РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 января 2018 года г. Курск
Промышленный районный суд г.Курска в составе:
председательствующего судьи Никитиной Е.В.,
при секретаре Мищенко И.Н.,
с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2 по доверенности 46 АА № от ДД.ММ.ГГГГ представителя административного ответчика ФИО3 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к ИФНС России № 5 по Курской области об оспаривании действий налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
Представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 обратился в суд с иском к ИФНС России № 5 по Курской области (с учетом уточнений) об оспаривании действий налогового органа, мотивируя свои требования тем, что в собственности ФИО1 находились земельные участки с кадастровыми номерами: № которые были образованы путем раздела земельного участка № приобретенного на публичных торгах у <данные изъяты> Однако, все сделки по приобретению земельного участка с кадастровым номером № дальнейшего его раздела, продажи вновь сформированных участков решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействительными (ничтожными), постановка их на кадастровый учет была признана недействительной, были применены последствия недействительности указанных сделок, в связи с чем права собственности ФИО1 на данные земельные участки судом были прекращены с момента их возникновения. С учетом вышеуказанного судебного решения о признании недействительными данных сделок, считает, что у ФИО1 отсутствует обязанность по уплате земельного налога в отношении данных участков, в связи с чем просит суд признать действия налогового органа по начислению земельного налога за период с 2014-2016гг. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № незаконными. Кроме того, в ФИО1 был также начислен земельный налог в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № за 2014г. и 2015г., что также является незаконным, поскольку налог был уплачен. В отношении принадлежащих ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами № за 2015 и 2016гг. применен повышающий коэффициент «2», что является незаконным, поскольку данные земельные участки имеют вид разрешенного использования «для малоэтажной жилой застройки (индивидуальное жилищное строительство; размещение дачных домов и садовых домов)», что не предполагает применение такого коэффициента. Учитывая изложенное, просит суд признать незаконными действия ИФНС России № 5 по Курской области: 1. По начислению земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № за период 2014-2016гг.; 2. по начислению земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № за 2014г. и 2015г.; 3. по применению повышающего коэффициента «2» при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № за 2015 и 2016гг.
В судебное заседание истец ФИО1 и его представитель ФИО2 поддержали исковые требования по изложенным основаниям, просили суд признать незаконными действия ИФНС России № 5 по Курской области по начислению земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № за период 2014-2016гг.; и по применению повышающего коэффициента «2» при расчете земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № за 2015 и 2016гг., в остальной части иск не поддержали.
Представитель ответчика ИФНС России № 5 по Курской области ФИО3 иск не признала, указав, что информация о земельных участках налогоплательщиков поступает в ФНС в рамках взаимодействия, которое определяет соглашение о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы, утвержденное ФНС России, Росреестром 03.09.2010 № Согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного приказом Минэкономразвития России № 540 от 01.09.2014г. «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», одним из видов разрешенного использования земельных участков является жилая застройка (код 2.0) – размещение жилых помещений различного вида и обеспечение проживания в них. Разрешенное использование – индивидуальное жилищное строительство (код 2.1) – один из видов жилой застройки. Указанный вид разрешенного использования включает размещение индивидуального жилого (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных помещений. Такой вид разрешенного использования как «малоэтажная жилая застройка (ИЖС, размещение дачных и садовых домов) в вышеуказанном классификаторе видов разрешенного использования отсутствует. Согласно сведений, полученных от органов Росреестра по Курской области, земельные участки с кадастровыми номерами № имеют следующие виды разрешенного использования: № – для объектов жилой застройки; № – для иных видов жилой застройки, в связи с чем в силу п.15 ст.396 НК РФ при исчислении налога за указанные земельные участки за 2015 и 2016гг. был применен повышающий коэффициент «2». Указала также, что Правилами землепользования и застройки муниципального образования <данные изъяты> установлены предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в силу которых минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства - 0,03 га; максимальный размер земельного участка - 0,20 га. Площадь участка № составляет <данные изъяты> кв.м., т.е превышает максимальный размер земельного участка для ИЖС более, чем в 35 раз, площадь участка № составляет <данные изъяты> кв.м., т.е превышает максимальный размер земельного участка для ИЖС более, чем в 5 раз. Считает, что ИФНС России № 5 по Курской области обоснованно начислен земельный налог на принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами № поскольку ФИО1 являлся их собственником до вынесения решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ вследствие чего должен исполнять обязанность по уплате налога. На основании изложенного просит суд в иске отказать.
Представитель заинтересованного лица – <данные изъяты> надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав в судебном заседании истца, представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административные исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве пожизненного наследуемого владения.
В силу пункта 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является земельный участок, расположенный в пределах муниципального образования.
Согласно пункту 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Как указано в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 5-Г06-57 объектом налогообложения по земельному налогу может выступать лишь сформированный земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией <данные изъяты> и ФИО1 был заключен договор купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> который впоследствии разделен истцом на двенадцать земельных участков с кадастровыми номерами № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м. Исходный земельный участок с кадастровым номером № был снят с кадастрового учета ДД.ММ.ГГГГ
Участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. впоследствии разделен на два земельных участка: с кадастровыми номерами № площадью <данные изъяты> кв.м. и № площадью <данные изъяты> кв.м.
