РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
01 марта 2021 года г. Усолье-Сибирское
Усольский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Яновой О.В., при секретаре судебного заседания Лунченко О.В., с участием представителя заинтересованной стороны Мишаковой Е.В., административного ответчика Козырева Ю.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 38RS0024-01-2020-004990-43 (2а-194/2021) по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Козыреву Юрию Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области обратилась в суд с уточненным административным иском к Козыреву Юрию Михайловичу о взыскании обязательных платежей и санкций с учетом уточненных требований, в обоснование административного иска указал, что Козырев Юрий Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 13.09.2005 по 10.04.2017.
Налоговым органом произведено уточнение налоговых обязательств Козырева Ю.М., в результате которого задолженность составляет 1 872,99 руб. в том числе (страховые взносы: на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 за 2016 год в размере 364,78 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 253,76 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 205,70 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 1 048,75 руб.).
17.05.2017 налоговым органом начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 1 275,00 руб. за неполных 4 месяца 2017г.
17.05.2017 налоговым органом начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017г. в размере 6 500,00 руб. за неполных 4 месяца 2017г.
В результате чего задолженность по страховым взносам за 2017 составляет 7 775,00 руб.
Налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 в срок до 25.04.2017, и ему были начислены пени за период с 01.06.2017 по 25.01.2019 на обитую сумму в размере 205,70 руб.
Также, налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017г. в срок до 25.04.2017, в связи с чем налогоплательщику были начислены пени за период с 01.06.2017 по 25.01.2019 на общую сумму в размере 1 048,75руб.
К заявлению о вынесении судебного приказа налоговым органом приложены копии требований от 02.10.2017 № 11238, от 12.10.2017 №651319, от 08.12.2017 № 332354, в том числе требование от 19.11.2019 №71591 по состоянию на 19.11.2019, в которых налоговый орган, уведомил налогоплательщика о необходимости уплаты задолженности по налоговым обязательствам в общей сумме 45 435,23 руб. при общем остатке суммы задолженности на момент 27.12.2019 по налогам (сборам, страховым взносам) в размере 25 752,27 руб.
В требованиях налогового органа указана общая задолженность по состоянию на момент составления требования, соответственно, налоговый орган обратился в мировой суд за вынесением судебного приказа по задолженности за 2017-2019гг. в общей сумме 25 752,27 руб., которая подтверждена требованиями от 12.10.2017 г. №651319, от 08.12.2017 № 332354, от 19.11.2019 №71591, из чего следует, что налоговая инспекция уведомляла Козырева Ю.М. об обязанности уплатить недоимку по требованию от 19.11.2019 № 71591 в срок до 12.12.2019, соответственно шестимесячный срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа в соответствии с п.2 ст. 48 НК РФ истекает 12.06.2020.
При этом налоговому органу 15.01.2021 на основании письма пенсионного фонда РФ № ВГ-10/59 от 12.01.2021 стало известно о периодах задолженности по обязательному медицинскому страхованию, образовавшуюся до 01.01.2017, не подлежащей взысканию.
В требовании налогового органа указана общая задолженность по состоянию на момент составления требования, соответственно, налоговый орган обратился в мировой суд за вынесением судебного приказа по задолженности в размере 25752,57 руб.
Налоговым органом 30.11.2020 произведено уточнение налоговых обязательств в результате которого налоговый орган после отмены судебного приказа обратился в суд с административным исковым заявлением № 03-33/9947 от 30.11.2020г. с общей суммой задолженности в размере 23 987,43 руб.
В административном исковом заявлении № 03-33/9947 от 30.11.2020 указан 2017-2019гг., однако все приложенные документы подтверждают взыскание за 2016-2019гг. Также мировой суд вынес определение на основании заявления налогового органа, в котором ошибочно указан год взыскания 2017-2019 вместо 2016-2019гг.
Считает, что ошибка в заявлении налогового органа с указанием неправильного периода взыскания при том, что в требовании указан год взыскания правильно 2016-2019, не может лишить налоговый орган права на взыскание обязательных платежей и санкций, и обязанность налогоплательщика своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет.
