ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1948/2021 от 26.07.2021 Тракторозаводского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область)

Дело № 2а-1948/2021

УИД 34RS0007-01-2021-003832-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ в составе:

председательствующего судьи Щелконоговой С.С.,

при секретаре Асташевой И.А.,

26 июля 2021 года рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ к ФИО3 о взыскании задолженности по пене по налогу,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Босивского В.Т. задолженности по требованию №42162 от 10 июля 2019 года по пене по транспортному налогу в размере 12 369 рублей 35 копеек. В обосновании исковых требований указав, что административный ответчик Босивской В.Т. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в качестве плательщика транспортного налога. Ответчику направлено налоговое уведомление с расчетом налога, подлежащего уплате в установленный срок, которое осталось без исполнения. Неисполнение обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации, явилось основанием для начисления пени и направления налогоплательщику в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования №42162 от 10 июля 2019 года об уплате задолженности по пене по транспортному налогу физических лиц в размере 12 369 рублей 35 копеек, по пене по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам до 01 января 2010 года в размере 1 066 рублей, которое не было исполнено административным ответчиком. 30 июня 2020 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Босивского В.Т. задолженности по пене по налогу и страховым взносам, который 13 января 2021 года был отменен по поступившим возражениям должника относительно его исполнения.. Поскольку Босивской В.Т. до настоящего времени остаток задолженности по требованию по пене по транспортному налогу не оплатил, налоговый орган обратился в суд с настоящим административным иском.

Представитель административного истца - Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, об отложении судебного заседания не просил, причины неявки суду неизвестны, Предоставил заявление о восстановлении срока на подачу заявления о взыскании с Босивского В.Т. налоговой задолженности, поскольку налоговым органом был пропущен срок на обращение к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. В обосновании заявления о восстановлении срока ссылался на то, что в соответствии с распоряжением ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV» было приостановлено направление заявлений в судебные органы на взыскание задолженности до особых указаний; согласно Указам Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 и от 02 апреля 2020 года №239 об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, деятельность налогового органа была частично ограничена, категории сотрудников, наиболее подверженных угрозе заражения COVID-19, находились на самоизоляции, в связи чем, работа налогового органа была затруднена. Данные обстоятельства послужили причиной пропуска срока на обращение в суд и являются уважительными (л.д.43-44).

Административный ответчик – Босивской В.Т. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, копия определения судьи о принятии искового заявления к производству и судебное извещение, направленное в адрес ответчика, вернулись в суд с отметкой почтового отделения «истек срок хранения», об отложении судебного заседания не просил, возражений по существу исковых требований не предоставил, об уважительности причин неявки суду не сообщила.

Согласно части 6 статьи 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.

В соответствии с частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.

По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.

Учитывая изложенное, у суда имеются достаточные основания считать административного ответчика извещенным о времени и месте рассмотрения настоящего административного дела, так как по правилам статей 150 (часть 2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела судом.

Исследовав представленные письменные доказательства, суд находит заявленные требование не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии с частью 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

На основании статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной размере налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса. Принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

На основании части 1 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно части 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу части 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признаются, в том числе автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пунктом 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.

Согласно статье 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска, в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

В судебном заседании установлено, что Босивской В.Т. состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, является плательщиком транспортного налога (л.д.9-10).

В адрес Босивского В.Т. было направлено налоговое уведомление №93390286 от 06 августа 2016 года об уплате в срок не позднее 01 декабря 2016 года транспортного налога в размере 28 125 рублей за налоговый период - 2015 год (л.д.15).

Также в адрес Босивского В.Т. было направлено налоговое уведомление №33220192 от 24 июля 2017 года об уплате в срок не позднее 01 декабря 2017 года транспортного налога в размере 28 125 рублей за налоговый период - 2016 год (л.д.16).

Также в адрес Босивского В.Т. было направлено налоговое уведомление №28221899 от 12 июля 2018 года об уплате в срок не позднее 03 декабря 2018 года транспортного налога в размере 28 125 рублей за налоговый период - 2017 год (л.д.17).

Неисполнение административным ответчиком обязанности, установленной статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации явилось основанием для начисления пени и направления налогоплательщику в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требования №42162 от 10 июля 2019 года об уплате в срок до 05 ноября 2019 года пени по транспортному налогу в размере 11 967 рублей 16 копеек, пени по транспортному налогу в размере 761 рубля 92 копеек, пени по транспортному налогу в размере 683 рублей 80 копеек, пени по страховым взносам в размере 1 066 рублей (л.д.18-19,20, 21-25).

Поскольку выставленное налоговым органом требование не было исполнено административным ответчиком, налоговый орган 25 июня 2020 года обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Босивского В.Т. налоговой задолженности.

