ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-194/2023 от 02.08.2023 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Симферополь Дело № 2а-194/2023

Верховный Суд Республики Крым в составе:

судьи Верховного Суда Республики Крым Яковлева С.В.

при секретаре Колесник Е.А.,

с участием представителя Государственного Совета Республики Крым Дрягина В.П., старшего прокурора отдела прокуратуры Республики Крым Алескерова Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Яхина Рифата Марсовича к Государственному Совету Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части, выслушав пояснения представителя Государственного Совета Республики Крым, заключение прокурора,

У С Т А Н О В И Л

Яхин Рифат Марсович (далее истец) обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим ч.1 ст.18 Закона Республики Крым от 15.01.2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (включая все редакции указанной нормы, в том числе редакцию от 29.09.2022 года).

Определением от 06.07.2023 года указанное административное исковое заявление принято к производству Верховного Суда Республики Крым.

На электронный адрес Верховного Суда Республики Крым 11.07.2023 года поступило ходатайство истца о рассмотрении административного искового заявления без его участия.

В адрес Верховного Суда Республики Крым Государственным Советом Республики Крым 13.07.2023 года были направлены письменные возражения на административное исковое заявление.

В судебном заседании 19.07.2023 года представитель Государственного Совета Республики Крым возражал против удовлетворения заявленных в административном исковом заявлении требований по доводам, изложенным в направленных ранее письменных возражениях.

Рассмотрение дела было отложено на 26.07.2023 года, истцу направлены предоставленные Государственным Советом Республики Крым 13.07.2023 года письменные возражения на административное исковое заявление.

В судебное заседание, которое состоялось 26.07.2023 года, представитель Государственного Совета Республики Крым возражал против удовлетворения исковых требований, прокурор просил объявить перерыв для подготовки заключения.

Верховным Судом Республики Крым до 02.08.2023 года был объявлен перерыв.

В судебное заседание 02.08.2023 года истец не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не предоставил, представитель Государственного Совета Республики Крым, прокурор считали возможным продолжить рассмотрение дела с участием явившихся в судебное заседание представителей.

В соответствии с ч.5 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ( далее КАС РФ) Верховный Суд Республики Крым, принимая во внимание надлежащее извещение всех участников процесса о днях и времени рассмотрения административного искового заявления, ходатайство истца, выслушав мнение представителя Государственного совета Республики Крым, прокурора, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца.

Прокурор в судебном заседании 26.07.2023 года предоставил заключение, указав на отсутствие оснований для удовлетворения заявленных требований.

Исследовав материалы дела, изучив доводы административного искового заявления, возражения Государственного совета Республики Крым, выслушав пояснения представителя последнего, заключение прокурора, Верховный Суд Республики Крым пришел к следующим выводам.

Государственным Советом Республики Крым 15.01.2015 года принят Закон Республики Крым № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (далее Закон № 66-ЗРК ), который подписан Главой Республики Крым Аксёновым С.В. и опубликован в изданиях «Крымские известия», № 7(5673) от 20.01.2015 года, «Ведомости Государственного Совета Республики Крым», 2014, № 6, часть 2 (подписано в печать 06.02 2015 года ), а также обнародован 15.01.2015 года на сайте Совета министров Республики Крым.

Ст.18 Закона № 66-ЗРК урегулированы вопросы введения в действие положений некоторых нормативных правовых актов, согласно абзаца первого ч.1 которой установлено, что на территории Республики Крым вводится в действие Федеральный закон от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с особенностями, предусмотренными настоящим Законом.

Абзацем вторым п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК было определено, что положения статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населённого пункта, садоводства, дачного хозяйства вступают в силу с 1 января 2020 года.

В дальнейшем Постановлениями Государственного Совета Республики Крым от 16.09. 2015 года № 760-1/15, от 25.12. 2019 года № 261-2/19, от 14.12. 2020 года № 623-2/20, от 28.09. 2022 года № 1409-2/22 были приняты соответственно Закон Республики «О внесении изменений в Закон Республики Крым « О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» № 140-ЗРК/2015, Закон Республики Крым «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения» № 30-ЗРК/2015, Закон Республики Крым № 136-ЗРК/2020 «О внесении изменений в Закон Республики Крым «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» и Закон Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений», Закон Республики Крым № 315-ЗРК/2022 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения, а также отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Крым».

