ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/20 от 11.06.2020 Демидовского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2а-193/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Демидов 11 июня 2020 года

Демидовский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Цветкова А.Н.,

при секретаре Румакиной О.Ю.,

с участием помощника прокурора Демидовского района Смоленской области

Даниловой Е.А.,

представителя административного ответчика Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1,

представителя заинтересованного лица ОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску исполняющего обязанности прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании бездействия незаконным, возложении обязанности установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, поставить их на кадастровый учет,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии о признании незаконным бездействия в части не определения границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, не постановки их на кадастровый учет; возложении обязанности установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, поставить их на кадастровый учет.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой проведена проверка размещенной в сети «Интернет» информации о незаконном предоставлении земельных участков и застройки в водоохранной зоне озера Диво Демидовского района Смоленской области, в ходе которой установлено, что границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, являющегося памятником природы регионального значения, в установленном порядке на кадастровый учет не поставлены. Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии является специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в части осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений. Прокуратурой Демидовского района Смоленской области 01.08.2017 в адрес начальника Департамента внесено представление, в котором указано на необходимость установления границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво. Однако, до настоящего времени указанные границы на кадастровый учет не поставлены. Несвоевременная постановка на кадастровый учет границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво повлекла регистрацию права собственности ряда граждан на земельные участки в границах береговой линии озера Диво, тогда как в соответствии с п.8 ст. 27 ЗК РФ, запрещается приватизация земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Определением суда от 14.05.2020 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Федеральное агентство водных ресурсов и ОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области».

В направленном в адрес суда письменном заявлении Федеральное агентство водных ресурсов указало, что в государственном водном реестре имеются сведения в отношении озера Диво Смоленской области с кодом 01020000411199000000110, внесенного по данным Росрыболовства о водных объектах рыбохозяйственного значения. Озеро Диво находится в Федеральной собственности, расположено в границах бассейна реки Западная Двина. В соответствии со ст. 26 ВК РФ с 01.01.2007 органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы отдельные полномочия в области водных отношений, в том числе на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации (включая мероприятия по предотвращению истощения водных объектов, ликвидации их загрязнения и засорения и т.д.). Для осуществления указанных полномочий ежегодно из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются средства в виде субвенций. Уполномоченным органом государственной власти Смоленской области в области водных отношений является Департамент по природным ресурсам и экологии, который формирует перечни мероприятий, финансируемых за счет указанных средств, на очередной финансовый год. На 2020, 2021, 2022 годы бюджету Смоленской области предусмотрены субвенции в объеме соответственно: 4514,4 тыс. руб.; 4836,9 тыс. руб.; 4836,9 тыс. руб. Бюджетных заявок от Администрации Смоленской области на финансирование мероприятий, направленных на охрану озера Диво на территории Смоленской области в Агентство не поступало.

Представитель заинтересованного лица Федерального агентства водных ресурсов в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении дела не просил.

В соответствии с положениями ст. 150 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.

В судебном заседании помощник прокурора Демидовского района Смоленской области Данилова Е.А. поддержала заявленные требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии ФИО1 в судебном заседании с заявленными требованиями согласился, указав, что для выполнения работ по установлению охранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Диво необходимы значительные финансовые средства, поэтому необходимо установить срок исполнения до 31.12.2022.

Представитель заинтересованного лица ОГКУ «Дирекция особо охраняемых природных территорий Смоленской области» ФИО2 в судебном заседании с требованиями прокурора согласилась.

Заслушав лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от не­гативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Согласно п.17 ст. 1 Водного кодекса РФ охрана водных объектов - это система мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 8 Водного кодекса РФ все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, му­ниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, нахо­дятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

Статьей 26 Водного кодекса РФ установлено, что Российская Федерация передает органам государст­венной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществле­нию мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федераль­ной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 и ч.2 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объек­та) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавлива­ется специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных био­логических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

Согласно ч.18 ст.65 Водного кодекса РФ, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу ст. 55 Водного кодекса РФ собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, за­сорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципаль­ных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в со­ответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.

Согласно пп. б п. 3 Правил охраны поверхностных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.02.2016 № 79 (далее - Правила №79), мероприя­тия по охране поверхностных водных объектов осуществляются органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении водных объектов, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.

На основании п. 4 Правил №79, мероприя­тия по охране поверхностных водных объектов включают в себя, в том числе, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос поверхностных водных объектов, закрепление их на местности специальными информационными знаками в соответствии с Правилами уста­новления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защит­ных полос водных объектов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.2009 № 17 «Об утверждении Правил уста­новления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защит­ных полос водных объектов» (далее - Правила №17).

В соответствии с п.3 Правил №17, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибреж­ных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государст­венной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и располо­женных на территориях субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 Правил №17, в целях установ­ления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают: а) определение ширины водоохраной зоны и ширины прибрежной защит­
ной полосы для каждого водного объекта в соответствии со статьей 65 Водного
кодекса Российской Федерации; б) графическое описание местоположения границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; в) отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; г) обозначение границ на местности посредством специальных информационных знаков.

В силу п.п. 5, 6 Правил №17 сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в течение 5 рабочих дней со дня подготовки сведений о границах, направляются: а) в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр; б) в орган местного самоуправления муниципального, городского округа, поселения, применительно к территориям которых устанавливаются границы водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия); в) в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (ее территориальные органы) для внесения в Единый государственный реестр недвижимости.

Органы государственной власти, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.

