ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1944/2021 от 20.12.2021 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

УИД 19RS0002-01-2021-003242-57 Дело № 2а-1944/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 декабря 2021 года г. Черногорск

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего Дмитриенко Д.М.,

при секретаре Бойко А.В.,

с участием старшего помощника прокурора г. Черногорска Фетисовой О.Н.,

представителя Администрации г. Черногорска Кульпиной И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г. Черногорска об оспаривании постановлений о признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Черногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился с указанным административным исковым заявлением к Администрации г. Черногорска, просил:

- признать незаконными в части установленного срока отселения и сноса постановления администрации г. Черногорска от 13.09.2019 № 2316-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу», от 27.12.2019 № 3353-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу», от 28.09.2020 № 1865-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу», от 06.09.2021 № 1946-П «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу»;

- возложить на Администрацию г. Черногорска обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и установить срок расселения и сноса многоквартирных домов, расположенных по адресам: ***, в первом полугодии 2022 года.

Исковые требования мотивированы тем, что в рамках осуществления надзорной деятельности по недопущению нарушения жилищных прав граждан в деятельности Администрации г. Черногорска выявлены нарушения закона, влекущие угрозу жизни здоровью неопределенного круга лиц. Установлено, что на территории города имеется 6 многоквартирных домов, признанных аварийными и не включенными в Региональную адресную программу «переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2019-2023 годах», мер к расселению из которых ответчиком не принимается. Так, решением межведомственной комиссии о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом на территории муниципального образования г. Черногорск (далее – межведомственная комиссия) от 16.08.2019 многоквартирные жилые ****** признаны аварийными. Постановлением Администрации г. Черногорска от 13.02.2019 № 2316-п для собственников и нанимателей жилых помещений установлен срок отселения из аварийных домов – 16.08.2024, срок сноса – 16.09.2024.

Постановлением Администрации г. Черногорска от 27.12.2019 № 3353-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» *** признан аварийным, установлен срок расселения – до 01.12.2024, срок сноса – до 31.12.2024.

Решением межведомственной комиссии от 04.09.2020 жилой дом по адресу: ***, признан аварийным. Постановлением Администрации города от 28.09.2020 № 1865-П жилой дом признан аварийным, установлен срок отселения жителей до 04.08.2023, срок сноса дома до 04.09.2023.

Решением межведомственной комиссии 16.08.2021 рассмотрен вопрос о признании аварийным еще одного объекта - жилого *** Постановлением Администрации города от 06.09.2021 № 1946-П жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения - 16.02.2022, срок сноса - 16.09.2024.

Жилые помещения и конструктивные элементы жилых домов длительное время находятся в неудовлетворительном техническом состоянии, подвергаются дальнейшему разрушению.

По мнению прокурора, срок отселения граждан из указанных домов установлен без учета их опасности для здоровья и жизни людей, проживающих в аварийных домах, а также неопределенного круга лиц и времени, необходимого для проведения мероприятий, предшествующих отселению жильцов, без учета возможности наступления последствий, которые приведут к прекращению существования домов как объектов недвижимости, нарушению прав жильцов, в том числе на выкуп жилых помещений. Установленные сроки для отселения и сноса являются необоснованными и неразумными ввиду их длительности.

Учитывая, что аварийные дома представляют реальную угрозу для неопределенного круга лиц в связи с вероятностью их обрушения, прокуратурой г. Черногорска Главе города 03.08.2021 внесено представление с указанием на необходимость принять меры к расселению граждан, продолжающих проживать в аварийных жилых домах. Между тем, до настоящего времени никаких мер не принято.

Негативными последствиями бездействия Администрации города является несоблюдение прав и законных интересов жильцов аварийных домов на безопасные условия проживания, а также неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, поскольку наличие объектов в условиях продолжающегося разрушения конструктивных элементов может привести к получению телесных повреждений, причинению ущерба. Данные обстоятельства подтверждаются заключениями экспертных организаций. В качестве правового обоснования своих требований прокурор г. Черногорска ссылается на положения ст.ст. 40, 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 1, 2, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, п.п. 6, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 2 ст. 1, ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», ст.ст. 12, 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Черногорска Фетисова О.Н. поддержала заявление прокурора г. Черногорска об отказе от требования о признании незаконным в части установленного срока отселения и сноса постановлением Администрации г. Черногорска от 27.12.2019 № 3353-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу», в остальной части требования поддержала и просила:

- признать незаконными в части в части установленного срока отселения и сноса постановления администрации г. Черногорска от 13.09.2019 № 2316-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу», от 28.09.2020 № 1865-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу», от 06.09.2021 № 1946-П «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу»;

- возложить на Администрацию г. Черногорска обязанность в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения и установить срок расселения и сноса многоквартирных домов, расположенных по адресам: *** в первом полугодии 2022 года.

