ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1938/2022 от 31.08.2022 Новоалтайского городского суда (Алтайский край)

УИД 22RS0015-01-2022-002643-39

Дело №2а-1938/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новоалтайск 31 августа 2022 года

Новоалтайский городской суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Турлиу К.Н.

при ведении протокола помощником судьи Стуковой Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю о признании незаконным налогового уведомления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Новоалтайский городской суд Алтайского края с административным иском к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю, в котором (с учетом уточнения) просит признать незаконным налоговое уведомление от ДАТАНОМЕР.

В обоснование иска указывает на то, что в оспоренном налоговом уведомлении сумма земельного налога рассчитана исходя из налоговой ставки 1,5%. Вместе с тем, указанные земельные участки относятся к категории земель – земли населенных пунктов, виду разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства, следовательно, ставка налога, исходя из требований ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации, Решения Совета депутатов Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края равна - 0,3%. Истец полагает, что у налогового органа не имеется оснований изменять ставку налога с 0,3 % на 1,5% без нормативного обоснования. Применение дифференцированных налоговых ставок в отношении земельных участков, не используемых по целевому назначению – для индивидуального жилищного строительства, возможно только при проведении выездной налоговой проверки в соответствии с требованиями ст.89 Налогового Кодекса РФ. Однако никаких проверок не проводилось, нарушений истцом налогового законодательства не установлено. Кроме того, в силу положений пп. 2 п. 18 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, для применения повышенной налоговой ставки 1,5% налоговому органу необходимо было получить сообщение уполномоченных государственных органов о нецелевом использовании земель. Решением УФНС России по Алтайскому краю жалоба на налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА, оставлена без удовлетворения. Применение повышенной ставки налога незаконно возлагает на административного истца обязанность оплатить налог в большем размере.

К участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление Федеральной налоговой службы России по Алтайскому краю, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Алтай, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Алтайскому краю.

Административный истец и его представитель в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, ранее на удовлетворении уточненных административных исковых требований настаивали в полном объеме; административный истец указывала, что земельные участки были приобретены ею на основании договоров купли-продажи, на земельных участках не построены жилые дома, в настоящее время строительство, сельскохозяйственная деятельность на земельных участках не ведется.

Представитель административного ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю ФИО2 в судебном заседании возражала против административных исковых требований, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать, ссылаясь на то, что в действиях административного истца усматривается нецелевое использование земельных участков, их систематическая перепродажа с целью получения прибыли, что не позволяет применить пониженную ставку.

Иные лица, участвующие в административном деле, их представители в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте рассмотрения административного дела.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57).

Действующее законодательство не содержит запрета физическому лицу, не являющемуся предпринимателем, на извлечение дохода от использования принадлежащего ему на праве собственности недвижимого имущества, но только при условии, что эти действия не содержат признаков предпринимательской деятельности, под которой в соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

В силу пункта 1 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской деятельностью без образования юридического лица гражданин вправе заниматься лишь с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований пункта 1 данной статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем (пункт 4 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации также установлено специальное правило о том, что физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них Налоговым кодексом Российской Федерации, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

Поскольку в силу статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации при несоблюдении обязанности пройти государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться на то, что он не является предпринимателем, отсутствие государственной регистрации само по себе не означает, что деятельность гражданина не может быть квалифицирована в качестве предпринимательской, если по своей сути она фактически является таковой (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2012 года № 34-П).

Таким образом, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, для целей исполнения обязанностей, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, фактически приравниваются к индивидуальным предпринимателям. При получении физическим лицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо будет распространяться соответствующий режим налогообложения, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей.

Пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

По правилам пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, федеральной территории "Сириус"), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") и не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности); 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Согласно Решению Совета депутатов Березовского сельсовета Первомайского района Алтайского края «О введении земельного налога на территории муниципального образования Березовский сельсовет Первомайского района Алтайского края» от 18.12.2019 №38 установлены ставки земельного налога для земельных участков занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности), в размере 0,3%., прочих земельных участков – 1,5 %.

В силу ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории.

Из указанных норм права в их взаимосвязи следует, что применение налоговой ставки 0,3% в отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства (индивидуального жилищного строительства), помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.

