ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1934/2022 от 01.07.2022 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-1934/2022

55RS0007-01-2022-002560-81

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июля 2022 года город Омск

Судья Центрального районного суд г. Омска Покричук О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ИФНС по Центральному административному округу г. Омска к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на профессиональный доход, пени,

установил:

ИФНС России по ЦАО г. Омска обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1 о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на профессиональный доход, пени.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 состоит на налоговом учете в ИФНС по ЦАО г. Омска, и является плательщиком транспортного налога с физических лиц, поскольку по сведениям регистрирующих органов является собственником транспортных средств. Кроме того, ФИО1 с 22.05.2020 является плательщиком налога на профессиональный доход.

Инспекцией в адрес должника направлено налоговое уведомление № 8390291 от 03.08.2020 на оплату транспортного налога с физических лиц за 2019 год в размере 3 225 рублей, земельного налога за 2019 год в размере 53 рублей со сроком оплаты не позднее 01.12.2020.

В связи с имеющейся задолженностью налоговым органом в адрес должника направлены требования № 1996 по состоянию на 18.01.2021 со сроком оплаты до 10.03.2021 об оплате транспортного налога с физических лиц за 2019 год в размере 3 250 рублей, пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 02.12.2020 по 17.01.2021 в размере 21,47 рублей; № 10655 по состоянию на 01.06.2021 со сроком оплаты до 20.07.2021 об оплате налога на профессиональный доход за апрель 2021 год в размере 23 870 рублей, пени по налогу на профессиональный доход за период с 26.05.2021 по 31.05.2021 в размере 23,87 рублей.

Данные требования в добровольном порядке ответчиком в установленный срок не исполнены.

По заявлению ИФНС России по ЦАО г. Омска мировым судьей судебного участка № 95 в Центральном судебном районе в городе Омске 08.09.2021 выдан судебный приказ . В связи с поступившими возражениями налогоплательщика на определение суда судебный приказ отменен 07.10.2021.

С учетом вышеизложенного, административный истец просит суд взыскать с ФИО1 задолженность в сумме 27 140,34 рублей, из которых по транспортному налогу с физических лиц за 2019 год в размере 3 225 рублей; пени по транспортному налогу с физических лиц за период с 02.12.2020 по 17.01.2021 в размере 21,47 рублей; по налогу на профессиональный доход за апрель 2021 года в размере 23 870 рублей; пени по налогу на профессиональный доход за период с 26.05.2021 по 31.05.2021 в размере 23,87 рублей.

В судебное заседание, лица, участвующие в деле, не явились. Административный истец ИФНС по Центральному административному округу г. Омска, административный ответчик ФИО1 о времени и месте рассмотрения дела извещены, явка представителей не обеспечена, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. В исковом заявлении изложено ходатайство о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства (без проведения устного разбирательства) в порядке, предусмотренной главой 33 КАС РФ.

Определением суда от 30.06.2022 постановлено рассмотреть административное дело в порядке упрощенного производства.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

Положения ч. 1 ст. 286 КАС РФ предусматривают право органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, других органов, наделенных в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (ИНН ) стоит на налоговом учете в ИФНС России по ЦАО г. Омска, является плательщиком транспортного налога, поскольку за ним зарегистрированы транспортные средства с 02.12.2017 Peugeot года выпуска, государственный регистрационный знак , с 05.04.2008 ВАЗ 1994 года выпуска, государственный регистрационный знак , с 14.01.2015 ВАЗ 2001 года выпуска, государственный регистрационный знак , с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ВАЗ , 2005 года выпуска, государственный регистрационный знак , с 10.07.2020 Chevrolet Captiva, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак

Кроме того, ФИО1 является плательщиком налога на профессиональный доход.

В связи с исчислением транспортного налога налоговым органом сформировано и направлено почтой налоговое уведомление от 03.08.2020 об уплате, в том числе транспортного налога на указанные объекты налогообложения за 2019 год в размере 3 225 рублей в срок до 01.12.2020.

В связи с неисполнением административным ответчиком налоговой обязанности налоговым органом сформировано и направлено почтой требование по состоянию на 18.01.2021 в срок до 10.03.2021 об оплате транспортного налога с физических лиц со сроком оплаты до 01.12.2020 в размере 3 250 рублей, пени по транспортному налогу с физических лиц в размере 21,47 рублей. При этом справочно указано на наличие по состоянию на 18.01.2021 задолженности в сумме 77 538,15 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 67 293,75 рублей, которая подлежит уплате.

