ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-193/2021 от 29.06.2021 Кондинского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело № 2а-193/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июня 2021 года п. Междуреченский

Кондинский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Ганина С.В.,

при секретаре Загородниковой Н.В.,

рассмотрев административное дело № 2а-193/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Петровой Н.И. о взыскании недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год, недоимки и пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №2 по ХМАО-Югре (далее - МРИ ФНС России № 2) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Петровой Н.И. о взыскании недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 35 233 рубля, пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 456 рублей 89 копеек, недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 616 рублей 23 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 72 рубля 62 копейки.

Требования мотивированы тем, что Петрова Н.И. является плательщиком налогов и сборов.

Налоговым агентом - Муниципальное казенное учреждение «Управление материально-технического обеспечения деятельности органов местного самоуправления Кондинского района» (далее - МКУ «Управление МТО ОМС Кондинского района») в отношении Петровой Н.И. представлена справка от ДД.ММ.ГГГГ о доходах физического лица за 2018 год, согласно которой административным ответчиком в 2018 году получен доход в сумме 755 490,83 рублей.

Исчислен НДФЛ в сумме 98 214,00 рублей, из них налог удержан и перечислен налоговым агентом в сумме 62 981,00 рубль, сумма налога не удержанная налоговым агентом составляет 35 233,00 рубля.

На основании указанной справки о доходах физического лица Инспекцией сформировано налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ на уплату НДФЛ, не удержанного налоговым агентом в сумме 35 233,00 рубля в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Налогового кодекса, статьей 57 Конституции Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Вместе с тем, административный ответчик не уплатил налог на доходы физических лиц, не удержанный налоговым агентом за 2018 год в установленный законодательством срок.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса налогоплательщики обязаны самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В связи с тем, что в установленные законом сроки налогоплательщиком сумма налога на доходы физических лиц, не удержанного налоговым агентом за 2018 год не уплачена, Инспекцией на сумму имеющейся недоимки, в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса, начислены соответствующие суммы пени.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Кроме того, положениями статей 45, 357, 360, 362, 363, 388, 397, 400, 405, 409 Налогового кодекса, Решением Думы Кондинского района от 16 сентября 2010 года «О налоге на имущество физических лиц» регулируется порядок исчисления и уплаты имущественных налогов физических лиц.

Согласно имеющимся сведениям налогоплательщик имеет в собственности объекты налогового учета: квартиры.

Сведения о налогоплательщике, о принадлежащем ему имуществе получены Налоговым органом в порядке пункта 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации от органов, осуществляющих функции по контролю, надзору в сфере миграции, а также кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

В соответствии с приведенными выше нормами закона налоговым органом произведён расчёт налогов в отношении имущества налогоплательщика, подлежащего налогообложению.

В адрес налогоплательщика заказным письмом по почте направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 , в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленные суммы налогов в установленные законом сроки. Факт направления уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправки заказных писем.

Петровой Н.И. 14.09.2020 произведена частичная уплата налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 139,77 рублей.

Таким образом, сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год, подлежащая взысканию по данному административному исковому заявлению составляет 1 616,23 рублей.

В связи с тем, что в установленный законом срок налогоплательщиком налог на имущество физических лиц за 2018 год не уплачен, Инспекцией на сумму имеющейся недоимки, в порядке положений статьи 75 Налогового кодекса, начислены соответствующие суммы пени.

Инспекцией в мировой суд направлено заявление о вынесение судебного приказа о взыскании с административного ответчика задолженности по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество физических лиц.

09.12.2020 мировым судьей судебного участка №1 Кондинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесен судебный приказ по заявлению Инспекции о взыскании с должника Петровой Н.И. задолженности по налогу на доходы физических лиц и налогу на имущество физических лиц.

Петрова Н.И. представила мировому судье возражение относительно исполнения судебного приказа и об отмене судебного приказа.

24.12.2020 мировым судьей судебного участка № 2 Кондинского судебного района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынесено определение об отмене судебного приказа.

Инспекция вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке, установленном главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса требования о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Следовательно, административное исковое заявление в отношении Петровой Н.И. может быть подано в срок до 24.06.2021.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.

От представителя административного истца поступили объяснения, согласно которым налог на имущество физических лиц уплачен Петровой Н.И. 25.12.2018 за 2016 и 2017 годы. Налог на имущество физических за 2018 год в размере 1616, 23 рублей Петровой Н.И. не уплачен.

Административный ответчик Петрова Н.И. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что налоговый агент УМТО администрации Кондинского района восстановил ее на прежнем месте работы и выплатил ей денежную сумму 271022 рубля 64 копейки, предварительно удержав подоходный налог 35233 рубля. Факт удержания подоходного налога подтвержден справкой 2НДФЛ за 2018 год от 06.12.2018 года. То есть фактически подоходный налог по ставке 13% за 2018 год с нее уже был удержан.

От административного ответчика Петровой Н.И. также поступили возражения на административное исковое заявление, в которых она указала, что налог на имущество физических лиц она ранее уплатила и в настоящее время указанный налог с нее взыскивается повторно.

Свидетель Леконцева И.Ю. пояснила, что ранее она работала в должности главного бухгалтера УМТО администрации Кондинского района. Справка о доходах Петровой Н.И. от 25 февраля 2019 года была передана в налоговый орган. ИФНС обоснованно взыскивает с Петровой Н.И. сумму недоимки по налогу на доходы физических лиц в размере 35233 рубля. Справка о доходах Петровой Н.И. от 06 декабря 2018 года за 2018 год корректировочная. Год еще не был завершен, и была произведена корректировка. Петрова Н.И. подала заявление, чтобы ей перечисли всю сумму без вычета НДФЛ и она самостоятельно перечислит НДФЛ в налоговую инспекцию. Петровой Н.И. была перечислена вся сумма без вычета НДФЛ, 35233 рубля - это правильная сумма налога, представленная в налоговую инспекцию с учетом корректировки.

Выслушав административного ответчика, свидетеля, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующему выводу.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Из материалов дела следует, что согласно справке от 25.02.2019 о доходах физического лица Петровой Н.И. за 2018 год, поступившей в налоговый орган от налогового агента - МКУ «Управление МТО ОМС Кондинского района» административным ответчиком в 2018 году получен доход в сумме 755 490,83 рублей. Исчислен НДФЛ в сумме 98 214,00 руб., из них налог удержан и перечислен налоговым агентом в сумме 62 981,00 руб., сумма налога не удержанная налоговым агентом составляет 35 233,00 рубля. (л.д. 20).

Согласно п.1 ст.207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Пунктами 1, 5, 6 ст. 226 НК РФ установлено, что российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить НДФЛ.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.

Налоговые агенты - российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы налога в бюджет, как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за работников обособленного подразделения по месту нахождения этого подразделения, определяется исходя из дохода, подлежащего налогообложению, начисляемого и выплачиваемого таким работникам.

Пунктом 6 статьи 228 НК РФ установлено, что налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

Согласно пункту 1 статьи 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.

Формируя налоговое уведомление от 10.07.2019, налоговый орган исходил из справки о доходах Петровой Н.И., представленной налоговым агентом (л.д. 22).

Инспекцией заказным письмом по почте направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 , в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленные суммы налогов в установленные законом сроки. Факт направления уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправки заказных писем.

Административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогу на доходы физических лиц, в связи с чем, административным истцом в его адрес направлены требования об уплате налога на доходы физических лиц, пени.

Вместе с тем, обязанность по уплате недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год административным ответчиком не исполнена.

Кроме того, судом установлено, что Петрова Н.И. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

Положениями статей 45, 357, 360, 362, 363, 388, 397, 400, 405, 409 Налогового кодекса, Решением Думы Кондинского района от 16 сентября 2010 года № 1013 «О налоге на имущество физических лиц» регулируется порядок исчисления и уплаты имущественных налогов физических лиц.

Согласно имеющимся сведениям налогоплательщик имеет в собственности объекты налогового учета - квартиры.

В соответствии с приведенными выше нормами закона налоговым органом произведён расчёт налогов в отношении имущества налогоплательщика, подлежащего налогообложению.

Недоимка по налогу на имущество физических лиц за 2018 год составила 1 616 рублей 23 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год 72 рубля 62 копейки.

Инспекцией заказным письмом по почте направлено налоговое уведомление от 10.07.2019 , в котором сообщалось о необходимости уплатить исчисленные суммы налогов в установленные законом сроки. Факт направления уведомления в адрес налогоплательщика подтверждается реестром отправки заказных писем.

Административный ответчик не исполнил обязанность по уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц, в связи с чем, административным истцом в его адрес направлены требования об уплате налога на имущество физических лиц, пени.

Довод административного ответчика о том, что налог на доходы физических лиц за 2018 год с нее ранее был удержан, какими-либо доказательствами не подтвержден и опровергается справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2018 год от 25.02.2019.

Кроме того, судом установлено, что справка о доходах от 06 декабря 2018 года за 2018 год, представленная Петровой Н.И не является итоговой. Год еще не был завершен, и налоговым агентом была произведена корректировка доходов Петровой Н.И. и суммы налога. Петрова Н.И. подала заявление работодателю о перечислении ей всей суммы заработной платы, без вычета НДФЛ и ей была перечислена вся сумма без вычета НДФЛ.

Таким образом, у Петровой Н.И. имеется задолженность по уплате налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 35233 рубля.

Указанные обстоятельства, подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания.

Кроме того, суд установил, что налог на имущество физических лиц уплачен Петровой Н.И. 25.12.2018 за 2016 и 2017 годы. Налог на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1616, 23 рублей Петровой Н.И. не уплачен.

Таким образом, довод ответчика, что налог на имущество физических лиц она ранее уплатила и в настоящее время указанный налог с нее взыскивается повторно, суд находит необоснованным и не убедительным.

Расчет задолженности недоимки и пени, представленный Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре суд считает правильным. Ответчиком расчет недоимки и пени представлен не был.

Учитывая, что за ответчиком числится вышеуказанная задолженность по налогам и пени, суд приходит к выводу о взыскании указанной задолженности в полном объеме, принимая во внимание, что административным истцом не был пропущен срок обращения в суд, предусмотренный пунктом 3 статьи 48 НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Согласно пункту 1 статьи 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса начисляются пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае неуплаты причитающихся сумм налогов или сборов.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Суд полагает, что сумма недоимки и пени, подлежащая взысканию, рассчитана истцом правильно.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу закона на основании ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины.

В силу статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно статье 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Таким образом, с административного ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 351 рубль 36 копеек.

Руководствуясь статьями 175-180, 290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре удовлетворить полностью.

Взыскать с Петровой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, СССР, зарегистрированной и проживающей по адресу <адрес> - Югры в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре:

- недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 35 233 рубля;

- пени по налогу на доходы физических лиц за 2018 год в размере 1 456 рублей 89 копеек;

- недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 1 616 рублей 23 копейки;

- пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 72 рубля 62 копейки.

3. Взыскать с Петровой Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 351 рубль 36 копеек.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда <адрес> – Югры через Кондинский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения копии решения.

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий С.В. Ганин