Д.2а-193/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года с. Новоселицкое
Судья Новоселицкого районного суда Ставропольского края Смыкалов Д.А., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоселицкого района к администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края о признании бездействия администрации выразившегося в несоблюдении требований законодательства о противодействии коррупции незаконным и обязании устранить выявленные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Новоселицкого района обратился в Новоселицкий районный суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации выразившегося в несоблюдении требований законодательства о противодействии коррупции незаконным и обязании устранить выявленные нарушения к администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края, в котором просит:
1.Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по противодействию коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и реализации мероприятий муниципальной целевой программы противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края от 25.05.2016 № 56.
2. Обязать администрацию муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по противодействию коррупции и реализации мероприятий муниципальной целевой программы противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края от 25.05.2016 № 56, а именно:
- проанализировать обращения граждан и юридических лиц по вопросам деятельности органов местного самоуправления с целью выявления сфер деятельности с повышенным риском коррупции, коррупционных проявлений среди муниципальных служащих;
- подготовить предложения и принять решения по внедрению антикоррупционных механизмов в сферах деятельности органов местного самоуправления с повышенным риском коррупции;
- провести совещания, заседания рабочих групп с целью анализа итогов, эффективности размещения муниципального заказа;
- провести для муниципальных служащих обучающие семинары и повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции.
провести антикоррупционный мониторинг применения муниципальных правовых актов.
В обоснование своих требований административный истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Новоселицкого муниципального района требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края допущены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ).
Административный истец - прокурор Новоселицкого района, представитель административного ответчика - администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края представили письменные ходатайства о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства в соответствии со ст. 291 КАС РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 291 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства
Исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования прокурора Новоселицкого района к администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края о признании бездействия администрации выразившегося в несоблюдении требований законодательства о противодействии коррупции незаконным и обязании устранить выявленные нарушения - подлежащими удовлетворению.
Этот вывод суда основан на следующем:
В судебном заседании установлено, прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Новоселицкого муниципального района требований законодательства о противодействии коррупции, в ходе которой установлено, что администрацией муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края допущены нарушения требований Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон № 273-ФЗ).
В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно части 3 ст. 9 Закона Ставропольского края от 02.03.2005 № 12-кз «О местном самоуправлении в Ставропольском крае» за сельскими поселениями помимо вопросов, указанных в части 2 настоящей статьи, закрепляются вопросы, предусмотренные, в том числе пунктом 38 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ, а именно осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
Перечень вопросов местного значения, закрепленных за сельскими поселениями, не может быть изменен иначе как путем внесения изменений в настоящий Закон.
Согласно п. 6 статьи 3 Закона № 273-ФЗ к основным принципам противодействия коррупции в Российской Федерации относится приоритетное применение мер по предупреждению коррупции.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Закона № 273-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.
Статьей 1 Закона Ставропольского края от 09.11.2017 № 118-кз «О внесении изменений в Закон Ставропольского края «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» в Закон Ставропольского края от 04.05.2009 г. № 25-кз «О противодействии коррупции в Ставропольском крае» внесены дополнения, согласно которым на органы местного самоуправления возложена обязанность по проведению антикоррупционного мониторинга применения муниципальных правовых актов.
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 1 Закона № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Постановлением администрации муниципального образования села Чернолесского от 25.05.2016 года № 56 утверждена муниципальная целевая программа «Противодействие коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края на 2016-2020 годы» (далее - Программа).
В качестве основной цели программы является недопущение коррупции, и её проявлений, создание системы противодействия коррупции; отсутствие коррупции, её влияние на активность и эффективность деятельности администрации МО с. Чернолесского; обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от угроз, связанных с коррупцией; проведение эффективной политики по предупреждению коррупции в администрации МО с. Чернолесского; снижение уровня коррупции при решении вопросов местного значения и исполнении отдельных государственных полномочий, предоставлении муниципальных услуг, повышении качества и доступности муниципальных услуг; устранение (минимизация) причин и условий, порождающих коррупцию, повышение качества и эффективности муниципального управления; укрепление доверия жителей МО с. Чернолесского к органам местного самоуправления.
Исполнителем Программы является администрация муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края.