Определением суда от 20.12.2021 производство по делу в части требований прокурора г. Черногорска о признании незаконным в части установленного срока отселения и сноса постановления Администрации г. Черногорска от 27.12.2019 № 3353-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» прекращено на основании ч. 2 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ).

По существу требований старший помощник прокурора г. Черногорска Фетисова О.Н. пояснила, что об оспариваемых постановлениях прокурору г. Черногорска стало известно при проведении проверки по жалобе жительницы одного из аварийных домов, опубликованной в средствах массовой информации, в связи с чем полагала срок на обжалование постановлений не пропущенным. Указала, что оспариваемые постановления нарушают права граждан, проживающих в аварийных домах, поскольку состояние данных жилых домов влечет за собой угрозу жизни и здоровья жильцов.

Представитель Администрации г. Черногорска Кульпина И.Г. в судебном заседании против удовлетворения иска возражала, пояснила, что сведений об опубликовании оспариваемых постановлений не имеется, однако они были размещены в сети Интернет на официальном сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Аварийный фонд» – «Программа 2019-2025 гг.». Поскольку постановления находились в открытом доступе, срок на их оспаривание прокурором г. Черногорска пропущен. Пояснила, что во всех спорных домах проживают граждане.

В письменных возражениях на административное исковое заявление представитель Администрации г. Черногорска Соломачев Э.Ю. выражает несогласие с заявленными требованиями, поскольку конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов аварийного дома, а собственникам необходимо снести этот дом, действующим законодательством не установлены. При определении критериев разумности Администрация г. Черногорска исходила из того, что в установленный период собственниками может быть реализовано право на проведение капитального ремонта, реконструкции, сноса и возведения нового жилья. Установление разумного срока зависит от обстоятельств, связанных со сносом конкретного многоквартирного дома, при этом срок должен являться достаточным не только для принятия собственниками решения о самостоятельном сносе аварийного дома, но и для фактического осуществления данного мероприятия. Поскольку вышеуказанные мероприятия являются затратными по времени и объему финансирования, было принято решение об установлении сроков сноса и отселения в течение 3-х лет. Прокурором не указано, какие права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц нарушают оспариваемые постановления, каким нормативным правовым актам они противоречат и какие препятствия создают к осуществлению гражданами своих прав и свобод. Доводы прокурора г. Черногорска являются необоснованными, поскольку сроки отселения и сноса домов, установленные оспариваемыми постановлениями, не устанавливают обязанность граждан совершать действия по отселению и сносу именно в последний день этого срока, указанный в постановлениях. Данные действия должны быть совершены в любой день до указанной в постановлении даты, при этом необходимо соблюдение требований ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации, устанавливающей порядок осуществления сноса объекта капитального строительства. Кроме того, установленные сроки не лишают граждан возможности самостоятельно принять меры к защите своих прав путем обращения в орган местного самоуправления с заявлением и соответствующими документами в части выкупа жилого помещения или предоставления жилого помещения взамен аварийного, в том числе и в судебном порядке. Кроме того, частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что именно собственники дома обязаны принять меры к сносу дома к установленному органом местного самоуправления сроку, тем самым не допуская его разрушение и создание угрозы для здоровья граждан, а в случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и, соответственно, изъятию подлежит каждое жилое помещение в указанном доме. Понуждение Администрации г. Черногорска к совершению действий, связанных с установлением срока отселения и сноса многоквартирных домов в первом полугодии 2022 года, является ограничением права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных ему полномочий и нарушает установленный ст. 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, заключениями межведомственной комиссии от 16.08.2019 многоквартирные жилые *** признаны аварийными.

Постановлением Администрации г. Черногорска от 13.02.2019 № 2316-п для собственников и нанимателей жилых помещений установлен срок отселения из аварийных домов – 16.08.2024, срок сноса – 16.09.2024.

Постановлением Администрации г. Черногорска от 27.12.2019 № 3353-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» *** признан аварийным, установлен срок расселения – до 01.12.2024, срок сноса – до 31.12.2024.

Решением межведомственной комиссии от 04.09.2020 жилой дом по адресу: *** признан аварийным. Постановлением Администрации города от 28.09.2020 № 1865-П жилой дом признан аварийным, установлен срок отселения жителей до 04.08.2023, срок сноса дома до 04.09.2023.

