Дело № 2а-1952/2020
УИД 33RS0008-01-2020-003621-79
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Гусь-Хрустальный 11 декабря 2020 года
Гусь-Хрустальный городской суд Владимирской области в составе:
председательствующего Забродченко Е.В.,
при секретаре судебного заседания Платоновой Я.А.,
с участием административного ответчика Чуракова Д.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области к Чуракову Дмитрию Евгеньевичу о взыскании налогового штрафа, задолженности по налогу на доходы физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области обратилась в Гусь-Хрустальный городской суд с административными исковыми требованиями к Чуракову Д.Е., в которых просила взыскать с административного ответчика (с учетом уменьшения требований) задолженность за 2018 год по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 25290 руб., а также пени в размере 1026,34 руб. за период с 26.07.2019 г. по 13.12.2019 г., а также налоговый штраф в размере 2931 руб., а всего 29247,34 руб.
В обоснование административного иска указано, что Чураков Д.Е. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика и обязан уплачивать законно установленные налоги.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 (даритель) и Чураковым Д.Е. (одаряемый) был заключен договор дарения доли в праве общей собственности на земельный участок с долей в праве собственности на жилой дом. Стоимость отчуждаемой доли на земельный участок составила 225462 руб., стоимость отчуждаемой доли на жилой дом составила 211383 руб.
29.04.2019 г. Чураков Д.Е. представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (далее также НДФЛ) формы 3-НДФЛ за 2018 год в связи с доходом, полученным в порядке дарения долей земельного участка и жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>, в размере 211383 руб., исчислил налог на доходы физических лиц за 2018 год в размере 27480 руб., который на момент вынесения акта камеральной проверки оплачен не был.
При проведении камеральной налоговой проверки был установлен факт занижения дохода полученного в порядке дарения доли земельного участка и доли жилого дома на 225 462 руб.
В связи с чем сумма налога на доходы физических лиц за 2018 год составила 56790 руб. вместо 27480 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки Чуракову Д.Е. был доначислен НДФЛ в размере 29310 руб., налогоплательщик привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2931 руб., а также ему были начислены пени в размере 1026,34 руб.
На основании налоговой декларации Чураков Д.Е. частями оплатил НДФЛ за 2018 год, но не в полном объеме, в связи с чем налоговым органом в его адрес было направлено требование № 11281 от 06.03.2020 г. об уплате НДФЛ за 2018 год в сумме 29310 руб., пени в сумме 1026,34 руб., а также штрафа в размере 2931 руб., срок исполнения которого истек
До настоящего времени налоговый штраф, а также задолженность по налогу на доходы физических лиц и пени в общем размере 29247,34 руб. Чураковым Д.Е. не оплачены.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС № 1 по Владимирской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представили заявление об уменьшении требований, в котором указали, что Чураковым Д.Е. была частично произведена оплата спорной задолженности по НДФЛ, 30.10.2020 г. в сумме 3000 руб., 30.11.2020 г. в сумме 1000 руб. Также указали, что поддерживают требования о взыскании с Чуракова Д.Е. задолженности за 2018 год по НДФЛ размере 25290 руб., пени в размере 1026,34 руб. за период с 26.07.2019 г. по 13.12.2019 г., а также налогового штрафа в размере 2931 руб., а всего 29247,34 руб. В связи с невозможностью явки представителя в судебное заседание просили рассмотреть дело без участия представителя.
Административный ответчик Чураков Д.Е. заявленные административные исковые требования о взыскании с него задолженности за 2018 год по НДФЛ размере 25290 руб., пени в размере 1026,34 руб. за период с 26.07.2019 г. по 13.12.2019 г., а также налогового штрафа в размере 2931 руб., а всего 29247,34 руб., признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд приходит к выводу о возможности рассмотрения административного дела в отсутствие не явившегося представителя административного истца Межрайонной ИФНС № 1 по Владимирской области, извещенных о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, поскольку его явка в судебное заседание судом обязательной признана не была и не является таковой в силу закона.
Выслушав административного ответчика, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 48 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Определение об отмене судебного приказа, в том числе по рассматриваемым требованиям, было вынесено мировым судьей 31.07.2020 г. (л.д.38).
Административное исковое заявление подано Межрайонной ИФНС № 1 по Владимирской области 16.11.2020 г.
Таким образом, установленный законом 6 месячный срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций налоговым органом соблюден.
Как установлено ч. 1 ст. 286 КАС РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17.12.1996 года N 20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, конкретизируя в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
На основании ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Статьей 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки.
В силу п. 1 ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц» настоящего Кодекса.
Доходы физических лиц, полученные ими в порядке дарения, относятся к доходам, полученным в натуральной форме, и подлежат обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
Исходя из положений пп. 7 п. 1 ст. 228 НК РФ физические лица, получающие от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, доходы в денежной и натуральной формах в порядке дарения, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации, когда такие доходы не подлежат налогообложению, самостоятельно производят исчисление и уплату налога.
