ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1939/2015 от 23.12.2015 Выселковского районного суда (Краснодарский край)

К делу №2а-1939/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2015 года ст. Выселки

Судья Выселковского районного суда Краснодарского края Кальчевский А.Н.,

при секретаре Ересько Е.С.,

с участием представителя административного истца –

помощника прокурора Выселковского района Алексеевой М.С.,

представителя административного ответчика – администрации муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район - Василенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Выселковского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, понуждении организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Выселковского района обратился в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой Выселковского района была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в ходе которой установлено, что администрацией не оказывается ни одна услуга из Перечня через муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг», поскольку ответчиком не заключено соглашение о взаимодействии с государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края». Кроме того, план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, ответчиком не принят. При этом в Российской Федерации создан Единый портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональный портал государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru), которые должны обеспечивать предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в ч.3 ст.1 Федерального закона №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», в том числе, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах. Так, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru), размещено лишь 4 государственных и 6 муниципальных услуг администрации из 54. Оказание муниципальных услуг на указанных порталах в электронном виде заявителям возможно только после выполнения администрацией пяти этапов перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде, предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 17 декабря 2009 года №1993-р «Об утверждении сводного перечня первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде», постановлением главы администрации Краснодарского края от 16 июня 2010 года №485 «О переходе к предоставлению в электронном виде государственных услуг органами исполнительной власти Краснодарского края и государственными учреждениями Краснодарского края». Таким образом, должностными лицами администрации муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район не в полном объеме осуществляются возложенные на них обязанности по исполнению требований законодательства об организации предоставления муниципальных услуг, нарушены основы правопорядка Российской Федерации. Тем самым затрагиваются неперсонифицированные интересы Российской Федерации, как субъекта административных правоотношений. В связи с чем, просит суд признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выразившееся в не оказании муниципальных услуг в электронной форме, включенных в реестр муниципальных услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru); в не заключении соглашения о взаимодействии с государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» для предоставления типового (рекомендуемого) перечня муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в муниципальном бюджетном учреждении «Выселковский многофункциональный центр» согласно приказу Департамента информатизации и связи Краснодарского края от 29 сентября 2015 года №164; в непринятии плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; обязать администрацию муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, перевести в электронный вид муниципальные услуги, включенные в реестр муниципальных услуг, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru); заключить соглашение о взаимодействии с государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональ-ный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» для предоставления типового (рекомендуемого) перечня муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в муниципальном бюджетном учреждении «Выселковский многофункциональный центр» согласно приказу Департамента информатизации и связи Краснодарского края от 29 сентября 2015 года №164.

Представитель административного истца – Алексеева М.С. - настаивал на удовлетворении административного иска в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Василенко В.В. - признал частично требования, в возражениях на административный иск указал, что административный истец в заявлении указывает, что приказом Департамента информатизации и связи Краснодарского края от 29 сентября 2015 года №164 «О внесении изменения в приказ департамента информатизации и связи Краснодарского края от 16 мая 2014 года №38 утвержден типовой (рекомендуемый) перечень муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «Одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края». В соответствии с приказом Департамента №164 в Перечень включено 54 услуги, которые, по заявлению истца, относятся к компетенции администрации Бейсужекского сельского поселения Выселковского района, однако, не все эти услуги относятся к компетенции администрации Бейсужекского сельского поселения Выселковского района и данный перечень носит рекомендательный характер. Что касается соглашения о взаимодействии с ГАУ КК «МФЦ КК», то 16 октября 2015 года администрация Бейсужекского сельского поселения Выселковского района направила заказной бандеролью в адрес ГАУ КК «МФЦ КК» полный пакет документов для подписания соглашения, что подтверждается квитанцией об оплате. 26 ноября 2015 года такой же пакет документов был отправлен по электронной почте в адрес ГАУ КК «МФЦ КК». 14 декабря 2015 года был отправлен третий пакет документов по электронной почте в адрес ГАУ КК «МФЦ КК». По телефону представитель ГАУ КК «МФЦ КК» заявила, что после обработки полученных файлов, она перезвонит в администрацию Бейсужекского сельского поселения Выселковского района, но до сих пор звонков не поступало, хотя все письма от администрации Бейсужекского сельского поселения Выселковского района были получены. Согласно протокола Департамента информатизации и связи Краснодарского края от 08 декабря 2015 года №14 «Совещания в режиме ВКС по вопросам организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края по экстерриториальному принципу и перевода муниципальных услуг в электронный вид» рекомендовано главам муниципальных образований Краснодарского края в срок до 01 марта 2016 года обеспечить перевод всех муниципальных услуг в электронный вид в соответствии с требованиями к предоставлению услуг в электронном виде, руководствуясь рекомендуемым перечнем муниципальных услуг, подлежащих переводу в электронный вид. Соответственно, администрацией Бейсужекского сельского поселения Выселковского района муниципальные услуги будут переведены в электронный вид до 1 марта 2016 года. Администрацией Бейсужекского сельского поселения Выселковского района разработан проект плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, который будет принят в ближайшее время.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы административного дела, оценив в совокупности все собранные и проверенные в судебном заседании доказательства, приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит полному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании ч.2 ст.24 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 5 ст. 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе признании, обеспечении и защите основных прав и свобод человека и гражданина; законности; публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления; комплексном использовании политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер.

