ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1951/2016 от 21.11.2016 Спасского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-1951/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Спасск-Дальний 21 ноября 2016 года

Приморского края

Спасский районный суд Приморского края в составе председательствующего федерального судьи Кулешовой О.А.,

при секретаре судебного заседания Калина С.А.,

с участием помощника прокурора г. Спасска-Дальнего Приморского края Малец Е.Е.,

административного истца Конах А.В.,

представителей административного истца А.В. – по доверенности А.М., Д.А.,

представителя административного ответчика – избирательной комиссии Спасского муниципального района – по доверенности Р.В.,

представителя заинтересованного лица Н.С. – по доверенности И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению А.В. к избирательной комиссии Спасского муниципального района, участковой избирательной комиссии , участковой избирательной комиссии о признании акта о проведении голосования вне помещения для голосования избирательного участка , протокола об итогах голосования повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , результатов повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Спасского муниципального района, участковой избирательной комиссии , участковой избирательной комиссии о признании акта о проведении голосования вне помещения для голосования, протокола об итогах голосования повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , результатов повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными, в котором в обоснование своих требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ в единый день голосования ею, А.В., кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу , выдвинутой избирательным объединением Всероссийской политической партией «ЕДИНАЯ РОССИЯ», были зафиксированы факты нарушения избирательного законодательства, выразившиеся в организованном подвозе избирателей к помещениям для голосования и организованном подвозе избирателей к помещениям для голосования незаконной агитации со стороны кандидата в депутаты Н.С., непосредственно на избирательных участках № и

В целях проведения проверочных мероприятий по указанным фактам в МОМВД РФ «Спасский» были зарегистрированы соответствующие заявления.

С учетом представленных в полицию сведений, Н.С. подходила к избирателям и осуществляла беседу при получении и заполнении ими бюллетеней, что является нарушением избирательного законодательства.

В соответствии со ст. 7 Избирательного кодекса <адрес> голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Согласно ст. 60 Избирательного кодекса <адрес> агитационный период прекращается в ноль часов по местному времени дня, предшествующего дню голосования.

Также в течение дня голосования ДД.ММ.ГГГГ родственник Н.С. (брат) осуществлял организованный подвоз избирателей на машине г/н 125RUS, которых лично сопровождал к помещению для голосования на избирательных участках № и .

Таким образом, были нарушены требования ст. 75 Избирательного кодекса Приморского края, в которой указано, что Федеральным законом от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.

Кроме этого, по избирательному участку при подсчете избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования, были допущены нарушения избирательного законодательства, которые повлияли на результаты выборов (проголосовало избирателей).

Так, членами выездной комиссии были наблюдатель оппонента и член избирательной комиссии – сторонник Н.С.. Результат подсчета бюллетеней из ящика для выездного голосования отдельно не производился и оглашался.

В соответствии с ч. 1 ст.75 Избирательного кодекса <адрес> голосование на выборах в <адрес> проводится с 08 до 20 часов местного времени.

Согласно ч. 2 ст.79 Избирательного кодекса <адрес>, ч. 2 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели.

При этом в соответствии с требованиями ч. 12 ст. 79 Избирательного кодекса <адрес>, ч. 12 ст. 68 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ, в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала – с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем – с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса сортируют избирательные бюллетени, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов (каждый список кандидатов), по голосам, поданным по позициям «За» и «Против», одновременно, отделяют избирательные бюллетени установленной формы и недействительные избирательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом избирательном бюллетене отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов (ч. 14 ст. 79 Избирательного кодекса <адрес>).

Просила признать протоколы об итогах голосования повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 6 на избирательных участках и недействительными, а также признать недействительными результаты повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу .

В судебном заседании истец А.В. и ее представители А.М., Д.А. доводы административного иска поддержали, просили учесть нарушения избирательного законодательства членами участковой избирательной комиссии избирательного участка при проведении голосования вне помещения для голосования, выявленные МОМВД России «Спасский», в результате которых с достоверностью определить результаты волеизъявления граждан не представляется возможным, а именно: заявления о голосовании вне помещения для голосования регистрировались в реестре заявлений о голосовании вне помещения в день выборов, были поданы в том числе позднее 14 часов; общее количество избирательных бюллетеней при проведении голосования вне помещения для голосования не должно превышать более чем на 5 % число полученных к моменту выезда членов комиссии заявлений, что соблюдено не было; имели место случаи заполнения заявлений граждан членом участковой избирательной комиссии С.А.; члены избирательной комиссии регистрировали заявления граждан, изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования, в рабочем блокноте; в реестре были не в полном объеме отражены сведения в графах «5, 7»; в заявлениях граждан имеются несовпадения с реестром; в реестре отсутствует подпись председателя комиссии, а также время закрытия реестра; подсчет бюллетеней из переносного и стационарного ящиков для голосования произведен совместно; акт о проведении голосования вне помещения для голосования не имеет смысловой нагрузки. Истец и представители истца в судебном заседании уточнили исковые требования: просили признать акт о проведении голосования вне помещения для голосования избирательного участка , протокол об итогах голосования повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , результаты повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными.