Иное толкование положений закона привело бы к необоснованному предоставлению налогоплательщикам, приобретающим земельные участки в целях, не связанных с индивидуальным жилищным строительством, налоговых преимуществ в виде уплаты налога в меньшем размере, в то время как воля законодателя в данном случае направлена на уменьшение налогового бремени для лиц, фактически использующих земельные участки для индивидуального жилищного строительства, а не в целях извлечения прибыли.

Согласно позиции, изложенное в определении Верховного Суда Российской Федерации от 06.03.2015 №306-КГ14-8182, поскольку налоговая ставка 0,3 % по своей сути является налоговой льготой, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.

В определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.06.2018 №301-КГ18-7425, указывается, что по смыслу налогового законодательства пониженные налоговые ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства. Использование налогоплательщиком земельных участков в предпринимательской деятельности исключает возможность применения к ним пониженной налоговой ставки 0,3%, для земельных участков под индивидуальное жилищное строительство.

Представленными в материалы административного дела выписками из ЕГРН, договорами купли-продажи подтверждается принадлежность ФИО1 в ДАТА году:

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС.;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 5 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

- на протяжении 12 месяцев земельного участка с кадастровым номером с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: АДРЕС;

Названные земельные участки относятся к категории земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, ФИО1 является плательщиком земельного налога.

В адрес ФИО1 Межрайонной ИФНС России №4 по Алтайскому краю направлено налоговое уведомление НОМЕР от ДАТА об уплате в срок до ДАТА земельного налога за ДАТА год.

Согласно указанному налоговому уведомлению, размер земельного налога, подлежащего уплате, с учетом примененной налоговой ставки 1,5% составил руб.

В ДАТА году ФИО1 приобрела пять земельных участков, в ДАТА году – одиннадцать. За период с ДАТА реализованы по договорам купли-продажи: в ДАТА году один земельный участок кадастровый номер НОМЕР, один в ДАТА году кадастровый номер НОМЕР, два в ДАТА году кадастровые номера: НОМЕР и НОМЕР.

Согласно налоговой декларации за ДАТА год сумма дохода административного истца составляет руб., за периоды налоговые периоды ДАТА, ДАТА налоговые декларации не представлены, за ДАТА срок подачи декларации еще не наступил.

ФИО1 обратилась в УФНС России по Алтайскому краю с жалобой о признании незаконным налогового уведомления от ДАТАНОМЕР, возложении обязанности произвести перерасчет земельного налога исходя из ставки 0,3%.

Решением УФНС России по Алтайскому краю от ДАТА жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения. Указано, что налоговым органом установлен факт использования принадлежащих ФИО1 земельных участков в предпринимательской деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Оценив представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку, что в силу положений статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации пониженные ставки земельного налога (0,3%) устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земельные участки для индивидуального жилищного строительства. Совершение ФИО1 целенаправленных действий по приобретению земельных участков, являющихся объектами гражданского оборота, последующей их реализации на систематической основе является предпринимательской деятельностью и исчисление земельного налога в отношении земельных участков с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности осуществляется с учетом налоговой ставки, предусмотренной подпунктом 2 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации. Факт получения дохода подтверждается представленной в налоговые органы декларацией о полученных от реализации участка дохода, договорами купли-продажи, а также объяснениями самого административного истца, указавшего, что жилье на данных земельных участках не строится, сельскохозяйственная деятельность не ведется. Межрайонной ИНФС России № 4 по Алтайскому краю обоснованно сделан вывод об использовании ФИО1 указанных земельных участков не для индивидуального жилищного строительства в личных целях, а в целях их последующей реализации иным лицам, в связи с чем, налоговое уведомление с примененной налоговой ставкой 1,5% при исчислении земельного налога в спорных земельных участков, является правомерным.

Доводы административного истца о том, что оспоренное налоговое уведомление не соответствует требованиям закона, поскольку налоговых проверок в отношении ФИО1 не проводилось, а также о том, что в адрес налогового органа не поступали сообщения о выдаче предписаний об устранении нарушение земельного законодательства в связи с использованием земельных участков не по целевому назначению, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном толковании норм права, проведение налоговой проверки в данном случае не требуется, редакция ст. 396 НК РФ исходя из требования Федерального закона №382-ФЗ от 29.11.2021 применятся к правоотношениям, возникшим после 01.01.2022.

Таким образом, требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Алтайскому краю о признании незаконным налогового уведомления, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Новоалтайский городской суд Алтайского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья К.Н. Турлиу

Решение суда в окончательной форме изготовлено 05.09.2022.

Судья К.Н. Турлиу