ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-194/2022 от 05.07.2022 Санкт-петербургского гарнизонного военного суда (Город Санкт-Петербург)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2022 года Санкт-Петербург

Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в составе:

председательствующего – судьи Мовчана А.Н.,

при секретаре судебного заседания – Коваленко В.О.,

с участием административного истца Ралля Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего <данные изъяты><данные изъяты>Ралля Д. С. к ФГАУ «Росжилкомплекс» (филиал «Западный») (далее – Росжилкомплекс, жилищный орган),

УСТАНОВИЛ:

Ралль обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:

-признать незаконными решение ФГАУ «Росжилкомплекс» от 18 апреля 2022 года № 03-22/74/В о внесении в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях сведений об уменьшении на 35,45 м2 нормы предоставления и решение того же органа от 21 апреля 2022 года № 03-28/315 о предоставлении жилищной субсидии в части уменьшения норматива общей площади жилого помещения;

-возложить на ФГАУ «Росжилкомплекс» обязанность рассмотреть вопрос исключения из единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях сведений об уменьшении нормы предоставления, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого истцу и в связи с этим рассмотреть вопрос перерасчёта размера предоставленной ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).

В обоснование своих требований Ралль пояснил, что он, а также его супруга и дети с августа 2018 года до мая 2022 года состояли на учёте нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания и в качестве формы обеспечения жильём избрана субсидия.

Решением жилищного органа в апреле 2022 года ему уменьшена норма предоставления на 35,45 м2, что соответствует доли в квартире ранее принадлежащей супруге, которую та приобрела в порядке приватизации и затем в 2010 году подарила своей матери. На основании этого другим решением также уменьшен размер подлежащей выплате субсидии, которая выплачена ему в апреле 2022 года, а в мае 2022 года снят с жилищного учёта. При этом жилищный орган, оценивая приведённые выше данные, исходил лишь из обстоятельств и выводов, установленных вступившими в законную силу судебными постановлениями по предыдущему обращению Ралля в суд по жилищному вопросу.

Административный истец, не оспаривая фактических обстоятельств по делу, полагал, что жилищным органом не учтены изменения, внесённые в декабре 2019 года в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Поскольку новая редакция этой нормы обязывает применять к правоотношениям по обеспечению военнослужащих жильём статью 53 и часть 8 статьи 57 ЖК РФ, а со дня дарения женой принадлежащей ей доли в приватизированной квартире прошло более пяти лет, то в апреле 2022 года уже не имелось оснований для уменьшения нормы предоставления и, как следствие, размер выплаченной субсидии должен быть пересмотрен в большую сторону.

Представитель жилищного органа просила отказать в удовлетворении требований иска Ралля по основаниям, указанным в оспариваемом решении от 18 апреля 2022 года.

Выслушав представителя административного истца и проверив материалы дела, суд исходит из следующего.

Из исследованной в суде выписки из личного дела – послужного списка усматривается, что административный истец добровольно поступил на военную службу в августе 1996 года, в мае 2001 года окончил обучение в военном ВУЗе, назначен на воинскую должность, ему присвоено офицерское звание и по настоящее время он продолжает службу в одном из подразделений военно-морской академии.

В связи с изложенным выше и в соответствии с абзацем четвертым и седьмым пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» административный истец, как поступивший на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, подлежит обеспечению на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями.

Согласно абзацу двенадцатому пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащим, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности.

Решением регионального жилищного органа Минобороны России от 19 декабря 2018 года Ралль и члены его семьи с 29 августа 2018 года приняты на учёт нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания. В последующем административный истец избрал форму обеспечения жильём в виде субсидии.

Вступившим в законную силу 5 апреля 2019 года (апелляционное определение Северного флотского суда № 33а-258/2019) решением Североморского гарнизонного военного суда от 7 февраля 2019 года, принятым по административному иску Ралля об оспаривании другого решения жилищного органа об уменьшении нормы предоставления, установлено, что в 1985 году мать будущей жены истца от местного органа исполнительной власти получила квартиру общей площадью 70,9 м2, расположенную в <адрес>, Ленинградской области. В январе 2010 года И. приобретает 1/2 доли в праве в названной квартире в собственность в порядке приватизации, в июне 2010 года истец регистрирует с ней брак, а декабре 2010 года она подарила это жильё своей матери.

