ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-194/20 от 31.03.2020 Городского суда г. Лесного (Свердловская область)

66RS0037-01-2020-000062-52

дело № 2А-194/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лесной, Свердловской области 31 марта 2020 года

Судья городского суда города Лесного, Чарикова И.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

У С Т А Н О В И Л:

Заместитель военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд г. Лесного Свердловской области с административным исковым заявлением, в котором просит: признать информацию, распространяемую на Интернет-сайте по URL-адресу: https://spravka-v-ekaterinburge-kupit.ru информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено;

В обосновании иска изложено, что 24 военной прокуратурой армии, войсковая часть 63549 проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. Установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по URL-адресу: https://spravka-v-ekaterinburge-kupit.ru размещена информация о незаконной продаже медицинских справок без предварительного прохождения медицинского осмотра и обследования. Изучением информации, размещённой по вышеуказанному URL-адресу, установлено, что описание способов покупки и доставки медицинских справок (в частности об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о болезни) без предварительного прохождения медицинского осмотра и обследования, а также задним числом, для их дальнейшего предоставления в соответствующие учреждения (организации), в том числе государственные). Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Вход на вышеуказанный сайт осуществлён через поисковую систему Google Chrome посредством направления запроса: «Купить медицинскую справку в Екатеринбурге».

При приобретении военнослужащими на указанном сайте незаконных медицинских справок об их болезни, ими может быть обоснована уважительных причин самовольного оставление части или места службы, неявки в срок на службу при увольнении из части, из командировки и отпуска, а также уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем подлога документов, когда такие действия военнослужащих содержат соответственно признаки преступлений, предусмотренных статьями 337, 339 УК РФ. Таким образом, размещение в свободном доступе информации о способах приобретения медицинских справок (в частности об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о болезни) без предварительного прохождения медицинского осмотра и обследования, а также задним числом, для их дальнейшего предоставления в государственные учреждения, способствует совершению преступлений, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации. Порядок ограничения доступа к информации, признанной запрещенной на территории Российской Федерации в соответствии со ст.ст. 15.1, 15.2, 15.3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. Незаконное распространение в сети «Интернет» указанной информации, влечет нарушение публичных интересов Российской Федерации, что является основанием обращения прокурора в суд в соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ. В Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Интернет-сайт по URL-адресу: https://spravka-v-ekaterinburge-kupit.ru отсутствуют.

Административный истец - заместитель военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549 С. ходатайствовал о рассмотрение дела в порядке упрощенного судопроизводства.

Согласно сведениям, представленным из отдела «К» БСТМ ГУ УМВД <адрес> сведения о лице, зарегистрированном и администрирующих указанный интернет-сайт отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по УрФО по доверенности С. – направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, а также письменный отзыв, из которого следует, что указанный интернет-ресурс не включен в «Единый реестр доменных имен»».

Суд на основании п.7 ст. 150, с учетом ст. 152 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в порядке упрощенного судопроизводства, о чем вынесено отдельное определение суда.

Суд, рассмотрев материалы административного дела, приходит к следующему выводу:

В силу ч.3 ст.1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о прекращении деятельности средств массовой информации.

В силу ст. 265.1. Кодекса административного судопроизводства РФ (КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по адресу административного истца либо по адресу или месту жительства административного ответчика.

В сил п. 6 ст. 265.1 КАС РФ производство по административному делу подлежит прекращению, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно ч.1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона РФ от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.

В соответствии с п.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ, в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу положений п.6 ст.10 Федерального закона №149-Ф, запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Согласно п.1 ст.10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

По материалам дела установлено, что 24 военной прокуратурой армии, войсковая часть 63549 проведена проверка исполнения законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации. Установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по URL-адресу: https://spravka-v-ekaterinburge-kupit.ru размещена информация о незаконной продаже медицинских справок без предварительного прохождения медицинского осмотра и обследования.

Изучением информации, размещённой по вышеуказанному URL-адресу, установлено, что описание способов покупки и доставки медицинских справок (в частности об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о болезни) без предварительного прохождения медицинского осмотра и обследования, а также задним числом, для их дальнейшего предоставления в соответствующие учреждения (организации), в том числе государственные). Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанных страниц и скопировать информацию в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Информация на сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен, какое-либо ограничение на передачу, копирование и распространение данной информации отсутствует. Вход на вышеуказанный сайт осуществлён через поисковую систему Google Chrome посредством направления запроса: «Купить медицинскую справку в Екатеринбурге».

В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ №149-Ф, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ №54850-1 от 21.07.1993 г. «О государственной тайне», государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, а допуск к государственной тайне - процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений.

На основании ст. 22 о Закона РФ«О государственной тайне», основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне может являться наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития.

