№2а-194/2019г. Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации с. Яковлевка 24 октября 2019 г. Яковлевский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Нестеровой Т.А. при секретаре ФИО1, с участием помощника прокурора <адрес> – ФИО2, представителя административного ответчика – Администрации Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> - ФИО3, рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, установил: <адрес> обратился с вышеуказанным административным иском в Яковлевский районный суд, в котором просит признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет в уполномоченный орган сетей водоотведения в качестве бесхозных и обязать ответчика устранить допущенные нарушения путем постановки на учет в качестве бесхозных сетей водоотведения (канализационных труб) протяженностью 492 метра, с помощью которых осуществляется водоотведение многоквартирных домов №№, 5, 7 по <адрес>, а также МБДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>. В обоснование доводов заявления административный истец указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что на территории Новосысоевского сельского поселения находятся сети водоотведения (канализационные трубы) протяженностью 492 метра, с помощью которых осуществляется водоотведение многоквартирных домов №№, 5, 7 по <адрес>, а также МБДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>, которые являются бесхозными. В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес главы администрации Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района внесено представление об устранении указанных нарушений, которое удовлетворено не было. В отзыве на административное исковое заявление глава администрации Новосысоевского сельского поселения не согласился с заявленными требованиями, указав, что указанные сети не являются объектом недвижимости, так как не имеют государственной регистрации. Считает, что сети водоотведения не являются бесхозными, поскольку эксплуатируются ООО «Мастер», находятся в его пользовании и пользовании собственников квартир домов №№, 5, 7 <адрес>, фактически являются элементом домового имущества. Указывает, что с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по водоотведению переданы Яковлевскому муниципальному району, в связи с чем считает, что администрация поселения не является надлежащим ответчиком по делу. В судебном заседании помощник прокурора ФИО2 исковые требования поддержала, по доводам, указанным в иске. Так же пояснила, что до 2015 года указанные сети водоотведения не были оформлены и в собственность поселения не приняты. При инвентаризации и передаче полномочий в муниципальный район они не были учтены. Порядок постановки на учет бесхозного имущества регулируется Приказом Минэкономразвития РФ, согласно которому, если объект недвижимого имущества находится на территории поселения, то администрация сельского поселения должна обратиться с заявлением о постановке его на учет в качестве бесхозного. Представитель административного ответчика - Администрации Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> - ФИО3 с иском не согласилась, пояснив, что ранее сети водоотведения указанных домов обслуживала другая организация – Приморнефтепродукт, которая распалась, в последующем полномочия были переданы в район, поэтому указанные сети передавать не требовалось. Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Как установлено судом и следует из материалов дела, на территории Новосысоевского сельского поселения на <адрес> находятся сети водоотведения (канализационные трубы) протяженностью 492 метра, право собственности на которые не зарегистрировано, и на которые не произведена регистрация права, как объекта недвижимого имущества, являющегося бесхозным. Допустимых доказательств того, что спорные сети водоотведения принадлежат на каком-либо вещном праве или ином законном основании физическим или юридическим лицам, ответчиком не представлено. Судом также установлено, что спорные сети водоотведения (канализационные трубы) длительное время эксплуатируются и обслуживают жилые дома, прочно связаны с землей, их перемещение невозможно без соразмерного ущерба их назначению, что определяет их как объект недвижимого имущества и как объект гражданских прав, поэтому суд пришел к выводу о том, что спорные сети водоотведения являются недвижимым имуществом. В силу ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Поскольку судом установлено, что спорный объект является объектом недвижимости, право собственности на который в установленном порядке ни за кем не зарегистрировано, он не имеет собственника, суд приходит к выводу, что названный объект является бесхозяйным. В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований. Законодателем не указаны иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозного объекта недвижимого имущества, в связи с чем суд приходит к выводу, что обязанность по осуществлению действий по постановке на учет бесхозных сетей водоотведения (канализационных труб) должна быть возложена на администрацию Новосысоевского сельского поселения. Согласно ст. ст. 3, 6, 8, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение ряда целей, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения. Органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Непринятие администрацией Новосысоевского сельского поселения должных мер свидетельствует о невыполнении органами местного самоуправления обязанности, вытекающей из п. 3 ст. 225 ГК РФ, и п. 5 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей», в связи с чем надлежащая эксплуатация сетей водоотведения не осуществляется, что так или иначе приводит к их разрушению и создает угрозу окружающей природной среде, жизни и здоровью граждан. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. В соответствии со ст. 12 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны деятельности. В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со ст. 12 указанного Федерального закона, эксплуатация бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, осуществляется организацией, которая осуществляет водоснабжение и (или) водопроводные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством (п. 5 ст. 8 названного Федерального закона). Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Указание в отзыве на исковое заявление на то, что спорный объект не является бесхозяйным, так как эксплуатируется ООО «Мастер, находится в фактическом пользовании данного общества и собственников квартир, обслуживаемых домов, является элементом домового имущества, не может быть признан обоснованным, поскольку права собственности у ООО «Мастер» либо у собственников квартир на спорный участок сети водоотведения не имеется, доказательства такой принадлежности не представлено. К общему имуществу многоквартирных домов в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, указанные сети не относятся. Документы, подтверждающие исполнение административным ответчиком требований по постановке на учет в уполномоченный орган сетей водоотведения в качестве бесхозных, суду не представлены. Данные факты свидетельствуют о допущенном административным ответчиком бездействии. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым административный иск прокурора удовлетворить. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180 КАС РФ, суд решил: Административный иск прокурора <адрес> удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес>, выразившееся в не принятии мер по постановке на учет в уполномоченный орган сети водоотведения (канализационных труб) протяженностью 492 метра, с помощью которых осуществляется водоотведение многоквартирных домов №№, 5, 7 по <адрес>, а также МБДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>, в качестве бесхозных. Обязать администрацию Новосысоевского сельского поселения Яковлевского муниципального района <адрес> в срок не позднее двух месяцев после вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением о принятии на учет бесхозяйного имущества - сети водоотведения (канализационных труб) протяженностью 492 метра, с помощью которых осуществляется водоотведение многоквартирных домов №№, 5, 7 по <адрес>, а также МБДОУ «Детский сад <адрес>» <адрес>. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Яковлевский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Судья Т.А. Нестерова |