ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1951/19 от 27.08.2019 Хабаровского районного суда (Хабаровский край)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Хабаровск 27 августа 2019 года

Хабаровский районный суд Хабаровского края в составе:

единолично судьи Карбовского С.Р.,

при секретаре Мазур С.О.,

с участием:

административного истца ФИО1,

законного представителя административного ответчика – избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края - ФИО2,

представителя административного ответчика - избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края – ФИО3,

заинтересованного лица ФИО4,

старшего помощника прокурора Хабаровского района Васильевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконной регистрации кандидата ФИО4,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с административным иском к избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным постановления избирательной комиссии от 26.07.2019 г. № 153 о регистрации кандидата на должность Главы сельского поселения «Село Некрасовка» ФИО4, указав в обоснование заявленных требований следующее.

Постановлением Избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (далее - Административный ответчик, Комиссия) от 27.06.2019 № 112 назначены досрочные выборы Главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

26 июля 2019 года Комиссией в качестве кандидата на должность главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края зарегистрирован ФИО1 (далее - Административный истец).

26 июля 2019 года Комиссией в качестве кандидата на должность главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края зарегистрирована ФИО4 (далее - Заинтересованное лицо) при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пп. «а», пп. «в» п.24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - 67-ФЗ).

Комиссия зарегистрировала Заинтересованное лицо при наличии оснований для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных пп. «а», пп. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ:

в заявлении Заинтересованного лица о согласии баллотироваться отсутствуют обязательные сведения, предусмотренные п. 2 ст. 33 67-ФЗ, о годе окончания обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и полученной квалификации, из реквизитов документа об образовании указаны только серия и номер диплома;

в заявлении Заинтересованного лица о согласии баллотироваться указано место работы "индивидуальный предприниматель" и должность "руководитель", что не подтверждается записью в Трудовой книжке Заинтересованного лица;

заинтересованное лицо документально не подтвердило отсутствие судимости;

заинтересованное лицо в Сведениях указало сведения об имуществе по
состоянию на 31 декабря 2018 года, а не на 01 июля 2019 года.

Ссылаясь на положения ст.ст. 4, 33, 38, 39, 45, 67 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» административный истец просит суд признать незаконным и отменить постановления избирательной комиссии от 26.07.2019 г. № 153.

Определением суда от 22.08.2019 года к участию в деле привлечен прокурор Хабаровского района.

В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска поддержал, по доводам и основаниям в нем изложенным, дополнительно пояснил, что заинтересованное лицо предоставило недостоверные сведения о доходах, указал на то, что срок давности им не пропущен, поскольку составляет три месяца, сославшись при этом на Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.09.2016 N 34-АПГ16-10 в качестве прецедента.

Представитель административного ответчика - избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края - ФИО3 исковые требования не признала, т.к. действия избирательной комиссии считает законными и обоснованными и просила суд в удовлетворении административного иска отказать, о чем предоставила письменный отзыв. Дополнительно пояснила, что документы ФИО4 действительно имели отдельные недостатки, которые были избирательной комиссией упущены в силу значительной занятости, но эти недостатки носили незначительный характер.

Законный представитель административного ответчика - избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края - ФИО2 поддержала позицию представителя ФИО3

Заинтересованное лицо ФИО4 административный иск не признала, пояснив что ею была допущена техническая ошибка при предоставлении сведений о доходах

Старший помощник прокурора Хабаровского района Васильева Н.В. в своем заключении полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения административного истца, представителей административного ответчика, заключение прокурора, исследовав в ходе судебного разбирательства собранные по делу письменные доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные административные исковые требования не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определяются Федеральным законом от 12.06.2002 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Демократические, свободные и периодические выборы в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти. Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме, защита демократических принципов и норм избирательного права и права на участие в референдуме.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ срок, на который избираются федеральные органы государственной власти, устанавливается Конституцией Российской Федерации. Срок, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, и срок полномочий указанных органов и депутатов устанавливаются соответственно конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, при этом устанавливаемый срок не может составлять менее двух и более пяти лет. Днем окончания срока, на который избираются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, депутаты указанных органов, является второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - день голосования на указанных выборах. Если второе воскресенье сентября года, в котором истекает срок полномочий указанных органов или депутатов, совпадает с нерабочим праздничным днем, или предшествующим ему днем, или днем, следующим за нерабочим праздничным днем, либо второе воскресенье сентября объявлено в установленном порядке рабочим днем, днем окончания срока, на который избираются указанные органы или депутаты, является третье воскресенье сентября.

В силу статьи 9 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ выборы указанных в пункте 1 статьи 8 настоящего Федерального закона органов или депутатов являются обязательными, периодическими и проводятся в сроки, обеспечивающие соблюдение сроков полномочий этих органов или депутатов.

Решением Совета депутатов сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 15.02.2016 г. № 149-39 сформирована избирательная комиссия сельского поселения.

Выборы Главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края назначены на 08 сентября 2019 года (постановление избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края от 29.06.2019 г. № 112).

Административный истец ФИО1 26.07.2019 года зарегистрирован в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края по единому избирательному округу (Постановление избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» от 26.07.2019 г. № 154).