Кроме того, налоговым органом сформировано и направлено через личный кабинет требование № 10655 по состоянию на 01.06.2021 со сроком оплаты до 20.07.2021 об оплате налога на профессиональный доход со сроком оплаты до 25.05.2021 в размере 23 870 рублей, пени по налогу на профессиональный доход в размере 23,87 рубля. При этом справочно указано на наличие по состоянию на 01.06.2021 задолженности в сумме 102 844,12 рублей, в том числе по налогам (сборам, страховым взносам) 91 216,75 рублей, которая подлежит уплате.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов в установленный в требованиях срок, 08.09.2021 мировым судьей судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске, по заявлению ИФНС России по Центральному АО г. Омска от 07.09.2021, выдан судебный приказ (95), о взыскании с ФИО1 в доход, в том числе транспортного налога с физических лиц: налог в размере 3 225 рублей за 2019 год, пеня в размере 21,47 рубль по состоянию на 18.01.2021, налога на профессиональный доход: налог в размере 23 870 рублей за апреля 2021 года, пени в размере 23,87 рубля по состоянию на 01.06.2021, государственной пошлины.

По заявлению ФИО1 определением мирового судьи судебного участка в Центральном судебном районе в г. Омске от 07.10.2021 судебный приказ № ), отменен.

07.04.2021 требование о взыскании с ФИО1 задолженности по налогам и пени предъявлено в суд.

Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном положениями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями ст. 57 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 358 НК РФ).

В силу пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.

Согласно п. 4 ст. 85 НК РФ транспортный налог исчисляется на основании данных органов осуществляющих учет и (или) регистрацию недвижимого имущества или транспортных средств, являющихся объектом налогообложения, расположенных на подведомственной им территории, зарегистрированных в этих органах, и их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

В соответствии с п. 2 ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение, т.е. мощность двигателя, умноженная на налоговую ставку, пропорционально количеству месяцев владения транспортным средством в налоговом периоде.

В силу п. 1 ст. 363 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представленный административным истцом расчет задолженности, начисленных пеней за указанный период проверен судом и признан арифметически верным, соответствующим обстоятельствам, установленным по делу, положениям п. 3 ст. 75 НК РФ.

Иного расчета, в опровержении представленного налоговым органом, административным ответчиком не представлено.

Вместе с тем, применительно к положениям ст.ст. 57, 69, 70, 48 НК РФ, действующих в редакции в период направления налогового уведомления и требования, процедура и сроки их направления, а также взыскания задолженности по транспортному налогу налоговым органом не соблюдены.

Из содержания налогового уведомления и требования следует, что уведомление сформировано (03.08.2020) до наступления обязанности административного ответчика по уплате транспортного налога (01.12.2020). На момент исполнения данного требования сумма задолженности не превышала 10 000 рублей. Вместе с тем, указано на наличие задолженности в сумме 77 538,15 рублей. Доказательств предъявления данной задолженности к взысканию, в том числе направления сформированных требований о наличии данной задолженности не представлено. Учитывая положения ст. 48 НК РФ, срок обращения за выдачей судебного приказа истекал 01.06.2021. При этом с заявлением о выдаче судебного приказа налоговый орган обратился 07.09.2021. Каких-либо доказательств наличия уважительности пропуска срока административным истцом не представлено.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны, в частности: сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке (п. 4); размер и расчет денежной суммы, составляющей санкцию, и положения нормативного правового акта, устанавливающие санкцию (п. 5).

К административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства (из положений ч. 2 ст. 287 КАС РФ).

Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца, о чем указано в ч. 4 ст. 289 КАС РФ. При необходимости суд может истребовать доказательства по своей инициативе в силу требований, содержащихся в части 5 указанной статьи.

Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

Оценивая обоснованность предъявления требований об уплате налога на профессиональный доход, суд полагает необходимым указать, что согласно п.п. 2, 3 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с ДД.ММ.ГГГГ начато проведение эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее - эксперимент) в соответствии с пунктом 8 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации в городе федерального значения Санкт-Петербурге, в Волгоградской, Воронежской, Ленинградской, Нижегородской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Самарской, Сахалинской, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях, в Красноярском и Пермском краях, в Ненецком автономном округе, Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, Ямало-Ненецком автономном округе, в Республике Башкортостан; с ДД.ММ.ГГГГ - в субъектах Российской Федерации, не указанных в пунктах 1 и 2 настоящей части, с учетом положений частей 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

При регистрации в качестве плательщика налога на профессиональный доход гражданин должен указать тот регион, где он будет вести деятельность.

Частью 1 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ установлено, что налогоплательщиками налога на профессиональный доход (далее - налогоплательщики) признаются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальный налоговый режим в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, налоговой базой признается денежное выражение дохода, полученного от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющегося объектом налогообложения. Налоговая база определяется отдельно по видам доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.

В целях определения налоговой базы доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 9 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, сумма налога исчисляется налоговым органом как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при применении разных ставок - как сумма, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз, с учетом уменьшения соответствующей суммы налога на сумму налогового вычета в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Федерального закона.

Налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, с указанием реквизитов, необходимых для уплаты налога. В случае, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, составляет менее 100 рублей, указанная сумма добавляется к сумме налога, подлежащей уплате по итогам следующего налогового периода.

Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности.

Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» предоставить налоговому органу право на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, исчисленного за соответствующий период, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации. Такая информация представляется банком в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех рабочих дней со дня получения запроса налогового органа. В этом случае налоговый орган направляет в банк поручение на списание и перечисление суммы налога, подлежащей уплате по итогам соответствующего налогового периода, не ранее чем за десять дней и не позднее чем за три дня до дня истечения установленного срока уплаты налога.

В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

При произведении расчетов, связанных с получением доходов от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), являющихся объектом налогообложения, налогоплательщик обязан с использованием мобильного приложения «Мой налог» и (или) через уполномоченного оператора электронной площадки и (или) уполномоченную кредитную организацию передать сведения о произведенных расчетах в налоговый орган, сформировать чек и обеспечить его передачу покупателю (заказчику), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Состав передаваемых сведений о расчетах и порядок их передачи через мобильное приложение «Мой налог» устанавливаются порядком использования мобильного приложения «Мой налог» (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

В соответствии с ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, в случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее десяти календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога с указанием ссылки на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог, сведений о сроке уплаты налога, о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на день направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.

При этом в соответствии с Порядком использования мобильного приложения «Мой налог», мобильное приложение «Мой налог» представляет собой программное обеспечение федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, применяемое физическими лицами, с использованием компьютерного устройства (мобильного телефона, смартфона или компьютера, включая планшетный компьютер), подключенного к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (п. 2). Ведение мобильного приложения «Мой налог», а также обеспечение доступа к нему осуществляется Федеральной налоговой службой (п. 3).

В соответствии с п. 16 приведенного Порядка, налоговый орган уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, о сумме налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода.

Налогоплательщик вправе произвести уплату налога (пени, штрафа) через мобильное приложение «Мой налог» или кабинет 8 налогоплательщика НПД «Мой налог» с использованием банковской карты в следующем порядке: 1) ввести в соответствующее поле мобильного приложения «Мой налог» необходимые сведения о банковской карте; 2) ввести сумму платежа; 3) выбрать платежный документ на уплату налога (пени, штраф) и нажать на кнопку «Оплатить»; 4) выбрать банк-эквайер, через который будет осуществлен платеж (п. 17).

Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» уполномочить оператора электронной площадки или кредитную организацию, которые осуществляют информационный обмен с налоговыми органами, на уплату налога в отношении всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы. В этом случае налоговый орган направляет уведомление об уплате налога уполномоченному лицу (п.18).

С использованием мобильного приложения «Мой налог» уведомление об уплате налога может быть сформировано для печати в виде платежного документа (извещение) физического лица на уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (форма № ПД (налог) для предъявления в банк (п. 19).

Уплата налога осуществляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту ведения налогоплательщиком деятельности (п. 20).

Налогоплательщик вправе через мобильное приложение «Мой налог» подключить автоматическую уплату налога (автоплатеж) путем предоставления налоговому органу права на направление в банк поручений на списание и перечисление средств с банковского счета налогоплательщика в счет уплаты в установленный срок налога, и получение от банка необходимой для реализации указанных полномочий информации (п. 21).

В случае, если обязанность налогоплательщика по уплате налога не исполнена в установленный срок, налоговый орган в срок не позднее 10 календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет налогоплательщику через мобильное приложение «Мой налог» требование об уплате налога (п.22).

В подтверждение исполнения обязанности соблюдения изложенного порядка налоговым органом представлено сформированное требование по состоянию на 01.06.2021 об уплате задолженности по налогу на профессиональный налог по сроку уплаты до 25.05.2021. В подтверждение отправки требования представлены скриншоты Сервиса АИС Налог-3ПРОМ в отношении ФИО1, из которых следует, что ФИО1 подключен к мобильному приложению «Мой налог», указанное требование ему было направлено 02.06.2021 через данное мобильное приложение и получено им 03.06.2021. Вместе с тем, действий по корректировки сведений для расчета налога административным ответчиком не произведено. Доказательств обратному не представлено.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, заявленные требования административного истца ИФНС России по ЦАО г. Омска подлежат удовлетворению в части задолженности по налогу на профессиональный доход за апрель 2021 года в размере 23 870 рублей; пени по налогу на профессиональный доход за период с 26.05.2021 по 31.05.2021 в размере 23,87 рублей. В остальной части требования удовлетворению не подлежат.

Поскольку, административный истец при подаче административного искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ст. 336.36 НК РФ и заявленные им требования удовлетворены в части, то с ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в размере 917 рублей, установленном пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 293 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной Налоговой службы Центрального административного округа города Омска частично удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: , задолженность по налогу на профессиональный доход за апрель 2021 года в размере 23 870 (двадцать три тысячи восемьсот семьдесят) рублей, пени по налогу на профессиональный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 23 (двадцать три) рубля 87 копеек.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: , в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 917 (девятьсот семнадцать) рублей.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 КАС РФ.

Судья О.Г. Покричук

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.