Дело № 2а-193/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Демидов 11 июня 2020 года
Демидовский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Цветкова А.Н.,
при секретаре Румакиной О.Ю.,
с участием помощника прокурора Демидовского района Смоленской области
Даниловой Е.А.,
представителя административного ответчика Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1,
представителя заинтересованного лица ОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области» ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, поставить их на кадастровый учет,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании незаконным бездействия в части не определения границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, не постановки их на кадастровый учет; возложении обязанности установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, поставить их на кадастровый учет.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка размещенной в сети «Интернет» информации о незаконном предоставлении земельных участков и застройки в водоохранной зоне озера Диво Демидовского района Смоленской области, в ходе которой установлено, что границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, являющегося памятником природы регионального значения, в установленном порядке на кадастровый учет не поставлены. Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии является специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений. Прокуратурой Демидовского района Смоленской области 01.08.2017 в адрес начальника Департамента внесено представление, в котором указано на необходимость установления границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво. Однако, до настоящего времени указанные границы на кадастровый учет не поставлены. Несвоевременная постановка на кадастровый учет границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво повлекла регистрацию права собственности ряда граждан на земельные участки в границах береговой линии озера Диво, тогда как в соответствии с п.8 ст. 27 ЗК РФ, запрещается приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
Определением суда от 14.05.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство водных ресурсов и ОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области».
В направленном в адрес суда письменном заявлении Федеральное агентство водных ресурсов указало, что в государственном водном реестре имеются сведения в отношении озера Диво Смоленской области с кодом 01020000411199000000110, внесенного по данным Росрыболовства о водных объектах рыбохозяйственного значения. Озеро Диво находится в Федеральной собственности, расположено в границах бассейна реки Западная Двина. В соответствии со ст. 26 ВК РФ с 01.01.2007 органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия в области водных отношений, в том числе на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (включая мероприятия по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации их загрязнения и засорения и т.д.). Для осуществления указанных полномочий ежегодно из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются средства в виде субвенций. Уполномоченным органом государственной власти Смоленской области в области водных отношений является Департамент по природным ресурсам и экологии, который формирует перечни мероприятий, финансируемых за счет указанных средств, на очередной финансовый год. На 2020, 2021, 2022 годы бюджету Смоленской области предусмотрены субвенции в объеме соответственно: 4514,4 тыс. руб.; 4836,9 тыс. руб.; 4836,9 тыс. руб. Бюджетных заявок от Администрации Смоленской области на финансирование мероприятий, направленных на охрану озера Диво на территории Смоленской области в Агентство не поступало.
Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.
В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
В судебном заседании помощник прокурора Демидовского района Смоленской области Данилова Е.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, указав, что для выполнения работ по установлению охранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Диво необходимы значительные финансовые средства, поэтому необходимо установить срок исполнения до 31.12.2022.
Представитель заинтересованного лица ОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области» ФИО2 в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась.
Заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно п.17 ст. 1 Водного кодекса РФ охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Статьей 26 Водного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
Согласно пп. б п. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79 (далее - Правила №79), мероприятия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
На основании п. 4 Правил №79, мероприятия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» (далее - Правила №17).
В соответствии с п.3 Правил №17, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил №17, в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защит
ной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного
кодекса Российской Федерации; б) графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.
В силу п.п. 5, 6 Правил №17 сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах, направляются: а) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; б) в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.
Органы государственной власти, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 № 427, Департамент является: специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в области осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений; специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов от 01.10.1981 № 573 озеро Диво, площадью 124 га, расположенное на территории Демидовского района Смоленской области, объявлено памятником природы.
Постановлением Администрации Смоленской области от 24.06.2013 № 494 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения озеро «Диво» (далее - Положение) и Паспорт памятника природы регионального значения озеро «Диво» (далее - Паспорт).
