К делу № 2а-194/2016
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
п. Мостовской 16 мая 2016 года
Мостовской районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Немчинова Ю.А.,
при секретаре Семеновой С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора Мостовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Мостовский район о признании незаконным бездействия администрации МО Мостовский район,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Мостовского района Шишков В.В. в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО Мостовский район о признании незаконным бездействия администрации МО Мостовский район. В дальнейшем административный истец несколько раз уточнял свои исковые требования и окончательно просил признать незаконным бездействие администрации МО Мостовский район, выразившееся в непринятии мер по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», а именно невыполнение мероприятия по приобретению и установке аппаратно-программных комплексов обзорного видеонаблюдения на территории МО Мостовский район в рамках программы «Обеспечение безопасности населения». Также просил обязать администрацию МО Мостовский район до 31.12.2016 разработать и утвердить программу «Построение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории МО Мостовский район.
Заявление мотивировано тем, что Прокуратурой района в декабре 2015 года проведена проверка эффективного и целевого использования денежных средств, выделенных администрацией МО Мостовский район (далее по тексту - администрация) в 2015 году в рамках реализации муниципальной программы «Обеспечение безопасности населения».
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст. 15 Бюджетного Кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
На основании постановления главы администрации МО Мостовский район № 2802 от 11.12.2014 разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение безопасности населения», в рамках, которой были предусмотрены мероприятия на приобретение средств визуального контроля в размере <...>.
Основной целью программы является создание эффективной системы профилактики правонарушений, укрепление правопорядка и повышение уровня общественной безопасности в МО Мостовский район, а также защита жизни и здоровья граждан, их прав и свобод, повышение эффективности охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
При проведении проверки установлено, что п. 3 Программы предусмотрены мероприятия по приобретению и установке аппаратно -программных комплексов обзорного видеонаблюдения на территории МО Мостовский район.
Однако, согласно информации МО Мостовский район расходы на реализацию данных мероприятий не осуществлялись в связи с отсутствием свободных денежных средств в бюджете района.
Вместе с тем, АПК «Безопасный город» должен быть создан в целях реализации комплексной системы обеспечения безопасности населения в соответствии с поручением Президента РФ от 29.06.2007 № Пр-1293-ГС, постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы РФ «Информационного общество (2011-2020 годы)».
Распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р утверждена Концепция построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
В соответствии с ч. 2 названного распоряжения органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться положениями Концепции при решении задач в сфере обеспечения комплексной безопасности среды обитания, а также при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития аппаратно-программного комплекса "Безопасный город".
Кроме того, постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 09.04.2015 № 298 «Об организации и выполнении мероприятий по построению, внедрению и эксплуатации на территории Краснодарского края аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» утверждён план первоочередных мероприятий по построению и развитию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории Краснодарского края.
В соответствии с п. 5 Плана первоочередных мероприятий по построению и развитию АПК «Безопасный город» органам местного самоуправления рекомендовано до сентября 2015 года разработать и утвердить программы построения АПК «Безопасный город» на территории муниципальных образований края.
Однако, до настоящего времени администрацией МО Мостовский район такая программа не разработана и не утверждена.
Согласно информации ОМВД России по Мостовскому району в 2015 году на территории Мостовского района наблюдается рост зарегистрированных преступлений (+15) по сравнению с 2014 годом, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений (+ 122).
Также отмечен рост преступлений, совершённых на улицах и общественных местах. При этом основными криминализированными зонами являются пятый микрорайон и рынок п. Мостовского.
Внедрение АПК «Безопасный город» позволит улучшить эффективность работы служб общественной безопасности, снизить количество преступлений.
совершенных на улицах и в местах массового скопления людей, повысить раскрываемость преступлений.
Доводы администрации о невозможности внедрения АПК «Безопасный город» в виду отсутствии денежных средств не основаны на законе, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий исполнительных органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности. Отсутствие в бюджете администрации денежных средств на внедрение АПК «Безопасный город» не освобождает администрацию от решения вопросов местного значения, отнесенных к ее компетенции (Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2008 № 32-ВПР08-10).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением.
