ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1933/21 от 29.07.2021 Советского районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Дело №2а-1933/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2021 года гор.Улан-Удэ

Советский районный суд гор.Улан-Удэ в составе судьи Танганова Б.И., при секретаре Гомбоевой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Гуржаповой Цырен-Дулмы Гармаевны, Авериной Татьяны Викторовны, Нещерет Виктора Викторовича, Пшеничникова Андрея Викторовича, Гудуева Саяна Владимировича, Норбоева Амгалана Николаевича, Кокориной Александры Петровны, Паданкиной Ольги Николаевны, Самбилова Евгения Геннадьевича, Овсянкиной Анны Михайловны, Базарова Жаргала Тумэн-Баировича, Лубсановой Ольги Базаровны, Ивановой Клары Будацыреновны, Долгорова Дениса Шагдаровича к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконными распоряжений,

установил:

Административные истцы Гуржапова Ц-Д.Г., Аверина Т.В., Нещерет В..В, Пшеничников А.В., Гудуев С.В. Норбоев А.Н., Кокорина А.П., Паданкина О.Н., Самбилов Е.Г., Овсянкина А.М., Базаров Ж.Т-Б., Лубсанова О.Б., Иванова К.Б., Долгоров Д.Ш. обратились в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, согласно которому просят признать незаконными распоряжения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности от 28.01.2021г. №3843-ПСО, №3844-ПСО, №3845-ПСО, №3846-ПСО, №3847-ПСО, №3848-ПСО, №3849-ПСО, №3850-ПСО, №3851-ПСО, №3852-ПСО, №3853-ПСО, №3855-ПСО, обязать административного ответчика в течение 5 рабочих дней рассмотреть их заявления и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения торгов. В обоснование заявленных требований указано, что 29.12.2020г. истцы обратились в Комитет с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без проведения торгов. 28.01.2021г. Комитетом отказано в удовлетворении заявлений по основаниям предусмотренным п.8 ст.39.15, п.1 ст.39.16 ЗК РФ. С указанными решениями истцы не согласны, считают их необоснованными, незаконными и подлежащими отмене.

Определением суда принято увеличение исковых требований - о признании незаконным распоряжения Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности от 28.01.2021г. №3854-ПСО.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены СНТ "Авиатор", СНТ "Авиатор 3".

В судебное заседание административные истцы Гуржапова Ц-Д.Г., Аверина Т.В., Нещерет В..В, Пшеничников А.В., Гудуев С.В. Норбоев А.Н., Кокорина А.П., Паданкина О.Н., Самбилов Е.Г., Овсянкина А.М., Базаров Ж.Т-Б., Лубсанова О.Б., Иванова К.Б., Долгоров Д.Ш. не явились, о времени и месте слушания по делу извещены судом надлежащим образом.