Согласно разделу 1 Положения, памятник природы регионального значения «Озеро Диво» является уникальным, невосполнимым, ценным в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природным объектом естественного происхождения, нуждающимся в особой охране Смоленской области.
На территории, на которой находится памятник природы регионального значения, а также в отношении самого памятника природы регионального значения запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы регионального значения (п. 5.1. Положения).
В соответствии с п.п. 6 - 8 Паспорта, запрещенными видами деятельности для памятника природы - озеро «Диво» являются: изменение гидрологического режима; сброс сточных и дренажных вод; захоронение и сброс отходов производства и потребления; применение пестицидов и минеральных удобрений; использование всех видов моторных плавательных средств, за исключением специальных моторных средств при исполнении служебных обязанностей; уничтожение береговой растительности; организация рыбопромысловых участков; добыча водно-биологических ресурсов запрещенными способами; иные виды деятельности, нарушающие естественное состояние памятника природы.
Памятник природы взят на учет Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Администрацией муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Демидовского района Смоленской области проведена проверка исполнения Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии законодательства об охране окружающей среды при управлении в области охраны и использования особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения «озеро Диво», в ходе которой установлено, что Департаментом не приняты меры к подготовке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «озеро Диво», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, что может повлечь неблагоприятные антропогенные воздействия на памятник природы и нарушение режима использования прилегающих к нему земельных участков.
По результатам проверки 01.08.2017 прокурором Демидовского района Смоленской области в адрес начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии внесено представление, в соответствии с которым предложено принять меры к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды при управлении в области охраны и использования особо охраняемой природной территории (озеро Диво), а также причин и условий им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в установленный законом месячный срок (л.д.19-20).
Согласно письму начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 30.08.2017, направленному в адрес прокурора Демидовского района Смоленской области, по результатам рассмотрения представления прокурора было решено провести в сентябре 2017 года рабочее совещание на уровне заместителя Губернатора Смоленской области по вопросу создания охранных зон памятника природы «Озеро Диво». Информация об итогах совещания дополнительно будет предоставлена в прокуратуру Демидовского района Смоленской области (л.д.21).
Из справки Управления Росреестра по Смоленской области от 17.03.2020 о результатах проверки соблюдения земельного законодательства, направленной в адрес прокурора Демидовского района Смоленской области, усматривается, что ряд земельных участков, поставленных на кадастровый учет, принадлежащих <ФИО>5 (1 земельный участок), <ФИО>6 (2 земельных участка), <ФИО>7 (3 земельных участка), <ФИО>8 (1 земельный участок) расположены в непосредственной близости от берега озера Диво, при этом вид разрешенного использования названных земельных участков позволяет осуществлять на них, в том числе индивидуальное жилищное строительство (л.д.22-25).
Судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области на местности не установлены, сведения о них в ЕГРН не внесены, при этом органом государственной власти Смоленской области, которому переданы соответствующие полномочия в области водных отношений, в том числе на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, является Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.
Проанализировав вышеприведенные положения правовых норм, а также представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие установления на местности границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта - озера Диво, расположенного в Демидовском района Смоленской области, способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Суд считает, что бездействие Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, выразившееся в не установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Диво, постановке их на кадастровый учет, незаконно и Департамент обязан устранить указанные нарушения, поэтому требования прокурора Демидовского района Смоленской области подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Учитывая, что административному ответчику Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии для исполнения настоящего решения необходимо провести значительный объем работ, а также обеспечить источники их финансирования, суд считает необходимым возложить на Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии обязанность в срок до 31.12.2022 установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, а также поставить их на кадастровый учет.
Суд считает, что указанный срок является разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в части не определения границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, постановки их на кадастровый учет.
Обязать Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии в срок до 31.12.2022 установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, а также поставить их на кадастровый учет.
Об исполнении решения по настоящему административному делу Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии необходимо сообщить в Демидовский районный суд Смоленской области и прокурору Демидовского района Смоленской области в срок до 31.12.2022.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Н. Цветков