В судебном заседании представитель административного ответчика – избирательной комиссии Спасского муниципального района – по доверенности Р.В. пояснил, что на момент принятия решения о результатах выборов никаких жалоб о нарушении избирательного законодательства не поступало, в связи с этим было принято решение о установлении Н.С. депутатом Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу , однако, в судебном заседании члены участковой избирательной комиссии показали, что при голосовании вне помещения были допущены нарушения порядка формирования реестра заявлений лиц, которые изъявили желание проголосовать вне помещения для голосования, а также самого голосования, а именно вручение бюллетеней лицам, которые не уведомили о том, что они хотят голосовать вне помещения. Согласно Избирательному кодексу <адрес>, заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившее позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования удовлетворению не подлежит. Также при подсчете результатов голосования, участковая избирательная комиссия допустила нарушения в части не произведения подсчета избирательных бюллетеней, находящихся в переносном ящике; подсчет бюллетеней из стационарного ящика проводился совместно с бюллетенями из переносного ящика для голосования, что также является нарушением избирательного законодательства. Также участковой избирательной комиссией ненадлежащим образом составлен акт о проведении голосования вне помещения для голосования, из которого невозможно определить фактическое количество лиц, участвующих при голосовании, а именно отражено, что получено бюллетеней, возвращено неиспользованных бюллетеней – , документ показывает о том, что приняло участие в голосовании человек, а не как указано в протоколе об итогах голосования. Совокупность всех нарушений указывает на то, что количество избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, установить невозможно, как и установить волеизъявление данных лиц. Избирательная комиссия, учитывая неоднократные нарушения, считает возможным удовлетворить административное исковое заявление А.В..

Представитель заинтересованного лица Н.С. – по доверенности И.А. в судебном заседании возражал против административного искового заявления, предоставив письменные возражения, в которых указал, что заявленные исковые требования считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению в виду следующего. Изложенные в основании административного иска доводы о нарушениях при осуществлении И.С. беседы с избирателями, не основаны на законе. Административный истец указывает о том, что Н.С. осуществляла беседу с избирателями на территории избирательного участка. В силу пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ). С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, у часа пиков референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. Пункт 1 статьи 30 вышеназванного Федерального закона приводит перечень лиц, которые могут присутствовать при проведении различных процедур, связанных осуществлением избирательными комиссиями своих прав и обязанностей. К таким лицам, в частности, относится и сам зарегистрированный кандидат. Осуществление беседы самим кандидатом в пределах помещения для голосования не является нарушением избирательного законодательства за исключением случаев, если в ходе такой беседы не содержится признаков предвыборной агитации. Пункт 2 статьи 48 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ содержит исчерпывающий перечень действий, признающихся предвыборной агитацией. В ходе проведения процедуры голосования в помещении избирательного участка Н.С. действительно беседовала со знакомыми людьми безотносительно осуществления предвыборной агитации. Избирательное законодательство не запрещает кандидатам в период голосования в помещении избирательной комиссии общаться с людьми, очевидно, в виду того, что потребность в человеческом общении обусловлена социальной сущностью человека. Административный истец не приводит ни доказательств, ни обоснованных доводов, подтверждающих наличие фактов предвыборной агитации на избирательном участке, и не обосновывает, каким образом это могло, по его мнению, привести к искажению волеизъявления избирателей.

Участие наблюдателя и члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса, назначенного зарегистрированным кандидатом Н.С., в процедуре голосования вне помещения основано на законе и не нарушает прав административного истца. Как указано в административном исковом заявлении, наблюдатели и члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, назначенные Н.С., участвовали в проведении голосования вне помещения, осуществляя свое наблюдение. Из текста административного иска не ясна оценка указанного довода, поскольку и член избирательной комиссии с правом совещательного голоса, и наблюдатели, в соответствии с пунктами 1, 3 статьи 30 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ вправе присутствовать при проведении голосования вне помещения.

Процедура признания протокола об итогах недействительным регулируется нормами статей 68, 69 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ. Данная процедура применяется в случаях нарушения нижестоящей избирательной комиссией порядка заполнения протокола об итогах голосования (например, внесение в протокол записей карандашом, или отсутствие даты и времени его составления), отсутствия более половины членов участковой избирательной комиссии в момент его составления без указания причин, также в случае если присутствует проставление подписи хотя бы за одного члена комиссии. А если у вышестоящей избирательной комиссии возникают сомнения в правильности составления протокола об итогах голосования, то она вправе либо принять решение о повторном пересчете голосов нижестоящей избирательной комиссией, либо непосредственно осуществить пересчет в присутствии членов участковой избирательной комиссии на основании пункта 9 статьи 69 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ. Таким образом, Федеральный закон от 12.06.2002 года N 67-ФЗ не наделяет суд полномочием признания протокола участковой избирательной комиссии недействительным.

В соответствии с ч. 1 ст. 77 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, если при проведении голосования или установлении итогов голосования были допущены нарушения настоящего Федерального закона, иного закона, регламентирующих проведение соответствующих выборов, референдума, вышестоящая комиссия до установления ею итогов голосования, определения результатов выборов, референдума, может отменить решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и принять решение о повторном подсчете голосов, а если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума – о признании итогов голосования, результатов выборов недействительными. Исходя из указанной нормы, признать результаты выборов недействительными может только вышестоящая избирательная комиссия и только до установления ею итогов голосования, при этом нарушения должны иметь такой характер, что определить действительную волю избирателей не представляется возможным. Таким образом, административным истцом был избран ненадлежащий способ защиты своего права.

