ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1933/2021 от 16.08.2021 Сосновского районного суда (Челябинская область)

Дело № 2а-1933/2021

УИД 74RS0038-01-2021-002205-79

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 августа 2021 года село Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Дуплякиной А.А,

при ведении протокола помощником судьи Антоновой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ООО «Заря» к Государственной инспекции труда в Челябинской области, государственному инспектору труда Мозеровой М.А. о признании незаконными и отмене результатов проверки, предписания об устранении выявленных нарушений,

установил:

ООО «Заря» обратилось в суд с иском к Государственной инспекции труда в Челябинской области, в котором просило признать незаконными и отменить результаты проверки, проведенной Государственной инспекции труда в Челябинской области в отношении ООО «Заря», отраженные в акте проверки № от 29 марта 2021 года; признать незаконным и отменить предписание № об устранении выявленных нарушений от 29 марта 2021 года.

В обоснование требований указано, что в период с 05 марта 2021 года по 29 марта 2021 года в отношении ООО «Заря» проведена плановая проверка соблюдения трудового законодательства, о чем составлен акт проверки от 29 марта 2021 года и выдано предписание № об устранении выявленных нарушений от 29 марта 2021 года. Полагает результаты проверки и предписание незаконными и подлежащими отмене, поскольку отсутствуют сведения о надлежащем извещении ООО «Заря» о проведении плановой проверки. Так, с копией распоряжения о проведении проверки общество должно быть ознакомлено не мене чем за три дня. Однако, копия распоряжения о проведении проверки вручена истца в день начала ее проведения 05 марта 2021 года Кроме того, при проведении проверки инспекторы проверочные листы не использовали, ООО «Заря» не вручали, вышли за предмет проверки, проверяя соответствие деятельности юридического лица требованиям, не включенным в проверочные листы.

Определением судьи Сосновского районного суда Челябинской области от 28 июня 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена государственный инспектор труда Мозерова М.А. (л.д. 4).

Административный истец, административные ответчики в судебное заседание не явились, извещены.

Суд, исследовав материалы дела, полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

Из материалов дела следует, что распоряжением руководителя Государственной инспекции труда в Челябинской области от 25 февраля 2021 года принято решение о проведении плановой, выездной проверки ООО «Заря» в рамках государственного надзора за соблюдением трудового законодательства иных нормативных-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Согласно данному распоряжению срок проведения проверки 20 рабочих дней, к проведению проверки приступить 05 марта 2021 года, проверку окончить не позднее 02 апреля 2021 года.

Согласно копии списка внутренних регистрируемых простых почтовых отправлений от 26 февраля 2021 года данное распоряжение направлено ООО «Заря» простой почтой.

25 февраля 2021 года также составлена телефонограмма о сообщении директору ООО «Заря» о проведении плановой проверки.

По результатам плановой, выездной проверки составлен акт № от 29 марта 2021 года, в котором причислены выявленные нарушения. Согласно данному акту проверка проведена в период с 05 марта 2021 года по 29 марта 2021 года, в данном акте имеется отметка о вручении ООО «Заря» распоряжение о проведении проверки 05 марта 2021 года.

По результатам проверки государственным инспектором труда Мозеровой М.А. в адрес ООО «Заря» вынесено представление об устранении выявленных нарушений.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемые истцом предписание об устранении выявленных нарушений, результаты проверки приняты 29 марта 2021 года, соответственно, иск подан с соблюдением установленного частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока.

Частью 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

На основании ст. 356 ТК РФ в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Статьей 358 ТК РФ установлено, что Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы работодателей - физических лиц и работодателей - юридических лиц (организаций).

Приказом Роструда от 24 января 2011 года № 14 утверждены Методические рекомендации по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Пунктом 4.3 указанных Методических рекомендаций предусмотрено, что в соответствии с требованиями части 12 статьи 9 Федерального закона 3 294-ФЗ о проведении каждой плановой проверки проверяемое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель уведомляются уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения о ее проведении заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

В соответствии со статьей 20 Федерального закона № 294-ФЗ проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок, вследствие чего их результаты не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.

Формулировка срока уведомления, изложенная в упомянутой правовой норме «не позднее чем в течение трех дней», позволяет считать, что уведомление должно быть сделано не позднее трех дней до начала проведения проверки.

В целях обеспечения доказательства надлежащего уведомления проверяемого лица о предстоящей проверке под иным доступным способом следует понимать такое уведомление, которое впоследствии может быть объективно подтверждено в рамках проверки действий уполномоченных должностных лиц федеральной инспекции труда органами прокуратуры или суда.

Кроме того, в качестве «иных доступных способов» уведомления может рассматриваться вручение копии распоряжения о проверке непосредственно уполномоченному представителю проверяемого лица с получением расписки о получении копии распоряжения о проведении проверки или отметки (штампа) на втором экземпляре копии распоряжения, содержащей дату и время получения, подпись и данные подписанта (ФИО, должность).

В случае отдаленного нахождения проверяемого лица копия распоряжения о проверке может быть также направлена уполномоченным должностным лицом федеральной инспекции труда посредством факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, подписью и данными подписанта (ФИО, должность).

Как следует из материалов дела, копии материалов проверки представленных ответчиком, с распоряжением от 25 февраля 2021 года о проведении плановой выездной проверки ООО «Заря» ознакомлено 05 марта 2021 года, то есть в день начала проведения проверки, что противоречит приведенным выше требованиям.

Доказательств о направлении распоряжения о проведении проверки иным доступным способом, которое впоследствии может быть объективно подтверждено, в том числе факсимильной связи с последующим получением обратно по каналу факсимильной связи копии распоряжения, содержащей отметку о получении копии документа уполномоченным представителем проверяемого лица с указанием даты и времени получения, подписью и данными подписанта, в срок не позднее трех дней до начала проведения проверки, не представлено.

Таким образом, проведение проверки без уведомления проверяемого лица о ее проведении отнесено является грубым нарушением требований по организации и проведению проверок, в связи с чем результаты опарываемой истцом проверки не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом требований в сфере труда и подлежат отмене.

Поскольку результаты проверки ООО Заря» являются незаконными и подлежат отмене, вынесенное по их результатам предписание об устранении выявленных нарушений также является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования ООО «Заря» удовлетворить.

Признать незаконными и отменить результаты проверки, проведенной Государственной инспекции труда в Челябинской области в отношении ООО «Заря», отраженные в акте проверки № от 29 марта 2021 года. Признать незаконным и отменить предписание государственного инспектора труда Мозеровой М.А. № об устранении выявленных нарушений от 29 марта 2021 года.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Дуплякина А.А.

Решение в окончательной форме принято 30 августа 2021 года.

Председательствующий Дуплякина А.А.