ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/2018 от 08.06.2018 Спасского районного суда (Республика Татарстан)

Дело № 2а-193/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 июня 2018 года г.Болгар РТ

Спасский районный суд Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ф.Г. Батыршина,

при секретаре И.З. Мингазове,

с участием административного истца - помощника прокурора <адрес> РТ Е.В. Шувалова,

представителя административного ответчика и заинтересованного лица Ю.А. Пугачевой,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Болгарскому городскому исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности произвести снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц обратился в суд с названным выше административным исковым заявлением к Болгарскому городскому исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан, указывая, что в ходе проверки соблюдения жилищного законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда, а также законодательства при распоряжении муниципальным имуществом установлено, что деятельность административного ответчика не в полной мере соответствует требованиям законодательства. Так, постановлением руководителя исполнительного комитета Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в 2013-2017 годах. Согласно приложению к вышеуказанному постановлению многоквартирные дома по адресу: <адрес> были включены в муниципальную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда. <адрес> в ходе проверки осуществлен выезд по месту расположения многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, в результате которого установлено, что многоквартирные дома, расположенные по указанным выше адресам, расселены полностью, однако по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не снесены и продолжают находиться в аварийном состоянии. В настоящее время жилые помещения в данных многоквартирных домах находятся в собственности городского поселения и в силу п.3 ч.2 ст.1 Жилищного кодекса Российской Федерации являются частью муниципального жилищного фонда. В нарушение норм жилищного законодательства административным ответчиком ненадлежащим образом осуществляется мероприятие по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, после расселения из них граждан. Кроме того, наличие аварийного дома на муниципальном земельном участке делает невозможным получение дохода от предоставления его в пользование (в аренду). Также нарушены основы федеральной политики в области регулирования имущественных отношений и порядка владения, пользования и распоряжения недвижимым имуществом, а также интересы Российской Федерации как субъекта уполномоченного устанавливать основы нормативного регулирования. Таким образом, учитывая, что указанные многоквартирные дома являются аварийными и подлежащими сносу, имеется вероятность самопроизвольного разрушения данных домов или их частей, а также проникновения в них посторонних лиц, в том числе детей, возгорания в результате неосторожных либо умышленных действий, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределённого круга лиц, имущественного ущерба. Из этого следует, что бездействие административного ответчика в части непринятия мер по сносу расселенных многоквартирных домов, признанных аварийными, является незаконным и создаёт реальную угрозу причинения вреда гражданам. Просит признать бездействие Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и расселенных в предусмотренном законом порядке, незаконным и обязать его в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных в <адрес> Республики Татарстан по адресу: <адрес>.

В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> Республики Татарстан Е.В. Шувалов по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просил признать бездействие Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными и расселенных в предусмотренном законом порядке, незаконным и обязать его в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу произвести снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, расположенных в <адрес> Республики Татарстан по адресу: <адрес>.

Представитель административного ответчика - Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан – Ю.А. Пугачева, действующая также в интересах заинтересованного лица - Исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, административные исковые требования прокурора <адрес> Республики Татарстан признала. При этом подтвердила, что многоквартирные дома, указанные прокурором, расселены, поскольку были признаны аварийными и подлежащими сносу. Снос этих домов пока не произведён, однако работа в данном направлении ведётся. На данный момент решается вопрос финансирования сноса многоквартирных домов, денежные средства будут выделены из средств республиканского бюджета, после чего будет объявлен тендер на проведение работ по сносу жилых домов. С учётом стоимости работ по сносу многоквартирных домов и времени, необходимого для их проведения, просит установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав помощника прокурора <адрес> Республики Татарстан Е.В. Шувалова, представителя административного ответчика и заинтересованного лица Ю.А. Пугачеву, исследовав другие материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление прокурора основано на законе и подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

На основании статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 названного выше Кодекса, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В соответствии с требованиями части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как следует из пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Необходимо учесть, что после выкупа жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, указанные помещения согласно пункту 3 части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации являются частью муниципального фонда.

Согласно п.49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по форме согласно приложению N 2.

На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно многоквартирные жилые дома, расположенные по адресу: <адрес>, были признаны аварийными и подлежащими сносу.

На основании акта приема – передачи муниципального имущества в собственность муниципального образования "<адрес>" Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес>, признанные в установленном порядке аварийными, переданы в собственность Болгарского городского исполнительного комитета.

Согласно акту приема – передачи муниципального имущества в собственность муниципального образования "<адрес>" Спасского муниципального района Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, жилое помещение, площадью 56,30 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, и жилое помещение, площадью 75,30 кв.м, находящееся по адресу: <адрес>, находятся на балансе муниципального образования "<адрес>" Спасского муниципального района Республики Татарстан.

Выписка из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ подтверждает, что ДД.ММ.ГГГГ произведена государственная регистрация права собственности Болгарского городского Исполнительного комитета Спасского муниципального района РТ на <адрес> Республики Татарстан.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что названные выше аварийные дома расселены, однако до настоящего времени не снесены.

Согласно вышеприведенным правовым нормам, снос и реконструкция аварийного дома должны быть осуществлены в разумный срок.

Проверкой, проведённой прокуратурой <адрес> Республики Татарстан, установлено, что признанные аварийными многоквартирные дома в разумные сроки не снесены, имеется открытый доступ к их помещениям, что представляет опасность для окружающих.

Таким образом, судом установлен факт нарушения Болгарским городским исполнительным комитетом Спасского муниципального района Республики Татарстан требований действующего законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда.

Оценивая все обстоятельства дела в их совокупности, принимая во внимание, что бездействие Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан создаёт реальную угрозу причинения вреда гражданам, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

Определяя срок исполнения решения суда, суд учитывает реальную возможность административного ответчика совершить определенные судом действия, характер и объем подлежащих проведению работ, и считает разумным установить срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 176-179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора <адрес> Республики Татарстан в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц к Болгарскому городскому исполнительному комитету Спасского муниципального района Республики Татарстан о признании бездействия незаконным и возложении обязанности организовать снос многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу удовлетворить.

Признать бездействие Болгарского городского исполнительного комитета Спасского муниципального района Республики Татарстан, выразившееся в непринятии мер по сносу многоквартирных домов, признанных аварийными, не соответствующим закону.

Обязать Болгарский городской исполнительный комитет Спасского муниципального района Республики Татарстан в срок до ДД.ММ.ГГГГ произвести снос многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, и многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, признанных аварийными и подлежащими сносу.

Об исполнении решения по административному делу необходимо сообщить в суд и административному истцу - прокурору <адрес> Республики Татарстан до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Спасский районный суд РТ.

Председательствующий судья Ф.Г. Батыршин

Копия верна: судья Спасского

районного суда РТ Ф.Г. Батыршин