В соответствии с Положением о Департаменте Смоленской области по природным ресурсам и экологии, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 09.07.2012 № 427, Департамент является: специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в области осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в сфере водных отношений; специально уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области в сфере государственного управления в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Решением Исполнительного комитета Смоленского областного Совета народных депутатов от 01.10.1981 № 573 озеро Диво, площадью 124 га, расположенное на территории Демидовского района Смоленской области, объявлено памятником природы.

Постановлением Администрации Смоленской области от 24.06.2013 № 494 утверждено Положение о памятнике природы регионального значения озеро «Диво» (далее - Положение) и Паспорт памятника природы регионального значения озеро «Диво» (далее - Паспорт).

Согласно разделу 1 Положения, памятник природы регионального значения «Озеро Диво» является уникальным, невосполнимым, ценным в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природным объектом естественного происхождения, нуждающимся в особой охране Смоленской области.

На территории, на которой находится памятник природы регионального значения, а также в отношении самого памятника природы регионального значения запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы регионального значения (п. 5.1. Положения).

В соответствии с п.п. 6 - 8 Паспорта, запрещенными видами деятельности для памятника природы - озеро «Диво» являются: изменение гидрологического режима; сброс сточных и дренажных вод; захоронение и сброс отходов производства и потребления; применение пестицидов и минеральных удобрений; использование всех видов моторных плавательных средств, за исключением специальных моторных средств при исполнении служебных обязанностей; уничтожение береговой растительности; организация рыбопромысловых участков; добыча водно-биологических ресурсов запрещенными способами; иные виды деятельности, нарушающие естественное состояние памятника природы.

Памятник природы взят на учет Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии и Администрацией муниципального образования «Демидовский район» Смоленской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Демидовского района Смоленской области проведена проверка исполнения Департаментом Смоленской области по природным ресурсам и экологии законодательства об охране окружающей среды при управлении в области охраны и использования особо охраняемой природной территории - памятника природы регионального значения «озеро Диво», в ходе которой установлено, что Департаментом не приняты меры к подготовке проекта решения о создании охранной зоны памятника природы регионального значения «озеро Диво», об установлении ее границ и утверждении положения о ней, что может повлечь неблагоприятные антропогенные воздействия на памятник природы и нарушение режима использования прилегающих к нему земельных участков.

По результатам проверки 01.08.2017 прокурором Демидовского района Смоленской области в адрес начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии внесено представление, в соответствии с которым предложено принять меры к устранению нарушений законодательства об охране окружающей среды при управлении в области охраны и использования особо охраняемой природной территории (озеро Диво), а также причин и условий им способствующих. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в установленный законом месячный срок (л.д.19-20).

Согласно письму начальника Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 30.08.2017, направленному в адрес прокурора Демидовского района Смоленской области, по результатам рассмотрения представления прокурора было решено провести в сентябре 2017 года рабочее совещание на уровне заместителя Губернатора Смоленской области по вопросу создания охранных зон памятника природы «Озеро Диво». Информация об итогах совещания дополнительно будет предоставлена в прокуратуру Демидовского района Смоленской области (л.д.21).

Из справки Управления Росреестра по Смоленской области от 17.03.2020 о результатах проверки соблюдения земельного законодательства, направленной в адрес прокурора Демидовского района Смоленской области, усматривается, что ряд земельных участков, поставленных на кадастровый учет, принадлежащих <ФИО>5 (1 земельный участок), <ФИО>6 (2 земельных участка), <ФИО>7 (3 земельных участка), <ФИО>8 (1 земельный участок) расположены в непосредственной близости от берега озера Диво, при этом вид разрешенного использования названных земельных участков позволяет осуществлять на них, в том числе индивидуальное жилищное строительство (л.д.22-25).

Судом достоверно установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области на местности не установлены, сведения о них в ЕГРН не внесены, при этом органом государственной власти Смоленской области, которому переданы соответствующие полномочия в области водных отношений, в том числе на осуществление мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, является Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии.

Проанализировав вышеприведенные положения правовых норм, а также представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что отсутствие установления на местности границ водоохранной зоны и при­брежной защитной полосы водного объекта - озера Диво, расположенного в Демидовском района Смоленской области, способствует нарушению режима использования земельных участков в таких зонах и незаконному их использо­ванию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ре­сурсов и среды их обитания. Суд считает, что бездействие Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии, выразившееся в не установлении границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы озера Диво, постановке их на кадастровый учет, незаконно и Департамент обязан устранить указанные нарушения, поэтому требования прокурора Демидовского района Смоленской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Учитывая, что административному ответчику Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии для исполнения настоящего решения необходимо провести значительный объем работ, а также обеспечить источники их финансирования, суд считает необходимым возложить на Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии обязанность в срок до 31.12.2022 установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, а также поставить их на кадастровый учет.

Суд считает, что указанный срок является разумным и достаточным для выполнения требований прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования прокурора Демидовского района Смоленской области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии в части не определения границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, постановки их на кадастровый учет.

Обязать Департамент Смоленской области по природным ресурсам и экологии в срок до 31.12.2022 установить границы водоохранной зоны и границы прибрежной защитной полосы озера Диво, расположенного в Демидовском районе Смоленской области, а также поставить их на кадастровый учет.

Об исполнении решения по настоящему административному делу Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии необходимо сообщить в Демидовский районный суд Смоленской области и прокурору Демидовского района Смоленской области в срок до 31.12.2022.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Демидовский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья А.Н. Цветков