ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/19 от 05.03.2019 Мегионского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2а-193/2019

05 марта 2019 года город Мегион

Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе председательствующего судьи Л.Г. Коржиковой, при секретаре Секисовой А.И., с участием административного истца ФИО1, её представителя – адвоката Поляковой А.С., представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ИП ФИО1 ФИО9 к администрации города Мегиона о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

ИП ФИО1 ФИО10 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с даты принятия постановления администрации <адрес> об установлении коэффициентов переходного периода для расчёта арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена от 25.06.2015 № 1638, в части установления пунктом 6 приложения "Коэффициенты переходного периода для каждого вида или подвида разрешённого использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа <адрес>, при расчёте размера арендной платы за использование земельных участков" коэффициента переходного периода в размере 1,4 для вида разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц. В обоснование административного иска указано, что расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности. Исходя из указанного принципа, орган местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне, однако оспариваемое постановление не имеет экономической обоснованности.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержала в полном объеме, пояснив, что узнала о применении администрацией <адрес> при расчете арендной платы за земельный участок под гостиницу коэффициента переходного периода в размере 1,4, в Арбитражном суде ХМАО-Югры, куда администрация <адрес> обратилась с иском о взыскании с нее задолженности по арендной плате. Считает, что постановление подлежит признанию недействующим в соответствующей части, с момента его принятия.

В судебном заседании представитель административного истца Полякова А.С. требования административного иска поддержала в полном объеме по доводам изложенным в административном иске.

В судебном заседании представитель ответчика ФИО2 требования административного иска не признала, представив письменные возражения, при этом пояснила, что расчет арендной платы осуществлялся администрацией <адрес> в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от 02.12.2011 №457-п «Об арендной плате за земельные участки населенных пунктов». В целях соблюдения принципа экономической обоснованности арендной платы за пользование земельными участками, был проведен анализ размера арендной платы за землю. Анализ проводился с учетом доходности каждого вида разрешенного использования земельного участка, мнения представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, сложившейся экономической обстановки в городе, платежеспособности пользователей земельными участками, с учетом уровня инфляции. В связи с чем считает, что оснований для признания постановления администрации <адрес> от 25.06.2015 №1638 в части п. 6 «Земельные участки, предназначенные для размещения гостиниц» недействующим, не имеется, в удовлетворении административного иска ИП ФИО1 просила отказать.

Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего не подлежащими удовлетворению требования административного иска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли является платным. Формами платы за пользование землей являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Исходя из подпункта 2 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Подпунктом "п" пункта 1 статьи 4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 3 мая 2000 г. N 26-оз "О регулировании отдельных земельных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры относится, в том числе установление порядка определения размера арендной платы за предоставленные в аренду без торгов земельные участки, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Статьей 4 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки земель населенных пунктов, находящиеся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельные участки земель населенных пунктов, государственная собственность на которые не разграничена, предоставленные в аренду без торгов, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 2 декабря 2011 г. N 457-п (далее - Порядок), установлена формула расчета арендной платы за использование земельных участков земель населенных пунктов, находящихся в собственности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. В формулу включен, в том числе коэффициент переходного периода, который, как следует из пункта 2 статьи 4 Порядка, устанавливается органами местного самоуправления, обладающими правом их предоставления в соответствии с полномочиями.

Такими полномочиями, как следует из положений пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", наделены органы местного самоуправления городского поселения, на территории которого расположены земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена.

Постановлением администрации города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 июня 2015 г. N 1638 "Об установлении коэффициентов переходного периода для расчета арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" установлены коэффициенты переходного периода к арендной плате за земельные участки, расположенные в границах городского округа город Мегион согласно приложению (пункт 1 постановления).

В приложении к указанному постановлению указаны коэффициенты переходного периода в зависимости от вида разрешенного использования земельных участков.

Пунктом 6 для земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц, предусмотрен коэффициент переходного периода 1,4.

