ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1942/18 от 30.10.2018 Невинномысского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а -1942/2018

Решение

Именем Российской Федерации

30 октября 2018 года г. Невинномысск

Невинномысский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Жердевой Е.Л.,

при секретаре судебного заседания Петижевой А.Н.,

с участием административного истца Зурначян В.А. и ее представителя Петросян Ю.В. действующей на основании ордера,

представителя административного ответчика – Мирошниченко Н.А., действующей на основании доверенности,

заинтересованного лица Зурначян Р.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Зурначян Виктории Андреевны к администрации города Невинномысска о признании незаконным постановления администрации города Невинномысска от 10.08.2018 № 1103, которым ей и ее супругу было отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения их в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на основании п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ, об обязании администрации города Невинномысска Ставропольского края признать ее с составом семьи из 2-х человек нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и включить в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»,

УСТАНОВИЛ:

Зурначян В.А. обратилась в Невинномысский городской суд Ставропольского края с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого ссылаются на то, что постановлением администрации города Невинномысска от 10.08.2018 № 1103 ей и ее супругу отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы, на основании п.2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ. Считает, что расчет нуждаемости административным ответчиком был произведен неправильно.

При производстве расчета административный ответчик включил в расчет жилые помещения всех зарегистрированных граждан по месту регистрации ее супруга и по месту ее регистрации, что по мнению истца противоречит законодательству. С момента регистрации брака она с ФИО3 проживает на жилой площади, принадлежащей ее супругу, а именно в <адрес>, где ее супругу принадлежит 1/4 доля в праве собственности в жилом доме, площадь дома составляет 79,3 кв.м., следовательно 1/4 доля составляет 19,82 кв.м. У нее отсутствует на праве собственности какое либо недвижимое имущество. Считает, что администрацией города Невиномысска не подлежало включению в расчет нуждаемости, жилое помещение принадлежащее на праве собственности ее отцу, расположенное по адресу: <адрес>А, а также помещение принадлежащее на праве собственности ФИО5, матери ее супруга, 5/36 долей в жилом <адрес>, поскольку ни ее отец – ФИО10, ни мать супруга ФИО5 не являются членами ее семьи.

В судебном заседание Зурначян В.А. и ее представитель ФИО8 исковые требования поддержали в полном объеме, дополнительно пояснили, что с родителями Зурначян В.А. и ФИО3 совместно проживают по той причине, что не имеют иного жилого помещения в котором бы могли проживать отдельно, однако совместного хозяйства не веду. Коммунальные платежи оплачивают отдельно, хотя лицевые счета у них не разделены, отдельно питаются, на денежные средства, которые зарабатываются мужем. Доля мужа в занимаемом ими жилом помещение составляет всего 19,82 кв.м., что при разделе ее на членов их семьи составляет по 9,91 кв.м., что менее учетной нормы в 13 кв.м.

Представитель администрации города Невинномысска ФИО9 просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме ссылаясь на доводы возражений представленных в судебное заседание из которых следует, что исковое заявление Зуруначян В.А. не подлежит удовлетворению, на момент принятия администрацией решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в целях включения в число участников основного мероприятия момент «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с учетом всех жилых помещений подлежащих включению в расчет учетной нормы при расчете нуждаемости было установлено, что у Зурначян В.А. на одного человека приходится 15, 6 кв.м, что более учетной нормы площади жилого помещения приходящегося на одного человека, на территории <адрес> в размере 13 кв.м.

Заинтересованное лицо – ФИО12 просил исковые требования удовлетворить в полном объеме, дополнительно пояснив, что они с женой хотя и проживают в одном жилом доме вместе с родителями, однако ведут с ними раздельное хозяйство. Проживание на съемной квартире повлечет для их семьи финансовые затраты, произвести выдел его доли в праве и реализовать ее, для вложения в какое либо отдельное жилое помещение также не представляется возможным, в виду незначительности доли и нежелания других совладельцев реализовать жилое помещение.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) жилья.

Одним из основных принципов реализации данной подпрограммы является признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями подпрограммы.

В соответствии с пунктом 7 Правил утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации определено, что под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Думы города Невинномысска от 28.06.2006г. № 67-9 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ» утверждена учетная норма площади жилого помещения на территории города Невинномысска в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.

В судебном заседании установлено, что Зурначян В.А. 28.06.2018 на имя главы администрации города Невинномысска подано заявление о признании молодой семьи в составе 2 человек ФИО3 и Зурначан В.А. нуждающимися в жилом помещении для участия в основном мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Постановлением администрации <адрес> края от ДД.ММ.ГГГГ Зарнучян В.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с составом семьи 2 человека, оказано в признан нуждающимся в жилых помещений в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». При этом в постановлении и в пояснительной записке указано, что Зурначян В.А. составом семьи 2 человека, она и муж ФИО3 зарегистрирована в городе Невинномысске по <адрес>А, общей площадью 35,9 кв.м., где зарегистрировано 4 человека, ФИО3, зарегистрирован в городе Невинномысске, по адресу: <адрес>, общей площадью 79,3 кв.м. где зарегистрировано 6 человек. Обеспечены общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы.

Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состоит в зарегистрированном браке с ФИО3

Из материалов дела следует, что согласно домовой книги, имеющейся в материалах представленных в администрацию <адрес> при постановке на учет Зурначан В.А., по месту ее жительства по адресу: <адрес>, в жилом помещении зарегистрированы: ФИО2, которому на праве собственности принадлежит 1/4 жилого дома, ФИО3, которой на праве собственности принадлежит 1/4 жилого дома, ФИО4, которому на праве собственности принадлежит 1/4 жилого дома, ФИО5, которой на праве собственности принадлежит 1/4 жилого дома, ФИО6.

