Дело № 2а-193/2020
УИД 75RS0019-01-2020-000221-13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 года г. Сретенск
Сретенский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Дугаровой Б.Д.,
при секретаре судебного заседания Куценко Е.С.,
с участием административного истца Рюмкина Г.И., представителя административного ответчика Бочкарникова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Рюмкина Георгия Ивановича к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
УСТАНОВИЛ:
Рюмкин Г.И. обратился в суд с вышеназванным административным иском, ссылаясь на то, что решением жилищной комиссии администрации городского поселения «Сретенское» от 04 октября 2012 года он признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. 05 октября 2012 года им получена выписка из решения жилищной комиссии администрации городского поселения «Сретенское. Согласно Уведомлению Управления территориального планирования и муниципального хозяйства администрации муниципального района «Сретенский район» от 21 ноября 2012 года за исх. № № истец и его семья в количестве 4 человек включены в список участников районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей 2013-2015 гг». Письмом от 23 января 2020 года за исх. № № Управление территориального развития администрации муниципального района «Сретенский район» уведомило о том, что истец и его семья стали претендентами на получение социальной выплаты в 2020 году производимой в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Сретенского района на 2018-2020 годы» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края». В целях получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство жилого дома, истцу необходимо было предоставить кроме прочего документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилье. Однако при обращении к ответчику, ему стало известно, что Распоряжением администрации городского поселения «Сретенское» от 02 апреля 2019 года № № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» он снят с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Считает, что данное Распоряжение является незаконным, поскольку перечисленных в списке граждан невозможно идентифицировать без указания инициалов и места их регистрации; ссылка на положения ст. 56 ЖК РФ не подлежит расширенному толкованию; не содержит норму о вступлении в силу. Просит незаконным Распоряжение администрации городского поселения «Сретенское» от 02.04.2019 года № № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязать администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края восстановить Рюмкина Георгия Ивановича на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет с 04 октября 2012 года.
Определением судьи от 24 марта 2020 года в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление территориального развития администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края и жилищная комиссия администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края.
В судебном заседании административный истец Рюмкин Г.И. заявленные административные исковые требования по вышеуказанным доводам поддержал. Суду пояснил, что Уведомление о снятии его с жилищного учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий, не получал, также не была проведена проверка условий жизни проживания его семьи. В 2015 году за счет средств материнского капитала его семьей приобретен жилой дом, общей площадью 38,2 кв.м. Данный дом находится в общей долевой собственности. Доход семьи с момента постановки на учет с учетом инфляции почти не изменился.
В судебном заседании представитель административного ответчика и заинтересованного лица жилищной комиссии администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Бочкарников Е.А., действующий на основании прав по должности, административные исковые требования признал в части признания Распоряжения незаконным, в остальной части просил суд отказать в удовлетворении иска. Пояснил, что администрацией городского поселения «Сретенское» введется один список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Иных списков, в том числе участников целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей» не имеется, так как не предусмотрено нормами Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 309-ЗЗК и ЖК РФ. Считает, что истец не входит в список лиц, нуждающихся в жилых помещениях, поскольку не подходит по критериям, указанным в ст. 49 ЖК РФ. Рюмкин не проходил ежегодную перерегистрацию у ответчика для дальнейшего подтверждения своего статуса, нуждающегося в жилых помещениях.
Представитель заинтересованных лиц Управления территориального развития администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края и администрации муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края Тонких С.И., действующий на основании прав по должности и доверенности, надлежаще извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании суду показал, что не возражает против удовлетворения административных исковых требований. Указал, что участие в целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей» подразумевает также наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты, в связи с чем семья не может быть малоимущей. Полагает, что органу местного самоуправления необходимо вести раздельный учет молодых семей и граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Управлением территориального развития проводится проверка документов молодых семей, участвующих в целевой программе. Данная программа в Сретенском районе реализуется, в 2020 году помощь получили около 20 семей района.
Заинтересованное лицо Рюмкина А.В., действующая в своих интересах и в интересах ФИО1 и ФИО2, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о проведении слушания дела без ее участия.
Согласно ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) неявка в судебное заседание участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 19 ноября 2012 года Рюмкин Георгий Иванович обратился в администрацию муниципального района «Сретенский район» с заявлением о включении молодой семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2013 годы.
В соответствии с Уведомлением Управления территориального планирования и муниципального хозяйства администрации муниципального района «Сретенский район» от 21.11.2012 № № Рюмкин Г.И. и его семья включена в Список участников районной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей 2013-2015 годы» под № №.
Согласно Выписке из решения жилищной комиссии администрации городского поселения «Сретенское» от 05.10.2012 № №, Рюмкин Г.И. признан нуждающимся в приобретении жилого помещения по районной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей Сретенского района Забайкальского края 2011-2012 годы».
В соответствии с договором купли-продажи жилого дома и земельного участка от 01.07.2015 года Рюмкин Г.И., Рюмкина А.В., действующая от своего имени и от имени ФИО2 и ФИО1, приобрели у ФИО3, в общую долевую собственность по 1/4 доли каждому, жилой дом, общей площадью 38, 2 кв.м. и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес 1>.
Вышеизложенное также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 08.04.2020, о правах отдельного лица на имевшиеся у него объекты недвижимости от 27.03.2020.
Согласно справке администрации от 05.03.2020 № № Рюмкин Г.И. и его семья жена Рюмкина А.В. и ФИО2, ФИО1, проживают по адресу: <адрес 2>.
