ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1936/20 от 18.12.2020 Вяземского районного суда (Смоленская область)

дело № 2а-1936/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего – судьи Вяземского районного суда Смоленской области Красногирь Т.Н.,

при секретаре Зуевой С.А.,

представителя заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокурора Смоленской области Кухтенковой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области к судебному приставу - исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

УСТАНОВИЛ:

Изначально администрация Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области (далее - Администрация) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора.

В обоснование требования указала, что решением Вяземского районного суда Смоленской области от 24 июня 2012 года по гражданскому делу № 2-1136/2012 на администрацию Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области возложена обязанность принять меры по проведению межевания земельного участка, расположенного под автодорогой дер. Каменная Гора Вяземского района Смоленской области, протяженностью 0,31 км., осуществлению государственной регистрации права собственности, включению указанной автодороги в реестр муниципальной собственности.

Постановлением судебного пристава-исполнителя возбуждено исполнительное производство № 13633/15/67020-ИП от 19 мая 2015 года.

В 2017 году Администрация представила документы для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности дороги в дер. Каменная Гора в Управление Федеральной службы государственной регистрации по Смоленской области, кадастра и картографии. Кадастровые работы были выполнены по договору подряда на производство кадастровых работ от 16 мая 2017 года № ХХХ кадастровым инженером Е.А..

В виду того, что данная дорога не является объектом недвижимости, Администрация получила от Управления Федеральной службы государственной регистрации по Смоленской области, кадастра и картографии Уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости от 4 июля 2017 года № 67/002/050/2017-051, а позже Уведомление об отказе в государственной регистрации от 12 октября 2017 года № 67/002/050/2017-051.

Администрация Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области в 2017 году предоставила Уведомление о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав объекта недвижимости от 4 июля 2017 года №67/002/050/2017-051 и Уведомление об отказе в государственной регистрации от 12 октября 2017 года №67/002/050/2017-051 судебному приставу-исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области ведущему исполнительное производство № 13633/15/67020-ИП от 19 мая 2015 года, объяснив, таким образом, о невозможности исполнения исполнительного документа в отношении вышеуказанной дороги.

Однако судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области было вынесено постановлением о взыскании исполнительского сбора от 15 сентября 2020 года № 67020/20/179273 о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, и требование в семидневный срок со дня поступления настоящего требования предоставить сведения по исполнению решения суда.

Ссылаясь на данные обстоятельства, просит освободить от взыскания исполнительского сбора.

Протокольным определением Вяземского районного суда Смоленской области от 20 ноября 2020 года (л.д. 42) по настоящему делу в качестве административных ответчиков привлечены судебный пристав–исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., УФССП России по Смоленской области.

В судебное заседание представитель административного истца – администрации Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишкова Н.Н., представитель административного ответчика - ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области не явились, просят рассмотреть дело в свое отсутствие, позиции по существу спора не высказали.

Представитель административного ответчика – УФССП России по Смоленской области не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, полагает, что основания для освобождения административного истца от уплаты исполнительского сбора отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении административного иска просит отказать.

Представитель заинтересованного лица - Вяземского межрайонного прокуратура Смоленской области Кухтенкова Ю.А. не возражала относительно удовлетворения требования об освобождении администрации от уплаты исполнительского сбора.

Заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 2 октября 2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее ФЗ № 229-ФЗ) принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Частями 1, 11 статьи 30 названного федерального закона установлено, что судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 ФЗ № 229-ФЗ, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ).

В силу ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ, в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

Судом установлено и следует из материалов, решением Вяземского районного суда Смоленской области от 21 июня 2012 года (л.д. 6) на администрацию Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области возложена обязанность в срок до 1 декабря 2014 года принять меры по проведению межевания земельного участка, расположенного под автодорогой в д. Каменная Гора, Вяземский район, Смоленская область, протяженностью 0,31 км., осуществлению государственной регистрации права собственности, включению указанной автодороги в реестр муниципальной собственности (л.д. 6).

24 июля 2012 года указанное решение вступило в законную силу, выписан исполнительный лист серии ВС номер 020113388.

