Дело № 2а-1930/2021 (2а-6828/2020)
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2021 года г.Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Монгуш Р.С., при секретаре Шыырап А.В., с участием представителя административного истца Артына С.С., представителя административного ответчика Шаалы А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1930/2020 по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к Маннык М.Д. о взыскании задолженности по налогам и пени, встречному административному исковому заявлению Маннык М.Д. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва о признании безнадежной к взысканию задолженности и списанию,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с административным иском (с учетом уточнения от 03.03.2021г.) к административному ответчику о взыскании задолженности по налогам и пени, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком, указанных в налоговом уведомлении налогов. 10.01.2020 года №2120 в отношении Маннык М.Д. налоговым органом выставлено требование об уплате налогов, сбор и страховых взносов, которое направлено налогоплательщику. По данному требованию налогоплательщиков частично уплачена сумма задолженности по земельному налогу в размере 1409,50 рублей. 13 марта 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка №5 г. Кызыла Республики Тыва на основании заявления истца был выдан судебный приказ № 2а-803/2020 о взыскании с должника Маннык М.Д. недоимок по налогам, сборам и страховым взносам. Однако от налогоплательщика поступило возражение об исполнении данного судебного приказа, в связи с чем, данный судебный приказ был отменен. Налоговый орган в отношении ответчика исчислил задолженность по налогам, пени. Просит суд взыскать с Маннык М.Д. задолженность: по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 291995 рублей, пеня в размере 2343 рублей 26 копеек; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов в размере 6475 рублей, пеня в размере 51 рубля 96 копеек, на общую сумму 300865 рублей 22 копеек и освободить от уплаты государственной пошлины.
21 апреля 2021 года представителем административного ответчика Маннык М.Д. - Шаалы А.А. подано встречное административное исковое заявление к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва о признании безнадежной ко взысканию числящуюся за Маннык М.Д. недоимки по налогам и пени на общую сумму 300916 рублей 91 копеек, в том числе по земельному налоги с физических лиц в сумме 291995 рублей, пени в сумме 2343 рублей 26 копеек; по налогу на имущество физических лиц в сумме 6475 рублей и пени в сумме 51 рубля 96 копеек и обязании списать задолженность по налогам в указанном размере, в обоснование указав, что решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27.01.2017 г. Маннык М.Д. признана несостоятельным (банкротом), определением этого же суда от 04.03.2019 г. завершена процедура реализации имущества в отношении должника, с освобождением от дальнейшего исполнения обязательств, соответственно на период начисления земельного и имущественного налога за 2018 г. в отношении Маннык М.Д. действовала процедура несостоятельности (банкротстве), что лишало ее какого-либо права распоряжения имуществом, в том числе произведения оплаты установленных обязательных платежей и санкций в виду передачи указанных полномочий арбитражному управляющему. При этом у Маннык М.Д. отсутствуют объекты налогообложения, в виду признания ее банкротом, имущество реализовано в период процедуры несостоятельности (банкротстве). Из определения Арбитражного суда Республики Тыва от 04.03.2019 г. следует, что финансовым управляющим сформирован реестр требований кредиторов Маннык М.Д., согласно которому: требования кредиторов первой очереди - отсутствуют, требования кредиторов второй очереди - отсутствуют, требования кредиторов третьей очереди - 5 128 035 рублей. В ходе реализации имущества должника финансовым управляющим предприняты меры по установлению имущества должника, формированию конкурсной массы.
