ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1950/2016 от 01.02.2017 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Р Е Ш Е Н И Е по делу № 2а-77

Именем Российской Федерации

01 февраля 2017 года в городе Кингисеппе

Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:

Председательствующего судьи Заплоховой И.Е.,

При секретаре Степановой И.Р.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании

С участием представителя административного истца адвоката Тарапака Е.А., представителя административного ответчика Орлова И.В., представителей заинтересованных лиц Шитиковой Н.В., Прокопчик Н.В.,

административное дело по административному иску Общества с ограниченной ответственность «Березняки» к Администрации Муниципального образования «Котельское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, Совету депутатов Муниципального образования «Котельское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействие,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Березняки» обратились в суд с иском к Администрации Муниципального образования «Котельское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, Совету депутатов Муниципального образования «Котельское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействие в не утверждении генерального плана и его согласовании на протяжении нескольких лет.

В обоснование исковых требований указали, что постановлением администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано место размещения придорожного сервиса на земельном участке площадью <данные изъяты> гектаров вблизи автодороги <адрес>» и <адрес> на территории Муниципального образования Котельского сельского поселения Кингисеппского муниципального района <адрес>. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет. В дальнейшем, ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок был предоставлен административному истцу в аренду на 11 месяцев для проведения изыскательских работ. Для заключения договора для использования участка по целевому назначению необходимо решить вопрос об изменении разрешенного использования земельного участка с земель сельскохозяйственного назначение на земли промышленного назначения. Однако в виду отсутствия генерального плана сельского поселения и правил землепользования и застройки это выполнить не возможно. В результате незаконного бездействия органов местного самоуправления МО «Котельское сельское поселение» административный истец лишен возможности использовать земельный участок по назначению с учетом результатов изыскательских работ.

Представитель административного истца ООО «Березняки» в судебных заседаниях исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика Администрации МО «Котельское сельское поселение» в судебных заседаниях иск не признал. Пояснил, что работа над генеральным планом и правилами землепользования и застройки поселения началась еще в ДД.ММ.ГГГГ году на основании постановлении главы администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ. Проект генерального плана неоднократно согласовывался со всеми заинтересованными лицами, по плану велась работа по внесению изменений и дополнений. В ДД.ММ.ГГГГ году были проведены публичные слушания. После устранения всех замечаний в ДД.ММ.ГГГГ года генеральный план направлен в Комитет архитектуры и градостроительства <адрес> для утверждения. Полагал, что со стороны административных ответчиков отсутствует неправомерное бездействие. Просил в иске отказать.

Представитель административного ответчика Совета депутатов МО «Котельское сельское поселение» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, возражений по иску не представили.

Представители привлеченных к участию в деле в качестве заинтересованных лиц Комитета по управлению имуществом МО «Кингисеппский муниципальный район» и Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» также возражали против удовлетворения исковых требований. Настаивали, что отсутствует незаконное бездействие органов местного самоуправления МО «Котельское сельское поселение» в не утверждении генерального плана и правил землепользования и застройки. Генеральный план был составлен к ДД.ММ.ГГГГ году. В дальнейшем велась работа по доработке плана и устранению недочетов по требованию всех заинтересованных лиц: Правительства Ленинградской области, соответствующих Комитетов Правительства Российской Федерации. Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» представили письменные возражения (л.д.93, 104).

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ было предварительно согласовано место размещения придорожного сервиса на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м., с разрешенным использованием – для строительства комплекса придорожного сервиса ООО «Березняки», расположенном по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. В дальнейшем на основании постановления Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по договору от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в аренду для проведения изыскательских работ, срок договора аренды - 11 месяцев, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Для дальнейшего заключения договора аренды для использования участка по целевому назначению необходимо решать вопрос об изменении разрешенного использования с сельскохозяйственного назначение на земли промышленного назначения. Однако в виду отсутствия генерального плана сельского поселения и правил землепользования и застройки это выполнить не возможно (л.д.6-19).

В соответствии с частью 1-2 статьи 32 ЗК РФ (в редакции до 01 марта 2015 года) решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.

Статьей 39.1 ЗК РФ в действующей редакции предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:

13.3) земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Согласно статье 8 Областного закона Ленинградской области от 22 июня 2005 года N 51-оз "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в Ленинградской области" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в следующих случаях:

3) установление несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации;

4) в иных случаях, установленных федеральным законом.

Статьями 8, 18 ГрК РФ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся: 1) подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений; 2) утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; 3) утверждение правил землепользования и застройки поселений.

Документами территориального планирования муниципальных образований являются: 1) схемы территориального планирования муниципальных районов; 2) генеральные планы поселений.

Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со статьями 24-25 ГрК РФ генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.

Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа.

Подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.

Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана.

Проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.

Проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в предусмотренных статьей 25 ГрК РФ случаях.

Проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в предусмотренных статьей 25 ГрК РФ случаях.