На основании вышеназванного исполнительного документа, 19 мая 2015 года постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области возбуждено исполнительное производство № 13633/15/67020-ИП в отношении должника - администрации Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области, установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии настоящего постановления (л.д. 30). Указанное постановление вместе с требованием о предоставлении сведений по исполнению решения суда в 7-дней срок со дня поступления настоящего требования 14 сентября 2015 года получено представителем Администрации (л.д. 31, 32).

Определением Вяземского районного суда Смоленской области от 9 ноября 2015 года администрации Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 21 июня 2012 года, которым на нее возложена обязанность принять меры по проведению межевания земельного участка, расположенного под автодорогой в д. Каменная Гора Вяземского района Смоленской области, протяженностью 0.31 км., и иные меры, до 1 июля 2017 года.

Поскольку исполнительный документ должником - администрацией муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области в установленный для добровольного исполнения срок не исполнен, 15 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н. вынесено постановление о взыскании с администрации Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области исполнительского сбора в размере 50 000 рублей 00 копеек (л.д. 34-35).

Названное постановление с постановлением судебного пристава-исполнителя от 15 сентября 2020 года о назначении нового срока для исполнения требований исполнительного документа – до 29 сентября 2020 года, поступило в адрес Администрации 15 сентября 2020 года (л.д. 36).

21 сентября 2020 года административный истец обратился с настоящим административным иском об освобождении от исполнительского сбора.

В соответствии с частями 1-3,6,7 ст. ФЗ № 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Из разъяснений, содержащихся в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» следует, что суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

По смыслу действующего законодательства освобождение от уплаты исполнительского сбора возможно при наличии уважительных причин и исключительных обстоятельств.

В силу п. 1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании Федерального закона «Об исполнительном производстве» производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.

Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого неисполнения.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 75 постановления Пленума от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должники по исполнительному производству могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Освобождение должника от исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Суд принимает во внимание, что в ходе исполнительного производства должником принимались все возможные меры для проведения межевания земельного участка, расположенного под автодорогой в д. Каменная Гора Вяземского района Смоленской области, а именно 16 мая 2017 года был заключен договор подряда № 3 на производство кадастровых работ, но уведомлением от 4 июля 2017 года Управлением Росреестра по Смоленской области приостановлено осуществление государственного кадастрового учета о государственной регистрации прав объекта недвижимости, поскольку, по мнению Управления Росреестра по Смоленской области, указанный в решении суда объект – дорога с гравийным покрытием, не является сооружением, перемещение которого причинит несоразмерный из назначению ущерб, то есть не обладает признаками, указанными в ст. 130 ГК РФ, следовательно, права на такие объекты государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав не подлежат. В целях устранения причин приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав рекомендовано представить: технический план, подготовленный в соответствии п. 20 требований Приказа Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 года № 953; документ, подтверждающий сведения о том, что объект учета является объектом капитального строительства, в связи с чем суд приходит к выводу, что добровольное исполнение требований исполнительного документа не представляется возможным.

Также необходимо отметить, что согласно статьи 11 БК РФ федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет), который предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается (ст. 15 БК РФ).

Источником финансирования затрат на выполнение решений судов является бюджет Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что с учетом ограниченного бюджетного финансирования Администрация была лишена реальной возможности исполнить требования исполнительного документа по независящим от нее в совокупности обстоятельствам, в чем усматривается отсутствие умысла или неосторожности, направленных на неисполнение в срок судебного решения.

Причины неисполнения судебного решения в установленный срок признаются судом уважительными, не зависящими от воли должника, в связи с чем заявленное Администрацией требование об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление администрации Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области к судебному приставу - исполнителю ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области Шишковой Н.Н., ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области, УФССП России по Смоленской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию Новосельского сельского поселения Вяземского района Смоленской области от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, постановленного к взысканию на основании постановления судебного пристава-исполнителя ОСП по Вяземскому, Темкинскому и Угранскому районам УФССП России по Смоленской области от 15 сентября 2020 года, в рамках исполнительного производства № 13633/15/67020-ИП, возбужденного 19 мая 2015 года.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья Т.Н. Красногирь