Решением межведомственной комиссии 16.08.2021 рассмотрен вопрос о признании аварийным еще одного объекта - ***

Постановлением Администрации города от 06.09.2021 № 1946-П жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу, установлен срок отселения - 16.02.2022, срок сноса - 16.09.2024.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В силу части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение № 47) основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.В силу п. 34 Положения № 47 основанием для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является аварийное техническое состояние его несущих строительных конструкций (конструкции) или многоквартирного дома в целом, характеризующееся их разрушением либо повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения многоквартирного дома, и (или) кренами, которые могут вызвать потерю устойчивости многоквартирного дома. В случае если многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, жилые помещения, расположенные в таком многоквартирном доме, являются непригодными для проживания.

Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Из приведенных положений следует, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения из него физических лиц является компетенцией органа местного самоуправления, при этом законодателем установлено требование о том, что сроки отселения жильцов из аварийного и подлежащего сносу или реконструкции дома должны отвечать требованиям разумности.

Согласно правовой позиции, изложенной в абзаце втором пункта 3 мотивировочной части Определения Конституционного Суда РФ от 3 ноября 2009 года N 1368-О-О, в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносного воздействия факторов среды обитания, представляющих особую опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан.

Согласно заключению от 30.06.2021 по техническому обследованию многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ***, выполненному индивидуальным предпринимателем Р.Ю.Н., строительные конструкции жилого дома достигли ветхого состояния. Физический износ строительных конструкций и инженерного оборудования в процессе эксплуатации здания в целом составляет 69,6 %. Фундаменты, перекрытия, наружные стены, кровля, полы и иные элементы здания находятся в аварийном техническом состоянии.

Из технического заключения по обследованию конструкций многоквартирного жилого дома по адресу: ***, выполненного ООО «Проектное бюро «***», следует, что техническое состояние жилого дома является аварийным, процент износа несущих конструкций на момент обследования (03.06.2019) составляет более 70 %. Из-за деформации несущих конструкций (стены, перекрытие и т.д.) существует вероятность обрушения всего здания. Необходимо исключить пребывание людей в аварийном жилом доме до наступления отопительного периода.

Согласно выполненному ГУП РХ "Управление технической инвентаризации" заключению № 004-020-2013 от 30.03.2013 о техническом состоянии объекта недвижимости, расположенного по адресу: ***, данный жилой дом находится в эксплуатации более 80 лет, основные строительные конструкции находятся в ветхом состоянии, перекрытие утратило расчетную прочность, электропроводка находится в пожароопасном состоянии, требования безопасности пребывания людей в жилых помещениям не соблюдаются.

Из технического заключения № 52Н/53Н-18ТЗ по результатам обследования технического состояния жилого дома, расположенного по адресу: г. Черногорск, ***, выполненного ООО «***», следует, что здание жилого дома, имеющее выпучивание внутренних несущих стен, превышающее ? толщины стены, находится в аварийном состоянии, существует опасность обрушения наружной стены.

Согласно техническому заключению от *** по обследованию строительных конструкций жилого дома от ***, выполненному индивидуальным предпринимателем Р.Ю.Н., физический износ многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ******, составляет 72 %. Общее техническое состояние части фундаментов, отмостки, части несущих стен, части кровли оценивается как аварийное. Существует угроза обрушения перекрытия в квартирах №***.

Указанные выше заключения подтверждают доводы прокурора о нахождении многоквартирных жилых домов в аварийном состоянии, несущем угрозу жизни и здоровью как проживающих в них лиц, так и неограниченному кругу лиц, не являющихся жильцами указанных многоквартирных домов.

В абзаце втором пункта 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Приведенные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации подтверждают, что обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан является одной из задач (муниципальных нужд) органа местного самоуправления.

Разумный срок является оценочной категорией, практическое применение которой должно учитывать не только фактическую и правовую ситуацию состояния дома, но и ряд обстоятельств, касающихся оснований получения такого статуса, последствий его приобретения. Срок отселения граждан должен быть определен исходя из фактического состояния дома, сопряженного с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан.

Следовательно, сроки отселения и сноса многоквартирных жилых домов, расположенных в г. Черногорске по адресам: ***; ***; ***; ***; ***, подлежали установлению с учетом указанных выше обстоятельств, которые органом местного самоуправления во внимание приняты не были.

Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих данный вывод, либо иных доказательств в обоснование своей позиции Администрацией г. Черногорска в материалы административного дела не представлено.

Между тем, в силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).

Суд отмечает, что Администрацией г. Черногорска не представлено каких-либо обоснованных доводов и пояснений относительно того, почему при условии нахождения всех спорных 5-и многоквартирных жилых домов в аварийном состоянии, угрожающем жизни и безопасности проживающих в них граждан и иных лиц, в отношении некоторых домов срок отселения установлен в пределах 6-ти месяцев (***), в отношении иных домов – в пределах 5-ти лет (***; ***).