На момент подачи истцом настоящего административного искового заявления согласно редакции Закона Республики Крым № 315-ЗРК/2022 от 29.09.2022 года абзацем вторым п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК определено, что положения ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2025 года.

В п.27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» определено, что в случае оспаривания положений нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в положения другого нормативного правового акта, суд вправе предложить административному истцу, заявителю уточнить заявленные требования. Если после такого уточнения станет ясным, что административный истец, заявитель оспаривает положения нормативного правового акта, которыми вносятся изменения в основные нормативные положения, но не оспаривает сами основные нормативные положения, суд проверяет законность положений, вносящих изменения в основные нормативные положения (часть 7 статьи 213 КАС РФ, части 4, 5 статьи 194 АПКРФ). В случае когда после уточнения заявленных требований будет установлено, что административный истец, заявитель оспаривает основные нормативные положения в определенной редакции, суд рассматривает заявление об оспаривании нормативного правового акта как требование об оспаривании основных нормативных положений в соответствующей редакции. Если иное не указано в резолютивной части решения суда, то признание судом недействующими основных нормативных положений означает признание недействующими положений нормативных правовых актов, которыми в основные нормативные положения внесены изменения и (или) дополнения.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод.

Из ст. 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст.ст.19 (часть 1), 47 (часть 1) и 123 (часть 3), устанавливающими принцип равенства всех перед законом и судом, право каждого на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, и принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон, следует, что право на судебную защиту - это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты в форме восстановления нарушенных прав и свобод в соответствии с законодательно закрепленными критериями, которые в нормативной форме (в виде общего правила) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в этом вопросе.

Одним из важных факторов, определяющих эффективность восстановления нарушенных прав, является своевременность защиты прав участвующих в деле лиц. Это означает, что устанавливаемые федеральным законодателем институциональные и процедурные условия осуществления процессуальных прав должны отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения, без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.03.1998 года №9-П, от 17.11. 2005 года №11-П, от 26.12.2005 года №14-П, от 20.02.2006 года №1-П, от 25.03.2008 года №6-П, от19.06.2011 года №17-П, от 01.03. 2012 года №5-П и др.).

В силу положений ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

Согласно ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.2 ч.1 ст. 20 КАС РФ верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа рассматривают в качестве суда первой инстанции административные дела об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении №64-О от 25.01.2018 года указал, что согласно положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации только административный истец определяет, к кому предъявлять административное исковое заявление (пункт 3 части 2 статьи 125) и в каком объеме требовать от суда защиты (часть 1 статьи 178). Вследствие этого суд обязан разрешить дело по тому административному исковому заявлению, которое предъявлено административным истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев, прямо определенных в законе.

Как указано выше, истец, действуя согласно оговоренным выше положениям Конституции Российской Федерации и КАС РФ обратился в Верховный Суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим ч.1 ст.18 Закона № 66-ЗРК (включая все редакции указанной нормы, в том числе редакцию от 29.09.2022 года), приводя при этом обоснования незаконности, по его мнению, указанной нормы Закона №66-ЗРК,устанавливающей, что положения ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2025 года.

Изучив доводы административного искового заявления, принимая во внимания разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», руководствуясь установленными ст.6 КАС РФ принципами административного судопроизводства, Верховный Суд Республики Крым пришёл к выводу, что истцом заявлены требования о признании недействующим абзаца второго п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК ( в редакции Закона Республики Крым № 315-ЗРК/2022 от 29.09.2022 года), согласно которому положения ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2025 года.

Согласно пунктам 5 и 6 ч. 2 ст. 209 КАС РФ в административном исковом заявлении об оспаривании нормативного правового акта должны быть указаны сведения о том, какие права, свободы и законные интересы лица, обратившегося в суд, нарушены, а также требования о признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим с указанием на несоответствие законодательству Российской Федерации всего нормативного правового акта или отдельных его положений.

В соответствии с п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12. 2018 года N 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что оспариваемым актом нарушены, нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы, в том числе лица, в отношении которых применен этот акт, а также иные лица, чьи права, свободы, законные интересы затрагиваются данным актом.