В силу ст.4 Федерального закона от 27 июля 2010 года №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются: открытость деятельности органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, а также организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных ч.1 ст.1 Федерального закона государственных и муниципальных услуг; доступность обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг и предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе для лиц с ограниченными возможностями здоровья; возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Согласно ст. 5 Федерального закона №210-ФЗ при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя; получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими государственные услуги, и соглашениями, заключенными между многофункциональным центром и органами, предоставляющими муниципальные услуги (далее - соглашения о взаимодействии), с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.

В соответствии с ч.1 ст.6 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны: предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами; обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22 декабря 2012 года №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено, что многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг организует предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в соответствии с соглашениями о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

На основании рапорта помощника прокурора Выселковского района (л.д.7-10) следует, что прокуратурой Выселковского района была проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг, в ходе которой установлены нарушения законодательства допущенные административным ответчиком, а именно: не оказывается ни одна услуга из Перечня через МБУ «Выселковский МФЦ», так как администрацией не заключено соглашение о взаимодействии с ГАУ КК «МФЦ КК»; не принят план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме; отсутствуют переведенные в электронный вид муниципальные услуги.

Согласно скриншотам официальных сайтов в сети интернет www.gosuslugi.ru (л.д.11) и pgu.krasnodar.ru (л.д.12) следует, что на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru), размещено лишь 4 государственных и 6 муниципальных услуг администрации из 54.

Приказом Департамента информатизации и связи Краснодарского края от 29 сентября 2015 года №164 «О внесении изменения в приказ департамента информатизации и связи Краснодарского края от 16 мая 2014 года №38 утвержден типовой (рекомендуемый) перечень муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «Одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на территории Краснодарского края».

В соответствии с указанным приказом Департамента в Перечень включено 54 услуги, относящихся в том числе к компетенции администрации муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район.

Данных о заключении соглашения о взаимодействии администрации с государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональ-ный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» суду не представлено, в связи с чем, имеются все основания для удовлетворения требований.

Суд, оценивая доводы, изложенные в возражении представителя административного ответчика на иск в части принятия всех возможных мер для подписания соглашения о взаимодействии с государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» для предоставления типового (рекомендуемого) перечня муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в муниципальном бюджетном учреждении «Выселковский многофункциональный центр» (подтвержденные квитанцией об оплате заказной бандероли, скриншотом письма направленного в адрес ГАУ КК «МФЦ КК») и уведомления его по телефону представителем ГАУ КК «МФЦ КК», находит их неубедительными, поскольку требования законодательства ответчиком не выполнены по настоящее время. Никаких препятствий для заключения указанного соглашения и принятии плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме не имеется.

С учетом изложенного, частичного признания иска административным ответчиком, у суда имеется достаточно оснований для полного удовлетворения административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Выселковского района, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, понуждении организации предоставления муниципальных услуг в электронной форме, – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район, выразившееся: в не оказании муниципальных услуг в электронной форме, включенных в реестр муниципальных услуг, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru); в не заключении соглашения о взаимодействии с государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» для предоставления типового (рекомендуемого) перечня муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в муниципальном бюджетном Учреждении «Выселковский многофункциональный центр» согласно приказу Департамента информатизации и связи Краснодарского края от 29 сентября 2015 года №164; в непринятии плана-графика перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме.

Обязать администрацию муниципального образования Бейсужекское сельское поселение в составе муниципального образования Выселковский район принять план-график перехода на предоставление муниципальных услуг в электронной форме, перевести в электронный вид муниципальные услуги, включенные в реестр муниципальных услуг, на Едином портале государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru) и региональном портале государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (pgu.krasnodar.ru); заключить соглашение о взаимодействии с государственным автономным учреждением Краснодарского края «Многофункциональ-ный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Краснодарского края» для предоставления типового (рекомендуемого) перечня муниципальных услуг, предоставление которых осуществляется по принципу «одного окна» в муниципальном бюджетном учреждении «Выселковский многофункциональный центр» согласно приказу Департамента информатизации и связи Краснодарского края от 29 сентября 2015 года №164.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Выселковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья

Решение вступило в законную силу.