ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-1952/19 от 14.03.2019 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-1952/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Якутск 14 марта 2019 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Удаловой Л.В., при секретаре Ноевой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Частному учреждению организация дополнительного профессионального образования учебный центр «Авто-профи» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

установил:

Управление Минюста России по РС(Я) обратилось в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц Частного учреждения организация дополнительного профессионального образования учебный центр «Авто-профи», в обоснование указано на то, что ____ в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о регистрации данной некоммерческой организации с присвоением ОГРН , директором организации является Пеньковский А.О., по результатам проведенных плановых документарных проверок выявлены нарушения федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, неоднократно вынесены предупреждения с установлением сроков для устранения нарушений, однако, нарушения в установленные сроки организацией не устранены. Просят ликвидировать ЧОУ ДПО Учебный центр «Авто-профи», исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.

В судебное заседание представители Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия), административного ответчика, извещенные о рассмотрении дела, не явились, дело судом рассмотрено в их отсутствие в соответствии с положениями ст.ст. 150, 263 КАС РФ.

Заинтересованное лицо Находкин Э.С. в судебном заседании с заявлением не согласился, суду пояснил, что в настоящее время управление возложено на него, о наличии нарушений ему не было известно, нарушения будут устранены.

Суд, выслушав заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Согласно ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечнем управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденными Приказом Минюста России от 03.03.2014 №26, предусмотрена обязанность управления осуществлять контроль за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. По результатам контроля за деятельностью некоммерческих организаций управление выносит предупреждения и вносит представления об устранении нарушений законодательства Российской Федерации; обращается в суд с заявлениями о ликвидации региональных отделений, иных структурных подразделений политических партий, общественных объединений и их структурных подразделений, религиозных организаций и иных некоммерческих организаций, о признании общественных объединений прекратившими свою деятельность в качестве юридического лица.

В силу ст.33 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация в случае нарушения настоящего Федерального закона несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.4.1 ст.32 вышеуказанного Федерального закона контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, за исключением бюджетных и казенных учреждений, и ведомственного контроля за деятельностью бюджетных и казенных учреждений. Некоммерческая организация предоставляет информацию о своей деятельности органам государственной статистики и налоговым органам, учредителям и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и учредительными документами некоммерческой организации.

В соответствии с положениями ст.14 вышеуказанного Федерального закона определены учредительные документы некоммерческой организации: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения; учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза. Требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Судом установлено, что ____ принято решение о государственной регистрации некоммерческой организации Негосударственное образовательное учреждение учебный центр «Авто-профи», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись с присвоением ОГРН , согласно выписке из ЕГРЮЛ директором является Пеньковский А.О. Впоследствии решением единственного учредителя организация переименована в Частное учреждение организация дополнительного профессионального образования учебный центр «Авто-профи».

Предупреждение в порядке ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от ____ об устранении выявленных нарушений в срок до ____ вручено директору Пеньковскому А.О. В ходе плановых документарных проверок в адрес некоммерческой организации ____ было направлено предупреждение об устранении нарушений в срок до ____.

Как следует из материалов дела, ____ Пеньковским А.О. в Управление Минюста России по РС(Я) направлено сообщение об устранении выявленных нарушений.

В связи с отсутствием в Управлении Минюста России по РС(Я) информации об устранении иных нарушений, ранее указанных в предупреждении, в адрес директора некоммерческой организации направлены повторные предупреждения от ____ с установлением срока для устранения нарушений до ____, от ____ с установлением срока для устранения нарушений до ____.

В судебном заседании установлено, что выявленные нарушения не устранены ответчиком в полном объеме, однако пункты 1.1, 1.2, 1.3, 1.4 предупреждения сняты с контроля в связи с их фактическим устранением. Как указано в повторном предупреждении от ____, для устранения оставшегося на контроле нарушения организации необходимо выполнить требования пункта 7.2 Устава в части утверждения штатного расписания учредителем и представить в Управление подтверждающие документы.

Согласно служебной записке ведущего специалиста-эксперта отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по РС(Я) Стручковой А.С. от ____ управлением с ____ по настоящее время предприняты все меры по предупреждению некоммерческой организации нарушений требований федерального законодательства, регулирующего деятельность некоммерческих организаций, однако в настоящее время выявленные нарушения устранены не в полном объеме, в связи с чем принято решение о направлении в суд административного искового заявления о ликвидации данной некоммерческой организации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

По смыслу ч.1 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Пунктом 3 ч.3 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Нарушение некоммерческой организацией требований законодательства Российской Федерации подтверждается следующими документами: предупреждениями в порядке ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с ____, полученные организацией предупреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке не обжаловались; постановлением мирового судьи по судебному участку №62 г.Якутска РС(Я) от ____ по делу о привлечении ЧУО ДПО Учебный центр «Авто-профи» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.7 КоАП РФ, за непредставление или несвоевременное представление сведений (информации), с назначением административного наказания в виде предупреждения.

Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 постановления от 18 июля 2003 г. №14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона «Об акционерных обществах», статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина Б., ЗАО «Медиа-Мост» и ЗАО «Московская Независимая Вещательная Корпорация» указал, что отсутствие в пункте 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию – в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности и установленных статьей 55 Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду (с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий) принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.

Из административного искового заявления, предупреждений следует, что заявленные требования обоснованы исключительно невыполнением положений Устава в части утверждения учредителем штатного расписания, которое не было устранено, несмотря на предупреждения, вынесенные административным органом, и привлечение к административной ответственности за невыполнение законного предписания органа государственной власти.

Между тем характер допущенного нарушения и его последствия, по мнению суда, не может являться достаточным основанием для ликвидации организации, поскольку данное нарушение носит устранимый характер, а его неоднократность сама по себе не позволяет считать его исключительным, достаточным для ликвидации юридического лица. Перечисленные выше нарушения могут быть устранены законным способом, а именно путем утверждения штатного расписания организации, объективных препятствий для этого не имеется. Кроме того, как установлено в судебном заседании, в настоящее время управление организацией передано другому лицу – Находкину Э.С., которым ведутся работы по приведению учредительных документов организации в соответствии с требованиями законодательства, устранению выявленных нарушений.

При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции руководствуется правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении от 18 июля 2003 года №14-П, и приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом требований ввиду того, что характер нарушений законов, выявленных по результатам плановой документарной проверки, не может являться достаточным основанием для применения такой исключительной меры, как ликвидация юридического лица, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов других лиц, иных доказательств в нарушение ст. 62 КАС РФ представителями органа государственной власти суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.263, 264 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) к Частному учреждению организация дополнительного профессионального образования учебный центр «Авто-профи» о ликвидации, исключении из Единого государственного реестра юридических лиц отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня изготовления решения в мотивированном виде через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).

___

___

Судья Л.В. Удалова

___

___