ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1939/19 от 30.05.2019 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2а-1939/2019

22RS0066-01-2019-001149-24

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 мая 2019 года город Барнаул

Железнодорожный районный суд г.Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего Рише Т.В.,

при секретаре Андриенко М.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по налогу и пени,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №15 по Алтайскому краю (далее МИФНС России №15/Инспекция/административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО1, в котором просит, с учетом уточнения, взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на имущество физических лиц в сумме 5006,96 руб. и пени по нему в сумме 67,11 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1, по сведениям предоставленным органом, осуществляющим регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в 2014, 2015, 2016 годах являлась собственником объектов недвижимости, в связи, с чем обязана уплачивать налог на имущество физических лиц.

Непогашенная задолженность ответчика по налогу на имущество физических лиц, с учетом переплаты, за 2014, 2015, 2016 годы, составила 5006,96 руб. и пени по нему – 67,11 руб.

В адрес ответчика направлялось налоговое уведомление, требование об уплате налога и пени, однако обязанность по уплате указанного налога и пени ответчиком не исполнена.

Вынесенный в отношении должника судебный приказ отменен ввиду поступивших от должника возражений относительно его исполнения, в связи с чем административный истец обратился в суд.

В судебное заседание административный истец своего представителя не направил, извещен надлежаще, просил рассмотреть в его отсутствие.

Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом о дате рассмотрения административного иска. Согласно представленным письменным возражениям, просила в удовлетворении иска отказать, в связи с пропуском срока исковой давности обращения в суд, кроме того сумма задолженности административным истцом указана не верно, так как при сложении всех заявленных ко взысканию сумм получается 4904 руб., вместо заявленных ко взысканию 5006, 96 руб., следовательно неверно начислена пеня. Так же, административным истцом указано, что в адрес должника направлено налоговое уведомление об уплате транспортного налога от 06.09.2017, при этом указанной задолженности административный ответчик не имеет.

Исследовав и оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Согласно ч. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Пункт 4 названной статьи предусматривает, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Порядок направления и передачи требования аналогичен порядку, установленному для направления и передачи уведомления.

Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодеком Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (часть 1 статьи 399 Налогового кодека Российской Федерации).

Как указано в статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Поскольку на территории Алтайского края не принято решение об установлении в срок до 1 января 2020 года единой даты начала применения на территории данного субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 Налогового кодекса, расчет налога производится, исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения.

В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу п. 1 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

В соответствии с частью 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

На территории г. Барнаула в период возникновения спорных правоотношений действовало:

Решение Барнаульской городской Думы от 28.09.2005 N 185 (ред. от 22.11.2013) "О ставках налога на имущество физических лиц на территории города Барнаула (2 чтение)", в силу которого при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения до 300000 руб. включительно налоговая ставка составляет 0,1%, от 300000 руб. до 500000 руб. ставка - 0,15%, от 500000 руб. до 800000 руб. ставка - 0,4%, от 800000. руб. до 1500000 руб. ставка - 0,80%, от 1500000 руб. до 3000000 руб. – ставка 0,084%, свыше 3000000 руб. – 1,0%.Решение Барнаульской городской Думы от 07 ноября 2014 года № 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» (в первоначальной редакции). В силу п. 2 данного решения при суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения до 300000 руб. включительно налоговая ставка составляет 0,1%, от 300000 руб. до 500000 руб. ставка - 0,225%, от 500000 руб. до 800000 руб. ставка - 0,5%, от 800000. руб. до 1500000 руб. ставка - 0,88%, от 1500000 руб. до 3000000 руб. – ставка 0,92%, свыше 3000000 руб. – 1,5%.

В соответствии с пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц и транспортный налог уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, в период с 01.01.2014 по 31.12.2016 ФИО1 принадлежали следующие объекты недвижимости:

- 16.05.2006 по 11.04.2016 жилое помещение, расположенное по адресу: г<адрес>

- с 12.04.2016 жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>;

- с 10.06.2009 1/3 доли в праве общей долевой собственности в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>

С учетом налоговых ставок, периодов владения объектами недвижимости налог на имущество за 2014 год составил 1011 руб., за 2015 год – 1449 руб., за 2016 - 3568 руб., что соответствует суммам налога, исчисленным к оплате в налоговом уведомлении №39700581 от 06.09.2017 и не ухудшает положение налогоплательщика. С учетом переплаты по налогу общая сумма недоимки составила 5006, 96 руб.

Поскольку ФИО1 является налогоплательщиком, в адрес ее регистрации направлялось указанное уведомление о необходимости уплаты налога на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 годы в срок до 01 декабря 2017 года.

Согласно п. 1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

В связи с неуплатой в установленный законом срок имущественного налога в полном объеме, в адрес регистрации ФИО1 08.02.2018 направлялось требование №3374, в котором установлен срок исполнения обязанности по уплате налогов за соответствующий год, а именно до 03.04.2018.

В добровольном порядке административный ответчик не исполнил обязанность по уплате налога на имущество физических лиц и пени.

В соответствии с п. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

24.07.2018 мировым судьей судебного участка №4 Железнодорожного района г. Барнаула вынесен судебный приказ в отношении ФИО1 о взыскании недоимки по налогам и пени. Определением от 02.10.2018 данный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.

В силу ч.3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административный иск о взыскании задолженности по налогам, пени подан налоговым органом в районный суд 13.03.2019, то есть в установленный законом шестимесячный срок.

Следовательно, административным истцом соблюден установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, в том числе - направления налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате налогов, а также сроки для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных стороной административного истца требований о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2014, 2015, 2016 годы в размере 5006,96 рублей.

Согласно ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Из материалов дела усматривается, что административным истцом заявлены ко взысканию пени за период с 02.12.2017 по 06.02.2018 на сумму 67,11 рублей, расчет пени судом проверен, признан верным. Следовательно, требования административного истца о взыскании пени по налогу подлежит удовлетворению в заявленном размере.

На основании вышеизложенного, суд удовлетворяет заявленные стороной административного истца требования и взыскивает с ФИО1 в доход соответствующего бюджета недоимку по налогу на имущество физических лиц в размере 5006,96 рублей, пени в размере 67,11 рублей.

Довод административного ответчика о неверном начислении недоимки опровергается материалами дела, основан на неверном сложении задолженности. Расчет задолженности судом проверен, не ухудшает положение налогоплательщика.

Указание в административном иске, а так же в уточненном административном иске на направление ФИО1 налогового уведомления №39700581 от 06.09.2017 на уплату транспортного налога, является лишь технической ошибкой – опиской, так как имеющееся в материалах дела указанное уведомление содержит расчеты земельного налога и налога на имущество физических лиц.

В силу ст.ст. 111, 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования удовлетворить.

Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты> в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №15 по Алтайскому краю задолженность по налогу на имущество физических лиц в размере 5 006,96 рублей, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 67,11 рублей.

Взыскать с ФИО1 в доход местного бюджета – муниципального образования г. Барнаул государственную пошлину в размере 400 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения через Железнодорожный районный суд г. Барнаула.

Судья Т.В. Рише