Представитель административных истцов Старкова Ю.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании заявленные требования поддержала по указанным в иске доводам. Суду пояснила, что испрашиваемые земельные участки изначально находились в составе СНТ «Авиатор». Истцы являлись членами СНТ «Авиатор». В 2011 году из СНТ «Авиатор» было образовано СНТ «Авиатор-3» по рекомендации Комитета по управлению имуществом и для последующего оформления земельных участков и передаче истцам. Однако доказательств тому не имеется. Земельные участки, которые изначально отводились СНТ «Авиатор», были предоставлены без определения их границ, без схемы их расположения. На сегодняшний день однозначно невозможно утверждать, входят ли все участки членов СНТ в границы этого отвода, либо не входят. Из имеющихся документов видно, что изначально были выделены площади земельных участков, при этом точную площадь, сколько все-таки гектаров земли было выделено для создания СНТ и сколько земли на сегодняшний день уже оформлено, определить невозможно. Между тем, у истцов имеются членские книжки СНТ «Авиатор» из которых следует, что они участвовали при распределении земельных участков в товариществе в 80-90-е годы. Отведенный земельный участок всегда входил в состав СНТ «Авиатор» и истцам распределялись участки из состава отведенного участка. Кроме того, в деле имеется распоряжение Администрации г.Улан-Удэ об отмене проекта планировки и утверждении нового проекта межевания территории п.Аэропорт, в связи с чем не актуальны разъяснения, изложенные в распоряжениях о расположении части участков границах территории общего пользования. Просила исковые требования удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ по доверенности Прокопьева И.В. с исковыми требования не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что у Комитета отсутствовали основания для предварительного согласования предоставления земельных участков. Заявления истцов поданы в соответствии с законом от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса». Как указано в ст.3 Федерального закона №137-ФЗ в уполномоченный орган вправе обращаться члены некоммерческих организаций, созданных до 01.01.2019 г. для ведения садоводства, которым был предоставлен изначально земельный участок, либо члены садоводческих или огороднических товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций. Решение суда об установлении факта правопреемства Верховным судом Республики Бурятия было отменено, таким образом утверждать, что СНТ «Авиатор-3» образовано путем реорганизации СНТ «Авиатор» оснований не имеется. Исходя из преамбулы п.2.7 ст.3 Федерального закона № 137-ФЗ в Комитет вправе обращаться члены СНТ «Авиатор» для того, чтобы им предоставили земельные участки. Вместе с тем, из представленных документов видно, что с заявлениями обратились члены СНТ «Авиатор-3». Помимо этого, заявители должны были обосновать, что они претендуют на земельный участок, который образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу указанного Федерального закона, то есть до 30.10.2001 г. Документы, которые бы обосновывали, либо доказывали этот факт в материалах дела отсутствуют, потому что не имеется картографических материалов. Комитетом принято решение об отказе в удовлетворении представленных заявлений, поскольку невозможно определить находятся ли испрашиваемые земельные участки в границах изначального отвода. Считала, что распоряжения соответствуют требованиям Федерального закона №137-ФЗ. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица СНТ "Авиатор" Сластунова Н.В., действующая на основании прав по должности, в судебном заседании доводы искового заявления и представителя Старковой Ю.А. поддержала. Считала исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица СНТ "Авиатор 3" не явился, о времени и месте слушания по делу извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 КАС РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Из материалов дела следует, что 29 декабря 2020 года истцы Гуржапова Ц-Д.Г., Аверина Т.В., Нещерет В..В, Пшеничников А.В., Гудуев С.В. Норбоев А.Н., Кокорина А.П., Паданкина О.Н., Самбилов Е.Г., Овсянкина А.М., Базаров Ж.Т-Б., Лубсанова О.Б., Иванова К.Б., Долгоров Д.Ш. обратились в Комитет по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ с заявлениями о предварительном согласовании предоставления им земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, без торгов, расположенных в СНТ «Авиатор».

Распоряжениями Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ от 28.01.2021г. №3843-ПСО, №3844-ПСО, №3845-ПСО, №3846-ПСО, №3847-ПСО, №3848-ПСО, №3849-ПСО, №3850-ПСО, №3851-ПСО, №3852-ПСО, №3853-ПСО, №3854-ПСО, №3855-ПСО заявителям отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков, без проведения торгов. При этом указано, что испрашиваемый земельный участок не входит в границы образованного земельного участка, предоставленного СНТ «Авиатор». Заявителям Самбилову Е.Г., Пшеничникову А.В., Нещерету В.В., Лубсановой О.Б., Кокориной А.П. и другим также разъяснено, что испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах территории общего пользования (улично-дорожная сеть).

Суду представлены копия распоряжения Администрации г.Улан-Удэ от 23.10.2018 №824-р «Об отмене проекта межевания территории микрорайона Аэропорт», копия распоряжения Администрации г.Улан-Удэ от 21.02.2018 №114-р «Об утверждении проекта «Внесение изменений в проект планировки и межевания территории микрорайона Аэропорт г.Улан-Удэ» и другие материалы из которых видно, что в связи с изменениями в проект планировки и межевания территории микрорайона Аэропорт красная линия отнесена за пределы занимаемых истцами участков, испрашиваемые земельные участки не находятся в границах территории общего пользования.

Изложенное свидетельствует об обоснованности доводов истцов о том, что земельные участки Самбилова Е.Г., Пшеничникова А.В., Нещерета В.В., Лубсановой О.Б., Кокориной А.П. и других заявителей не пересекают улично-дорожную сеть.

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания оспариваемых распоряжений незаконными и их отмене исходя из следующих обстоятельств.

В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован ст. 39.14 ЗК РФ.

Процедура предварительного согласования установлена ст. 39.15 Земельного кодекса РФ и предусматривает обращение заинтересованного лица в уполномоченный орган с заявлением.