Из письма Управления территориального развития администрации муниципального района «Сретенский район» от 23.01.2020 № № следует, что Рюмкин Г.И. и его семья стали претендентами на получение социальной выплаты в 2020 году по муниципального программе «Обеспечение жильем молодых семей Сретенского района» на 2018-2020 годы» государственной программы Забайкальского края «Развитие территорий и жилищная политика Забайкальского края». Для получения Свидетельства о праве на получение социальной выплаты необходимо в течение 15 рабочих дней предоставить документы, изложенные в списке, в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьей, нуждающейся в жилье.
Истец Рюмкин Г.И., обращаясь в суд, в обоснование административных исковых требований указал, что на его обращение 06.02.2020 в администрацию городского поселения «Сретенское» в целях получения документа, подтверждающего признание его и членов его семьи, нуждающимися в улучшении жилищных условий, дан отрицательный ответ со ссылкой на Распоряжение администрации городского поселения «Сретенское» от 02 апреля 2019 года № № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Согласно вышеуказанному Распоряжению от 02 апреля 2019 года № №, Рюмкин Г.И. снят с учета в качестве нуждающегося в жилищных помещениях на основании ст. 56 ЖК РФ, ч. 1 п. 2 Закона Забайкальского края от 18.12.2009 № 309-ЗЗК.
В ходе досудебного регулирования, согласно письмам администрации городского поселения «Сретенское» от 11.02.2020 и 06.03.2020 административный ответчик, изучив представленные Рюмкиным документы, отказал в перерегистрации для постановки на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договором социального найма, в связи с тем, что семья не признана малоимущей.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 17.09.2001 № 675 утвердило федеральную целевую программу «Жилище» на 2002 - 2010 годы», в качестве ее составной части - отдельную подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы».
Аналогичные нормы содержат Правила Предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы», которая является продолжением программы на 2002-2010 годы.
Пунктом 6 названных Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Применительно к данным Правилам под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п. 7).
Согласно п. 9 указанных Правил право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в подпрограмме является добровольным.
Пунктом 18 названных Правил определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом 15 либо 15(1) настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, субъектами - участниками названной целевой программы могут быть только молодые семьи, поэтому при решении вопроса о признании молодой семьи участницей данной программы необходимым условием является установление факта реализации конкретной молодой семьей своего права на улучшение жилищных условий путем получения государственной поддержки.
Пунктом 15 Правил установлен перечень документов, которые молодая семья должна подать в орган местного самоуправления по месту жительства для участия в подпрограмме: а) заявление по форме, приведенной в приложении № 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов); б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи; в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется); г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство); д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 г. по 31 декабря 2010 г. включительно; е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта; ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В соответствии с п. 27 Правил для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы: в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 15 настоящих Правил; в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 15(1) настоящих Правил.
В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении.
Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений.
Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 настоящих Правил.
Аналогичные нормы содержат Правила Предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.
Таким образом, лица, участвовавшие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы», в соответствии со смыслом и целями подпрограммы, принципом преемственности, становятся участниками федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Судом установлено, что административный истец был принят на учет нуждающихся в приобретении жилого помещения в соответствии с Протоколом № 06 от 04.10.2012 и Книги учета Граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации городского поселения «Сретенское», ст. 51, 52 ЖК РФ, районной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей Сретенского района Забайкальского края 2011-2012 года» (Выписка из решения жилищной комиссии от 04.10.2012).
Изучив нормы указанных Правил, суд приходит к выводу, что предоставление мер социальной поддержки молодым семьям в приобретении жилых помещений регулируется специальным нормативным правовым актом, соответственно, необходимо руководствоваться нормами данного нормативного акта, который, в отличие от ст. 51 ЖК РФ, при определении уровня обеспеченности жилым помещением не предусматривает необходимости признания семьи малоимущей.
Не признание семьи истца Рюмкина малоимущей не является основанием для снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых на основании договора социального найма.
То обстоятельство, что административный истец не прошел перерегистрацию учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании договора социального найма не относится к основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, для снятия граждан с учета нуждающихся в жилых помещениях.
Как указано в административном иске и не опровергнуто административным ответчиком, заявление Рюмкина от 19.11.2012 составлено с целью получения содействия в улучшении жилищных условий граждан в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище».
При этом, принимая 02.04.2009 оспариваемое распоряжение, администрация поселения не выясняла у административного истца, поддерживает ли он заявление от 19.11.2012.
Таким образом, выводы административного ответчика о снятии Рюмкина с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, сделан без учета приведенных выше обстоятельств и положений законодательства.
Следовательно, административный истец подлежит восстановлению на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, в связи с тем, что принимает участие в программе улучшения жилищных условий.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из административного искового заявления и материалов дела, административному истцу стало известно о снятии его с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, 06.02.2020, с административным иском в суд административный истец обратился 23.03.2020, то есть в установленный трехмесячный срок, когда ему стало известно об оспариваемом распоряжении.
В нарушение ч. 1 ст. 62 КАС РФ административный ответчик не представил доказательств направления административному истцу копии оспариваемого распоряжения до 06.02.2020.
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Рюмкина Георгия Ивановича к администрации городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края о признании незаконным распоряжения о снятии с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, возложении обязанности восстановить на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий удовлетворить частично.
Признать незаконным Распоряжение администрации городского поселения «Сретенское» от 02.04.2019 года № № «О снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях» в части снятия Рюмкина Георгия Ивановича с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях.
Обязать администрацию городского поселения «Сретенское» муниципального района «Сретенский район» Забайкальского края восстановить Рюмкина Георгия Ивановича на жилищном учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с момента постановки на учет с 04 октября 2012 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня изготовления мотивированной его части в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Сретенский районный суд Забайкальского края.
Судья Б.Д. Дугарова
Мотивированное решение изготовлено 26.05.2020 года.