.6, п. 1.8 Порядка и условий размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях и земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов.
Определением от 04.07.2023 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.
Определением от 13.07.2023 года по ходатайству Совета Министров Республики Крым привлечено к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее Министерство).
В судебном заседании 20.07.2023 года представитель Совета министров Республики Крым предоставила отзыв на административное исковое заявление, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 20.07.2023 года поступили письменные возражения истца на отзыв Совета министров Республики Крым.
Рассмотрение дела было отложено.
На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 02.08.2023 года поступили возражения Министерства.
Истец, руководствуясь ст.46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ), направила на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 02.08.2023 года ходатайство об уточнении просительной части иска, согласно которому она просит признать недействующим со дня его принятия постановление Совета министров Республики Крым от 16.11.2022 года №1013 «О некоторых вопросах, размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях и земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных, участков или установления сервитутов» в части подпункта 1 п. 1.6. и п. 1.8Порядка и условий размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях и земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов, в частииспользования земель или земельных участков на безвозмездной основе для размещения объектов, указанных, в пункте 5 Перечня объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12. 2014 года №1300.
Рассмотрение дела было отложено, участникам процесса направлено ходатайство истца.
Истец 06.09.2023 года направила на электронный адрес Верховного Суда Республики Крым письменные объяснения, отзыв на возражения Министерства.
В судебном заседании 06.09.2023 года представитель Совета министров Республики Крым предоставила письменный отзыв на административное исковое заявление ( с учетом ходатайства ), возражала против удовлетворения заявленных в административном исковом заявлении требований.
Истец в судебное заседание не явилась, явку своего представителя не обеспечила, о дне и времени его проведения была извещена надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не предоставила, Министерство явку своего представителя не обеспечило, о дне и времени его проведения было извещено надлежащим образом, представитель Совета министров Республики Крым, прокурор считали возможным продолжить рассмотрение дела с участием явившихся в судебное заседание представителей участников процесса.
В соответствии с ч.5 ст.213 КАС РФ Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание надлежащее извещение всех участников процесса о днях и времени рассмотрения административного искового заявления, выслушав мнение представителя Совета министров Республики Крым, прокурора, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца, представителя Министерства.
Прокурор в судебном заседании 06.09.2023 года предоставил заключение, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления (с учетом ходатайства), возражения Совета министров Республики Крым, Министерства, выслушав пояснения представителя Совета министров Республики Крым, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.
Советом Министров Республики Крым 16.11.2022 года в соответствии с п. 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, Постановлением правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», ст.ст.83,84 Конституции Республики Крым, ст.ст.14,20 Закона Республики Крым от 19.07.2022года № 307-ЗРК/2022 «Об исполнительных органах Республики Крым» принято Постановление от №1013 «О некоторых вопросах размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов» (далее Постановление №1013), которым утвержден Порядок и условия размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков или установления сервитутов (далее Порядок).
Постановление №1013 16.11.2022 года размещено на официальном сайт Правительства Республики Крым (htths://rk.gov.ru/)
Подпунктом 1. п.1.6. Порядка предусмотрено, что использование земель или земельных участков осуществляется на безвозмездной основе для размещения объектов, указанных в пунктах 1 - 3, 4(1) - 9, 11 - 18, 21, 31, 31(1), 32 - 34 Перечня объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №1300 от 03.12.2014 года.
П.1.8 Порядка определено, что плата за использование земель или земельных участков не взимается при использовании земель или земельных участков для размещения объектов на основании разрешения, выданного органам государственной власти Республики Крым и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; государственным и муниципальным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Согласно пунктам 5 и 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.
В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.
Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, она, зарегистрирована на территории Республики Крым в качестве индивидуального предпринимателя, является собственником зданий и сооружений, расположенных на землях, находящихся в собственности как Республики Крым, так и муниципальных образований.
Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Советом министров Республики Крым Постановления №1013 затрагивает интересы истца.
В соответствии с ч.7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Ч.8 ст. 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Аналогичные требования закреплены в п. 25, 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в силу ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту «в» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ст.39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно ч.2 ст. 81 Конституции Республики Крым Совет министров Республики Крым является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым.
Совет министров Республики Крым на основании и во исполнение федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, настоящей Конституции и законов Республики Крым издает постановления и распоряжения, которые, обязательны к исполнению в Республике Крым (ст.84 Конституции Республики Крым).
Согласно ст.41 Закон Республики Крым от 29.05.2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым» (далее Закон № 5-ЗРК) Совет министров Республики Крым на основе и во исполнение Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Крым, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Крым, указов Главы Республики Крым издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Правовые акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Совета министров Республики Крым, которые принимаются в порядке, установленном его Регламентом (ч.2 и ч.3 ст.41 Закона №5-ЗРК).
Изучив предоставленные Советом министров Республики Крым материалы, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Постановление №1013 принято высшим исполнительным органом государственной власти Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура его принятия соблюдена. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.
В п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» разъяснено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Истец, обращаясь с настоящим административным иском в суд, указывает на то, что подпункт 1. п.1.6., п.1.8 Порядка противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающим принцип платности использования земли, их положениями создаются преференции, непредусмотренные Федеральным законом от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Согласно подпункту 7 п. 1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) одним из принципов, на которых основывается названный кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
П.2 ст. 10 ЗК РФ предусмотрено, что субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), арендная плата, а также иная плата, предусмотренная настоящим Кодексом.
Как указано выше, ст.39.2 ЗК РФ предусмотрено, что, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.
В соответствии с подпунктом 6 п.1 ст. 39.33 ЗК РФ использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации;
Согласно п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации, порядок и условия их размещения устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее Закон №135-ФЗ) предусмотрено, что федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение требований, установленных главой 5 настоящего Федерального закона, создание дискриминационных условий.
Дискриминационные условия – это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами (п.8ст.4 Закона №135-ФЗ).
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, (определения от 26.03.2019года №722-О, от 25.06.2019 года №1629-О и №1630-О, от от 28.01.2021 года № 138-О ) федеральный законодатель, принимая во внимание многообразие видов сооружений, их функциональные и технические характеристики, предусмотрел в п.3 ст.39.36 ЗК РФ размещения ряда сооружений без предоставления находящихся в публичной собственности земельных участков и установления сервитутов, то есть без оформления прав собственников (владельцев) таких сооружений на эти участки; подобное правовое регулирование обеспечивает возможность оперативного - без оформления правоустанавливающих документов на землю - размещения определенных объектов с учетом их особых характеристик и назначения.
В порядке реализации этого законоположения Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 года №1300 был утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, включающий подземные линейные сооружения, а также их наземные части и сооружения, технологически необходимые для их использования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (далее Перечень Постановления№ 1300).
Согласно п.5 Перечня Постановления N 1300 на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления участков и установления сервитутов могут размещаться линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, связанные с ними трансформаторные подстанции и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых разрешения на строительство не требуется.
Законом Республики Крым от 01.07.2016 года №264-ЗРК/2016 «О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» был урегулирован вопрос установления порядка и условий размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, перечень которых установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 №1300.
В дальнейшем, Законом Республики Крым от 28.11.2022 года №341-ЗРК/2022 «О признании утратившим силу Закона Республики Крым от 01. 06. 2016 года №264-ЗРК/2016 «О порядке и условиях размещения на территории Республики Крым объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», вступившим в силу 01.12.2022 года, указанный Закон признан утратившим силу, в связи с чем Советом Министров Республики Крым 16.11.2022 года было принято Постановление №1013, подпунктом 1. п.1.6 которого предусмотрено, что использование земель или земельных участков осуществляется на безвозмездной основе, в том числе, для размещения объектов, указанных в п.5 Перечня Постановления №1300, п.1.8. установлены случаи невзымания платы за использование земель или земельных участков при использовании земель или земельных участков для размещения объектов.