Просил административное исковое заявление А.В. оставить без удовлетворения.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица И.А. дополнил, что акт о проведении голосования вне помещения для голосования не оспаривается, т. к. является документом процедурного характера, оспаривание указанного документа не несет никакой правовой логики. В материалах дела имеются заявления от избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования в количестве , что соответствует количеству бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования. Реестр заявлений о голосовании вне помещения для голосования заполнялся с ошибками, однако, на числовые данные, отраженные в протоколе об итогах голосования никак не повлияло. Не было предоставлено допустимых доказательств относительно искажения волеизъявления граждан, что является необходимым условием для отмены итогов и результатов выборов. Указанные ошибки в акте о проведении голосования вне помещения для голосования были восполнены показаниями всех свидетелей, которые являются членами участковой избирательной комиссии. Было установлено, что в общем вручено бюллетеней, было выдано избирателям – , возвращено – . Волеизъявление граждан не искажено. Просил в удовлетворении заявленных требований отказать.

Свидетель И.А. суду пояснила, что при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ она была членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. ДД.ММ.ГГГГ в 08 часов началось голосование. Члены участковой избирательной комиссии подошли на избирательный участок к 07 часам. Выезжали для проведения голосования вне помещения для голосования она, член участковой избирательной комиссии С.А. и наблюдатель. Утром было зарегистрировано около 35 письменных заявлений от избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, также к ним поступила информация из администрации Александровского сельского поселения о гражданах, к которым необходимо выехать на дом, чтобы предоставить возможность проголосовать вне помещения для голосования, и устные обращения граждан. Администрация Александровского сельского поселения предоставляет такую информацию на основании сведений от социальных работников. Кроме этого, утром ДД.ММ.ГГГГ приходили граждане, которые просили заехать к ним домой, чтобы они проголосовали вне помещения для голосования, хотя предварительно от этих граждан заявлений не поступало, также поступали телефонные звонки от избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Выезжая утром, они взяли 50 комплектов бюллетеней для голосования. Утром согласно реестру было около 50 заявлений о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. После проведения голосования вне помещения для голосования первый раз они вернулись в избирательный участок в 14 часов. Бюллетени, которые они брали с собой, закончились, но имелись заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования. Когда они выезжали в село для проведения голосования вне помещения для голосования и ездили по месту жительства избирателей к ним подходили другие жители села Александровка, которые просили предоставить возможность проголосовать вне помещения, которые заранее с заявлениями о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не обращались. Они не отказывали таким гражданам. Граждане писали заявление, что по причине болезни не могут прибыть в помещение для голосования. Второй раз они выехали для проведения голосования вне помещения для голосования около 16 часов, взяли с собой комплектов бюллетеней. Из комплектов бюллетеней, которые они брали второй раз, комплект бюллетеней они вернули председателю участковой избирательной комиссии как неиспользованные избирателями. Переносной ящик для голосования был один, он был опломбированный. В 20 часов голосование окончилось. На период вскрытия переносного ящика для голосования целостность нарушена не была. Подсчет голосов начали около 21 часа. Сначала она и С.А. вскрыли переносной ящик для голосования, затем вскрыли стационарный ящик; подсчет бюллетеней, находящихся в стационарном ящике, и бюллетеней, находящихся в переносном ящике, производили вместе. Когда снимали пломбы с ящиков, наблюдатель производила фотографирование. После подсчета голосов, председатель составила протоколы. Замечаний, жалоб не поступало. В акте о проведении голосования вне помещения для голосования секретарь допустила ошибку, указав о получении бюллетеней для проведения голосования вне помещения для голосования, в количестве – . Заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования граждане заполняли самостоятельно, но имелись случаи, когда при неправильном заполнении (в одном из заявлений были пропущены паспортные данные заявителя) помогала внести данные член участковой избирательной комиссии С.А. – записывала фамилию, имя, отчество, паспортные данные. Когда они приезжали к гражданам, каждый гражданин предоставлял свой паспорт, они проверяли регистрацию по месту жительства, выдавали комплект бюллетеней, которые избиратели заполняли и скидывали в переносной ящик для голосования. Все избиратели ставили свои подписи. Избиратели опускали бюллетени в ящик для голосования самостоятельно. Реестр заявлений о голосовании вне помещения для голосования составлял секретарь участковой избирательной комиссии. В реестре записан ошибочно один гражданин как мужчина, а в действительности этот избиратель женщина, так как допущена ошибка (человеческий фактор). Они выезжали непосредственно к каждому гражданину, который занесен в реестр. Все сведения об избирателях, проголосовавших вне помещения для голосования, вносились в книгу избирателей.

Свидетель А.А. суду пояснил, что при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ он являлся членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Во время подсчета голосов избирателей на избирательном участке бюллетени из переносного ящика для голосования не были подсчитаны отдельно. Переносной ящик для голосования вскрыли, бюллетени высыпали на стол, не пересчитывая, и они были смешаны с бюллетенями из стационарного ящика, которые сразу также высыпали на стол. На избирательном участке был один переносной ящик для голосования. В избирательную комиссию Спасского муниципального района поступала жалоба от А.В. о том, что Н.С. ведет беседы с избирателями.

