Р Е Ш Е Н И Е именем Российской Федерации <адрес> 16 сентября 2022 года Красноглинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Арефьевой Н.В., при секретаре судебного заседания Степаненко Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-1931/2022 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Гуряшкину Ю. Н. о взыскании недоимки, у с т а н о в и л : Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № по <адрес> (далее по тексту МИФНС) обратилась в суд <дата> с административным иском к Гуряшкину Ю.Н. о взыскании недоимки. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с Налоговым кодексом РФ административный ответчик Гуряшкин Ю.Н. состоял на учете в Межрайонной ИФНС № по <адрес> в качестве индивидуального предпринимателя с <дата> по <дата>, соответственно был обязан уплачивать в бюджет страховые взносы в фиксированном размере. На обязательное пенсионное страхование за 2021 год в размере 9373,87 рублей, пени в сумме 37,18 рублей. На обязательное медицинское страхование за 2021 год в размере 2434,18 рублей пени в сумме 9,66 рублей. Должник надлежащим образом не исполнил свои обязанности по уплате транспортного налога физических лиц за 2018-2020 года, в связи с наличием объектов налогообложения, указанных в налоговых уведомлениях № от <дата>№ от <дата>. В связи с неуплатой налога в полном объеме в установленный срок, истец просит взыскать с ответчика недоимку в общем размере 20474 (двадцать тысяч четыреста семьдесят четыре) рубля 34 копейки, в том числе: - за 2021 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с <дата>) в размере 9373 рубля 87 копеек, пени в размере 37 рублей 18 копеек, - за 2021 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с <дата>: в размере 2434 рубля 18 копеек, пени в размере 09 рублей 66 копеек, - по транспортному налогу с физических лиц: за 2018 год в размере 2491 рубль 72 копейки, за 2019 год в размере 1261 рубль 00 копеек, пени в размере 20 рублей 03 копейки, за 2020 год в размере 4831 рубль00 копеек, пени в размере 15 рублей 70 копеек. В судебное заседание административный истец, надлежащим образом извещенный о рассмотрении дела, своего представителя не направил, в иске содержится просьба о рассмотрении дела в его отсутствие. Административный ответчик Гуряшкин Ю.Н. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны, ходатайств об отложении рассмотрения дела не Исследовав материалы настоящего административного дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно пункту 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, уплачивают: 1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0% суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период. При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного таксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта; 2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом. В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, а в силу статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации за просрочку исполнения обязанности по уплате налога могут быть начислены пени. Статьями 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено названной статьей. Абзацем 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации). Аналогичные правила согласно пункту 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации применяются для взыскания пеней. Как следует из материалов дела и установлено судами, Гуряшкин Ю.Н. (ИНН 631300023944) в период с <дата> по <дата> был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Административному ответчику направлены требование № от <дата> об уплате налогов и сборов, страховых взносов пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в сумме 1516,57 рублей со сроком исполнения до <дата>, требование № от <дата> об уплате налогов и сборов, страховых взносов пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в сумме 8922,61 рублей со сроком исполнения до <дата>, требование № от <дата> об уплате налогов и сборов, страховых взносов пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) в сумме 20868,03 рублей со сроком исполнения до <дата>. Налоговым уведомлением № от <дата> представлен расчет транспортного налога в размере 1261,00 рублей за 2019 год со сроком уплаты до <дата>. Налоговым уведомлением № от <дата> представлен расчет транспортного налога в размере 7322,72 рублей за 2018, 2019, 2020 года со сроком уплаты до <дата>. Неуплата сумм, указанных в требованиях, послужила основанием для направления налоговым органом мировому судье заявления о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по страховым взносам. Судебным приказом мирового судьи судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> от <дата> с Гуряшкина Ю. Н. взыскана задолженность по уплате налогов и сборов в размере 20474,34 рублей, а также государственная пошлина - 407,12 рублей. Определением мирового судьи судебного участка № Красноглинского судебного района <адрес> от <дата> указанный судебный приказ отменен в связи с поступлением от Гуряшкина Ю.Н. возражения. Положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений, предусмотрено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (пункт 2). Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (пункт 3). В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. Как указано выше, обязанность проверки соблюдения данного срока обращения в суд предусмотрена положениями части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В соответствии с частью 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу. Верховный Суд Российской Федерации в пункте 26 постановления Пленума от <дата> N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" указал, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи судебного приказа. В пункте 60 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при рассмотрении заявлений налоговых органов о взыскании налогов, пеней, штрафов, предъявленных на основании пункта 3 статьи 46, пункта 1 статьи 47, пункта 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации, судам, независимо от наличия соответствующего заявления ответчика, необходимо проверять, не истекли ли установленные этими нормами сроки для обращения налоговых органов в суд. Учитывая, что данные сроки в силу названных норм могут быть при наличии уважительных причин восстановлены судом, однако такое восстановление производится судом на основании ходатайства налогового органа, в случае пропуска срока и отсутствия соответствующего ходатайства либо в случае отказа в удовлетворении ходатайства суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа. При этом не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска указанных сроков необходимость согласования с вышестоящим органом (иным лицом) вопроса о подаче налоговым органом в суд соответствующего заявления, нахождение представителя налогового органа в командировке (отпуске), кадровые перестановки, смена руководителя налогового органа (его нахождение в длительной командировке, отпуске), а также иные внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления. Согласно правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, положения Налогового кодекса Российской Федерации не предполагают возможности обращения налогового органа в суд с требованием о принудительном взыскании страховых взносов с налогоплательщика за пределами срока, установленного Налоговым кодексом Российской Федерации: налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены (определение от <дата> N 2315-О). При упущениях органов, уполномоченных действовать в интересах казны, включая пропуски сроков, ошибки в применении надлежащих, законом установленных процедур и форм налогового (фискального) принуждения, уголовного преследования, приказного или искового производства, выступающих причиной, которой обусловлено прекращение налогового обязательства, физическое лицо имеет законные основания ожидать, что причинение соответствующего вреда не будет ему вменено на основании гражданско-правовых законоположений, оспариваемых по настоящему делу (постановление от <дата> N 32-П). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). Налоговый кодекс Российской Федерации, определяя порядок принудительного взыскания налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица, устанавливает шестимесячный срок на заявление налоговым органом соответствующего требования в суд после отмены судебного приказа в отношении данного налогоплательщика, а также порядок и основания восстановления срока, пропущенного налоговым органом. При этом срок на обращение в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, выносимого по бесспорным требованиям, также урегулирован Налоговым кодексом Российской Федерации. Данный срок может быть восстановлен по ходатайству налогового органа при наличии уважительной причины. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве (пункты 1 - 3 статьи 48). Частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действующей во взаимосвязи с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Установление данного срока, а также момента начала его исчисления относится к дискреционным полномочиям федерального законодателя и обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность публичных правоотношений. Положения статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от <дата> N 611-О и от <дата> N 1695-О). Часть 4 названной статьи, предусматривающая возможность подачи частной жалобы на определение суда о восстановлении пропущенного процессуального срока или об отказе в его восстановлении, является дополнительной гарантией процессуальных прав лиц, участвующих в деле (определение от <дата> N 20-О). В данном случае, с учетом даты превышения размера недоимки 3000 руб., налоговый орган обязан был обратиться в суд с заявлением о вынесении судебного приказа не позднее <дата>. Как следует из дела №а02231/2022, истребованного у мирового судьи, было представлено налоговым органом в пределах срока, установленного пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что административным истцом соблюден порядок подачи административного искового заявления в суд, поскольку с указанным требованием он обратился своевременно как к мировому судье, подав заявление о вынесении судебного приказа <дата> (в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб., требования № со сроком исполнения до <дата>), так и в районный суд <дата> (в течение шестимесячного срока со дня отмены судебного приказа <дата>). Согласно пункту «д» части <адрес> от <дата> N 86-ГД "О транспортном налоге на территории <адрес>" от уплаты транспортного налога освобождаются следующие категории налогоплательщиков: инвалиды всех категорий. Согласно части <адрес> от <дата> N 86-ГД "О транспортном налоге на территории <адрес>" лицам, определенным в подпункте "д" пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется на основании заявления и документов в соответствии со статьей 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации. В силу ч.1 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Доказательств оплаты налога, наличие льгот по уплате налогов, котррасчет недоимки ответчиком суду не представлено и судом не установлено. Налоговым органом предпринимались установленные законом меры по взысканию обязательных платежей. Однако должник платежи в полном объеме не произвел, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском. Сроки обращения в суд соблюдены. При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными требования налогового органа о взыскании с ответчика заявленной недоимки по транспортному налогу, страховым взносам и пени. Проверяя расчет налога, суд соглашается с представленным расчетом административного истца. Подпунктом 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ закреплено, что от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 333.20 НК РФ в случае, если истец, административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 "Государственная пошлина" данного кодекса, государственная пошлина уплачивается ответчиком, административным ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, административных исковых требований, а в случаях, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, в полном объеме. Частью 1 статьи 103 КАС РФ установлено, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины установлены статьей 104 КАС РФ, а льготы по возмещению издержек, связанных с рассмотрением административного дела, - статьей 107 данного кодекса. Согласно статье 104 КАС РФ льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 1); основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (часть 2). В соответствии с пунктом 1 статьи 107 КАС РФ от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, освобождаются административные истцы, административные ответчики, являющиеся инвалидами I и II групп. Частью 1 статьи 114 КАС РФ предусмотрено, что судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 107 КАС РФ инвалиды I и II групп освобождены от возмещения издержек, связанных с рассмотрением административного дела, к каковым государственная пошлина не относится, а подпункт 2 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ предоставляет им льготу по освобождению от уплаты государственной пошлины только в случае, когда они выступают в качестве административных истцов, то в случае удовлетворения административного иска, предъявленного к ним освобожденным от уплаты государственной пошлины органом государственной власти или органом местного самоуправления, государственная пошлина, по общему правилу, подлежит взысканию с административного ответчика. В соответствии со ст. 111 Кодекса административного судопроизводства РФ, ст. 330.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в доход бюджета субъекта подлежит взысканию государственная пошлина в размере 819 рубля. Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд Р Е Ш И Л: Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по <адрес> к Гуряшкину Ю. Н. о взыскании недоимки удовлетворить. Взыскать с Гуряшкина Ю. Н., <дата> года рождения, ИНН 631300023944, проживающего по адресу: <адрес>, недоимку по обязательным платежам в общем размере 20474 (двадцать тысяч четыреста семьдесят четыре) рубля 34 копейки, в том числе: - за 2021 год по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с <дата>) в размере 9373 рубля 87 копеек, пени в размере 37 рублей 18 копеек, - за 2021 год по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды начиная с <дата>: в размере 2434 рубля 18 копеек, пени в размере 09 рублей 66 копеек, - по транспортному налогу с физических лиц: за 2018 год в размере 2491 рубль 72 копейки, за 2019 год в размере 1261 рубль 00 копеек, пени в размере 20 рублей 03 копейки, за 2020 год в размере 4831 рубль00 копеек, пени в размере 15 рублей 70 копеек. Взыскать с Гуряшкина Ю. Н., <дата> года рождения, ИНН 631300023944, проживающего по адресу: <адрес>, государственную пошлин в доход местного бюджета в размере 819 (восемьсот девятнадцать) рублей. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>. Судья (подпись) Копия верна. Судья Арефьева Н.В. |