УИД 74RS0030-01-2023-001995-98
Административное дело № 2а- 1943/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 июля 2023 года г. Магнитогорск
Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего Исаевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Правобережного района г. Магнитогорска Химоверова И.Д.
при секретаре Челмаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Начало» к администрации города Магнитогорска о признании недействующим постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области № 14531-П от 24 декабря 2021 «Об установлении платы за жилое помещение» в части,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Начало» (далее -ООО «УК «Начало») обратилось в суд с административным иском к администрации г. Магнитогорска, с учетом уточнений просило признать недействующим постановление администрации города Магнитогорска Челябинской области № 14531-П от 24 декабря 2021 года «Об установлении платы за жилое помещение» в части применения понижающего коэффициента 0,9, не учитывающего в рассчитанных тарифах за жилое помещение построенные в поселке «Зеленая Долина» г. Магнитогорска по утвержденному проекту тип многоквартирных домов, имеющих все виды благоустройства по шоссе Западное, дома 95, 97, 99, 101, 103, 105, 107, 109, 111, 113.
В обоснование административного иска указано, что вышеуказанным постановлением с 01 января 2022 года установлена плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Приложение № 2 к постановлению об утверждении понижающих коэффициентов потребительских качеств жилого помещения для определения платы за услуги по содержанию жилого помещения - к дому без одного вида благоустройства коэффициент 0,9, не учитывает наличие в многоквартирных домах поселка «Зеленая Долина» установленного по утвержденному проекту централизованного газового котла, используемого жильцами для подогрева и отопления жилых помещений.
Представитель административного истца ООО «УК «Начало» Синицких П.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска Гливицкая В.О., действующая на основании доверенности от 22 мая 2023 года, требования не признала, представила письменный отзыв, в котором ссылается на положения Приказа Минстроя России № 668/пр от 27 сентября 2016 года, в котором размер платы за жилое помещение устанавливается с использованием коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, месторасположения дома, в соответствии с которым было принято оспариваемое постановление, отказ в удовлетворении требований ООО «УК «Начало» к Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» о признании незаконным решения.
Представитель третьего лица Главное управление «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» в судебном заседании при надлежащем извещении участия не принимал.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, суд приходит к выводу об отказе удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО «УК «Начало» осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории муниципального образования город Магнитогорск.
В управлении административного истца находятся дома, собственники жилых помещений которых не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
Администрацией г. Магнитогорска Челябинской области принято постановление от 14581-П от 25 декабря 2021 «Об установлении платы за жилое помещение», согласно которому с 01 января 20232 года установлена плата за жилое помещение для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда; собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом; собственников жилых помещений, которые на общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения (приложение).
Пунктом № 1 приложения № 2 к данному постановлению установлен коэффициент потребительских качеств жилого помещения для определения платы за услуги по содержанию жилого помещения для многоквартирного дома без одного вида благоустройства 0,9. Как следует из примечания, под видом благоустройства понимается наличие внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования многоквартирного дома, используемых для предоставления потребителям коммунальных услуг (холодное водоснабжение, водоотведение, отопление).
При разрешении заявленных требований по существу применительно к положениям пункта 2 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
При этом обязанность доказывания названных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», далее - Закон № 131-ФЗ).
Правоотношения, возникающие в сфере внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги относятся к предмету регулирования жилищного законодательства (пункт 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, осуществляя право пользования жилым помещением и право получения коммунальных услуг надлежащего качества, несут обязанность по своевременной и полной оплате жилого помещения и предоставленных коммунальных услуг.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с указанными федеральными законами.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с названным Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (часть 7 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за пользование жилым помещением (платы за наем), платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований). Плата за наем устанавливается в соответствии с методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления (ч. 13 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).