В результате настоящего уточнения налоговых обязательств остаток задолженности за 2016-2019 составляет 1 872,99 руб., которая подтверждена требованиями от 12.10.2017 №651319, от 08.12.2017 № 332354, от 19.11.2019 №71591, соответственно шестимесячный срок для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа не истек.
Ответчиком до настоящего времени вышеперечисленные требования неисполнены в полном объеме, задолженность в размере 1872,99 руб. подлежит взысканию с Козырева Ю.М. в полном объеме.
Просил: взыскать с Козырева Юрия Михайловича задолженность в сумме 1872,99 руб. в том числе:
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 пени в размере 205,70 руб. - с зачислением на расчетный счет (данные изъяты), ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, БИК: (данные изъяты), Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, (данные изъяты)), КБК (пени) (данные изъяты), ОКТМО- (данные изъяты)
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 пени в размере 1 048,75 руб. с зачислением на расчетный счет (данные изъяты), ГРКЦ ГУ Банка России по <адрес>, БИК: (данные изъяты), Получатель: УФК; по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России (данные изъяты) по Иркутской области, (данные изъяты)), КБК (пени) (данные изъяты), ОКТМО - (данные изъяты)
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017г. в размере 364,78 руб., пени по страховым взносам на ОМС до 01,01.2017г. в размере 253,76 руб. - с зачислением на расчетный счет (данные изъяты), ГРКЦ ГУ Банка России по Иркутской области, БИК: (данные изъяты), Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России (данные изъяты) по <адрес>, (данные изъяты)
Представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Иркутской области в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещен надлежаще, дополнительно направила письменные пояснения, согласно которых заявление о вынесении судебного приказа в отношении сумм основного долга на обязательное пенсионное страхование от 01.01.2017 в размере 6500 руб., обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 1275 руб. на судебный участок не направлялось. Налогоплательщику заявление о вынесении судебного приказа № 14113 от 20.02.2021 направлено 24.02.2021. После получения реестра отправки заявления налогоплательщику, пакет документов для взыскания задолженности в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ будет направлен на судебный участок.
Административный ответчик Козырев Ю.М. в судебном заседании возражал против иска, заявила о пропуске срока.
Представитель заинтересованного лица Мишакова Е.В. в судебном заседании поддержала административные исковые требования, при этом пояснила, что сумму задолженности за 2016 предавали один раз указав сумму 3795 руб. 85 коп., при этом сумму задолженности не сторнировали и не изменяли, дата передачи 02.10.2017.
Выслушав административного ответчика, заинтересованного лица, обозрев материалы административного приказного производства № 2а-765/2020, исследовав представленные доказательства, оценивая их в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.
Статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законом установленные налоги, выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушениях законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В соответствии с п. 3 ст. 430 НК РФ, если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев начиная с календарного месяца начала деятельности. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В силу пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно статье 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.
Статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах для уплаты налога.
Судом установлено, что Козырев Юрий Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ г.р. состоял на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя с 13.09.2005 по 10.04.2017 и являлся плательщиком страховых взносов.
17.05.2017 налоговым органом начислены страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 1 275,00 руб. за неполных 4 месяца 2017г.
17.05.2017 налоговым органом начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017г. в размере 6 500,00 руб. за неполных 4 месяца 2017г.
В результате чего задолженность по страховым взносам за 2017 год составила 7 775,00 руб.
Налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2017 в срок до 25.04.2017, и ему были начислены пени за период с 01.06.2017 по 25.01.2019 на общую сумму в размере 205,70 руб.: (1 275,00 руб. (задолженность за 2017г.) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 573 (количество просроченных дней).
Также, налогоплательщиком самостоятельно не исполнена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2017г. в срок до 25.04.2017, в связи с чем налогоплательщику были начислены пени за период с 01.06.2017 по 25.01.2019 на общую сумму в размере 1 048,75 руб.: (6 500,00 руб. (задолженность за 2017г.) * (1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ) * 573 дня (количество просроченных дней).
К заявлению о вынесении судебного приказа налоговым органом приложены копии требований от 02.10.2017 № 11238, от 12.10.2017 №651319, от 08.12.2017 № 332354, в том числе требование от 19.11.2019 №71591 по состоянию на 19.11.2019, в которых налоговый орган, уведомил налогоплательщика о необходимости уплаты задолженности по налоговым обязательствам в общей сумме 45 435,23 руб. при общем остатке суммы задолженности на момент 27.12.2019 по налогам (сборам, страховым взносам) в размере 25 752,27 руб.