Согласно п.2.7 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.

Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 10 августа 2015 года № 208 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без торгов».

Предварительное согласование предоставления земельного участка фактически является действиями уполномоченных публичных органов по проверке наличия оснований для предоставления земельных участков без проведения торгов, его оборотоспособности, а также соблюдения градостроительных, санитарных, экологических иных норм и прав граждан на стадии его формирования.

Из материалов дела следует, что при обращении в уполномоченный орган истцами представлены следующие документы – заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов, решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 07.10.2020г. по гражданскому делу ..., которым установлен факт правопреемства СНТ «Авиатор» правопреемником СНТ «Авиатор 3», выписка из протокола о членстве заявителя в СНТ «Авиатор 3», схема расположения земельного участка, подлежащая утверждению и доверенность на представителя.

При подаче иска, в обоснование своей позиции истцы ссылались на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 07.10.2020г. по гражданскому делу .... При рассмотрении настоящего дела из пояснений сторон и представленных в дело материалов судом установлено, что апелляционным определением Верховного суда Республики Бурятия вышеуказанное решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ отменено, по делу принято новое решение об отказе в установлении факта правопреемства между СНТ «Авиатор» и СНТ «Авиатор 3». Таким образом, СНТ «Авиатор 3» не является правопреемником СНТ «Авиатор» и не вправе претендовать на предоставленные СНТ «Авиатор» земельные участки.

Помимо этого, согласно положениям п.2.9 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями). Представление данной схемы не требуется при наличии:

утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или проекта организации и застройки территории либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;

выписки из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;

учредительных документов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации.

Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, запрашиваются исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя).

Судом также установлено, что земельные участки в пользу СНТ «Авиатор 3» уполномоченным органом не предоставлялись, при подаче заявлений сведений о правоустанавливающих документах на земельные участки заявителями не представлены и таковых не имелось.

Доводы представителя административных истцов о том, что они (истцы) фактически являются членами СНТ «Авиатор», которому изначально отводились земельные участки, судом обсуждены и подлежат отклонению. Как видно из представленных заявлений, они поданы от членов СНТ «Авиатор 3» (то есть другого юридического лица), при этом из пояснений лиц участвующих в деле и представленных суду материалов следует, что при отводе земельных участков в пользу СНТ «Авиатор» картографические материалы о границах передаваемых земельных участков не составлялись и до настоящего времени эти границы в установленном законом порядке не определены.

Таким образом, при рассмотрении поданных истцами заявлений от 29.12.2020г. у Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ отсутствовала возможность установить наличие земельного участка переданного СНТ «Авиатор 3».

Основания для отказа в предварительном согласовании земельного участка перечислены в п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ. Исходя из положений указанной нормы уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В статье 39.16 Земельного кодекса РФ установлены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

В данной норме указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из перечисленных в данной норме оснований, среди которых указаны: - с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов; предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что со стороны административного ответчика не было допущено нарушений прав административных истцов, оспариваемые распоряжения приняты уполномоченным органом, в установленный законом срок, при этом у Комитета имелись правовые основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков.

В связи с чем, доводы административных истцов по изложенным выше мотивам суд находит не состоятельными, и исходя из установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств оснований для удовлетворения требований о признании незаконными распоряжений не усматривает.

Поскольку судом истцам отказано в признании незаконными оспариваемых распоряжений Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ, оснований для удовлетворения производных требований о об обязании административного ответчика рассмотреть заявления истцов от 29.12.2020г. и принять решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков без проведения торгов, у суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Гуржаповой Цырен-Дулмы Гармаевны, Авериной Татьяны Викторовны, Нещерет Виктора Викторовича, Пшеничникова Андрея Викторовича, Гудуева Саяна Владимировича, Норбоева Амгалана Николаевича, Кокориной Александры Петровны, Паданкиной Ольги Николаевны, Самбилова Евгения Геннадьевича, Овсянкиной Анны Михайловны, Базарова Жаргала Тумэн-Баировича, Лубсановой Ольги Базаровны, Ивановой Клары Будацыреновны, Долгорова Дениса Шагдаровича к Комитету по управлению имуществом и землепользованию Администрации г.Улан-Удэ о признании незаконными распоряжений, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Улан-Удэ.

Судья Б.И. Танганов