Решением <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ признана недействительной постановка на кадастровый учет и сняты с кадастрового учета земельные участки, расположенные в <адрес> с кадастровыми номерами: № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м.; № площадью <данные изъяты> кв.м. и прекращено право собственности ФИО1 на вышеуказанные земельные участки.
Вышеизложенные обстоятельства подтверждены копией решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и не доказываются вновь при рассмотрении настоящего дела.
Согласно данным Управления Росреестра Курской области спорные земельные участки сняты с регистрационного учета: № – ДД.ММ.ГГГГ и № – ДД.ММ.ГГГГ
Согласно данным налоговых уведомлений № от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 начислен налог на спорные земельные участки: с кадастровыми номерами № за 2013г., 2014г. и два месяца 2015г.; на земельный участок с кадастровым номером № – за 2014г., 2015г. и два месяца 2016г.; на земельный участок с кадастровым номером № – за три месяца 2013г.
Вместе с тем, по смыслу действующего законодательства, если судебным решением была признана недействительной сделка с объектом недвижимости и применены последствия ее недействительности, стороны приведены в первоначальное положение, в том числе право собственности соответствующей стороны признано отсутствующим, в силу ст.166, 167 ГК РФ право собственности такой стороны должно считаться отсутствующим с момента вступления в законную силу указанного судебного решения.
На основании вышеизложенного, начисление налоговым органом земельного налога на земельные участки, приобретенные истцом, постановка на кадастровый учет которых признана незаконной и право собственности ФИО1 на которые прекращено, является правомерным до вступления в силу решения <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ (т.е.ДД.ММ.ГГГГ)
Вместе с тем, согласно «скорректированного» уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом на спорный земельный участок с кадастровым номером № начислен земельный налог за 12 месяцев 2015г. и два месяца 2016г.
Принимая во внимание вышесказанное, суд полагает необходимым признать незаконными действия налогового органа по начислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № начиная с ДД.ММ.ГГГГ чем частично удовлетворить его требования в этой части.
Кроме того, согласно данным налогового уведомления № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 произведено начисление земельного налога на земельные участки с кадастровыми номерами № и № с учетом коэффициента «2».
Из сведений, поступивших из органов Росреестра в инспекцию, следовало, что земельные участки с кадастровыми номерами № и № согласно классификатора видов разрешенного использования земельных участков имеют следующие виды разрешенного использования: № – для объектов жилой застройки; № – для иных видов жилой застройки.
Диспозиция пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предполагает наличие следующих условий для применения коэффициента 2:
- земельный участок (индивидуально определенный и конкретный), в отношении которого зарегистрировано право собственности физического или юридического лица;
- определенная целевая направленность использования земельного участка - жилищное строительство.
При этом, в силу действующего законодательства, действие нормы не распространяется на земельные участки в собственности физических лиц, на которых осуществляется индивидуальное жилищное строительство; а начало временного периода действия коэффициента законодатель связал с датой государственной регистрации права на земельный участок. Каких-либо иных исключений и условий для применения коэффициента 2 законодательно не предусмотрено.
Поскольку согласно данных, полученных налоговым органом из регистрирующего органа на основании соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и Федеральной налоговой службы, утвержденное ФНС России, Росреестром 03.09.2010 № земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. имеет вид разрешенного использования - для объектов жилой застройки; а земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. – для иных видов жилой застройки, то в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты гос. регистрации прав на земельные участки вплоть до государственной регистрации права на построенный объект недвижимости, налоговый орган обязан начислять налогоплательщику ФИО1 сумму земельного налога с учетом коэффициента «2».
Вместе с тем, согласно сообщения Росреестра по Курской области, при постановке на учет (ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ) спорных земельных участков, они имели вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства», который впоследствии ДД.ММ.ГГГГ изменен на «малоэтажная жилая застройка», в связи с чем суд полагает, что действия налогового органа по применению повышающего коэффициента при исчислении земельного налога за период с 01.01.2015г. по 22.07.2015г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № является незаконной.
Доводы представителя истца о том, что ответчиком не могло быть сформировано скорректированное налоговое уведомление, суд находит несостоятельными, основанными на неверном толковании норм действующего законодательства, при этом, уточненное налоговое уведомление может быть сформировано не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления уточненного уведомления.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО1 подлежат частичному удовлетворению, действия налогового органа по применению повышающего коэффициента при исчислении земельного налога за период с 01.01.2015г. по 22.07.2015г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и № и по начислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № начиная с 09.04.2015г., следует признать незаконными, в остальной части в иске следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 177, 227 КАС РФ, судья
РЕШИЛ:
Уточненные административные исковые требования ФИО1 к ИФНС России № 5 по Курской области об оспаривании действий налогового органа удовлетворить частично.
Признать незаконными действия налогового органа по применению повышающего коэффициента при исчислении земельного налога за период с 01.01.2015г. по 22.07.2015г. в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и №
Признать незаконными действия налогового органа по начислению земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером № начиная с 09.04.2015г.
В остальной части в иске отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Курский областной суд через Промышленный районный суд г. Курска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.02.2018 года.
Председательствующий судья: Е.В. Никитина