В требовании налогового органа указана общая задолженность по состоянию на момент составления требования, к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился о взыскании задолженности в размере 25 752,57 руб., в том числе налог на имущество физических лиц 185,00 руб., пени по налогу на имущество в размере 17,77 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 г. в размере 14 031,94 руб., пени в размере 8701,04 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 пени в размере 1048,75 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере на выплату накопительной части пенсии пеня в размере 562,37 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 пени в размере 205,70 руб.
28.02.2020 г, мировым судьей судебного участка №96 г. Усолье-Сибирское и Усольского района Иркутской области был вынесен судебный приказ № 2а-765/2020 о взыскании с Козырева Ю.М. задолженности по налоговым обязательствам в сумме 25 752,57 руб.
Определением от 20.04.2020 г. судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Козырева Ю.М. относительно исполнения судебного приказа.
30.11.2020 налоговым органом произведено уточнение налоговых обязательств, в результате которого налоговый орган после отмены судебного приказа обратился в суд с административным исковым заявлением, при рассмотрении дела уточнив исковые требования, на основании письма пенсионного фонда РФ № ВГ-10/59 от 12.01.2021 о периодах задолженности по обязательному медицинскому страхованию, образовавшейся до 01.01.2017, не подлежащей взысканию, налоговым органом произведено уточнение налоговых обязательств Козырева Ю.М., в результате, которого задолженность составила 1 872,99 руб. в том числе (страховые взносы: на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 за 2016 год в размере 364,78 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 253,76 руб., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 205,70 руб., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 1 048,75 руб.).
Исходя из представленных административным истцом документов, указанный им в административном исковом заявлении № 03-33/9947 от 30.11.2020 период взыскания 2016-2019.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в ПФ РФ на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования РФ на обязательное социальное на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование до 01 января 2017 года были урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Согласно положениям вышеуказанного федерального закона и положениям части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" недоимка по страховым взносам, возникшая до 2017 года, а также задолженность по соответствующим пеням и штрафам, признается безнадежной к взысканию и подлежащей списанию.
В соответствии с положениями пп. 2 п. 1 статьи 419 НК РФ, п. 2 статьи 432 НК РФ срок уплаты индивидуальными предпринимателями взносов на обязательное пенсионное страхование за год с доходов, не превышающих 300 000 рублей - не позднее 31 декабря текущего года.
Согласно положениям п. п. 1, 3 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки. Данные правила применяются так же в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов.
Заявление о взыскании подается в суд налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (ч. ч. 2, 3 статьи 48 НК РФ).
В соответствии с положениями Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" под днем выявления недоимки следует принимать следующий день после наступления срока уплаты налога (пункт 50). Таким образом, момент выявления недоимки по налогам и страховым взносам следует соотносить со сроком их уплаты.
Исходя из положений, закрепленных в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" несоблюдение налоговым органом сроков, предусмотренных статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет изменение порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер, сроки совершения вышеупомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Как уже было указано выше, под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
Разрешая заявленные требования, суд приходит к выводу, что установленный ст. 48 Налогового кодекса РФ, ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" срок для обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций пропущен налоговым органом, что является основанием для отказа в удовлетворении административного иска. Также суд на основании ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признает взыскиваемую налоговым органом задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 364 руб. 78 коп., пени в размере 253 руб. 76 коп., безнадежной ко взысканию и подлежащей списанию.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются индивидуальные предприниматели, которые в силу п. 2 ст. 14 этого же Федерального закона обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
С 01 января 2017 вступил в силу Федеральный закон от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".
Пунктом 5 ст. 18 названного Федерального закона признан утратившим силу Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон о страховых взносах).
Однако в соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона.
Из материалов дела следует, что спорные отношения возникли до 01 января 2017 года, поэтому суд руководствовался нормами законодательства, регулировавшими порядок исчисления и уплаты страховых взносов до 01 января 2017 года.
В соответствии со ст. 25 Закона о страховых взносах за нарушение сроков по уплате страховых взносов подлежат начислению пени.