Истец, обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, указывает на то, что он, действуя в соответствии с положениями ст.39.1, 39.6, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, обратился в Администрацию г.Алушта Республики Крым с заявлением о предоставлении ему в аренду для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов земельного участка ориентировочной площадью 1375 кв.м., образуемого из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: ФИО2, <адрес>. По результатам рассмотрения указанного заявления Администрация г.Алушта Республики Крым письмом №1048/02 от 13.05.2020 года сообщила ему, что согласно положениям ч.1 ст.18 Закона № 66-ЗРК положения ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2021 года.

Изучив указанные обстоятельства, Верховный Суд Республики Крым пришел к выводу о том, что нашел подтверждение тот факт, что принятие Государственным Советом Республики Крым Закона №66-ЗРК, внесение в него изменений затрагивают интересы истца.

В соответствии с ч. 8 ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, в том числе, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов, форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты, процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу, соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Аналогичные требования закреплены в п. 28-31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25. 12. 2018 года № 50 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами».

Согласно ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации обеспечение законности находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, п. «к» ч.1 предусмотрено, что в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды

Из ст. 76 Конституции Российской Федерации следует, что по вопросам совместного ведения, а также по вопросам, находящимся вне пределов ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.

Ст. 1 Федерального Конституционного закона Российской Федерации от 21.03.2014года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее Закон № 6-ФКЗ) закреплено, что Республика Крым принимается в Российскую Федерацию в соответствии с Конституцией Российской Федерации и на основании указанного Закона.

Ч.3 ст. 7 Закона № 6-ФКЗ устанавливает, что Государственный Совет Республики Крым и Совет министров Республики Крым, Законодательное Собрание города Севастополя вправе осуществлять собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов, которые не могут противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Вместе с тем Законом № 6-ФКЗ, закрепляющим основные принципиальные правовые положения, связанные с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации, установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории Республики Крым со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено данным Законом (ч. 1 ст.23).

Согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно ч. 1 ст. 69 Конституции Республики Крым Государственный Совет Республики Крым - Парламент Республики Крым является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 75 Конституции Республики Крым к ведению Государственного Совета Республики Крым относятся принятие законов Республики Крым и внесение в них изменений.

Законы Республики Крым принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 77 Конституции Республики Крым).

Ст. 95 Конституции Республики Крым установлено, что до урегулирования вопросов интеграции Республики Крым в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, а также принятия предусмотренных настоящей Конституцией законов и иных нормативных правовых актов Республики Крым Конституция Республики Крым применяется с учетом положений Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов и положений Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 78 Конституции Республики Крым право законодательной инициативы в Государственном Совете Республики Крым принадлежит Главе Республики Крым. Проекты законов, внесённые в Государственный Совет Республики Крым Главой Республики Крым, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.

Законопроекты рассматриваются Государственным Советом Республики Крым в двух чтениях. Решение о принятии или отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Государственного Совета Республики Крым (ч.4 ст. 78 Конституции Республики Крым).

В соответствии со ст. 8 Закона Республики Крым от 15.05. 2014 года № 2-ЗРК «О Государственном Совете Республики Крым – Парламенте Республики Крым» к полномочиям Государственного Совета Республики Крым относится принятие законовпо вопросам, относящимся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией и законами Республики Крым к ведению и полномочиям Республики Крым, внесение в них изменений.

Верховным Судом Республики Крым установлено, что 20.11. 2014 года Глава Республики Крым внес на рассмотрение Государственного Совета Республики Крым проект закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (проект закона Республики Крым от 20.11.2014года вх. №163/30-10).

Законопроект прошел предусмотренную процедуру предварительного рассмотрения и согласования. В частности, в материалы дела предоставлены заключения Комитета Государственного Совета Республики Крым по имущественным и земельным отношениям, Прокуратуры Республики Крым, Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Крым, Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Крым и Севастополю, подготовленный проект постановления во исполнение положений ст. 12.1 Закона №6-ФКЗ согласован с Министерством экономического развития Российской Федерации.

Постановлением от 26.11.2014 года № 253-1/14 Государственный Совет Республики Крым принял в первом чтении проект закона Республики Крым «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» (рег. 163/30-10).

Государственный Совет Республики Крым 24.12.2014 года принял Закон №66-ЗРК Республики и направил его для подписания Главе Республике Крым (Постановление от 24.12.2014 года № 374-1/14).