В ходе рассмотрения настоящего административного дела Верховным Судом Республики Крым установлено, что истец зарегистрирована на территории Республики Крым в качестве индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которой является аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом.
Как указано выше, п.1.8 Порядка, утвержденного Постановлением №1013, устанавливает, что плата за использование земель или земельных участков не взимается при использовании земель или земельных участков для размещения объектов на основании разрешения, выданного органам государственной власти Республики Крым и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; государственным и муниципальным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным).
Материалы дела не свидетельствуют о том, что истец относится к органам государственной власти Республики Крым, органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, к государственным и муниципальным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, использует аналогичные ( сопоставимые по целевому назначению, характеристикам и т.п.) предоставленным указанным выше субъектам земельные участки, вследствие чего Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу, что не нашли подтверждение утверждения истца о нарушении её прав п.1.8 Порядка, утвержденного Постановлением №1013.
Верховным Судом Республики Крым установлено, что в соответствии с Договором аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, № 17/19, заключенным 14.11.2019 года с Администрацией Родниковского сельского поселения Республики Крым на срок до 30.10.2029 года, истцу за плату предоставлен во временное владение и пользование земельный участок, расположенный по адресу: Республика Крым, Симферопольский район, с.Родниковое, ул. Евпаторийская 23-а, общей площадью 17233+/- 46 кв.м. с кадастровым номером 90:12:150103:34312, на котором находятся линии электропередач классом напряжения до 35 кВ, а также связанное с ними оборудование, предназначенное для осуществления передачи электрической энергии.
Вышеуказанные объекты электроэнергетики являются собственностью Республики Крым согласно Постановлению Государственного Совета Республики Крым от 21.01.2015 года № 416-1/15 «О внесении изменений в Постановление Государственного Совета Республики Крым от 30 апреля 2014 года № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым», Распоряжению Совета министров Республики Крым от 21.01.2015 года № 6-р «О закреплении имущества», и в соответствии с Распоряжением Совета министров Республики Крым от 23.06.2015 года №653-р «О закреплении имущества» на праве хозяйственного ведения закреплены за ГУП РК «Крымэнерго».
В силу указанных выше положений ст.39.36 ЗК РФ сооружения, относящиеся к линейным объектам (объектам энергетики), следует признать объектами, размещение которых может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитутов, при этом нахождение коммуникаций на таких земельных участках не порождает каких-либо вещных прав в отношении этих земельных участков как у их собственников, так и у субъектов, которым они переданы в хозяйственное ведение. Правильность таких выводов подтверждается сложившейся судебной практикой (Определения Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2022 года № 308-ЭС22-9622 по делу №А32-16282/2019, от 18.04.2022 года N 309-ЭС22-4125 по делу №А60-187/2021 ).
При таких обстоятельствах нельзя признать обоснованными утверждения истца о том, что предусмотренное подпунктом 1. п.1.6. Порядка использование земель или земельных участков на безвозмездной основе для размещения объектов, указанных в п.5 Перечня Постановления №1300, свидетельствует о нарушении указанных выше требований Закона №135-ФЗ, по причине постановки в неравное положение землепользователей с собственниками таких линейных объектов (объектов энергетики), а также с субъектами хозяйствования, которым эти объекты переданы в хозяйственное ведение.
Изучив обоснование заявленных требований, содержания обжалуемых истцом положений Порядка, утвержденного Постановлением №1013, принимая во внимание соблюдение Советом министров Республики Крым порядка принятия, опубликования и введения в действие оспариваемого в части Постановления №1013, Верховный Суд Республики Крым в соответствии с пунктом 2 ч.2 ст.215 КАС РФ считает необходимым отказать истцу в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215, 295,296 КАС РФ, Верховный Суд Республики Крым
Р Е Ш И Л
Отказать в удовлетворении административного искового заявления индивидуального предпринимателя Салех Ольги Викторовны к Совету министров Республики Крым, заинтересованное лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части.
Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья подпись С.В. Яковлев
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>