Согласно Порядку получения справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2011 № 989н, такая справка выдается гражданам врачебными комиссиями медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, включая работы (услуги) при осуществлении амбулаторно- поликлинической медицинской помощи по специальностям «психиатрия» и «психиатрия-наркология», «неврология». Граждане, обратившиеся в медицинскую организацию для получения справки, предъявляют документ, удостоверяющий личность. В целях определения наличия (отсутствия) у гражданина заболеваний, включенных в перечень медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, обследование граждан включает осмотр врачом-психиатром, врачом психиатром-наркологом, врачом-неврологом. Медицинское заключение врачей-специалистов утверждается врачебной комиссией медицинской организации и заверяется печатью медицинской организации, в оттиске которой должно быть идентифицировано полное наименование медицинской организации. В случае выявления у гражданина медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, справка не выдается.

Одним из уголовно-наказуемых деяний в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст.283.1 УКРФ) является незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях.

На основании ст. 363 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ (далее Устав внутренней службы), утв. Указом Президента РФ от 10.11.2007 № 1495, военнослужащие, заболевшие в период отпуска или командировки, направляются на стационарное лечение начальниками гарнизонов или военными комиссарами.

Согласно п. 2 ст. 16 Федерального закона РФ №76-ФЗ от 27.05.1998 г. «О статусе военнослужащих» при отсутствии по месту военной службы или месту жительства военнослужащих военно-медицинских организаций и (или) при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов или специального медицинского оборудования, а также в экстренных или неотложных случаях военнослужащие имеют право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения.

В соответствии со ст. 359 Устава внутренней службы рекомендации врача (фельдшера) о частичном или полном освобождении военнослужащего от исполнения обязанностей подлежат обязательному выполнению должностными лицами воинской части.

Согласно статье 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Из иска следует, что при приобретении военнослужащими на указанном сайте незаконных медицинских справок об их болезни, ими может быть обоснована уважительных причин самовольного оставление части или места службы, неявки в срок на службу при увольнении из части, из командировки и отпуска, а также уклонения от исполнения обязанностей военной службы путем подлога документов, когда такие действия военнослужащих содержат соответственно признаки преступлений, предусмотренных статьями 337, 339 УК РФ

Следовательно, суд приходит к выводу, что размещение в свободном доступе информации о способах приобретения медицинских справок (в частности об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о болезни) без предварительного прохождения медицинского осмотра и обследования, а также задним числом, для их дальнейшего предоставления в государственные учреждения, способствует совершению преступлений, тем самым нарушает публичные интересы Российской Федерации.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений федерального законодательства по интернет-адресу: https://spravka-v-ekaterinburge-kupit.ru содержится информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено в соответствии с положениями Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 г. «О воинской обязанности и военной службе», Устава воинской службы, Федерального закона от 27.06.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Представленные прокурором доказательства - рапорт об обнаружении интернет сайта с предложением приобрести медицинскую справку, акт осмотра информации, распечатка сайта, подтверждают в полном объеме доступность информации для любого пользователя телекоммуникационной сети Интернет, что прямо запрещено названными положениями действующего законодательства.

Статьей 9 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно частям 1, 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в РФ запрещено, создается единая автоматизированная информационная система – «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено», в который включаются: доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в РФ запрещено, сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено.

В соответствии с п.13 ст. 2 Федерального закона №149-ФЗ, сайтом в сети «Интернет» признается совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» (далее также - интернет-страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В соответствии с п. 5 ст.15 Федерального закона №149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу п.3 ст.17 Федерального закона №149-ФЗ, в случае, если распространение определенной информации ограничивается или запрещается федеральными законами, гражданско-правовую ответственность за распространение такой информации не несет лицо, оказывающее услуги: либо по передаче информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений; либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.

Частью 5 названной правовой нормы предусмотрено, что одним из оснований для включения в указанный реестр сведений, указанных в ч. 2 настоящей статьи является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в РФ запрещено.

На дату рассмотрения административного искового заявления сведения в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствует, что также свидетельствует о доступности информации для любого пользователя телекоммуникационной сети Интернет, что прямо запрещено названными положениями действующего законодательства.

Таким образом, факт размещения вышеуказанной информации на интернет-сайте на момент проведения проверки суд находит установленным.

Предоставление возможности доступа к указанной информации с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, фактически является распространением информации, которая запрещена на территории Российской Федерации.

На основании изложенного, принимая во внимание исследованные доказательства, суд находит требования прокурора о признании информации, размещенной на странице Интернет-сайта: https://spravka-v-ekaterinburge-kupit.ru - информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, обоснованными, подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 290, 293 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя военного прокурора 24 военной прокуратуры армии, войсковая часть 63549, действующего в интересах неопределенного круга лиц - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресу: https://spravka-v-ekaterinburge-kupit.ru информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Настоящее решение является основанием для включения указанной страницы сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Копию вступившего в законную силу решения направить в Управление Федеральной службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Уральскому федеральному округу (<адрес>), для включения указателя данной страницы сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда в течение 15 дней со дня получения копии настоящего решения через городской суд гор. Лесного.

СУДЬЯ Чарикова И.В.