Свидетель Н.Е. суду пояснила, что при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ она была членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Избирательный участок был расположен в <адрес>, в школе . В 7 час. их привезли в школу, в 07-30 час. они зарегистрировались у секретаря, в 08 час. начал работу избирательный участок, шло голосование. В 07-39 час. было объявлено о выездном голосовании. Показали переносной ящик, и спросили, есть ли желающие вместе с комиссией выехать к избирателям для проведения голосования вне помещения для голосования. Переносной ящик для голосования фотографировали, его целостность нарушена не была. После проведения голосования в 08 часов вечера избирательный участок закрыли. Начали подсчет голосов. Переносной и стационарный ящики для голосования открыли, бюллетени из данных ящиков выложили вместе на один стол, и считали голоса. Члены выездной избирательной комиссии возвращались в помещение для голосования два раза. На избирательном участке был один переносной ящик для голосования. После каждого выезда члены комиссии давали сфотографировать данный ящик, его целостность нарушена не была.

Свидетель Н.А. суду пояснила, что при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ она являлась председателем участковой избирательной комиссии . Членами выездной избирательной комиссии были С.А. и И.А.. Она находилась на избирательном участке. Члены участковой избирательной комиссии выехали для проведения голосования вне помещения для голосования около 10 часов, взяв с собой комплектов бюллетеней для голосования. На избирательном участке был один переносной ящик для голосования. Члены выездной избирательной комиссии возвращались на избирательный участок несколько раз. Она не подписала реестр заявлений участковой избирательной комиссии избирательного участка о голосовании вне помещения для голосования машинально, так как было несколько реестров, много документации. Данный реестр составляла секретарь участковой избирательной комиссии А.Н.. Члены выездной комиссии первый раз для проведения голосования вне помещения для голосования взяли комплектов бюллетеней, потом брали второй раз, так как не хватило бюллетеней, в каком количестве, она не помнит. Вне помещения для голосования проголосовало человек. Жалобы, заявления о нарушении избирательного законодательства не были зафиксированы. После 14 часов заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования не принимались. При подсчете голосов сначала высыпали на стол бюллетени из стационарного ящика для голосования, затем, не пересчитывая, на стол высыпали бюллетени из переносного ящика для голосования. Подсчет бюллетеней из переносного и стационарного ящика для голосования производили вместе. Она составляла протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку , никаких сложностей при его заполнении не возникало, все показатели сошлись. Заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования поступали от граждан до дня голосования и в день голосования. Письменных заявлений поступило около , количество устных заявлений она не помнит. Устные заявления поступали по телефону от граждан, которые просили, чтобы к ним приехали домой. Реестр заявлений участковой избирательной комиссии избирательного участка о голосовании вне помещения для голосования составлялся секретарем комиссии в день выборов. Первый раз члены выездной комиссии приехали около 13 часов, затем выехали второй раз около 14 часов, так как не всех избирателей, заявивших о голосовании вне помещения для голосования, успели обойти. Около 16 часов члены комиссии вернулись второй раз, отдали заявления и уехали сразу, так как не успели объехать всех избирателей. В заявлении указано время о получении гражданами бюллетеней для голосования, а не время его написания. Заявления от граждан о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования переписывались в реестр по мере их поступления.

Свидетель А.Н. суду пояснила, что при проведении выборов ДД.ММ.ГГГГ она являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, и секретарем участковой избирательной комиссии . В день голосования жалоб не поступало. Реестр заявлений о голосовании вне помещения для голосования она заполняла ДД.ММ.ГГГГ на основании заявлений граждан, которые просили предоставить возможность проголосовать вне помещения для голосования. Она заносила в реестр таких заявлений от граждан, по мере их поступления. Члены выездной комиссии Апанасенко и Свердлова привозили заявления граждан, которые просили предоставить возможность проголосовать вне помещения для голосования, а она вносила их в реестр. Около 13 часов выездная комиссия приехала, и она занесла в реестр около заявлений, которые ей передали. После 14 часов члены выездной комиссии поехали второй раз, чтобы обойти всех избирателей, изъявивших желание проголосовать вне помещения для голосования. У Апанасенко и Свердловой был рабочий блокнот, в котором указывались граждане, которые изъявили желание голосовать вне помещения для голосования. В реестре указано время о приеме заявлений после 14 часов, так как она допустила ошибки: фактически избиратели уже голосовали в это время, то есть когда приехали с бюллетенями, а не время, когда они изъявили желание голосовать. В графах реестра отсутствует информация в полной мере, так как она не успела внести из-за нагрузки. Реестр не подписан председателем участковой избирательной комиссии, так как Н.А. забыла или не успела его подписать. Реестр заявлений формировался на основании письменных и устных заявлений граждан, которые просили предоставить возможность проголосовать вне помещения для голосования. Выездная комиссия выезжала для проведения голосования вне помещения для голосования два раза, брали с собой комплекты бюллетеней дважды по штук. Вернули неиспользованный бюллетень. В акте указано, что получили для проведения голосования вне помещения для голосования избирательные бюллетени в количестве штук, что является технической ошибкой. Время приема заявлений в реестре она также не везде проставила правильно.