Из отзыва представителя административного ответчика Маннык М.Д. – Шаалы А.А. на административное исковое заявление и уточненное административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва следует, что требование от 10.01.2020 г. № 2120 Маннык М.Д. не направлялось, ею не получено, тот есть налоговым органом не был соблюден обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица недоимки по налогам и пени, заключающийся в направлении налогоплательщику требования об уплате недоимки по налогам и пени; решением Арбитражного суда РТ от 27.01.2017 г. Маннык М.Д. признана несостоятельным (банкротом), что на момент уплаты земельного и имущественного налога 02.12.2019 г. лишало ее какого-либо права распоряжения имуществом, в том числе произведения оплаты установленных обязательных платежей и санкций в виду передачи полномочий арбитражному управляющему. Определением Арбитражного суда РТ от 04.03.2019 г. завершена процедура реализации имущества в отношении должника с освобождением от дальнейшего исполнения обязательств, и финансовым управляющим сформирован реестр требований кредиторов Маннык М.Д. по требования кредиторов третьей очереди - 5 128 035 рублей, и произведена продажа имущества должника, погашение требований кредиторов. В связи с чем полагает, что заявленная административным истцом налоговая задолженность является безнадежной к взысканию, и требование о взыскании с ответчика соответствующих сумм налогов и пени подлежит отказу.
Согласно ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.2 ст.286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно сроку исполнения по требованиям, предельный срок обращения в суд с требованием о взыскании с ответчика задолженности по налогам истцом не пропущен, поскольку определением мирового судьи судебного участка №5 г. Кызыла от 24 июля 2020 года судебный приказ №2а-803/2020 от 13 марта 2020 года отменен.
Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, закрепленная статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства и состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, вид которого, сумма, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты установлены законом.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.1 и п.2 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которая должна быть произведена налогоплательщиком самостоятельно, от своего имени и за счет собственных средств (статья 45).
Согласно п. 6 ст. 58 НК РФ налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении. В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 названной статьи. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, пени налоговый орган, направивший требование об уплате налога, пени, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пеней в соответствии со статьей 48 НК РФ.
Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Пунктом 2 этой статьи предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3000 рублей. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В силу абзаца первого статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного кодекса, если иное не предусмотрено названной статьей.
В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса. В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектами налогообложения признаются: 1) жилые дома, 2) квартиры, комнаты, 3) гаражи, машино-места, 4) единый недвижимый комплекс. 5) объект незавершенного строительства, 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 настоящего Кодекса на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Срок уплаты указанных видов налогов не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Как видно из представленных материалов, в 2018 году Маннык М.Д. являлась собственником нескольких земельных участков и здания, а именно: земельного участка с кадастровым номером <...> под гараж на праве пожизненного наследуемого владения, дата государственной регистрации 11.07.2000г., право владения которого прекращено 12.02.2019г.; земельного участка с кадастровым номером <...> под склад принадлежащего на праве собственности на основании договора купли-продажи от 24.01.2014г., дата государственной регистрации 18.02.2014г., право владения которого прекращено 09.01.2019г.; земельного участка кадастровым номером <...> под склады, принадлежащего на праве собственности на основании договора купли-продажи от 26.09.2014г., дата государственной регистрации 13.10.2014г., право владения которой прекращено 18.01.2018г.; нежилое здание с кадастровым номером <...> принадлежащей на праве собственности на основании договора купли-продажи от 24.01.2014г., дата государственной регистрации права собственности 18.02.2014г., право владения которого прекращено 09.01.2019 г.
Налоговым уведомлением №23657203 от 16.07.2019, Маннык М.Д. предложено уплатить не позднее 02.12.2019 года земельный налог 291995 рублей и пени 2343,26 рублей, налог на имущество 6475 рублей и пени 51,96 рублей, за 12/12, 1/12 месяцев владения, за период 2018 год.
В установленный срок указанные виды налогов не были уплачены.
Из требования № 2120 по состоянию на 10 января 2020 года следует, что ответчик имеет задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 6475 рублей, пеня в размере 51, 96 рублей, задолженность по земельному налогу в размере 291995 рублей, пеня в размере 2343,26 рублей, предложено уплатить задолженность до 18 февраля 2020 года.
Указанное требование направлено налогоплательщику Маннык М.Д. почтовым отправлением 14.01.2020 года, что также подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором №66701242949411, и 18.02.2020г. возвращено отправителю в связи с неудачной попыткой вручения.
В силу пункта 2 статьи 57 Налогового Кодекса РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового Кодекса РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со статьей 75 Налогового Кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
В связи с указанным, согласно расчету пени исчислены за период с 03.12.2019 по 09.01.2020 год.