Проанализировав исследованные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий органа местного самоуправления с соблюдением порядка и процедуры его принятия.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Причиной обращения ООО «УК «Начало» с вышеуказанным административным исковым заявлением явилось толкование Государственным учреждением «Главное управление жилищной инспекции Челябинской области» оспариваемого постановления в части применения понижающего коэффициента, вынесение решения 10 июня 2022 года о возложении на ООО «УК «Начало» осуществить перерасчет с применением понижающего коэффициента 0,9 ввиду ненадлежащих потребительских качестве жилого помещения в МКД, имеющих не все виды благоустройства.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 02 марта 2023 года, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого Арбитражного Апелляционного суда от 09 июня 2023 года в удовлетворении требований ООО «УК «Начало» к ГУ «ГЖИ Челябинской области» о признании незаконным и отмене решения, выраженного в письме от 10 июня 2022 года № 13750 отказано. При этом судами установлено, что при проведении проверки инспекцией на основании информации администрации г.Магнитогорска и информации по объектам недвижимости Федеральноу службы государственной регистрации, кадастра и картографии объекты по адресам: Челябинская область, г.Магнитогорск, ш. Западное, д. 95, 105, 107 зарегистрированы как многоквартирные дома. Собственниками помещений не приняты решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения. Указанные дома не имеют централизованного горячего водоснабжения, при этом оборудованы тепловым пунктом (бойлер), входящим в состав общедомового имущества, посредством которого для нужд дома приготавливается горячая вода. Поскольку суд пришел к выводу, что в спорных многоквартирных домах отсутствует централизованное горячее водоснабжение, необходимо оплату рассчитывать с применением понижающего коэффициента 0,9 ввиду ненадлежащих потребительских качеств жилого помещения в МКД, имеющих не все виды благоустройства, а ООО «УК «Начало» неверно толкует постановление администрации г.Магнитогорска «Об установлении платы за жилое помещение» № 14581-П от 24 декабря 2021 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Предельные индексы изменения размера платы за содержание жилого помещения в указанных случаях определяются органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) в соответствии с указанными методическими рекомендациями.
Согласно части 1 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Относя к полномочиям органа местного самоуправления определение размера платы за содержание жилого помещения, федеральный законодатель конкретной методики определения данной платы не установил.
Вместе с тем, частью 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что при определении размера данной платы орган местного самоуправления должен учитывать рекомендации, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Такие методические рекомендации по установлению размера платы за пользование жилым помещением для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда утверждены приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 668/пр от 27 сентября 2016 года (далее - Методические рекомендации № 668/пр).
Согласно пунктам 4.1, 4.4 данных методических рекомендаций Размер платы за наем жилого помещения устанавливается с использованием коэффициента, характеризующего качество и благоустройство жилого помещения, месторасположение дома.
Число параметров оценки потребительских свойств жилья, значения коэффициентов по каждому из этих параметров определяются положениями о расчете размера платы за наем жилого помещения, утверждаемыми органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21 апреля 2011 года № 522-О-О, установление органами местного самоуправления размера платы и содержание и ремонт жилого помещения направлено на обеспечение надлежащего функционирования жилищно-коммунального хозяйства и не предполагает возможности принятия произвольных решений данными органами, которые при реализации указанного полномочия должны руководствоваться критериями пропорциональности и соразмерности с целью соблюдения баланса интересов участников жилищных отношений.
В силу предписания части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик, кроме соблюдения процедуры принятия и введения в действие нормативного правового акта, должен доказать, что установленный размер платы соответствует требованиям законодательства и является экономически обоснованным.
Размер платы за содержание жилого помещения на 2022 год, как следует из заключения начальника отдела анализа учреждений бюджетного сектора и тарифной политики администрации г.Магнитогорска, определен согласно Методических рекомендаций по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 06 апреля 2018 № 213/пр.
В соответствии с указанным пунктом Методических рекомендаций размер платы за содержание жилого помещения рекомендуется определять исходя из Минимального перечня без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Учитывая, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области суда многоквартирные дома, оборудованные газовым котлом, используемым жильцами для подогрева воды и отопления жилого помещения, отнесены к домам, имеющим не все виды благоустройства (отсутствует горячее водоснабжение), а указание в оспариваемом постановлении понижающего коэффициента потребительских качеств жилого помещения подлежит толкованию при его применении, сам по себе пункт 1 Приложения № 2 постановления администрации г. Магнитогорска № 14581-П от 24 декабря 2021 года в части того, что не учитывает постренные в поселке «Зеленая Долина» тип многоквартирных домов не может быть признан недействующим, в связи с чем основания для удовлетворения требований ООО «УК «Начало» отсутствует.
Руководствуясь ст.ст. 175-178, 293-294, 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Начало» (ИНН к администрации города Магнитогорска о признании недействующим постановления администрации г. Магнитогорска Челябинской области № 14531-П от 24 декабря 2021 «Об установлении платы за жилое помещение» в части отказать.
Решение может быть обжаловано в административную коллегию Челябинского областного суда через Правобережный районный суд г. Магнитогорска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 09 августа 2023 года.