Заинтересованное лицо ФИО4 26.07.2019 года зарегистрирована в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края (Постановление избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» от 26.07.2019 г. № 153).

С заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность 2019 года зарегистрирована в порядке самовыдвижения кандидатом на должность Главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края ФИО4 обратилась в избирательную комиссии сельского поселения 09.07.2019 года.

Также ФИО4 представила избирательной комиссии (в числе прочего) диплом Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права № , копию трудовой книжки , свидетельство о регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП ), автобиографическую справку, сведения о размере и источниках доходов,

В силу ч.10 ст.239 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно ч.4 ст.240 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Обжалуемое решение избирательной комиссии принято 26.07.2019 года, а с иском административный истец обратился в суд 22.08.2019 года, т.е. с пропуском установленного законом 10-дневного срока для обжалования.

Указанный срок не подлежат восстановлению независимо от причин его пропуска (ч.7, ч.9 ст.240 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Пропуск установленного срока подачи административного искового заявления о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации не является для суда основанием для отказа в его принятии. Причины пропуска установленного срока выясняются в предварительном судебном заседании или в судебном заседании (ч.8 ст.240 Кодекса административного судопроизводства РФ).

Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд, административный истец не назвал.

Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.

Вместе с тем, как неоднократно констатировал Конституционный Суд Российской Федерации, не исследование фактических обстоятельств дела по существу (с установлением только формальных условий применения нормы) существенно ущемляет право на судебную защиту (постановления от 6 июня 1995 г. N 7-П, от 13 июня 1996 г. N 14-П, от 28 октября 1999 г. N 14-П, от 22 ноября 2000 г. N 14-П, от 14 июля 2003 г. N 12-П, от 12 июля 2007 г. N 10-П, определение от 5 марта 2004 г. N 82-О).

В соответствии с ч.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи. Наличие необходимого количества подписей участников референдума, собранных в поддержку инициативы проведения референдума, выдвинутой инициативной группой по проведению референдума, является основанием для назначения референдума в порядке, предусмотренном законом.

Статья 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ устанавливает, что о выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке (ч.1). Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) (ч.2). Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости (ч.2.1).

В силу ч.3. ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата.

Сведения указываются по состоянию на первое число месяца, в котором осуществлено официальное опубликование (публикация) решения о назначении выборов. В случае отсутствия в документе о государственной регистрации данных об общей площади иного недвижимого имущества сведения об общей площади такого имущества не указываются.

Согласно ч.3.1 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:

а) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;

б) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в списке кандидатов) обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом (ч.5 ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

В соответствии со ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией (ч.7). Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (ч.8).

Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона (ч.1 ст.34 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение (ч.1.1 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Правовое регулирование назначения, подготовки, проведения выборов и определения результатов выборов депутатов Законодательной Думы Хабаровского края, Губернатора Хабаровского края, депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, в обеспечении гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации на выборах в Хабаровском крае осуществляется Избирательным кодексом Хабаровского края, который имеет прямое действие и применяется на всей территории края.

Кандидат на выборах в Думу, органы местного самоуправления (иное лицо) предъявляет документы, подтверждающие указанные в заявлении кандидата на выборах в Думу, органы местного самоуправления о согласии баллотироваться сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), сведения о том, что кандидат на выборах в Думу, органы местного самоуправления является депутатом (ч.7.1 Избирательного Кодекса Хабаровского края).

Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов документов обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов Губернатора - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации (ч.1 ст.50 Избирательного кодекса Хабаровского края).

Согласно п.3 ч.8.1 ст.50 Избирательного кодекса Хабаровского края, отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим кодексом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, является основанием для отказа в регистрации кандидата.

Вместе с тем, непредъявление указанных документов не может служить основанием отказа в регистрации кандидата на выборах в Думу, органы местного самоуправления по пункту 3 части 8.1 статьи 50 настоящего кодекса (ч.7.1 Избирательного Кодекса Хабаровского края).

Предоставленные административным истцом распечатанные сведения о доходах заинтересованного лица в 2018 году, не могут подтвердить предоставление заинтересованным лицом недостоверных сведений о своих доходах в ходе избирательной комиссии, поскольку указанные сведения не имеют указания на официальный источник получения и их достоверность судом оценена быть не может.

Суд считает несостоятельной ссылку административного истца на Апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 17.09.2016 N 34-АПГ16-10 в качестве прецедента, поскольку институт прецедентного права российским законодательством не предусмотрен. Судебный акт, вынесенный по другому административному делу между иными сторонами и при иных обстоятельствах, не имеет преюдициального значения для настоящего дела.

Поскольку судом в судебном заседании не установлено фактическое наличие обстоятельств, исключающих возможность административного ответчика баллотироваться на должность Главы сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края, при этом административное исковое заявление подано в суд с пропуском установленного срока, в удовлетворении требований административного иска надлежит отказать.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования ФИО1 к Избирательной комиссии сельского поселения «Село Некрасовка» Хабаровского муниципального района Хабаровского края о признании незаконной регистрации кандидата ФИО4 – оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Хабаровский районный суд Хабаровского края в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья /подпись/ Карбовский С.Р.

Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2019 года.

Копия верна: судья Карбовский С.Р.