Свидетель С.А. суду пояснила, что она являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Они составляли списки граждан, желающих проголосовать вне помещения для голосования, которые изначально заносили в рабочий блокнот. ДД.ММ.ГГГГ они пришли на работу к 07 часам в школу . Стационарный и переносной ящики для голосования были опломбированы. Она была членом выездной избирательной комиссии. В день голосования она, член участковой избирательной комиссии Свердлова, наблюдатель Ф.Н. выезжали по заявлениям от граждан, желающих проголосовать вне помещения для голосования, проживающих в селе Александровка. До голосования они ходили по адресам, где проживали престарелые, инвалиды, больные граждане, и спрашивали, не желает ли кто-то голосовать вне помещения для голосования, граждане писали заявления, они их отбирали и складывали в сейф. Таких заявлений было примерно . Устные заявления она и Свердлова заносили в тетрадь. Еще поступали заявления с сельского совета, переданные от социальных работников, которые обслуживают такую категорию граждан. Они все записывали в рабочую тетрадь, чтобы объехать в день голосования. ДД.ММ.ГГГГ они дважды выезжали для проведения голосования вне помещения для голосования: первый раз – около 10 часов, второй раз – после 14-15 часов. После обеда осталось объехать 20 человек. Нуждаемость в голосовании вне помещения люди объясняли инвалидностью или говорили, что болеют. После 14 часов ДД.ММ.ГГГГ заявлений с просьбой проголосовать вне помещения для голосования не поступало. Заявления от граждан они передавали секретарю участковой избирательной комиссии, которая заносила их в реестр заявлений о голосовании вне помещения для голосования. Когда граждане делали ошибки при заполнении заявлений, она стала заполнять их паспортные данные в заявлении сама. Избиратели сами ставили подписи в заявлениях, причем неоднократно. На избирательном участке был протокол, в котором они расписывались в получении бюллетеней. Они брали бюллетени два раза: первый раз – комплект из штук и второй раз – , бюллетени были расфасованы по штук. Председателю участковой избирательной комиссии Н.А. они возвратили неиспользованный избирателями бюллетени в количестве , о чем расписались под каждым видом бюллетеня. Реестр заявлений о голосовании вне помещения для голосования составлялся в день голосования. В переносной ящик избиратели опускали заявления самостоятельно. Все, кто изъявил желания голосовать вне помещения для голосования, ссылались на болезнь. Никто от голосования не отказывался.

Из письменных пояснений председателя участковой избирательной комиссии М.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ кандидат в депутаты Н.С. находилась на избирательном участке. В течение дня к ней подходили избиратели самых разных возрастов, разговаривали на различные житейские темы, агитации не было; о подвозе избирателей на избирательный участок братом Н.С.И.С. ей не известно; в период подготовки и в день голосования жалоб и заявлений о нарушениях в УИК не поступало.

Помощник прокурора г. Спасска-Дальнего Малец Е.Е. полагала, что установлены существенные нарушения избирательного законодательства на избирательном участке при проведения голосования вне помещения для голосования, которые повлияли на волеизъявление избирателей, в связи с этим административное исковое заявление подлежит удовлетворению.

Суд, выслушав мнения участников процесса, свидетелей, исследовав материалы административного дела, заслушав помощника прокурора, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В соответствии с правовой позицией, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, отмена итогов голосования, результатов выборов связана с обнаружением таких существенных нарушений избирательного процесса, вследствие которых не были обеспечены надлежащие условия для подлинно свободного волеизъявления избирателей и которые тем самым привели к неадекватному отражению действительной воли избирателей в итогах голосования.

При этом суд, решая вопрос об отмене итогов голосования, результатов выборов, в силу статей 3 (части 1, 2 и 3), 32 (части 1 и 2) и 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации не вправе ограничиваться формальным определением достоверности результатов волеизъявления избирателей, принявших участие в голосовании, а должен установить, что обнаруженные существенные нарушения в ходе выборов привели к искажению воли избирателей значительной массы избирателей или воспрепятствовали адекватному отражению волеизъявления в итогах голосования, результатах выборов. В противном случае не обеспечивается эффективная судебная защита избирательных прав граждан и реализация конституционного принципа свободных и равных выборов.

Согласно п. 13 ст. 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Порядок голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования установлен ст. 66 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>:

Участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые имеют право быть включенными или включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые включены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (п. 1 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ч. 1 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Голосование вне помещения для голосования проводится, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 65 настоящего Федерального закона, (ч. 16 ст. 76 Избирательного кодекса <адрес>) только в день голосования и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя, участника референдума о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования. Участковая комиссия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) непосредственно в день подачи заявления (устного обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей, участников референдума (п. 2 ст. 66 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, ч. 2 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в пункте 2 настоящей статьи Федерального закона (части второй настоящей статьи Избирательного кодекса <адрес>), указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, участника референдума, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жительства этого лица. По прибытии членов комиссии к избирателю, участнику референдума данное обращение подтверждается письменным заявлением (п. 3 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ч. 2 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель, участник референдума не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фамилия, имя и отчество избирателя, участника референдума, адрес его места жительства (п. 4 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 4 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Заявления (устные обращения), указанные в пункте 4 настоящей статьи Федерального закона (части 4 настоящей статьи Избирательного кодекса <адрес>), могут быть поданы в любое время в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель, участник референдума либо лицо, оказавшее содействие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения) (п. 5 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 2 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Председатель участковой комиссии обязан объявить о том, что члены участковой комиссии будут проводить голосование вне помещения для голосования, не позднее, чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его проведении (п. 6 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 5 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Участковая комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель, участник референдума не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю, участнику референдума в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования комиссия немедленно извещает избирателя, участника референдума (п. 7 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 1 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Участковая комиссия должна располагать необходимым количеством переносных ящиков для голосования, изготовленных из прозрачного или полупрозрачного материала в соответствии с нормативами технологического оборудования, утверждаемыми Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 21 настоящего Федерального закона, для организации голосования вне помещения для голосования. Количество таких ящиков определяется решением непосредственно вышестоящей комиссии, а если при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума территория единого избирательного округа, округа референдума совпадает с территорией избирательного участка, участка референдума, - решением участковой комиссии. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней решение принимается комиссией, участвующей в подготовке и проведении выборов (референдума) более высокого уровня. При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке, участке референдума в зависимости от числа избирателей, участников референдума, зарегистрированных на территории избирательного участка, участка референдума, составляет:

