ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1945/2021 от 11.01.2022 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело №2а-52/2022 (№ 2а-1945/2021)

УИД 58RS0008-01-2021-005924-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 января 2022 года г.Пенза

Железнодорожный районный суд г.Пензы в составе:

председательствующего судьи Макушкиной Е.В.,

при секретаре Шишикиной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее из ЕГРЮЛ,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области обратилось в суд с данным иском к Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов», указывая, что решение о государственной регистрации Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов» принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 2 февраля 2000 года. Сведения о государственной регистрации организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области 29 января 2003 года за основным государственным регистрационным номером . Место нахождения организации: <адрес>.

В соответствии с пунктом 2.1 раздела 2 Устава, утвержденного на Учредительном собрании организации 29 ноября 1999 года, основными целями деятельности ПООНТИ являются создание экономических, финансовых, материальных, организационных, правовых и иных условий для защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов и иных задач социальной реабилитации, адаптации и защиты инвалидов и иных задач социальной реабилитации, адаптации и защиты инвалидов через привлечение к активном образу жизни с помощью трудоустройства, туризма и настольного тенниса, как составной части физической культуры и спорта.

Управлением с 03 июня 2021 года по 01 июля 2021 года в отношении организации была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года. В ходе проверки организации были выявлены нарушения положений законодательства Российской Федерации и учредительного документа (Устава).

В ходе анализа представленных на проверку документов установлено, что в нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации организацией не в полной мере соблюдается законодательство Российской Федерации, а именно организация не опубликовывала отчеты об использовании своего имущества за 2018 - 2020 гг., а также не представила доказательства обеспечения доступности ознакомления с ними. организацией не опубликовывала отчеты об использовании своего имущества за 2018 - 2020 гг., а также не представлены доказательства обеспечения доступности ознакомления с ними; не представлены документы, подтверждающие принятие учетной политики; в протоколах заседаний совета организации за 2019 - 2020 гг. отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов на нём; Устав организации не содержит сведения о порядке внесения изменений и дополнений в устав организации.

В результате проверки выявлены следующие нарушения положений Устава организации.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Устава высшим руководящим органом организации является собрание. Согласно пункту 5.1.2 Устава организации собрание созывается исполкомом организации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Устава совет организации является постоянно действующим руководящим органом организации.

В соответствии с пунктом 6.1 Устава ревизионная комиссия избирается собранием и ей подотчетна.

Документов, подтверждающих работу собрания и ревизионной комиссии организации в 2018 - 2020 гг., к проверке не было представлено. Управление полагает, что данные органы за проверяемый период не осуществляли свою деятельность.

Таким образом, организацией нарушаются требования статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в части соблюдения норм, предусмотренных ее учредительным документом (Уставом).

В связи с вышеуказанным, по результатам проверки в отношении организации Управлением 01.07.2021 (исх. № ) вынесено предупреждение об устранении нарушений требований действующего федерального законодательства в порядке статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» с требованием устранить выявленные нарушения и о результатах рассмотрения предупреждения и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений сообщить подробно в письменном виде в Управление.

31 августа 2021 года в Управление поступил ответ на предупреждение от учредителя организации ФИО1 и исполнительного директора организации ФИО2, в котором сообщается, что организация не может устранить все допущенные нарушения действующего федерального законодательства и положений Устава организации, т. к. не имеет финансовой возможности и нет активной работы членов организации. Ввиду отсутствия денежных средств на счету, пройти процедуру ликвидации организации не представляется возможным, просит Управление Министерства Юстиции РФ по Пензенской области обратиться с иском в суд о признании Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов», прекратившей деятельность. Против ликвидации организации в судебном порядке не возражает».

Таким образом, вынесенное Управлением по результатам проверки в адрес организации предупреждение не исполнено, указанные в нём нарушения не устранены.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, может повлечь за собой негативные последствия в виде невозможности осуществления контроля за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. Таким образом, Управление не может осуществлять надлежащий контроль за деятельностью организации.

Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц

На основании изложенного и руководствуясь статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», статьей 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный истец просит признать Общественную организацию инвалидов "Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов" прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить её из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Представитель административного ответчика Общественной организации инвалидов "Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов" в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель заинтересованного лица ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, от него поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие просит учесть, что общественная организация имеет неисполненную обязанность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, в размере 15443,31 руб. После погашения имеющейся задолженности в полном объеме ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы не возражает против удовлетворения заявленных требований..