По мнению административного истца, оспариваемое положение противоречит принципу экономической обоснованности. Из материалов дела следует, что постановлением администрации города от 08 октября 2012 г. N 2231 ИП ФИО3 предоставлен в аренду сроком до 08.10.2061 земельный участок под здание, предназначенное под гостиницу «Адрия» по <адрес>., категория земель: земли населенных пунктов (л.д. 44-53).

На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приобрела у ФИО3 земельный участок под здание, предназначенное под гостиницу «Адрия» по <адрес> (л.д.54-59).

Исходя из договора уступки прав и обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 приняла на себя права и обязанности по договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между администрацией <адрес> и ФИО3 (л.д. 61-65).

Согласно договору аренды и договору уступки прав и обязанностей, административный истец арендует земельный участок, который оспариваемым постановлением отнесен к шестому виду разрешенного использования.

Арендная плата за пользование указанным земельным участком с 01.07.2015 по 31.12.2018 исчислена ФИО1 исходя из коэффициента переходного периода равного 1,4.

Согласно пункту 1 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N582 утверждены Основные принципы определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. К числу таких принципов отнесен принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.

Согласно выписке из протокола от 27.02.2015 N 1 заседания комиссии по определению коэффициентов переходного периода для расчёта размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена на 2015 год, учитывался план мероприятий по росту доходов городского округа <адрес> на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов.

Административным ответчиком в материалы дела в подтверждение экономической обоснованности расчета коэффициентов переходного периода представлен сравнительный анализ размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером , предназначенный для размещения гостиниц с применением различных коэффициентов переходного периода без даты, письмо Счетной палаты ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ с рекомендациями о пересмотре коэффициентов переходного периода с учетом уровня инфляции, таблицу инфляции по годам, план мероприятий по росту доходов городского округа город Мегион на 2015 и плановый период 2016 и 2017 годов, постановление администрации г.Мегиона от 30.01.2015 № 143 «О мерах по реализации решения Думы г.Мегиона «О бюджете городского округа г.Мегион на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», исходя из Приложения №1 к которому, предусматривающего план мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов бюджета и сокращению муниципального долга городского округа город Мегион на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, следует пересмотреть размер коэффициента переходного периода в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (п.1.6.).

Вместе с тем, какой-либо расчет коэффициента переходного периода, который увеличен по сравнению с предыдущим периодом, подтверждающий его экономическую обоснованность, административным ответчиком в нарушение требований статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суду не представлен.

Таким образом, повышение коэффициента переходного периода к арендной плате за землю произведено в отсутствие анализа и оценки экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков. Повышение коэффициента исключительно в целях компенсации бюджетных потерь и получения дополнительных доходов противоречит принципу экономической обоснованности, поскольку не относится к числу критериев, влияющих на уровень доходности земельных участков.

В судебном заседании установлено, что, повышение коэффициента переходного периода было вызвано необходимостью роста доходов местного бюджета городского округа <адрес>, чем допущено нарушение Основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", если нормативный правовой акт до принятия решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его не действующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Из материалов дела следует, что оспариваемый нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть бюджета городского округа город Мегион, в связи с чем постановление администрации города Мегиона об установлении коэффициентов переходного периода для расчёта арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена от 25.06.2015 № 1638, подлежит признанию не действующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

С учетом изложенного административное исковое заявление ИП ФИО1 ФИО11 к администрации <адрес> о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, подлежит частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ИП ФИО1 ФИО12 к администрации <адрес> о признании недействующим нормативного правового акта органа местного самоуправления, удовлетворить частично.

Признать постановление администрации <адрес> об установлении коэффициентов переходного периода для расчёта арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена от ДД.ММ.ГГГГ, не действующим со дня вступления в силу настоящего решения в части установления пунктом 6 приложения "Коэффициенты переходного периода для каждого вида или подвида разрешённого использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа <адрес>, при расчёте размера арендной платы за использование земельных участков" коэффициента переходного периода в размере 1,4 для вида разрешенного использования земельных участков, предназначенных для размещения гостиниц.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья <данные изъяты>

<данные изъяты> Л.Г. Коржикова

Мотивированное решение в окончательной

форме составлено 07.03.2019