а) до 501 избирателя, участника референдума - 1 переносной ящик для голосования;

б) от 501 до 1001 избирателя, участника референдума - 2 переносных ящика для голосования;

в) более 1000 избирателей, участников референдума - 3 переносных ящика для голосования (п. 8 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 6 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

8.1. Решением соответствующей комиссии, указанной в пункте 8 настоящей статьи, количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования, указанное в подпунктах "а" и "б" пункта 8 настоящей статьи Федерального закона (пунктах 1 и 2 части 6 настоящей статьи Избирательного кодекса <адрес>), может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий:

а) избирательный участок, участок референдума включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования;

б) на территории избирательного участка, участка референдума располагается место временного пребывания избирателей, участников референдума, где не образован избирательный участок, участок референдума;

в) на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона зарегистрировано более 50 избирателей, участников референдума старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 настоящего Федерального закона;

г) при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням (п. 8.1 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 7 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, получают бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда (выхода) членов комиссии заявлений (устных обращений) (но не менее двух бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой комиссии с правом решающего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломбированный) в участковой комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество бюллетеней установленной формы, предусмотренный в пункте 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержащую необходимые данные об избирателе, участнике референдума и о поступившем заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей, участников референдума о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за исключением карандашей) для заполнения избирателем, участником референдума бюллетеня. В список избирателей, участников референдума вносится отметка о том, что к соответствующему избирателю, участнику референдума выехали (вышли) члены участковой комиссии. При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) члены участковой комиссии с правом решающего голоса, проводящие голосование вне помещения для голосования, также должны иметь при себе информационные материалы, содержащие сведения, предусмотренные подпунктами «а» - «г» пункта 1.2 статьи 38 настоящего Федерального закона (пунктами 1-4 части 4 статьи 46 Избирательного кодекса <адрес>). Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в пункте 14 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой комиссии с правом решающего голоса (п. 9 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 8 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требований, предусмотренных в статье 64 настоящего Федерального закона (ст. 75 Избирательного кодекса <адрес>) (п. 10 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 9 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель, участник референдума проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение бюллетеня. С согласия избирателя, участника референдума либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в указанное заявление членом участковой комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем, участником референдума двух и более бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов, референдумов) - об общем количестве полученных бюллетеней (п. 11 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 10 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

В случае, если избиратель, участник референдума вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или заполнить бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума в порядке, установленном пунктом 10 статьи 64 настоящего Федерального закона (части 13 статьи 75 Избирательного кодекса <адрес>), (п. 11.1 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 11 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Члены участковой комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума, вправе выдать бюллетени только тем избирателям, участникам референдума, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи (п. 12 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 12 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, участника референдума, проголосовавших вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) избирателей, участников референдума. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей, участников референдума делается особая отметка: "Голосовал вне помещения для голосования", а также ставятся подписи указанных членов комиссии (п. 13 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 13 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присутствовать члены комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой комиссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голосования не менее чем двум членам комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, избирательными объединениями, инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума, общественными объединениями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, не признаются члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым избирательным объединением, и члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этим избирательным объединением (п. 14 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 14 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав и права на участие в референдуме избирателя, участника референдума, а также возможность искажения волеизъявления избирателя, участника референдума (п. 15 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 15 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

Если избиратель, участник референдума, от которого поступило заявление (устное обращение) о предоставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответствующий член участковой комиссии не вправе выдать данному избирателю, участнику референдума в помещении для голосования бюллетень до возвращения членов комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, участника референдума, и установления факта, что указанный избиратель, участник референдума не проголосовал вне помещения для голосования (п. 16 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 16 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая комиссия составляет акт, в котором указываются количество бюллетеней, выданных членам участковой комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей, участников референдума о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям, участникам референдума и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями, участниками референдума) бюллетеней, а также сведения о членах участковой комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосования (п. 17 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 года N 67-ФЗ, ч. 17 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>);

В соответствии с ч. 3 ст. 78 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, заявление об отмене решения комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения комиссии о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума.

В соответствии с п. п. 1.1, 1.2, 2, 4, 6 ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, после установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдума вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования, о результатах выборов может быть отменено только судом либо судом может быть принято решение о внесении изменений в протокол комиссии об итогах голосования, о результатах выборов и (или) сводную таблицу.

Суд соответствующего уровня может отменить решение комиссии об итогах голосования в случае:

а) нарушения правил составления списков избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

б) нарушения порядка голосования и установления итогов голосования, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

в) воспрепятствования наблюдению за проведением голосования и подсчета голосов избирателей, участников референдума, если указанное нарушение не позволяет с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, участников референдума;

г) нарушения порядка формирования избирательной комиссии, комиссии референдума, если указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей, участников референдума;

д) других нарушений законодательства Российской Федерации о выборах и референдуме, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (п. 1.2), (ч. 3 ст. 92 Избирательного кодекса <адрес>)

Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов в случае установления им одного из следующих обстоятельств:

а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;

а.1) отсутствие пассивного избирательного права у кандидата, признанного избранным;

б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;

г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;

е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей (п. 2), (ч. 6 ст. 92 Избирательного кодекса <адрес>).