Не внедрение АПК «Безопасный город» нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, повышает вероятность создания угрозы их жизни и здоровью с учетом складывающей на территории района динамики преступности. Данные обстоятельства в соответствии со ст. 39 КАС РФ предоставляют прокурору право обратиться в суд для защиты этих прав и интересов.
В судебном заседании прокурор Саенко В.В. поддерживал исковые требования и просил их удовлетворить, приведя в обоснование изложенные выше доводы.
Представитель административного ответчика администрации МО Мостовский район ФИО1 исковые требование не признал, просил в удовлетворении требований прокурора отказать, приведя в обоснования доводы, изложенные в возражении, согласно которого Администрация МО Мостовский район не согласна с исковым заявлением прокурора Мостовского района о признании бездействия незаконным, выразившимся в непринятии мер по внедрению АПК «Безопасный город» (в части невыполнения мероприятия по приобретению и установке аппаратно-программных комплексов обзорного видеонаблюдения) по следующим основаниям.
Полномочия по организации работ по построению, внедрению, развитию и эксплуатации аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 9 апреля 2015 года N 298 "Об организации и выполнении мероприятий по построению, внедрению и эксплуатации на территории Краснодарского края аппаратно-программного комплекса "Безопасный город" возложены на министерство гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и региональной безопасности Краснодарского края. В соответствии с пунктом 4 План первоочередных мероприятий по построению и развитию аппаратно- программного комплекса "Безопасный город" на территории Краснодарского края, утвержденного вышеуказанным постановлением, утвержден План построения (развития) и внедрения АПК "Безопасный город" на территории муниципального образования Мостовский район. В соответствии с которым за счет краевого бюджета намечены основные мероприятия по разработке технического задания на проведение работ по построению и, соответственно, построение АПК «Безопасный город».
Действующее законодательство не содержит императивных норм, обязывающих органы местного самоуправления разрабатывать и принимать указанную в уточненном административном заявлении от 08.04.2016 № 8-02- 2016/464 программу. В связи с чем, требования прокурора о принятии соответствующей муниципальной программы, которая в свою очередь должна быть обеспечена финансовыми ресурсами, не основаны на законе.
В соответствии с Обзором законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) по указанному вопросу определено следующее:
Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.
Статьей 12 Конституции. Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.
Статья 77 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяет общие правила осуществления контроля и надзора за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и распространяется на все органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора).
Органы прокуратуры входят в систему федеральных государственных органов и представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации (пункт «о» статьи 71, статья 129 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 1, пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).
Выделение прокуратуры по тексту статьи 77 указанного Федерального закона из числа иных органов государственного контроля (надзора) связано с особенностями предмета ее надзора (часть 1), с ее особой ролью как органа, осуществляющего координацию деятельности иных органов государственного контроля (надзора) по планированию и проведению проверок в отношении органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (абзац 3 части 22).
Таким образом, органы прокуратуры являются органами государственного надзора и на них в полной мере распространяются положения статьи 77 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Часть 2.1 данной статьи устанавливает адресованный органам государственного контроля (надзора) запрет требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесенных в соответствии с комментируемым Законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Кроме того, как отмечено прокуратурой Мостовского района администрацией района постановлением № 2802 от 11.12.2014 (в редакции постановления от 25.02.2016 № 92) разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение безопасности населения» в рамках которой установлены мероприятия подпрограммы №4 «Система комплексного обеспечения безопасности жизнедеятельности Мостовского района».
Учитывая, что на прокурора, предъявившего административный иск, в силу ст. 62 КАС возложено бремя доказывания, он при подготовке административных исковых заявлений обязан обеспечить их качество (полноту и аргументацию), представить в суд надлежащую доказательственную базу. По настоящему заявлению прокурором не доказано, то обстоятельство, что отсутствие программы «Построение АПК «Безопасный город» на территории муниципального образования Мостовский район» нарушает права и интересы неопределенного круга лиц.
Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит администраивное исковое заявление и.о. прокурора Мостовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.
В соответствии со ст15 Бюджетного Кодекса РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.
Согласно п.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится исполнение бюджета муниципального района, осуществление контроля за его исполнением.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления главы администрации МО Мостовский район № 2802 от 11.12.2014 разработана и утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение безопасности населения», в рамках, которой были предусмотрены мероприятия на приобретение средств визуального контроля в размере <...>.
Основной целью программы является создание эффективной системы профилактики правонарушений, укрепление правопорядка и повышение уровня общественной безопасности в МО Мостовский район, а также защита жизни и здоровья граждан, их прав и свобод, повышение эффективности охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.
Пунктом 3 программы «Обеспечение безопасности населения» предусмотрены мероприятия по приобретению и установке аппаратно-программных комплексов обзорного видеонаблюдения на территории МО Мостовский район.
Однако, согласно информации МО Мостовский район расходы на реализацию данных мероприятий не осуществлялись в связи с отсутствием свободных денежных средств в бюджете района.
Вместе с тем, АПК «Безопасный город» должен быть создан в целях реализации комплексной системы обеспечения безопасности населения в соответствии с поручением Президента РФ от 29.06.2007 № Пр-1293-ГС, постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 313 «Об утверждении государственной программы РФ «Информационного общество (2011-2020 годы)».
Однако, до настоящего времени администрацией МО Мостовский район не принято мер по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город».
Согласно информации ОМВД России по Мостовскому району в 2015 году на территории Мостовского района наблюдается рост зарегистрированных преступлений (+15) по сравнению с 2014 годом, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений (+ 122). Также отмечен рост преступлений, совершённых на улицах и общественных местах.
В соответствии с Концепцией построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» утвержденной распоряжением Правительства РФ от 03.12.2014 N 2446-р целью построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является повышение общего уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания за счет существенного улучшения координации деятельности сил и служб, ответственных за решение этих задач, путем внедрения на базе муниципальных образований (в соответствии с едиными функциональными и технологическими стандартами) комплексной информационной системы, обеспечивающей прогнозирование, мониторинг, предупреждение и ликвидацию возможных угроз, а также контроль устранения последствий чрезвычайных ситуаций и правонарушений с интеграцией под ее управлением действий информационно-управляющих подсистем дежурных, диспетчерских, муниципальных служб для их оперативного взаимодействия в интересах муниципального образования.
Таким образом, непринятие к администрации МО Мостовский район мер по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц на повышение уровня общественной безопасности, правопорядка и безопасности среды обитания.
Кроме того, административный истец просил обязать администрацию МО Мостовский район до 31.12.2016 разработать и утвердить программу «Построение аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории МО Мостовский район.
Однако учитывая, что представителем административного ответчика в судебном заседании был предоставлен план по построению и развитию ЕДДС МКУ «Управление по делам ГО, ЧС и ПБ Мостовского района» с внедрением аппаратно-промышленного комплекса «Безопасный город» на территории МО Мостовский район, утвержденный первым заместителем главы администрации МО Мостовский район ФИО2 от 17.08.2015, согласно которого утвержден план мероприятий по построению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на территории МО Мостовский район, то суд считает, что в удовлетворении данного требования следует отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление и.о. прокурора Мостовского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации МО Мостовский район о признании незаконным бездействия администрации МО Мостовский район удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие администрации МО Мостовский район, выразившееся в непринятии мер по внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», а именно невыполнение мероприятия по приобретению и установке аппаратно-программных комплексов обзорного видеонаблюдения на территории МО Мостовский район в рамках программы «Обеспечение безопасности населения».
В остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд, через Мостовской районный суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, т.е. 23.05.2016.
Председательствующий судья: Ю.А. Немчинов