ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1943/2016 от 23.03.2016 Ленинскогого районного суда г. Ростова-на-Дону (Ростовская область)

№ 2а-2294/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 марта 2016 года г. Ростов-на-Дону

Ленинский районный суд города Ростова-на-Дону в составе:

Председательствующего судьи Лепетюх А.В.,

при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Прокурора г. Ростова-на-Дону к административному ответчику – Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо– Департамент ЖКХ г. Ростова-на-Дону об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта ссылаясь на следующие обстоятельства. Постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 г. № 794 утвержден административный регламент № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в которое в марте 2015 года внесены изменения. Однако соответствующие изменения не внесены в Административный регламент, в связи с чем он стал противоречить требованиям федерального законодательства. Так, согласно абз. 2 п. 1.2.5 Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является, в том числе, решение (в виде заключения) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания. В соответствии с п. 3.1.1 Регламента муниципальная услуга «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного лома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - предоставляется в течение 30 дней с даты регистрации заявления и состоит из ряда процедур. Согласно абзацу 2 пункта 3.4 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, получение заявителем решения (в виде заключения) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания. Пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 стоящего Положения. По результатам работы комиссия принимает соответствующее решение о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания, для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции или сносу и т.д., а не о признании помещения непригодным для проживания, признания Согласно абзацу 2 пункта 3.1.2 Регламента подготовку, согласование и выпуск проекта постановления Администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляет Департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону в течение 30 рабочих дней от даты принятия Комиссией решения (в виде заключения). В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Таким образом, истечение 30-дневного срока начинается с момента получения заключения, а не с момента принятия решения. Кроме того, указанный срок исчисляется в календарных днях, а не в рабочих. Также исчисление срока в рабочих днях предусмотрено и в абзаце 4 пункта 3.1.2 Регламента, в соответствии с которым заключение городской межведомственной комиссии и копия постановления Администрации города дается заявителю в течение 5 рабочих дней от даты принятия постановления Администрации города. Аналогичные требования содержатся в п. 8 Стандарта, являющегося приложением 1 к Регламенту. Указанное противоречит пункту 51 Положения, которым определено, что комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного п. 49 Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома. Исчисление срока в рабочих днях приводит к его увеличению по сравнению со сроками, указанными Правительством РФ. Прокурором г. Ростова-на-Дону 17.08.2015 принесен протест на оспариваемые положения Регламента, по результатам рассмотрения которого в адрес прокуратуры города поступило письмо департамента жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону от 27.08.2015 № 59-62-4561 о согласии с требованиями прокурора и подготовкой проекта постановления по внесению изменений в рассматриваемый Регламент, однако до настоящего времени, в течение более чем 5 месяцев, изменения в оспариваемый нормативный правовой акт не внесены. На основании изложенного, просит признать недействующим абзац 2 пункта 1.2.5, пункт 3.1.1, абзац 2 и 4 пункта 3.1.2, абзац 2 пункта 3.4 Административного регламента № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 № 794, со дня вступления решения суда в законную силу; признать недействующим пункт 8 Стандарта, являющегося приложением 1 к Административному регламенту № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 г. № 794, со дня вступления решения суда в законную силу.

Явившаяся в судебное заседание помощник прокурора г. Ростова-на-Дону Мартынюк О.В. исковые требования поддержала, просила удовлетворить, дав пояснения, аналогичные изложенным в иске.

Представитель административного ответчика Администрации г. Ростова-на-Дону Дородницина Т.А. сообщила о том, что в настоящее время проводится процедура по приведению Административного регламента № АР-212-01 с требованиями действующего законодательства, подготовлен проект постановления Администрации города, в ближайшее время процедура будет завершена, в связи с чем просила отказать в удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица Департамента ЖКХ г. Ростова-на-Дону Макарова А.Г. доводы представителя административного ответчика поддержала, просила в удовлетворении иска отказать.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено судом, постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 № 794 утвержден Административный регламент № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции». Текст документа опубликован в издании «Ростов Официальный», № 38, 19.09.2012.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 утверждено «Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», в которое в марте 2015 года внесены изменения.

Однако соответствующие изменения не внесены в Административный регламент № АР-212-01, в связи с чем он стал противоречить требованиям федерального законодательства.

Согласно абзацу 2 пункта 1.2.5 Регламента результатом исполнения муниципальной услуги является, в том числе, решение (в виде заключения) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

В соответствии с п. 3.1.1 Регламента муниципальная услуга «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» - предоставляется в течение 30 дней с даты регистрации заявления и состоит, в том числе, из следующих процедур: принятие решения городской межведомственной комиссией: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и признании его непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; об отложении рассмотрения материалов и необходимости: привлечения экспертов проектно-изыскательских организаций; необходимость выполнения мероприятий по установке инструментального контроля (инструментально-геодезическое наблюдение) за техническим состоянием МКД; необходимость проведения дополнительного обследования и составление акта обследования помещения (в случае принятия решения комиссией о проведении дополнительного обследования или представления дополнительных документов на заседание городской межведомственной комиссии, срок принятия решения комиссии приостанавливается до 30 рабочих дней); составления заключения и акта обследования и его подписания; повторного заседания городской межведомственной комиссии.