30 июня 2020 года исполняющим обязанности мирового судьи судебного участка ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ - мировым судьей судебного участка ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Тракторозаводского судебного района АДРЕС ИЗЪЯТ был вынесен судебный приказ о взыскании с Босивского В.Т. в пользу Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ недоимки по: страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (по расчётным периодам, истекшим до ДАТА ИЗЪЯТА) (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе, по отмененному), пени в размере 1 066 рублей; транспортному налогу с физических лиц: пеня в размере 12 369 рублей 35 копеек, всего 13 435 рублей 35 копеек, а также государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 268 рублей 70 копеек (л.д.11-12).

13 января 2021 года определением мирового судьи судебного участка ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ Тракторозаводского судебного района АДРЕС ИЗЪЯТ данный судебный приказ был отменен по поступившим возражениям должника относительного его исполнения (л.д.13-14).

Согласно пункту 1 статьи 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах; в частности, обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5 пункта 3 указанной статьи); по смыслу положений статьи 44 Налогового кодекса РФ в связи с прекращением обязанности налогоплательщика по уплате соответствующего налога налоговый орган утрачивает возможность принудительного взыскания сумм налогов.

Частью 1 и частью 2 статьи 11 Федерального закона от 28. 12. 2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившей в законную силу 29 декабря 2017 года, установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Решение о признании указанных в части 1 настоящей статьи недоимки и задолженности безнадежными к взысканию и об их списании принимается налоговым органом по месту жительства физических лиц (месту учета индивидуальных предпринимателей), указанных в части 1 настоящей статьи, на основании сведений о суммах недоимки и задолженности, имеющихся у налогового органа, и сведений из органов Пенсионного фонда Российской Федерации, подтверждающих основания возникновения и наличие таких недоимки и задолженности.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

На основании статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №436-ФЗ решением налогового органа от 28 октября 2020 года №674 признаны безнадежными ко взысканию недоимка и задолженность по пеням, числящаяся за Босивским В.Т., на сумму 4 694 рубля 83 копейки (в том числе по недоимке в размере 2 533 рублей, по пене в размере 2 161 рубля 83 копеек), произведено их списание (л.д.26,27).

Вместе с тем, после отмены судебного приказа и списания безнадежной задолженности Босивской В.Т. задолженность по пени не уплатил.

За административным ответчиком числится остаток задолженности по пени по транспортному налогу по требованию №42162 от 10 июля 2019 года в размере 12 369 рублей 35 копеек.

Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено и судом не добыто.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций

В силу части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.

В силу пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В соответствии с абзацем 1 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно абзацу 2 части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока (абзац 3).

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (абзац 3 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Срок исполнения направленного Босивскому В.Т. требования №42162 от 10 июля 2019 года с размером задолженности, превышающей 3 000 рублей, установлен до 05 ноября 2019 года.

Следовательно, шестимесячный срок для обращения с заявлением о взыскании налоговой задолженности начал течь с момента истечения срока исполнения данного требования.

Исходя из требований положений части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, с заявлением о взыскании недоимки по налогу и пене налоговый орган мог обратиться в суд не ранее 06 ноября 2019 года и не позднее 05 мая 2020 года.

Из материалов дела усматривается, что с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Босивского В.Т. задолженности по пене по транспортному налогу налоговый орган обратился к мировому судье 25 июня 2020 года, что подтверждается сообщением мирового судьи судебного участка №АДРЕС ИЗЪЯТ и отметками в штампе входящей корреспонденции судебного участка, то есть за пределами срока, установленного частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно абзацу 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Применительно к положениям статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации шестимесячный срок предъявления административного искового заявления в суд по указанным требованиям не истёк.

Судебный приказ был отменен 13 января 2021 года, копию определения об отмене судебного приказа налоговый орган получил 26 января 2021 года, о чем свидетельствуют отметки в штампе почтового уведомления (л.д.42), настоящее административное исковое заявление подано в суд 08 июля 2021 года, что подтверждается отметками в штампе входящей корреспонденции суда, то есть в пределах установленного законом срока – до истечения шестимесячного срока после отмены судебного приказа.

Однако при изложенных выше обстоятельствах, несмотря на то, что шестимесячный срок подачи административного искового заявления в суд после вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа по указанным требованиям не истёк, задолженность по налогу административным ответчиком не погашена, суд находит административные исковые требования не подлежащими удовлетворения в связи с пропуском срока обращения к мировому судье с заявлением о взыскании судебного приказа.

Административный истец не отрицал пропуск срока для обращения к мировому судьей с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Босивского В.Т. задолженности по пене. В качестве уважительной причины пропуска процессуального срока, налоговый орган сослался на распоряжение ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV», в соответствии с которым было приостановлено направление заявлений в судебные органы на взыскание задолженности до особых указаний, и на Указы Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 и от 02 апреля 2020 года №239 об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в соответствии с которыми деятельность налогового органа была частично ограничена, категории наиболее подверженных угрозе заражения COVID-19 сотрудников, находились на самоизоляции, в связи чем, работа налогового органа была затруднена.