Суд соответствующего уровня, отменив решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, может принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума, если при проведении голосования или установлении его итогов, определении результатов выборов, референдума были допущены нарушения настоящего Федерального закона (п. 4).

Отмена избирательной комиссией или судом решения о результатах выборов в случае, если допущенные нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, влечет признание результатов выборов по данному избирательному округу недействительными (п. 6), (ч. 9 ст. 92 Избирательного кодекса <адрес>).

Решением избирательной комиссии Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ назначены повторные выборы депутатов Думы Спасского муниципального района на ДД.ММ.ГГГГ.

Решением избирательной комиссии Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу А.В., выдвинутая избирательным объединением местного отделения Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» в городском округе Спасск-Дальний и Спасском муниципальном районе.

Решением избирательной комиссии Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу Н.С.ёновна, выдвинутая избирательным объединением Общественной организацией Региональное отделение Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА» в <адрес>.

Согласно сообщению начальника МОМВД России «Спасский» от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам рассмотрения сообщения А.В., поступившему в МОМВД России «Спасский» ДД.ММ.ГГГГ, о том, что ДД.ММ.ГГГГ в период проведения выборов на избирательном участке и <адрес>, со стороны кандидата в депутаты <адрес>Н.С. проводилась агитация избирателей, а также осуществлялся подвоз избирателей на автомашине, г/н , принадлежащей брату Н.С.И.С., принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 5.10 КоАП РФ. На сегодняшний день административное расследование не окончено, проводятся процессуальные действия. Кроме этого, ДД.ММ.ГГГГ в дежурную часть МОМВД России «Спасский» поступило заявление А.В. (КУСП от года) о том, что ДД.ММ.ГГГГ в период проведения выборов на избирательном участке в <адрес>, членами выездной комиссии голосования было доверенное лицо кандидата в депутаты Н.С.. При подсчете бюллетеней голосования, результат подсчета бюллетеней из ящика выездного голосования отдельно не производился и не оглашался. По результатам рассмотрения данного заявления, ДД.ММ.ГГГГ принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 5.10 КоАП РФ. При проведении административного расследования от года выявлены нарушения избирательного законодательства.

Согласно решению избирательной комиссии Спасского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению А.В. от ДД.ММ.ГГГГ о нарушении избирательного законодательства по факту работы выездной комиссии избирательного участка , заявление А.В. оставлено без удовлетворения.

В судебном заседании была осмотрена документация по выборам депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу .

Согласно акту о проведении голосования вне помещения для голосования, составленному членами участковой избирательной комиссии избирательного участка , при проведении ДД.ММ.ГГГГ голосования вне помещения для голосования с использованием переносного ящика для голосования , получено для проведения голосования вне помещения для голосования избирательных бюллетеней, в том числе по выборам депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу в количестве – ; количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования – ; количество избирательных бюллетеней, выданных избирателям, в том числе по выборам депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу в количестве – 69; возвращены неиспользованные избирателями избирательные бюллетени, в том числе по выборам депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу в количестве – ; количество испорченных избирательных бюллетеней, в том числе по выборам депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу в количестве – .

Согласно реестру участковой избирательной комиссии избирательного участка , поступило заявлений избирателей, о голосовании вне помещения для голосования, реестр подписан секретарем участковой избирательной комиссии А.Н..

Установлено, что реестр не подписан председателем участковой избирательной комиссии ; кроме этого графа «Дата и время приема письменного заявления» содержит сведения о приеме 14 заявлений (начиная с № п/п 56 до ) позднее 14 часов, то есть позднее времени, указанного в п. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ, ч. 2 ст. 77 Избирательного кодекса <адрес>.

Кроме этого, исследованы письменные заявления граждан в участковую избирательную комиссию о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, в которых содержатся фамилия, имя, отчество каждого избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, серия и номер паспорта избирателя, содержат сведения о количестве полученных избирателем избирательных бюллетеней ( бюллетеней), в том числе депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу ( бюллетень), а также о том, что избирательные бюллетени выданы членами участковой избирательной комиссии И.А., С.А., на данных заявлениях имеются подписи избирателей, заявивших о своем желании проголосовать вне помещения для голосования и членов участковой избирательной комиссии И.А., С.А.. Указанные заявления в волеизъявлении избирателей сомнений не вызывают.

В двух заявлениях избирателей в участковую избирательную комиссию о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, не указано время регистрации обращений, поступивших непосредственно в день голосования – ДД.ММ.ГГГГ, 11 заявлений содержат сведения об обращении в участковую избирательную комиссию – позднее 14 часов.

Как было установлено в судебном заседании из пояснений допрошенной И.А. – члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, в акте о проведении голосования вне помещения для голосования при заполнении сведений о количестве полученных бюллетеней для голосования вне помещения для голосования была допущена ошибка, так как таких бюллетеней было выдано – . Данные сведения о количестве полеченных бюллетеней () подтвердили и члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса А.Н., С.А..

Председатель участковой избирательной комиссии Н.А. пояснила, что реестр заявлений о голосовании вне помещения для голосования не подписан ею машинально, то есть в связи с большим объемом документации.