Согласно ч. ч. 3, 5, 7 указанной нормы пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов и определяются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В соответствии с п. 5 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года N 20-П неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога.
Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пени как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Из анализа приведенных выше положений следует, что пени являются мерой ответственности за нарушение срока внесения соответствующего платежа, то есть требование об их взыскании является производным от требования о взыскании основного платежа, поскольку только при наличии недоимки по страховым взносам плательщику страховых взносов могут быть начислены пени. При этом отсутствие основного обязательства уплаты страховых взносов влечет невозможность применения меры обеспечения этого обязательства в виде взыскания пени.
Как следует из представленного административным истцом расчета, сумма пени, образующей недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, от которой рассчитаны пени в размере 253 руб. 76 коп. При этом доказательств взыскания с указанных недоимок в установленном законом порядке или их добровольной уплаты налоговым не представлено, в то время, как в силу ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В этой связи пеня, начисленная на указанные выше недоимки, не подлежит взысканию с административного ответчика.
На основании ч. 2 ст. 16 Закона о страховых взносах страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
Таким образом, страховые взносы за указанный период подлежали оплате не позднее 09 января 2017 года (с учетом праздничных дней).
Исходя из ч. 3 ст. 18 Закона о страховых взносах, при неисполнении плательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, обязанности по уплате страховых взносов, их взыскание производится в порядке, предусмотренном ст. 21 настоящего Федерального закона.
Часть 1 ст. 21 Закона о страховых взносах предусматривает право органа контроля за уплатой страховых взносов, направившего требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, обратиться в суд с заявлением о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества данного физического лица, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
По смыслу данной нормы право на обращение в суд возникает у органа контроля за уплатой страховых взносов в отношении сумм задолженности, по которым плательщику страховых взносов предварительно было направлено требование об уплате недоимки.
При этом указанным выше Законом установлены конкретные процедура и сроки предъявления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а в суд - заявления о взыскании.
Так, в силу ч. ч. 2, 5 ст. 22 Закона о страховых взносах требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки и должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
В порядке ч. ч. 2, 3 ст. 21 Закона о страховых взносах заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
При этом ч. 2.3 ст. 21 Закона о страховых взносах устанавливает, что к отношениям о взыскании страховых взносов, регулируемым ч. ч. 2 - 2.2 настоящей статьи, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, приведенными нормами права возможность обращения органа контроля за уплатой страховых взносов в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций ограничена конкретными императивными сроками, не соблюдение которых не должно негативно сказываться на правах плательщика страховых взносов, поскольку он не может быть поставлен в ситуацию недопустимой неопределенности возможностью предъявления в любой момент требования о взыскании с него обязательных платежей и санкций.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 22 марта 2012 года N 479-0-0, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.
Из разъяснений Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ следует, что в любом случае пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей (п. 6 Информационного письма от 17 марта 2003 года N 71). Таким образом, не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Как указывалось выше, страховые взносы за 2016 год подлежали оплате административным ответчиком не позднее 09 января 2017 года. Следовательно, вопреки утверждениям административного истца, о выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов должен был узнать не позднее 09 января 2017 года.
Учитывая указанные обстоятельства, требование об уплате недоимки по страховым взносам и задолженности по пеням за 2016 год подлежало направлению административному ответчику в срок до 09 апреля 2017 года. Между тем данное требование № 651319 было направлено Козыреву Ю.М. только 12.10.2017 года (сумма в требовании указана 3796 руб. 85 коп.), т.е. со значительным пропуском установленного ч. 2 ст. 22 Закона о страховых взносах срока, что свидетельствует о нарушении процедуры предъявления требования.
При этом, учитывая приведенные выше положения законодательства и правовую позицию Конституционного Суда РФ о том, что пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налоговых платежей, суд приходит к выводу о необходимости исчисления шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании с 19 апреля 2017 года, т.е. по истечении 10 дней (определенных в требовании).
В таком случае шестимесячный срок для обращения в суд с заявлением о взыскании истек 19 октября 2017 года, в то время как с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился только в феврале 2020 года.
Таким образом, материалами дела установлено, что налоговым органом пропущен установленный ст. 21 Закона о страховых взносах срок обращения в суд с заявлением о взыскании.