Сведений о том, что на момент разрешения настоящего дела жильцы аварийных многоквартирных домов расселены и в них никто не проживает, а также о принятии органом местного самоуправления мер к предупреждению причинения вреда третьим лицам (путем преграждения доступа в жилые дома, установки вокруг них ограждений и т.п.) в материалах административного дела не имеется.

Из объяснений представителя Администрации г. Черногорска следует, что во всех аварийных домах, в отношении которых прокурором г. Черногорска предъявлены требования, фактически проживают жильцы.

Приведенная в письменных возражениях на иск ссылка представителя Администрации г. Черногорска на необоснованное вмешательство в компетенцию органа местного самоуправления подлежит отклонению ввиду ее необоснованности, поскольку полномочия Администрации г. Черногорска на принятие решений об становлении сроков отселения и сноса аварийных домов прокурором г. Черногорска, которым поставлен вопрос о неразумности указанных сроков, не оспариваются.

При таких обстоятельствах суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора г. Черногорска о признании незаконными в части установленных сроков отселения и сноса постановлений Администрации г. Черногорска от 13.09.2019 № 2316-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» и от 28.09.2020 № 1865-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу».

Постановление Администрации г. Черногорска от 06.09.2021 № 1946-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» подлежит признанию незаконным лишь в части установления срока сноса до 16.09.2024, поскольку установленный данным постановлением срок отселения (до 16.02.2022) соответствует критерию разумности.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом;

С учетом приведенной процессуальной нормы и в связи с удовлетворением требований прокурора г. Черногорска о признании незаконными оспариваемых постановлений Администрации г. Черногорска на административного ответчика подлежит возложению обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить сроки отселения и сноса многоквартирных домов, расположенных по в г. Черногорске по адресам: ***; ***; ***; а в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, - установить срок сноса.

Поскольку из представленных в материалы дела письменных доказательств и объяснений представителя Администрации г. Черногорска следует, что несмотря на истечение установленных постановлением Администрации г. Черногорска от 27.12.2019 № 3353-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» срока отселения и сноса (до 27.09.2020 и до 27.10.2020 соответственно) фактически мероприятия по отселению жильцов и сносу аварийного многоквартирного дома по ул. Путевая, 18, не выполнены, требование прокурора г. Черногорска о возложении на административного ответчика обязанности по установлению срока отселения и сноса указанного жилого дома также подлежит удовлетворению.

С учетом характера спорных правоотношений, срока, истекшего со дня признания спорных домов аварийными и подлежащими сносу, сроков обжалования и вступления решения суда в законную силу, предельный срок сноса аварийных жилых домов и отселения жильцов подлежит установлению до 31.12.2022.

Довод представителя Администрации г. Черногорска о пропуске прокурором г. Черногорска срока обращения в суд судом отклоняется по следующим мотивам.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Из объяснений прокурора, представленных в материалы дела письменных доказательств следует, что проверка соблюдения требований жилищного законодательства была инициирована прокурором г. Черногорска на основании сведений из средств массовой информации, рапорт об обнаружении публикации датирован 16.08.2021.

Доказательств того, что об оспариваемых постановлениях прокурору г. Черногорску было известно и (или) должно было быть известно ранее 16.08.2021, в материалах дела не имеется.

Опубликование оспариваемых постановлений в сети Интернет в системе «Реформа ЖКХ», на что ссылается представитель административного ответчика, не опровергает обоснованность доводов прокурора, поскольку указанный ресурс не является источником официального опубликования правовых актов.

Административное исковое заявление предъявлено прокурором г. Черногорска 20.10.2021, то есть в пределах трех месяцев со дня оформления вышеуказанного рапорта.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 174-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить частично.

Признать незаконными:

- постановление Администрации г. Черногорска от 13.09.2019 № 2316-п «О признании жилых домов аварийными и подлежащими сносу» в части установления срока отселения – 16.08.2024, срока сноса – 16.09.2024;

- постановление Администрации г. Черногорска от 28.09.2020 № 1865-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока отселения – 04.08.2023, срока сноса – 04.09.2023;

- постановление Администрации г. Черногорска от 06.09.2021 № 1946-п «О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока сноса до 16.09.2024.

Обязать Администрацию г. Черногорска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу установить сроки отселения и сноса многоквартирных домов, расположенных по адресам: ***; не позднее 31.12.2022, а в отношении многоквартирного дома, расположенного по адресу: ***, - установить срок сноса не позднее 31.12.2022.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Обязать Администрацию г. Черногорска в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить о его исполнении в суд и прокурору г. Черногорска.

На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия через Черногорский городской суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.


Председательствующий Д.М. Дмитриенко

Мотивированное решение составлено ***.