Из пояснений секретаря участковой избирательной комиссии А.Н., члена участковой избирательной комиссии С.А., председателя комиссии помещения Н.А. следует, что все заявления от избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, были приняты до 14 часов, в реестре секретарь указала время приема заявления позднее ошибочно, а также исходя из времени, когда гражданин проголосовал.

Имели место единичные случаи заполнения реквизитов заявлений о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования (фамилии, имени, отчества, паспортных данных) членом избирательной комиссии с правом решающего голоса С.А. по просьбе избирателя, которые в волеизъявлении избирателей сомнений не вызывают.

Действительная воля избирателей проявилась в количественных итогах выборов, установленных избирательной комиссией Спасского муниципального района в решении от ДД.ММ.ГГГГ N , согласно которому на основании протокола избирательной комиссии Спасского муниципального района о результатах повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу , установлено, что депутатом Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу избрана Н.С..

Так, согласно протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку , за кандидата И.Г. подано голосов избирателей, за кандидата Г.И., за кандидата А.В., за кандидата Н.С.; сведений о поступивших в соответствующую участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений) не имеется.

В протоколе избирательной комиссии Спасского муниципального района о результатах повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу на основании протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных, определены следующие результаты: за кандидата И.Г. подано голосов избирателей, за кандидата Г.И., за кандидата А.В., за кандидата Н.С..

В соответствии с ч. 12 ст. 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 12 ст. 79 Избирательного кодекса <адрес>, в первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования: сначала – с избирательными бюллетенями, оставленными досрочно проголосовавшими избирателями, затем – с избирательными бюллетенями, оставленными избирателями, проголосовавшими вне помещения для голосования в день голосования.

В судебном заседании установлено, что участковой избирательной комиссией был нарушен порядок подсчета голосов избирателей, выразившейся в том, что бюллетени из переносного ящика для голосования не были подсчитаны отдельно, а были смешаны с бюллетенями из стационарного ящика.

Данное обстоятельство не повлияло на итоги голосования. Согласно протоколу участковой избирательной комиссии об итогах голосования по избирательному участку , число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования, составило , число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования, - , итого – ; из них действительными признаны избирательных бюллетеней, количество голосов, поданных за каждого из кандидатов, в сумме составляет , число недействительных избирательных бюллетеней – . Таким образом, все бюллетени из переносного ящика для голосования были подсчитаны и учтены.

По смыслу действующего избирательного законодательства невозможность установить действительную волю избирателей должна быть настолько очевидной, что сомнения в правильности подсчета голосов должны были возникнуть только на основании внешних доказательств.

Нарушение отдельных избирательных процедур само по себе не может повлечь отмену решения избирательной комиссии, если оно не повлекло серьезных неустранимых последствий. Суд должен установить не только сам факт нарушения избирательного законодательства в ходе выборов, но и то, что выявленное нарушение не позволяет с достоверностью определить действительную волю избирателей.

В ходе судебного разбирательства не установлено доказательств, что при проведении голосования или установлении итогов голосования, результатов выборов допущены нарушения избирательного законодательства, которые не позволяют выявить действительную волю избирателей избирательного участка на повторных выборах ДД.ММ.ГГГГ депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу .

Суд также учитывает, что удовлетворение заявления может привести к нарушению конституционных прав избирателей избирательного участка , принявших участие в повторных выборах депутатов Думы Спасского муниципального района по одномандатному избирательному округу . Избиратели, проголосовавшие на избирательном участке, воспользовались конституционным правом, предусмотренным ст. 32 Конституции Российской Федерации, соответственно участковыми избирательными комиссиями и избирательной комиссией Спасского муниципального района были обеспечены все необходимые условия.

Кроме этого, достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих доводы заявления о том, что в течение дня голосования ДД.ММ.ГГГГ родственник Н.С. (брат) осуществлял организованный подвоз избирателей на машине г/н /125RUS, которых лично сопровождал к помещению для голосования на избирательных участках № и , что повлекло нарушения избирательного законодательства (подвоз избирателей) в день голосования, суду представлено не было.

В день голосования и в день, последовавший за днем голосования, никаких жалоб на нарушения законодательства о выборах от кандидатов, их доверенных лиц, наблюдателей, членов комиссий всех уровней как с правом решающего, так и совещательного голоса, избирателей в избирательные комиссии не поступало.

Каких-либо замечаний и жалоб от избирателей о нарушении принципов свободы и добровольности участия, тайны голосования в день голосования или последующие дни, в том числе при проведении голосования вне помещения для голосования в избирательную комиссию не поступало.

Исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженным в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года N 8-П, суд приходит к выводу о том, что нарушения, на которые ссылается истец, не привели к искажению воли избирателей, а равно не создали условий невозможности установления действительной воли избирателей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 244 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления А.В. к избирательной комиссии Спасского муниципального района, участковой избирательной комиссии , участковой избирательной комиссии о признании акта о проведении голосования вне помещения для голосования избирательного участка , протокола об итогах голосования повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу на избирательном участке , результатов повторных выборов депутатов Думы Спасского муниципального района пятого созыва по одномандатному избирательному округу недействительными – отказать.

Апелляционные жалоба, представление на решение суда могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия судом решения через Спасский районный суд Приморского края.

Судья подпись О.А. Кулешова