Поэтому суд отказывает в удовлетворении административных исковых требований налоговой инспекции к Козыреву Ю.М. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 364 руб. 78 коп., и начисленной на нее пени в размере 253 руб. 76 коп.
Кроме того, в силу ст. 11 Федерального закона от 28 декабря 2017 года N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, в размере, определяемом в соответствии с частью 11 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", задолженность по соответствующим пеням и штрафам, числящиеся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (ч. 1).
Поскольку недоимка по страховым взносам за 2016 год, а также начисленные на нее пени имели место за расчетный период, истекший до 01 января 2017 года, при этом недоимка по страховым взносам не превысила размер, определяемый в соответствии с ч. 11 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, то указанная недоимка в размере 364 руб. 78 коп., и начисленная на нее пени в размере 253 руб. 76 коп. признаются безнадежными ко взысканию и подлежат списанию.
Не влияют на выводы суда довод административного истца об обстоятельствах, касающиеся позднего получения налоговым органом сведений о наличии у Козырева Ю.М. задолженности по страховым взносам, поскольку данные доводы не влияют на исчисление сроков предъявления требования и обращения в суд с заявлением о взыскании. Данные обстоятельства также не могут расцениваться в качестве уважительной причины для восстановления пропущенных сроков. Внутренние организационные причины, повлекшие несвоевременную подачу заявления, не могут рассматриваться в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд. Об этом также указано в абз. 3 п. 60 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 июля 2013 года N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Вместе с тем, как следует из поступивших пояснений представителя административного истца, а также из материалов административного дела, а также материала административного приказного производства налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении сумм основного долга на обязательное пенсионное страхование от 01.01.2017 в размере 6500 руб., обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 1275 руб. к мировому судье не обращался.
В соответствии с п. 1 ст. 72 Налогового кодекса Российской Федерации пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Основная цель налоговой пени - обеспечить надлежащее исполнение налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами публично - правовой обязанности по своевременной уплате налоговых платежей.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 17.12.1996 N 20-П, пеня является разновидностью право восстановительных мер государственно-правового принуждения, имеющих целью восполнить недоимку и компенсировать имущественные потери казне, причиненные несвоевременной уплатой налога.
В соответствии с п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня уплачивается одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Разрешая заявленные требования о взыскании пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 205 руб. 70 коп., пени по страховым взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 в размере 1078 руб. 75 коп., суд также учитывает позицию Конституционного суда РФ изложенную в Определении КС от 8 февраля 2007 г. N 381-О-П, в котором разъясняется, что обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Исходя из Определения КС РФ от 17 февраля 2015 г. N 422-О пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание. Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Таким образом, поскольку на момент рассмотрения данного административного дела налоговый орган с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении сумм основного долга на обязательное пенсионное страхование от 01.01.2017 в размере 6500 руб., обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 в размере 1275 руб., на которые были начислены суммы пени в размере 205 руб. 70 коп., и в размере 1078 руб. 75 коп. соответственно, к мировому судье не обращался, правовых оснований для удовлетворения указанных сумм пени не имеется.
Поэтому суд приходит к выводу об отказе в административных исковых требованиях Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Козыреву Юрию Михайловичу о взыскании задолженности по налогам и пени.
Руководствуясь статьями 178-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В административных исковых требованиях Межрайонной ИФНС России № 18 по Иркутской области к Козыреву Юрию Михайловичу о взыскании задолженности в сумме 1872 руб. 99 коп. в т.ч.: страховых взносов на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 в размере 364 руб. 78 коп., пени в размере 253 руб. 76 коп., страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 01.01.2017 пени в размере 205 руб. 70 коп., страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 01.01.2017 пени в размере 1078 руб. 75 коп.- с зачислением на расчетный счет (данные изъяты), ГРКЦ ГУ Банк: России по <адрес>, БИК: (данные изъяты), Получатель: УФК по Иркутской области (Межрайонная ИФНС России № 18 по Иркутской области, (данные изъяты)) КБК (налог) - (данные изъяты), КБК (пени) - (данные изъяты), ОКТМО (данные изъяты) - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Иркутский областной суд через Усольский городской суд.
Судья О.В. Янова
Мотивированный текст решения изготовлен 09.03.2021.