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение и гарантируя свободу деятельности общественных объединений (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений, регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

Общественные объединения могут создаваться в форме общественных организаций (статья 7 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 29 названного Федерального закона общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Часть 2 статьи 38 Закона об общественных объединениях возлагает на орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, обязанность осуществлять контроль за соответствием их деятельности уставным целям. При осуществлении данного контроля указанный орган вправе запрашивать у руководящих органов общественных объединений их распорядительные документы; направлять своих представителей для участия в проводимых общественными объединениями мероприятиях; не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности общественных объединений, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, их уставным целям в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, за исключением случая, указанного в части 5 названной статьи; запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности общественных объединений у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций; в случае выявления нарушения общественными объединениями Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть вынесено руководящим органам данных объединений письменное предупреждение с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения и срока устранения указанного нарушения, который составляет не менее одного месяца. Предупреждение, вынесенное органом, принимающим решения о государственной регистрации общественных объединений, может быть обжаловано общественными объединениями в вышестоящий орган или в суд.

В соответствии с подпунктом 65 пункта 6 раздела 2 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014г. № 26, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области (далее - Управление) осуществляет контроль за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Таким образом, уполномоченным органом, осуществляющим контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области, которое является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о прекращении деятельности некоммерческой организации предоставлено законом.

В судебном заседании установлено, что решение о государственной регистрации Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов» (сокращенное наименование ПООНТИ) принято Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области 2 февраля 2000 года.

Сведения о государственной регистрации юридического лица внесены Управлением Федеральной налоговой службы по Пензенской области в Единый государственный реестр юридических лиц 29 января 2003 года за основным государственным регистрационным номером , место нахождения учреждения: <адрес>.

Пунктами 1.1, 1.4 Устава ПООНТИ предусмотрено, что организация, является добровольным общественным физкультурно-спортивным объединением инвалидов, юридическим лицом с момента его государственной регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет расчетный и другие счета, в том числе валютный, в банковских учреждениях.

В соответствии с пунктом 2.1 Устава, утвержденного Советом общероссийской общественной организацией инвалидов «Российское объединение настольного тенниса инвалидов» 29 ноября 1999 года, основными целями деятельности ПООНТИ являются создание экономических, финансовых, материальных, организационных, правовых и иных условий для защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов и иных задач социальной реабилитации, адаптации и защиты инвалидов и иных задач социальной реабилитации, адаптации и защиты инвалидов через привлечение к активном образу жизни с помощью трудоустройства, туризма и настольного тенниса, как составной части физической культуры и спорта.

ПООНТИ является юридическим лицом с момента его государственной регистрации, имеет в собственности обособленное имущество, приобретает гражданские права и гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, в рамка уставных целей и задач, может выступать истцом и ответчиком в суде, арбитражном ли третейском судах.

Согласно данным Выписке из ЕГРЮЛ исполнительным директором Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов» является ФИО2, сведения о ней были внесены 20.11.2020 года.

Общественные объединения, зарегистрировавшиеся в установленном порядке в качестве юридического лица, обязаны исполнять требования, возложенные на них Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Федеральным законом от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".

В силу пп. "в, л, п" п. 1 ст. 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в едином государственном реестре юридических лиц содержится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: в отношении физического лица - фамилия, имя и, если имеется, отчество, должность, паспортные данные или данные иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, место жительства, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии); в отношении юридического лица - наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика. В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга; коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.

В соответствии с абз. 9 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.

Абзацем 10 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Абзацем 11 ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" предусмотрено, что неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, обладание правами юридического лица, вместе с тем, сопряжено с обязанностями, которые, в частности, общественная организация должна исполнять, будучи юридическим лицом, - при том, что в силу части первой статьи 41 Федерального закона "Об общественных объединениях" их неисполнение может влечь ответственность именно самой общественной организации, а не только ее руководителей или членов, - а также с применением к общественной организации такой меры принуждения, как признание ее судом прекратившей деятельность в качестве юридического лица с исключением из единого государственного реестра юридических лиц.

Указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании административным истцом с 03 июня 2021 года по 01 июля 2021 года в отношении ПООНТИ была проведена плановая документарная проверка соответствия деятельности организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, уставным целям за период с 01 января 2018 года по 31 декабря 2020 года. В ходе проверки организации были выявлены нарушения положений законодательства Российской Федерации и учредительного документа (Устава).

В ходе анализа представленных на проверку документов установлено, что в нарушение части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации Организацией не в полной мере соблюдается законодательство Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» организация обязана ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.

В нарушение абзаца 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» ПООНТИ не опубликовывала отчеты об использовании своего имущества за 2018 - 2020 гг., а также не представила доказательства обеспечения доступности ознакомления с ними.

В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бухгалтерский учет ведется в общеустановленном порядке.

В соответствии с действующим законодательством бухгалтерский учет должен вестись на основании учетной политики, сформированной в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденным Приказом Минфина РФ 06 октября 2008 г. № 106н.

В нарушение пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 06 декабря 2011№02-ФЗ «О бухгалтерском учете» организацией не представлены документы, подтверждающие принятие учетной политики.

В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации в протоколе собрания должны быть указаны сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов. Однако, в представленных на проверку протоколах заседаний Совета организации за 2019 - 2020 гг. отсутствуют сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов на нём.

В нарушение пункта 5 части 1 статьи 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав организации не содержит сведения о порядке внесения изменений и дополнений в устав организации.

В результате проверки выявлены следующие нарушения положений устава организации.

В соответствии с пунктом 5.1.1 Устава высшим руководящим органом организации является собрание. Согласно пункту 5.1.2 устава организации собрание созывается исполкомом организации по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

В соответствии с пунктом 5.2.1 Устава совет организации является постоянно действующим руководящим органом организации.

В соответствии с пунктом 6.1 Устава ревизионная комиссия избирается собранием и ей подотчетна.

Документов, подтверждающих работу собрания и ревизионной комиссии организации в 2018 - 2020 гг., к проверке не было представлено.

В связи с вышеуказанным, по результатам проверки в отношении ПООНТИ Управлением 01.07.2021 (исх. ) вынесено предупреждение об устранении нарушений требований действующего федерального законодательства в порядке статьи 38 Федерального закона «Об общественных объединениях» с требованием устранить выявленные нарушения и о результатах рассмотрения предупреждения и о принятых мерах по устранению выявленных нарушений сообщить подробно в письменном виде в Управление.

31 августа 2021 года в Управление поступил ответ на предупреждение от учредителя организации ФИО1 и исполнительного директора организации ФИО2, в котором сообщается, что организация не может устранить все допущенные нарушения действующего федерального законодательства и положений Устава организации, т. к. не имеем финансовой возможности и нет активной работы членов организации. Ввиду отсутствия денежных средств на счете, пройти процедуру ликвидации организации не представляется возможным, просят Управление Министерства Юстиции РФ по Пензенской области обратиться с иском в суд о признании Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов», прекратившей деятельность. Против ликвидации организации в судебном порядке не возражают.

Таким образом, вынесенное Управлением по результатам проверки в адрес организации предупреждение не исполнено, указанные в нём нарушения не устранены.

Согласно документам, приложенным к иску, в настоящее время организация прекратила свою уставную деятельность.

Неоднократное непредставление общественной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, а также сведений, предусмотренных статьей 29 Федерального закона «Об общественных объединениях», является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, может повлечь за собой негативные последствия в виде невозможности осуществления контроля за соответствием некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.

Учитывая, что административным ответчиком требования ФЗ РФ «Об общественных объединениях» не выполняются надлежащим образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Общественной организации «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов» о признании организации прекратившей свою деятельность и исключении ее из ЕГРЮЛ являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ :

Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Пензенской области к Общественной организации инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключении ее ЕГРЮЛ, удовлетворить.

Общественную организацию инвалидов «Пензенское областное объединение настольного тенниса инвалидов» (ИНН <***>/583401001, ОГРН <***>, БИК 044525604, дата регистрации юр.лица – ДД.ММ.ГГГГ, место нахождения: <адрес>) признать прекратившей свою деятельность и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц (регистрационный номер ).

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья Е.В.Макушкина

Мотивированное решение изготовлено 25.01.2022 г.