Дело № 2а-194/2020
26RS0013-01-2020-000035-77
Решение
Именем Российской Федерации
09 июня 2020 года город Железноводск
Железноводский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Никитюк А.Д.
при секретаре судебного заседания ФИО10
с участием:
административного истца ФИО2
представителя административного истца ФИО14
представителя ответчика администрации города-курорта <адрес>ФИО12
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску
ФИО2
к
администрации города-курорта <адрес> о признании действия администрации города-курорта <адрес>
о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
установил:
Административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным иском к администрации города-курорта <адрес> о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Свои требования истец мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию города-курорта <адрес> с заявлением о признании ее в качестве нуждающейся в жилом помещении и принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору
социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города-курорта Железноводска
<адрес> принято постановление №, в соответствии с которым ей было отказано в признании ее нуждающейся в жилом помещении «в связи с намеренным ухудшением жилищных условий».
ДД.ММ.ГГГГ администрацией города-курорта <адрес> в ее адрес направленное письмо №, в котором указываются следующие обстоятельства, в соответствии с которыми было принято решение об отказе в постановке её на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении а именно: супругу ФИО2 – ФИО3, принадлежит 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, общей площадью 133,2 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>; ФИО3 также принадлежит 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, общей площадью 79,8 метра квадратных, расположенное по адресу: <адрес>; ФИО2 и ее супругу ФИО3 ранее принадлежал на праве общей долевой собственности (3/4 и 1/4 доли соответственно) жилой дом, общей площадью 47 квадратных метра, расположенный по адресу: <адрес>.
ФИО2 считает постановление администрации города-курорта <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Семья ФИО2 имеет следующий состав: дочь ФИО4ДД.ММ.ГГГГ г.р., сын ФИО6ДД.ММ.ГГГГ г.р., дочь ФИО5ДД.ММ.ГГГГ г.р., супруг ФИО3ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Помимо указанных членов семьи совместно с гр-й ФИО2 проживает ее мать ФИО11
ФИО2 совместно со всеми указанными членами семьи (гражданами) проживает по адресу: <адрес>, о чем свидетельствует выписка из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ
На момент подачи заявления в администрацию города-курорта <адрес>, во владении и пользовании ФИО2 и членов ее семьи находилась жилые помещения общей площадью 53,25 метра квадратных (33,3 кв. м + 19,95 кв. м.). Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, был продан ДД.ММ.ГГГГ за 180 000 (сто восемьдесят тысяч) рублей. Об этом свидетельствует дубликат договора купли-продажи недвижимости от 28.10.2019г., выданный нотариусом <адрес> нотариального округа <адрес>ФИО1 (зарегистрировано в реестре за №-н/26-2018-2-1120).
Условия проживания семьи ФИО2 не соответствуют нормам, установленным жилищным законодательством Российской Федерации, а также нормам, установленным самой администрацией города-курорта <адрес>.
Решением совета города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города-курорта <адрес>» норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе-курорте <адрес> установлена в размере не менее 18 квадратных метров обшей площади жилого помещения на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек.
Семья ФИО2 состоит из пяти человек. Из вышеуказанных документов следует, что семье ФИО2 должно быть предоставлено на основании договора социального найма жилое помещение площадью не менее 90 квадратных метров.
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, находился в плачевном состоянии, имея, по сути, лишь название «жилой дом», был продан еще в марте 2018 года всего за 180 000 рублей. Иные жилые помещения (их части), принадлежащие супругу ФИО2 на праве собственности, также имеют очень низкую кадастровую стоимость и их продажа, в целях покупки единого жилого помещения для семьи ФИО2, не сможет решить их жилищный вопрос.
В соответствии с выпиской из ЕГРН № от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость 1/4 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом с кадастровым номером 26:31:020227:110, в котором в настоящее время проживает семья ФИО2, принесет семье доход не более 300 000 рублей.
На основании изложенного, административный истец просит: признать незаконным постановление администрации города-курорта <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ, обязать администрацию города-курорта <адрес> принять решение, в соответствии с которым поставить на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ФИО2.
Истец ФИО2 в судебном заседании доводы административного иска поддержала в полном объеме.
Представитель административного истца ФИО14 в судебном заседании требования поддержал в полном объеме, просил об их удовлетворении по основаниям, указанным в иске.
Представитель административного ответчика администрации города-курорта <адрес>ФИО12 просила отказать в удовлетворении исковых требований, по тем основаниям, что
Представитель заинтересованного лица ФИО3, поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица ФИО11, в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом.
Представитель заинтересованного лица – Отдела по социальным вопросам, опеке и попечительства администрации города-курорта <адрес>, представили ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного искового заявления, письменные доказательства, представленные административным истцом, а также письменные доказательства, представленные представителем административного ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 222 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решений, действий (бездействий) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. При этом малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма определены в ст. 51 Жилищного кодекса РФ. Так, согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ч. 4 и ч. 5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 51 ЖК РФ одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи, менее учетной нормы, либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, установлены в ст. 51 ЖК РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет (п. 4 ст. 52 ЖК РФ).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1.1. решения Совета города-курорта <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ установлена учетная норма площади жилого помещения в городе-курорте <адрес> в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения, приходящуюся на одного гражданина, исходя из которой определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в администрацию города-курорта <адрес> с заявлением обратилась ФИО2 о признании нуждающейся в получении жилого помещения и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ общественной комиссией по жилищным вопросам города-курорта Железноводска указанное заявление было рассмотрено, о чем вынесено постановление администрации города-курорта Железноводска № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании её семьи нуждающейся в жилом помещении в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Из искового заявления и представленных документов следует, что семья ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения состоит из 5 человек: она, супруг – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь – ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын – ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ.
Указанная семья зарегистрирована и проживает в жилом помещении, принадлежащем на праве собственности ФИО3 (1\4 доля в праве) - <адрес>, общей площадью 133,2 кв.м., расположенном по адресу: <адрес>.
Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Согласно ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГФИО2 и ФИО3 принадлежал дом на праве общей долевой собственности (3\4 и 1\4 доли), общей площадью 47 кв.м., и земельный участок площадью 2100 кв.м. (3\4 и 1\4 доли), расположенные по адресу: <адрес>, указанное домовладение и земельный участок проданы ФИО13 за 180000 рублей. Данный договор удостоверен нотариусом по <адрес>ному нотариальному округу <адрес>ФИО1ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в реестре №-н/26-2018-2-1120.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что действия ФИО15 по продаже домовладения и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, привели к искусственному созданию нуждаемости в жилье и ухудшению их жилищных условий, что в силу статьи 53 ЖК РФ исключало возможность признания семьи Куликлвых нуждающейся в жилом помещении в течение 5 лет со дня совершения указанных действий, а, следовательно, и постановке на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Руководствуясь ст. ст. 222, 226, КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении требования административного искового заявления ФИО2 к администрации города-курорта <адрес> о признании действия администрации города-курорта <адрес> о признании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Железноводский городской суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий, судья А.Д. Никитюк
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.