При этом суды в своих постановлениях сделали вывод, что в случае если члены семьи военнослужащего распорядились полученным ранее от государства по установленным нормам жилым помещением и не могут представить документы о его освобождении, то они не имеют права требовать повторного предоставления жилого помещения для постоянного проживания в порядке, определённом статьёй 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», это ограничение является бессрочным и распространяется на Ралля.

Жилищный орган в своём решении от 18 апреля 2022 года № 03-22/74/В, ссылаясь на упомянутые судебные решения, внёс в единый реестр военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях для постоянного проживания сведения о 35,45 м2 – площади помещения, учитываемого при предоставлении жилья Раллю. Эти же данные послужили основанием для уменьшения субсидии, размер которой рассчитан в решении от 21 апреля 2022 года № 03-28/315. Иных оснований для принятия данных решений в них не приведено.

Рассчитанная таким образом субсидия перечислена Раллю 27 апреля 2022 года и решением филиала Росжилкомплекса от 25 мая 2022 года № 03-04/135 он снят с жилищного учёта.

Оценивая установленные в суде обстоятельства суд исходит из того, что военнослужащие признаются нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьёй 51 ЖК РФ, в порядке, утверждаемом Правительством РФ. При признании военнослужащих-граждан нуждающимися в жилых помещениях и предоставлении им и совместно проживающим с ними членам их семей жилых помещений либо денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений учитываются положения статьи 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ (абзац тринадцатый и четырнадцатый пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

По смыслу указанных норм ЖК РФ правовым основанием для снижения нормы предоставления в отношении жилья, которым может быть обеспечен военнослужащий и члены его семьи, являются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Приведённые обстоятельства подлежали безусловному выяснению уполномоченным органом при рассмотрении жилищного вопроса военнослужащего.

При разрешении данного дела ссылку на названные судебные решения гарнизонный суд находит несостоятельной, поскольку те постановления были приняты в отношении других фактических обстоятельств.

К такому выводу суд приходит в связи с тем, что оспоренные в данном деле решения жилищного органа принимались в период действия Федерального закона «О статусе военнослужащих» в редакции Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 416-ФЗ, предусматривающего возможность принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащих-граждан, в том числе, обеспеченных в качестве членов семей других военнослужащих или иных граждан жилыми помещениями либо денежными средствами на приобретение или строительство жилых помещений, с учетом положений статей 53 и части 8 статьи 57 ЖК РФ.

То есть суд учитывает, что после дарения женой Ралля своей доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенного от государства её матерью, истёк пятилетний срок и, как следствие, приведенные в оспоренных решениях обстоятельства не могли служить исчерпывающими основаниями для уменьшения в отношении истца нормы предоставления и уменьшения размера жилищной субсидии.

С учетом всего изложенного выше суд приходит к выводу о том, что оспариваемые решения от 18 и 21 апреля 2022 года являются незаконными и полагает необходимым возложить на жилищный орган обязанности рассмотреть вопрос исключения из единого реестра сведений об уменьшении в отношении Ралля нормы предоставления и пересчитать размер предоставленной ему субсидии.

Руководствуясь статьями 174-180 и 227 КАС РФ суд,

РЕШИЛ:

Требования административного искового заявления Ралля Д.С. к ФГАУ «Росжилкомплекс» (филиал «Западный») удовлетворить.

Признать незаконными решение ФГАУ «Росжилкомплекс» (филиал «Западный») от 18 апреля 2022 года № 03-22/74/В о внесении в единый реестр военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях сведений об уменьшении на 35,45 м2 нормы предоставления, установленной Раллю Д.С. и решение того же органа от 21 апреля 2022 года № 03-28/315 о предоставлении административному истцу жилищной субсидии в части уменьшения норматива общей площади жилого помещения.

Возложить на ФГАУ «Росжилкомплекс» (филиал «Западный») обязанность рассмотреть вопрос исключения из единого реестра военнослужащих, принятых на учёт нуждающихся в жилых помещениях сведений об уменьшении нормы предоставления, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого Раллю Д. С. и в связи с этим рассмотреть вопрос перерасчёта размера предоставленной ему субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений).

Возложить на филиал «Западный» ФГАУ «Росжилкомплекс» обязанность в месячный срок сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу Раллю Д.С.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в 1-й Западный окружной военный суд через Санкт-Петербургский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья А.Н. Мовчан

Решение суда в окончательной форме принято 15 июля 2022 года.