Поскольку в установленный срок обязанность по уплате налогов налогоплательщиком не исполнена и в нарушение требований Налогового кодекса РФ у ответчика имеется задолженность по транспортному налогу, налогу на имущество, земельному налогу, а также по пеням, то выставленная административным истцом сумма задолженности по налогам является правомерной. Кроме того, административный ответчик не освобожден от уплаты указанных видов налогов.
Таким образом, при данных обстоятельствах, требование Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к Маннык М.Д. о взыскании задолженности по налогам и пени подлежит удовлетворению.
В части встречного требования административного ответчика суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении в виду следующего.
Предметом настоящего административного иска является задолженность по земельному налогу и налогу на имущество за 2018 год, соответствующих пени. Заявляя встречные требования о признании безнадежным ко взысканию указанные суммы, административный ответчик указывает, что определением суда от 04.03.2019 года завершена процедура реализации имущества в отношении должника, с освобождением от дальнейшего исполнения обязательств, соответственно на период начисления земельного и имущественного налога за 2018 г. в отношении Маннык М.Д. действовала процедура несостоятельности (банкротстве), что лишало ее какого-либо права распоряжения имуществом, в том числе произведения оплаты установленных обязательных платежей и санкций в виду передачи указанных полномочий арбитражному управляющему.
Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27.01.2017 года Маннык М.Д. признана несостоятельным [банкротом). В третью очередь реестра требований кредиторов Маннык М.Д. включены требования Федеральной налоговой службы Российской Федерации в сумме 1 495 266 рублей 41 копеек, в том числе по основному долгую 1 461 297 рублей 14 копеек, пени - 33 969 рублей 27 копеек.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 17 августа 2016 года в отношении Маннык М.Д. введена процедура банкротства - реструктуризация долгов на четыре месяца до 17 декабря 2016 года.
Определением Арбитражного суда Республики Тыва от 04.03.2019 года завершена процедура реализации имущества в отношении должника с освобождением от дальнейшего исполнения обязательств.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" целях настоящего Федерального закона под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Возникшие после возбуждения производства по делу о банкротстве требования кредиторов об оплате поставленных товаров, оказанных услуг и выполненных работ являются текущими.
Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.
Согласно пункту 5 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" кредиторы могут предъявить свои требования к должнику по текущим платежам после окончания производства по делу о банкротстве в порядке, установленном процессуальным законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что обязательство административного ответчика по уплате недоимки по налогам за 2018 год и пеней начисленных на недоимку, является текущим платежом, поскольку задолженность возникла 03.12.2019 года, то есть после возбуждения дела о банкротстве, а также и завершении процедуры банкротства 04.03.2019 года и не могла быть включена в реестр требований кредиторов. Оснований для признания задолженности по земельному налогу и налогу на имущества безнадежной к взысканию и списания, на основании статьи 59 НК РФ, не имеется.
Поскольку административный истец при подаче иска в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ освобожден от уплаты государственной пошлины, то согласно ст.114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета 6209 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва к Маннык М.Д. о взыскании задолженности по налогам и пени, удовлетворить.
Взыскать с Маннык М.Д. в пользу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва задолженность по налогам и пени в сумме 300865,22 рублей, в том числе, по земельному налогу в размере 291995 рублей, пени в размере 2343,26 рублей, по налогу на имущество в размере 6475 рублей, пени в размере 51,96 рублей.
Встречное административное исковое заявление Маннык М.Д. к Управлению Федеральной налоговой службы России по Республике Тыва о признании безнадежной к взысканию задолженности по земельному налогу в размере 291955 рублей и пени в размере 2343,26 рублей, по налогу на имущество в размере 6475 рублей и пени в размере 51,96 рублей и возложении обязанности списать задолженность, оставить без удовлетворения.
Взыскать с Маннык М.Д. в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 6209 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 мая 2021 года (с учетом выходных дней).
Судья Р.С. Монгуш