ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/19 от 01.08.2019 Крымского гарнизонного военного суда (Республика Крым)

Решение

Именем Российской Федерации

1 августа 2019 г. г. Симферополь

Крымский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Мамедова В.В., при секретаре судебного заседания Баромской А.С., с участием административного истца ФИО1, представителя административных ответчиков ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-193/2019 по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий, связанных с отказом в досрочном увольнении с военной службы,

установил:

ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений просил:

- признать решение аттестационной комиссии войсковой части от 28 марта 2019 г. и действия командира войсковой части , в части касающейся отказа в досрочном увольнении его с военной службы незаконными;

- обязать аттестационную комиссию повторено рассмотреть его рапорт об увольнении.

В обоснование требований указал, что 28 сентября 2018 г. на основании приказа войсковой части 9930 от 10 августа № 300 переведен из <адрес> к новому месту военной службы в войсковую часть . С указанного времени он и члены его семьи служебным (арендованным) жилым помещением по норме положенности для семьи из 4 человек не обеспечен, в компенсации найма по прежнему месту службы в г. Керчи ему отказано. В регистрации членов семьи по месту пребывания в <адрес> ему отказано. Указанное нарушает его право и право его семьи на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В судебном заседании административный истец доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал. При этом ФИО1 пояснил, что кроме указанных выше прав нарушаются права его жены на труд, поскольку бытовая неустроенность его на новом месте военной службы препятствует трудоустройству жены по прежнему месту военной службы, так как невозможно оставить детей 6 и 13 лет без присмотра, а также право на воспитание детей, поскольку они вынуждены проживать раздельно с ним.

Представитель административных ответчиков Жабровский с иском не согласился, поскольку существенных и (или) систематических нарушений условий контракта со стороны командира воинской части не допущено: воинская часть имеет возможность выплачивать ФИО1 компенсацию за наем жилых помещений; отказ в регистрации членов семьи по месту пребывания соответствует закону, так как члены семьи к новому месту военной службы не прибыли, а сам заявитель не представил необходимых документов; право состоять на учете нуждающихся в служебном жилом помещении восстановлено 11 июня 2019 г.

Прокурор, извещенный о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежавшим образом, в суд не явился.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В суде установлено, что майор ФИО1, проходящий службу в органах федеральной службы безопасности, с 28 сентября 2018 г. переведен к новому месту военной службы в войсковую часть с дислокацией в <адрес> 15 февраля 2019 г. им подан рапорт о досрочном увольнении с военной службы в связи с существенными и систематическими нарушениями в отношении него условий контракта: непредставление служебного жилого помещения по новому месту службы в установленные законом сроки; отказ в регистрации членов семьи по месту пребывания; отказ в принятии на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении членов его семьи. С решением аттестационной комиссии, утвержденным командиром воинской части, об оставлении рапорта без удовлетворения, административный истец не согласился, в связи с чем в установленные сроки обратился с административным исковым заявлением.

Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Согласно выписке из протокола № 9 заседания аттестационной комиссии Службы в городе <адрес> (войсковой части ) от 28 марта 2019 г. рассматривался рапорт <данные изъяты> ФИО1 о досрочном увольнении с военной службы на основании п.п. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта.

Аттестационной комиссией единогласно принято решение ходатайствовать перед командиром войсковой части об отказе <данные изъяты> ФИО1 в досрочном увольнении с военной службы по указанному выше основанию в связи с отсутствием уважительных причин.

Согласно рапорту ФИО1 от 16 января 2019 г., зарегистрированного 11 февраля 2019 г., военнослужащий просил зарегистрировать его и членов его семьи по месту пребывания по месту дислокации воинской части. В день регистрации указанного рапорта обратился с просьбой провести проверку длительности неисполнения рапорта от 16 января 2019 г.

Из справки от 7 марта 2019 г. следует, что ФИО1 отказано в регистрации членов семьи по месту дислокации воинской части, так как члены семьи не прибыли к новому месту военной службы.

Из рапорта от 22 марта 2019 г. следует, что ФИО1 не получил ответ на рапорт о 7 ноября 2018 г. о ходатайстве перед вышестоящим командованием о рассмотрении вопроса об обеспечении его и членов его семьи служебным жилым помещением, а в случае отсутствия указанных жилых помещений, выплате компенсации за наем жилого помещения по месту проживания членов его семьи по договору найма в <адрес> до обеспечения его служебным жилы помещением по месту службы.

В соответствии со справкой от 18 июля 2019 г. № 384 ФИО1 состоит в списке военнослужащих, нуждающихся в служебных жилых помещениях по Пограничному управлению ФСБ России по Республике Крым - за порядковым № 1189, по <адрес> на состав семьи 4 человека за № 15, свободные служебные жилые помещения, соответствующих составу семьи 4 человека, в <адрес> отсутствуют.