Закон № 66-ЗРК, обнародован 15.01.2015 года на сайте Совета министров Республики Крым и опубликован в Газете «Крымские известия» №7 от 20.11.2015года.

Предоставленные в материалы дела документы свидетельствуют о том, что Постановлением от 28.09.2022 года № 1388-2/22 Государственный Совет Республики Крым принял в первом чтении проект закона Республики Крым «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения, а также отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Крым», внесенный Главой Республики Крым на его рассмотрение.

Законопроект прошел предусмотренную процедуру предварительного рассмотрения и согласования.

Государственный Совет Республики Крым 28.09.2022 года принял Закон Республики «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения, а также отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Крым».

Закон Республики Крым от 29.09. 2022 года № 315-ЗРК/2022 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения, а также отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Крым», которым внесены, в том числе, изменения в абзаца второго п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК, подписан Главой Республики Крым, опубликован в газете «Крымские известия № 179(7520) от 04.10.2022 года.

Изучив указанные материалы, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о том, что Закон № 66-ЗРК, а также Закон Республики Крым от 29.09.2022года № 315-ЗРК/2022 «О внесении изменений в некоторые законы Республики Крым, регулирующие имущественные и земельные отношения, а также отношения в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Республики Крым», которым внесены, в том числе, изменения в абзац второй п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК, приняты постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Крым в пределах его компетенции, с соблюдением требований об официальном опубликовании, процедура их принятия соблюдена. Указанные обстоятельства истцом не оспариваются.

В п.34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» установлено, что если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Истец, обращаясь с настоящим административным иском в суд, указывает на то, что положения абзаца второго п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК ( в редакции Закона Республики Крым № 315-ЗРК/2022 от 29.09.2022 года), согласно которому положения ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в части особенностей предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства вступают в силу с 1 января 2025 года, противоречат нормативным правовым актам имеющим большую юридическую силу, а именно, Земельному Кодексу Российской Федерации, Закону №6-ФКЗ.

Согласно ч. 3 ст. 76 Конституции Российской Федерации федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Данная норма устанавливает иерархию федеральных конституционных и федеральных законов. Первые в силу своей особой правовой природы имеют большую юридическую силу по отношению к федеральным законам.

Как указано выше, согласно ч. 1 ст. 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.

Согласно ст. 6 Закона №6-ФКЗ переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, действует со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г.

На момент принятия Закона №66-ЗРК, ч.1 ст.12.1 Закона №6-ФКЗ предусматривала, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

На момент принятия Государственным Советом Республики Крым 29.09.2022года Закона Республики Крым № 315-ЗРК/2022, которым были изложены в новой редакции положения абзаца второго п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК в части применения положений ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на территории Республики Крым, регулирующих особенности предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, действовала ч.1.1. ст.12.1 Закона №6-ФКЗ, устанавливающая, что до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

При таких обстоятельствах Верховный Суд Республики Крым считает, что, принимая 29.09.2022 года Закон Республики Крым № 315-ЗРК/2022, которым были изложены в новой редакции положения абзаца второго п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК в части применения положений ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации на территории Республики Крым, регулирующих особенности предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, Государственный Совет Республики Крым действовал в пределах своей компетенции, реализуя предоставленные ему полномочия, вследствие чего в этой части Республики Крым № 315-ЗРК/2022 федеральному законодательству не противоречит.

Правильность таких выводов подтверждена существующей судебной практикой, в том числе апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2019года №127-АПА19-8.

В силу изложенного с учетом положений ст. 12.1 Закона №6-ФКЗ, действовавших по состоянию на 29.09.2022 года, Верховный Суд Республики Крым приходит к выводу о несостоятельности доводов истца о том, что положения абзаца второго п.1 ст.18 Закона №66-ЗРК ( в редакции Закона Республики Крым № 315-ЗРК/2022 от 29.09.2022 года) в части установления даты начала применения на территории Республики Крым положений ст.39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующих особенности предоставления земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, не соответствуют требованиям федерального законодательства, имеющего большую юридическую силу, вследствие чего отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 295,296 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

Р Е Ш И Л

Отказать в удовлетворении административного искового заявления

Яхина Рифата Марсовича к Государственному Совету Республики Крым о признании нормативного правового акта недействующим в части.

Решение суда может быть обжаловано и опротестовано в Третий

апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья подпись С.В. Яковлев

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>