Зурначян В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию города Невинномысска с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении для участия в основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» с составом семью два человека (она и супруг).

Решением ответчика от 10.08.2018 № 1103 Зурначян В.А. отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей», при этом администрация исходил из того, что у Зурначян В.А. и ее семьи обеспеченность общей площадью жилых помещений на одного члена семьи более учетной нормы.

В расчет доли обеспеченности, согласно постановления учтены: жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>, дом, 6А, общей площадью 35,9 кв.м., в котором зарегистрированы 4 человека, в том числе и Зурначян В.А.; жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>, дом. 53, общей площадью 79,3 кв.м., в котором зарегистрировано 6 человек, в том числе супруг истицы ФИО3; согласно пояснительной записки жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>, общей площадью 72,8 кв.м., в котором на праве собственности принадлежит 5/36 долей ФИО15 и зарегистрировано 2 человека.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу о незаконности действий ответчика, отказавшего заявителю в признании его нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку по мнению суда в нарушение требований пункта 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 7 Правил реализации подпрогарммы при определении нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий орган местного самоуправления необоснованно включил в расчет жилые помещения не принадлежащие членам семьи заявителя и произвел расчет исходя из количества членов семьи – 12 человек.

В соответствии с п.1 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Из пояснений представителя администрации города Невинномысска и постановления главы администрации <адрес> следует, что при рассмотрении вопроса о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении учитывались члены семьи ФИО1, в том числе она, ее супруг – ФИО3, отец супруга ФИО16, мать супруга ФИО5, сестра супруга ФИО3, дедушка супруга ФИО6, фактически проживающие по адресу: <адрес>, родственники ФИО1ФИО17 (мать), ФИО18 (брат) и ФИО10 (отец) в составе 3 человек зарегистрированные по адресу: <адрес>, а также учтена жилая площадь принадлежащая на праве долевой собственности матери супруга на которой зарегистрировано 2 человека.

В силу ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Вместе с тем, супругу истца ФИО3 на праве собственности принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>, общей площадью 79, 3 кв.м.

По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии иных жилых помещений в собственности истца и ее супруга не имеется и в пределах 5 – летнего срока, предшествующего обращение с заявлением в администрацию <адрес> не имелось, нанимателями жилого помещения по договору социального найма истец и ее супруг не являются.

Из пояснений ФИО16, ФИО5, представленных в судебное заседание следует, что истица и ее супруг, совместного хозяйства с семьей ФИО21 не ведут, у истца отдельная семья, и членами семьи ФИО21 она и ее супруг не являются. При этом сам по себе факт проживания вместе с родителями супруга не свидетельствует о признании истицы членом семьи 3/4 долей собственников жилого помещения, расположенного по адресу: СК, <адрес>, .

Факт проживания Зурначян В.А. составом семьи она и супруг, подтверждается исследованными в судебном заседании доказательствами. Доказательств, того, что истица и ее супруг в настоящее время являются членами семьи ФИО21 в материалах дела не имеется, как и не представлено в суд доказательств, что Зурначян В.А. и ее супруг в отношении жилых помещений учтенных администрацией <адрес> при расчете учетной нормы, приобрели права пользования учтенными жилыми помещениями.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что в состав «молодой семьи» для целей участия в основном мероприятие «Обеспечение жильем молодых семей» учету подлежит только принадлежащая на праве собственности доля супруга на жилое помещение, расположенное по адресу: СК, <адрес>, , а расчет производится из количества членов семьи – 2 человека. При таком положении уровень обеспеченности семьи истца составит менее учетной нормы – 9, 91 кв.м. (19.8 кв.м. : 2).

Исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств суд приходит к выводу о том, что администрацией <адрес> произведен неправильный расчет определения нуждаемости семьи Зурначян В.А. в жилом помещений, а именно необоснованно учтена жилая площадь, расположенная по адресу: <адрес>, в размере 3/4 долей принадлежащая на праве собственности ФИО16, ФИО3, ФИО5, а также жилая площадь, расположенная по адресу: СК, <адрес> жилая площадь по адресу: <адрес>, принадлежащая на праве собственности в размере 2/5 долей ФИО10, которые на момент разрешения вопроса о постановке Зарначян В.А. на учет нуждающихся в жилых помещениях не должны были учитываться как ее члены семьи и как и жилая площадь принадлежащая им на праве собственности, что привело к необоснованному выводу об обеспеченности семьи Зурначян В.А. жилым помещением по норме жилой площадью.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о неправомерном отказе Зурначян В.А. в признании ее нуждающейся в жилых помещениях в целях включения ее и ее супруга в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В части требований о возложении обязанности на администрацию города Невинномысска включить Зурначян В.А. в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» суд считает необходимым отказать, поскольку не может подменять органы, на которые законом возложена обязанность принимать соответствующие решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 227 п.2 ч.2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Зурначян Виктории Андреевны к администрации города Невинномысска удовлетворить частично.

Признать незаконным постановление администрации города Невинномысска постановления администрации города Невинномысска от 10.08.2018 № 1103, которым ей и ее супругу было отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях в целях включения их в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Обязать администрацию города Невинномысска Ставропольского края разрешить вопрос о признании Зурначян В.А. с составом семьи из 2-х человек нуждающимися в жилых помещениях в целях включения в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и включить в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

В удовлетворении искового требования о включении Зурначян В.А. в число участников основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Невинномысский городской суд в течение одного месяца.

Судья Е.Л. Жердева