Согласно абзацу 2 пункта 3.4 Регламента результатом предоставления муниципальной услуги является, в том числе, получение заявителем решения (в виде заключения) о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 стоящего Положения.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в стоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (п. 47 Положения).

В соответствии со ст. 190 ГК РФ установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Наличие в муниципальном правовом акте положений, позволяющих неоднозначно трактовать результат и сроки предоставления муниципальной услуги, недопустимо, поскольку может препятствовать своевременному признанию жилых помещений аварийными и дальнейшей реализации гражданами, проживающими в таких помещениях, своих прав, предусмотренных жилищным законодательством, а также является коррупциогенным фактором, предусмотренным пп. «д» п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Так, согласно абзацу 2 пункта 3.1.2 Регламента подготовку, согласование и выпуск проекта постановления Администрации города о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляет Департамент ЖКХ и энергетики города Ростова-на-Дону в течение 30 рабочих дней от даты принятия Комиссией решения (в виде заключения).

В соответствии с п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым п. 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, истечение 30-дневного срока начинается с момента получения заключения, а не с момента принятия решения. Кроме того, указанный срок исчисляется в календарных днях, а не в рабочих.

Также исчисление срока в рабочих днях предусмотрено и в абзаце 4 пункта 3.1.2 Регламента, в соответствии с которым заключение городской межведомственной комиссии и копия постановления Администрации города дается заявителю в течение 5 рабочих дней от даты принятия постановления. Администрации города. Аналогичные требования содержатся в п. 8 Стандарта, являющегося приложением 1 к Регламенту.

Указанное противоречит пункту 51 Положения, которым определено, что комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного п. 49 Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.

Таким образом, исчисление срока в рабочих днях приводит к его увеличению по сравнению со сроками, указанными Правительством РФ.

Не смотря на то, что Прокурором г. Ростова-на-Дону 17.08.2015 г. принесен протест на оспариваемые положения Регламента, по результатам рассмотрения которого в адрес прокуратуры города поступило письмо департамента жилищно-коммунального хозяйства города Ростова-на-Дону от 27.08.2015 № 59-62-4561 о согласии с требованиями прокурора и подготовкой проекта постановления по внесению изменений в рассматриваемый Регламент, до настоящего времени изменения в оспариваемый нормативный правовой акт не внесены.

Согласно части 3 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части в суд может обратиться прокурор в пределах своей компетенции, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушает их компетенцию или права, свободы и законные интересы граждан.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в постановлениях от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 11 ноября 2003 г. N 16-П и от 21 января 2010 г. N 1-П, правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; напротив, неопределенность правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд, проверяя оспариваемый акт, должен выяснять, являются ли его предписания определенными. Если оспариваемый акт вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу о необходимости признания недействующими абз. 2 п. 1.2.5, п. 3.1.1, абз. 2 и 4 п. 3.1.2, абз. 2 п. 3.4 Административного регламента № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 № 794; п. 8 Стандарта, являющегося приложением 1 к Административному регламенту № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 г. № 794, ввиду противоречия его требованиям нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 27 января 2004 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 части первой статьи 27, частей первой, второй и четвертой статьи 251, частей второй и третьей статьи 253 ГПК РФ в связи с запросом Правительства Российской Федерации", решение суда, которым нормативный акт признан противоречащим федеральному закону, не является подтверждением недействительности нормативного акта, его отмены самим судом, тем более лишения его юридической силы с момента издания, а означает лишь признание его недействующим и, следовательно, с момента вступления решения суда в силу не подлежащим применению.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

При определении момента, с какого оспариваемые нормы должны быть признаны недействующими, суд принимает во внимание правовую позицию, высказанную в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 2004 года № 1-П, и считает необходимым признать нормативный правовой акт недействующим в части со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с частью 4 ст. 215 КАС РФ, ст. 35 Закона РФ «О средствах массовой информации» решение суда в части признания нормативного правового акта недействующим, либо сообщение о таком решении должно быть бесплатно опубликовано в средстве массовой информации - издании «Ростов Официальный» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 208, 215 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Прокурора г. Ростова-на-Дону к административному ответчику – Администрации г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо – Департамент ЖКХ г. Ростова-на-Дону об оспаривании отдельных положений нормативно-правового акта, - удовлетворить.

Признать недействующим абзац 2 пункта 1.2.5, пункт 3.1.1, абзац 2 и 4 пункта 3.1.2, абзац 2 пункта 3.4 Административного регламента № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 № 794, со дня вступления решения суда в законную силу.

Признать недействующим пункт 8 Стандарта, являющегося приложением 1 к Административному регламенту № АР-212-01 муниципальной услуги «Признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного постановлением администрации г. Ростова-на-Дону от 17.09.2012 г. № 794, со дня вступления решения суда в законную силу.

По вступлении решения в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в средстве массовой информации - издании «Ростов Официальный» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда необходимо сообщить административному истцу и суду в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Ленинский районный суд г.Ростова-на-Дону в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Решение в окончательной форме изготовлено 28 марта 2016 года.

Судья Лепетюх А.В.