Между тем, распоряжение ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV» не содержит указаний о приостановлении направления в судебные органы заявлений о взыскании задолженности по налогам и сборам. Согласно данному документу, все работники центрального аппарата ФНС России должны при первых признаках недомогания срочно обратиться к врачу и сдать анализы на наличие коронавируса 2019-nСoV, соблюдать профилактические меры, минимизировать участие в культурно-массовых мероприятиях; начальники структурных подразделений центрального аппарата ФНС России: должны ознакомить всех работников вверенного структурного подразделения с Указом Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ под роспись; обеспечить ежедневное измерение температуры присутствующих работников с записью в журнале учета и с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой; оперативно информировать Управление кадров, Административно-контрольное управление обо всех случаях заболевания работников вверенного структурного подразделения; оказывать при необходимости работникам содействие в обеспечении соблюдения режима самоизоляции на дому; минимизировать проведение совещаний и иных мероприятий с участием сторонних лиц в здании ФНС России. То есть, данным документом определены действия сотрудников центрального аппарата ФНС России и начальников структурных подразделений центрального аппарата ФНС России по минимизации риска распространения коронавируса 2019-nСoV в центральном аппарате Федеральной налоговой службы. Указаний на приостановлении деятельности по взысканию налоговой задолженности в распоряжении ФНС России от 11 марта 2020 года №80@ «О мерах и предупреждению распространения короновируса 2019-nCoV» не имеется.

Указом Президента Российской Федерации от 25 марта 2020 года №206 «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» и Указом Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой короновирусной инфекции (COVID-19)» (далее Указы) в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. В соответствии с данными Указами высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо было обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, в том числе, приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории субъектов Российской Федерации отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности. Налоговый орган не входит в перечень организаций, на которые данные Указы не распространяются. Между тем, этими Указами было постановлено определить федеральным государственным органам, органам управления государственными внебюджетными фондами определить численность соответственно федеральных государственных служащих, работников, обеспечивающих с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих органов; государственным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на соответствующей территории Российской Федерации определить численность государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих с 30 марта по 30 апреля 2020 года включительно функционирование этих органов. То есть, никаких ограничений деятельности налоговых органов в связи с нахождением сотрудников на самоизоляции названными Указами не предусмотрено. Исходя из положений Указов, административным истцом должна была быть определена численность сотрудников, которые в период с 30 марта по 30 апреля 2020 года обеспечивали бы функционирование Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ.

С учетом изложенного, на основании вышеприведенных норм законодательства, доводы административного истца об уважительности пропуска срока для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Босивского В.Т. налоговой задолженности несостоятельны и не могут быть приняты судом.

Указанные административным истцом обстоятельства не подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами и не могут быть расценены в качестве уважительной причины для пропуска срока на обращение в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам. Безусловная значимость взыскания в бюджет невыплаченных налогоплательщиками налогов, страховых взносов и пеней не освобождает налоговые органы от обязанности обращаться в суд в установленные законом сроки, а в случае их несоблюдения приводить доводы и предоставлять доказательства уважительности такого пропуска. Своевременность подачи заявления мировому судье о вынесении судебного приказа зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом – в нашем случае, с 06 ноября 2019 года до 05 мая 2020 года.

При этом суд учитывает, что инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций; даже до принятия в Российской Федерацией и АДРЕС ИЗЪЯТ мер, связанных с распространением короновирусной инфекции, в налогового органа имелось достаточно времени для своевременного обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по пене по транспортному налогу.

Также суд учитывает, что административным истцом не предоставлено приказов, распоряжений либо иных документов, принятых Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ, подтверждающих ограничение деятельности налогового органа, приостановление направлений заявлений о взыскании налоговой задолженности в суд до особых указаний, нахождение сотрудников на самоизоляции.

Таким образом, доказательств уважительности причин пропуска налоговым органом установленного законом срока для обращения в суд административным истцом не представлено, оснований для восстановления указанного срока не имеется.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08 февраля 2007 года №381-О-П указал, что установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При изложенных обстоятельствах, с учетом вышеприведенных норм закона суд считает необходимым отказать Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в отношении Босивского В.Т., а также в удовлетворении заявленных административных исковых требований к Босивскому В.Т. о взыскании остатка задолженности по требованию №42162 от 10 июля 2019 года по пене по транспортному налогу физических лиц в размере 12 369 рублей 35 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной ИФНС России ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ по АДРЕС ИЗЪЯТ в удовлетворении административного искового заявления к ФИО3 о взыскании задолженности по требованию ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ от ДАТА ИЗЪЯТА по пене по транспортному налогу физических лиц в размере 12 369 рублей 35 копеек – отказать, в связи с пропуском административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в АДРЕС ИЗЪЯТ областной суд в течение одного месяца через Тракторозаводский районный суд АДРЕС ИЗЪЯТ.

Судья С.С. Щелконогова