Согласно п.п. «а» п. 3 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий в случае существенного и (или) систематического нарушения в отношении его условий контракта о прохождении военной службы со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», применительно к праву военнослужащего быть уволенным с военной службы существенным нарушением условий контракта со стороны федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, может быть признано такое нарушение, из-за которого военнослужащий лишился возможности осуществлять свои конституционные права, либо нарушение, лишающее военнослужащего или членов его семьи возможности воспользоваться наиболее значимыми для них правами, социальными гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательством о порядке прохождения военной службы и статусе военнослужащих.

Вопрос о том, являются ли допущенные в отношении военнослужащего нарушения условий контракта существенными, должен решаться судом индивидуально по каждому конкретному делу с учетом таких обстоятельств, как семейное и материальное положение военнослужащего, место его военной службы и условия ее прохождения, а также других данных.

Систематическим нарушением условий контракта должны признаваться многократные нарушения предусмотренных законодательством о статусе военнослужащих прав военнослужащего (повторяющиеся более двух раз) в течение непродолжительного времени.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях указанного Закона используются следующие основные понятия:

- регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;

- регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.

В силу ч. 1 ст. 3 приведенного Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанности перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 3 этого же Закона РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 23 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. № 713, регистрация военнослужащих осуществляется: по месту их жительства - на общих основаниях (за исключением солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву); по месту пребывания - при наличии отпускного билета или командировочного удостоверения (если срок отпуска или командировки превышает 90 суток). Военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту, а также офицеры, проходящие военную службу по призыву, и члены их семей до получения жилых помещений регистрируются органами регистрационного учета по месту дислокации воинских частей в установленном порядке.

Учитывая вышеприведенные нормы права, принимая во внимание то обстоятельство, что на момент рассмотрения рапорта ФИО1 о досрочном увольнении его с военной службы в связи с существенными и систематическими нарушениями в отношении него условий контракта, войсковая часть не располагала свободными жилыми помещениями в <адрес>, а исследованными материалами дела не подтверждается обращение административного истца к командованию воинской части о предоставлении ему арендного жилья, а также компенсации за наем жилых помещений по новому месту военной службы, то оснований признавать указанную причину существенной и (или) систематической, нарушающей условия контракта, у аттестационной комиссии не имелось.

Что же касается отказа в регистрации членов семьи по месту пребывания и отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в служебном жилом помещении членов его семьи, то оснований для признания их существенными или систематическими, также не имелось, поскольку данные действия не были в установленном порядке обжалованы, признаны незаконными и нарушающими права военнослужащего и членов его семьи.

Так, о нарушении права военнослужащего состоять в списке нуждающихся в служебных жилых помещениях в составе семьи (4 человека) членам аттестационной комиссии известно не было, поскольку решение о внесении изменений в учетное дело административного истца принято лишь 11 июня 2019 г.

Кроме того, отказ в регистрации членов семьи ФИО1 по месту пребывания по месту дислокации воинской части не нарушает ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», поскольку предполагает возможность регистрации указанных лиц лишь по месту жительства, а не по месту пребывания. Одновременно указанная норма содержит обязательное условие для такой регистрации – прибытие членов семьи на новое место военной службы, что не нашло своего подтверждения в судебном заседании и подтверждается пояснениями самого ФИО1.

Доводы ФИО1 о том, что ему не предоставили арендованное жилое помещение, в <адрес> отсутствуют жилых помещений для найма, соответствующие санитарным правилам, а также по норме положенности для проживания разнополых детей, нарушено право его жены на труд, право на воспитание детей, суд признает не имеющими значение для рассмотрения дела по существу, поскольку указанные доводы не были заявлены в рапорте административного истца и, соответственно, не были предметом обсуждения членов аттестационной комиссии.

Учитывая изложенное, следует прийти к выводу об отсутствии существенного и (или) систематического нарушения условий контракта о прохождении военной службы со стороны командира войсковой части в отношении административного истца на день рассмотрения аттестационной комиссией войсковой части рапорта об его увольнении, в связи с чем решение указанной комиссии и командира воинской части об отказе в удовлетворении рапорта административного истца о досрочном увольнении с военной службы, следует признать законным.

Поскольку не имеется оснований для удовлетворения требований ФИО1 по оспариванию действий ответчиков, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу необходимо отнести на счет административного истца,

решил:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать.

Судебные расходы по делу отнести на счет административного истца.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда через Крымский гарнизонный военный суд, в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий В.В. Мамедов