Финансовое обеспечение программы предусмотрено за счет средств бюджета муниципального образования села Чернолесского.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства программные мероприятия по противодействию коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Чернолесского, предусмотренные Программой на 2016-2020 годы, по состоянию на 28.03.2018 года не выполнены.
Так, в нарушение требований п.п. 9, 10, 11, 15 перечня мероприятий Программы в 2017 году и истекший период 2018 года в администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края не проводился анализ обращений граждан и юридических лиц по вопросам деятельности органов местного самоуправления с целью выявления сфер деятельности с повышенным риском коррупции, коррупционных проявлений среди муниципальных служащих; не подготавливались предложения и не принимались решения по внедрению антикоррупционных механизмов в сфере деятельности органов местного самоуправления с повышенным риском коррупции; не проводились для муниципальных служащих обучающие семинары и повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции; не проводились совещания, заседания рабочих групп с целью анализа итогов, эффективности размещения муниципального заказа.
Вместе с тем, прокуратурой района в ноябре 2017 при проверке в администрации муниципального образования села Чернолесского эффективности размещения муниципального заказа установлено, что при подготовке документации аукциона в электронной форме на приобретение автомобиля в описание объекта закупки включались требования к товару, которые влекли за собой ограничение количества участников закупки, что свидетельствовало о неэффективности закупки. По результатам проверки прокуратурой района вынесено постановление о возбуждении дела административном правонарушении, предусмотренном ч.4.1 ст.7.30 КоАП РФ в отношении главы муниципального образования села Чернолесского Федотовой Т.И., которое рассмотрено УФАС и вынесено постановление о назначении административного наказания в виде штрафа.
Кроме этого, антикоррупционный мониторинг применения муниципальных правовых актов не проводится.
Невыполнение указанных программных мероприятий администрацией муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского органа местного самоуправления является недопустимым, поскольку не способствует эффективному решению задач по вопросам противодействия коррупции, координации деятельности органа местного самоуправления муниципального образования, а также формированию антикоррупционного общественного мнения и нетерпимости к проявлениям коррупции.
Не исполнение органом местного самоуправления требований законодательства в сфере противодействия коррупции не обеспечивает реализацию целей и принципов закона о противодействии коррупции, направленных на предотвращение и принятию мер по ее предупреждению.
Согласно п. 2 ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела: об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 4 ст. 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор праве обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Административное исковое требование прокурора Новоселицкого района Ставропольского края обоснованно и соответствует требованиям Закона. Доказательств обратного по делу не имеется и административным ответчиком не представлено.
В соответствии со ст. ст. 291 - 294 КАС РФ суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства без ведения аудиопротоколирования и составления протокола в письменной форме.
Возражений по заявленным требованиям административным ответчиком не принесено.
При таких обстоятельствах, исходя из приведенных норм Закона, суд полагает необходимым удовлетворить административные исковые требования прокурора района.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 291-294 КАС РФ, судья,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Новоселицкого района к администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края о признании бездействия администрации выразившегося в несоблюдении требований законодательства о противодействии коррупции незаконным и обязании устранить выявленные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по противодействию коррупции, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и реализации мероприятий муниципальной целевой программы противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края от 25.05.2016 № 56.
Обязать администрацию муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края в течение 1 месяца со дня вступления в силу решения суда по данному гражданскому делу принять меры по противодействию коррупции и реализации мероприятий муниципальной целевой программы противодействия коррупции в органах местного самоуправления муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования села Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края от 25.05.2016 № 56, а именно:
- проанализировать обращения граждан и юридических лиц по вопросам деятельности органов местного самоуправления с целью выявления сфер деятельности с повышенным риском коррупции, коррупционных проявлений среди муниципальных служащих;
- подготовить предложения и принять решения по внедрению антикоррупционных механизмов в сферах деятельности органов местного самоуправления с повышенным риском коррупции;
- провести совещания, заседания рабочих групп с целью анализа итогов, эффективности размещения муниципального заказа;
- провести для муниципальных служащих обучающие семинары и повышение квалификации по вопросам противодействия коррупции.
провести антикоррупционный мониторинг применения муниципальных правовых актов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Д.А.Смыкалов