На основании статей 30-32 ГрК РФ Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Порядок применения правил землепользования и застройки и внесения в них изменений включает в себя положения: 2) об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц. Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации.Орган местного самоуправления осуществляет проверку проекта правил землепользования и застройки. Глава муниципального образования при получении от органа местного самоуправления проекта правил землепользования и застройки принимает решение о проведении публичных слушаний по такому проекту в срок не позднее чем через десять дней со дня получения такого проекта.Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и указанных в части 15 настоящей статьи обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления. Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса. Как установлено судом и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, до настоящего времени генеральный план и правила землепользования и застройки в МО «Котельское сельское поселение» не утрверждены. Согласно частям 1, 3-4 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся: 20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки.К вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи). Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Частью 5 статьи 4 Федерального закона от 27 мая 2014 года N 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2015 года органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений осуществляют решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, с 2015 года вопросы по проектированию и утверждению генерального плана поселения, правил землепользования и застройки относятся к ведению МО «Кингисеппский муниципальный район». В соответствии со статьей 1 Областного закона Ленинградской области от 07 июля 2014 года N 45-оз «О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области» к полномочиям Правительства Ленинградской области относятся следующие полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности: 4) утверждение генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений. Генеральные планы поселений утверждаются в порядке, установленном постановлением Правительства Ленинградской области от 16 марта 2015 года № 68 "Об утверждении Порядка рассмотрения в Администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в Правительство Ленинградской области". По пункту 2.1 Порядка проекты документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проекты изменений в такие документы для утверждения Правительством Ленинградской области направляются в комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области: главами администраций муниципальных районов (в случае направления проектов схем территориального планирования муниципальных районов, проектов изменений в такие документы); главами администраций поселений (в случаях направления проектов генеральных планов поселений, проектов изменений в такие документы). Согласование проекта постановления Правительства Ленинградской области об утверждении документа территориального планирования муниципального образования, внесении изменений в документ территориального планирования муниципального образования обеспечивает комитет по архитектуре и градостроительству Ленинградской области в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 29 декабря 2005 года N 253-пг (пункт 4.1 Порядка). Документ территориального планирования муниципального образования, изменения в документ территориального планирования муниципального образования утверждаются постановлением Правительства Ленинградской области (пункт 4.2 Порядка). 19 сентября 2011 года Администрацией МО «Котельское сельское поселение» издано постановление за № 147 о подготовке проекта генерального плана и правил землепользования и застройки МО «Котельское сельское поселение» (л.д.67-69). Проект генерального плана разработан подрядной организацией ОАО «АрхиГрад» на основании заключенного 16 апреля 2012 года администрацией МО «Котельское сельское поселение» муниципального контракта. После изготовления проекта генерального плана в период с 2012 года по 2015 годы проводить согласования со всеми заинтересованными лицами. 13 февраля 2015 года постановлением Администрации МО «Котельское сельское поселение» была создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний в связи с отказом Правительства Ленинградской области в согласовании проекта генерального плана (л.д.57). Проект генерального плана и материалы к нему были размещены в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования в соответствии с частью 7 статьи 9, частью 2 статьи 57.1 ГрК РФ. В августе 2015 года в Муниципальном образовании «Котельское сельское поселение» на основании постановления от 22 июня 2015 года № 103 были проведены публичные слушания, 06 августа 2015 года заключением администрации были подведены итоги публичных слушаний (л.д.65-66, 55-56). Согласование проекта генерального плана, внесение исправлений проводились со всеми заинтересованными лицами, в том числе Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом), Министерством экономического развития РФ, Департаментом корпоративного управления, ценовой конъюнктуры и контрольно-ревизионной работы в отраслях ТЭК Министерства энергетики РФ (Минэнерго России), Министерством обороны РФ, Правительством Ленинградской области, Комитетом по архитектуре и градостроительству Ленинградской области.

После получения Администрацией МО «Котельское сельское поселение» положительного сводного заключения по проекту генерального плана 18 октября 2016 года Администрация МО «Кингисеппский муниципальный район» направила в Комитет архитектуры и градостроительству Ленинградской области генеральный план на утверждение. Однако Комитет вновь выявил нарушения, которые в настоящее время устранены, и проект находится на утверждении.

Таким образом, в действиях административных ответчиков, заинтересованных лиц отсутствует незаконное бездействие в не утверждении генерального плана и его согласовании на протяжении нескольких лет.

Длительность процедуры согласования, утверждения генерального плана сельского поселения связана со сложностью данной процедуры, территории поселения, объемом работы, кругом заинтересованных лиц, наличием на территории сельского поселения объектов государственной собственности.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска может быть отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В административном иске Общества с ограниченной ответственность «<адрес>» к Администрации Муниципального образования «Котельское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области, Совету депутатов Муниципального образования «Котельское сельское поселение» Муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области о признании незаконным бездействие, отказать.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд.

Судья: