ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-194/2022 от 30.06.2022 Первомайского районного суда (Тамбовская область)

Дело № 2а-194/2022

УИД: 68RS0018-01-2022-000380-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Первомайский 30 июня 2022 года

Первомайский районный суд Тамбовской области в составе председательствующего федерального судьи Литвинова А.А.,

при секретаре Кочеровой Н.В.,

с участием:

представителя административного истца – помощника прокурора Первомайского района Тамбовской области Петрищева А.С.,

представителя административного ответчика Рыжкова Е.И.,

единолично рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Первомайского районного суда Тамбовской области административное дело по административному исковому заявлению прокурора Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области по проведению мероприятий, направленных на заключение концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, и об обязании осуществить мероприятия, направленные на заключение концессионного соглашения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Первомайского района Тамбовской области, действуя в порядке ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Первомайский районный суд Тамбовской области с вышеуказанным административным иском, в котором указал, что в ходе проведения прокуратурой Первомайского района Тамбовской области, на основании решения коллегии прокуратуры Тамбовской области от ДД.ММ.ГГГГ, проверочных мероприятий в сфере исполнения законов в жилищно-коммунальной сфере установлено, что административным ответчиком не принято мер по заключению концессионного соглашения в соответствии с требованиями закона. В обоснование доводов иска прокурором указано, что администрацией Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области (далее – Администрация поссовета) утвержден перечень объектов теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений, названные объекты на основании соответствующих постановлений Администрации поссовета и договоров переданы во временное владение и пользование ООО «Интэко». ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интэко» направило в Администрацию поссовета предложения о заключении концессионных соглашений в отношении определенных перечнем объектов теплоснабжения, систем холодного водоснабжения и водоотведения, которые Администрацией поссовета были направлены для согласования в Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области. Из ответов Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области следует, что проекты концессионных соглашений с ООО «Интэко» на объекты теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения не согласованы, в связи с чем, возвращены на доработку в Администрацию поссовета. ДД.ММ.ГГГГ Администрация поссовета направила проекты концессионных соглашений в адрес ООО «Интэко» для устранения недостатков. ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интэко» проинформировало Администрацию поссовета о том, что доработка проектов концессионных соглашений ведется, материалы с корректировкой расчетов будут предоставлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ. Однако, до настоящего времени ООО «Интэко» проекты концессионных соглашений в отношении принадлежащих Первомайскому поссовету объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения не предоставило. Ссылаясь на приведенные обстоятельства и нормы закона, административный истец полагал, что муниципальное имущество, предназначенное для оказания услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на территории Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области передано в пользование хозяйствующему субъекту необоснованно, вне процедуры конкурентного отбора, по иному договору, чем это предусмотрено законодательством, поскольку, указанные объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту путем заключения концессионных соглашений, тогда как бездействие Администрации поссовета по заключению концессионных соглашений нарушает права неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества, и просил суд признать незаконным бездействие административного ответчика по проведению мероприятий, направленных на заключение концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, обязав административного ответчика в 3-х месячный срок со дня вступления решения в законную силу осуществить мероприятия, направленные на заключение концессионного соглашения.

В судебном заседании представитель административного истца – помощник прокурора Первомайского района Тамбовской области Петрищев А.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал административные исковые требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – Рыжков Е.И., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании признал требования административного иска частично, пояснив, что бездействие Администрации поссовета отсутствует, в частности, проекты новых концессионных соглашений с ООО «ПТЭК» направлены в администрацию Тамбовской области на согласование ДД.ММ.ГГГГ, о чем представил суду соответствующие сведения.

Выслушав участников судебного разбирательства, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с ч. 2 ст. 411 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством РФ о приватизации.

Частью 3 ст. 411 Закона № 416-ФЗ определено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством РФ указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 07.05.2013 № 103-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», с 08.05.2013 и до 01.01.2015 допускается передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, без учета требований, предусмотренных ч.ч. 3 и 4 ст. 281 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», по договору аренды данных объектов на срок до трех лет до передачи прав владения и (или) пользования данными объектами победителю конкурса на право заключения концессионного соглашения, если данные объекты входят в состав объекта концессионного соглашения или в состав иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению имущества.

Таким образом, после 01.01.2015 передача прав на объекты теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения осуществляется только на основании концессионных соглашений.

В силу п.п. 4.2, 4.3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают полномочиями по организации теплоснабжения и в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральными законами «О теплоснабжении» и «О водоснабжении и водоотведении».

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции от 01.05.2022) (далее – Закон о концессионных соглашениях), по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного п. 21 ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, объектами концессионных соглашений являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Как указано в ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, согласно ч. 4.2 которой, концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном ч.ч. 4.2-4.10 и 4.12 настоящей статьи..

Согласно ч. 1 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 29, ч. 7 ст. 32, ст. 51 и 521 настоящего закона, частями 2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства РФ, и в иных предусмотренных федеральным законом случаях.

В соответствии с ч. 3 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, органы местного самоуправления в соответствии со своими полномочиями каждый год до 1 февраля текущего календарного года обязаны утверждать перечень объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений. Указанный перечень после его утверждения подлежит размещению органами местного самоуправления на официальном сайте РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством РФ, а также на официальном сайте концедента в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или в случае отсутствия у муниципального образования официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого расположено такое муниципальное образование, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Как установлено судом, во исполнение вышеприведённых положений ч. 3 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях, Администрацией поссовета на основании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ, 27 утверждены Перечни объектов теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений (далее – Перечни).

Судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что в силу ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, ДД.ММ.ГГГГ в Администрацию поссовета от ООО «Интэко» поступили предложения о заключении концессионных соглашений в отношении объектов теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, а также, представлены проекты соответствующих концессионных соглашений.

Указанные проекты концессионных соглашений, предложенные ООО «Интэко» в порядке ст. 37 Закона о концессионных соглашениях ДД.ММ.ГГГГ были направлены Администрацией поссовета на согласование в Управление ТЭК и ЖКХ Тамбовской области.

Рассмотрев представленные проекты концессионных соглашений, Управлением ТЭК и ЖКХ Тамбовской области в их согласовании отказано (л.д. 59-60, 145-147), в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ проекты концессионных соглашений были возвращены в ООО «Интэко» для доработки по недостаткам, выявленным в ходе их согласования.

Как следует из письма ООО «Интэко» от ДД.ММ.ГГГГ проекты концессионных соглашений с корректировками будут предоставлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, представителем административного ответчика в суд представлено сообщение ООО «Интэко» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому проекты концессионных соглашений с корректировкой будут предоставлены в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 157).

В указанный срок проекты концессионных соглашений ООО «Интэко» в адрес административного ответчика предоставлены не были.

Более того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Интэко» проинформировало Администрацию поссовета о необходимости расторжения ранее заключенных договоров аренды объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, в связи с открытием новой теплоэнергетической компанией – ООО «Первомайская теплоэнергетическая компания» (далее – ООО «ПТЭК») (л.д. 160).

Рассмотрев поступившее в Администрацию поссовета в июне 2022 года предложение ООО «ПТЭК» (л.д. 163-164) о заключении концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, ДД.ММ.ГГГГ в адрес Управления ТЭК и ЖКХ Тамбовской области Администрацией поссовета был направлен для согласования вышеназванный проект концессионного соглашения (л.д. 161).

Как следует из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, в связи с отсутствием предложений от третьих лиц о заключении концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения на территории Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области, Администрацией поссовета представлен для согласования проект концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и водоотведения, в котором в качестве концессионера планируется участие унитарного предприятия, создаваемого Администрацией поссовета (л.д. 165-166).

Таким образом, судом установлено и не оспаривалось сторонами по делу, что по состоянию на день рассмотрения судом настоящего административного иска, в нарушение приведенных положений Закона № 416-ФЗ, концессионные соглашения в отношении объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в отношении соответствующих объектов, включенных в Перечни, Администрацией поссовета заключены не были.

Вместе с тем, в данном случае, суд не усматривает какого-либо бездействия Администрации поссовета, требующего вмешательства суда, поскольку, в рамках предусмотренных законом процедур, определяющих порядок заключения концессионных соглашений, административным ответчиком в кратчайшие сроки осуществлялось рассмотрение предложений ООО «Интэко», затем – ООО «ПТЭК», на заключение концессионных соглашений, их направление на согласование в администрацию Тамбовской области и последующий возврат на доработку.

Изменение юридического лица, обратившегося с предложением на заключение концессионного соглашения, по мнению суда не может являться безусловным основанием признания незаконным бездействия Администрации поссовета.

Не является таковым и факт передачи во временное пользование соответствующих объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения в ООО «ПТЭК» на основании соответствующих представленных суду договоров аренды.

Напротив, из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что заключение указанных договоров аренды соответствующих объектов с ООО «ПТЭК» Администрацией поссовета осуществлено в целях обслуживания названных объектов арендатором в период, пока не заключены соответствующие концессионные соглашения, для соблюдения прав неопределенного круга лиц на получение коммунальных услуг надлежащего качества.

Доводы представителя административного истца о том, что в связи с длительной доработкой проектов концессионных соглашений ООО «Интэко» Администрация поссовета не была лишена возможности осуществления мероприятий по их заключению в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 13 Закона о концессионных соглашениях, по мнению суда, противоречат положениям ч. 4.2 ст. 37 названного закона, поскольку, Администрация поссовета уже располагала инициативой лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Закона, рассмотрение которой не было завершено.

В настоящее время, в связи с отказом ООО «Интэко» от заключения концессионных соглашений и расторжением договоров аренды объектов теплоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, Администрацией поссовета предприняты предусмотренные законом и не противоречащие приведенным нормам мероприятия по заключению концессионных соглашений с ООО «ПТЭК» и муниципальным предприятием, создаваемым в соответствующих целях Администрацией поссовета.

Таким образом, анализируя приведенные нормы материального права и фактические обстоятельства дела в их совокупности, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора Первомайского района Тамбовской области о признании незаконным бездействия администрации Первомайского поссовета Первомайского района Тамбовской области по проведению мероприятий, направленных на заключение концессионного соглашения на объекты теплоснабжения, систем горячего и холодного водоснабжения и водоотведения, и об обязании осуществить мероприятия, направленные на заключение концессионного соглашения, отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд через Первомайский районный суд Тамбовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья А.А. Литвинов

Мотивированное решение составлено 08 июля 2022 года.