В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.
В соответствии со ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Согласно ст. 107 НК РФ ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица, в случаях, предусмотренных главами 16 и 18 Кодекса.
На основании п. 1 ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 112 НК РФ к смягчающим ответственность относятся иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Таким образом, перечень смягчающих ответственность обстоятельств не является исчерпывающим, а право признания того или иного обстоятельства смягчающим ответственность принадлежит суду или налоговому органу.
В силу ч. 3 ст. 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах.
Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Согласно п. 4 ст. 228 НК РФ общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному настоящим Кодексом, - при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 (даритель) и Чураковым Д.Е. (одаряемый) заключен договор дарения доли в праве общей собственности на земельный участок с долей в праве собственности на жилой дом, находящихся по адресу: <адрес>
Согласно п. 2.3 Договора стоимость отчуждаемой доли в праве общей собственности на земельный участок составляет 225462,13 руб., а на жилой дом 211383,36 руб.
Таким образом у налогоплательщика возникла обязанность самостоятельно исчислить и оплатить подлежащую уплате в бюджет сумму налога на доходы физических лиц за 2018 год в размере 56789 руб. (225462,13 + 211383,36) х 13%).
Налогоплательщик Чураков Д.Е. 29.04.2019 г. представил в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2018 год (форма 3-НДФЛ). Доход от дарения имущества отражен в декларации Чураковым Д.Е. в сумме 211383 руб., а сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в сумме 27480 руб.
В порядке налогового контроля инспекцией была проведена камеральная проверка вышеуказанной декларации налогоплательщика по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), по итогам которой был установлен факт занижения Чураковым Д.Е. дохода полученного в порядке дарения доли земельного участка и доли жилого дома на 225 462 руб., а также занижения размера НДФЛ, который составил 56790 руб., вместо 27480 руб., указанных Чураковым Д.Е., что подтверждается соответствующим актом № 1115 от 12.08.2019 г.
Данный акт с извещением № 1437 от 21.10.2019 г. о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (11.12.2019 г. в 11:00 часов) были направлены в адрес Чуракова Д.Е. и получены им 30.10.2019 г., что подтверждается уведомлением о вручении № 2688-23 (л.д.20-21).
Таким образом, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки Чураков Д.Е. был извещен надлежащим образом.
По итогам рассмотрения материалов налоговой проверки 13.12.2019 г. в отношении Чуракова Д.Е. налоговым органом было принято решение № 1282 о его привлечении к налоговой ответственности за занижение налоговой базы и суммы НДФЛ подлежащего уплате.
Данным решением налоговой инспекции Чуракову Д.Е. произведено доначисление налога в сумме 29310 руб. (225 462 руб. х 13%), начислены пени за несвоевременную уплату налога в размере 1026,34 руб. и штрафные санкции в размере 2931 руб.
Пени в указанном размере начислены Чуракову Д.Е. за 151 день, за период с 16.07.2019 г. по 13.12.2019 г. исходя из следующего расчета: пени в размере 95,26 руб. за период с 16.07.2019 г. по 28.07.2019 г. (29310 руб. (сумма недоимки) х 7,5 % (ставка ЦБ):300 х 13 дн. (число дней просрочки), пени в размере 297,50 руб. за период с 29.07.2019 г. по 08.09.2019 г. (29310 руб. х 7,25 % (ставка ЦБ):300 х 42 дн. (число дней просрочки), пени в размере 335,11 руб. за период с 09.09.2019 г. по 27.10.2019 г. (29310 руб. (сумма недоимки) х 7 % (ставка ЦБ):300 х 49 дн. (число дней просрочки), пени в размере 298,47 руб. за период с 28.10.2019 г. по 13.12.2019 г. (29310 руб. (сумма недоимки) х 6,5 % (ставка ЦБ):300 х 47 дн. (число дней просрочки).
При исчислении суммы налогового штрафа Чуракову Д.Е. налоговым органом учтено смягчающее обстоятельство, а именно несоразмерность деяния тяжести наказания, в связи с чем размер штрафа был обоснованно снижен в два раза.
Проверив представленный налоговой инспекцией расчет налога, пени и штрафа суд находит их верными.
Указанное решение налогового органа было направлено в адрес Чуракова Д.Е. 23.01.2020 г. и получено им 11.02.2020 г.
В связи с неуплатой начисленных Чуракову Д.Е. налога, пени и штрафа, ему, через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование № 11281 об уплате по состоянию на 06.03.2020 г. налога на доходы физических лиц за 2018 г. в сумме 29 310 руб., пени за его несвоевременную уплату в размере 1026,34 руб., а также налогового штрафа в размере 2931 руб., в срок до 27.03.2020 г. (л.д.31-32).
Несмотря на истечение указанного в налоговом требовании срока, спорная недоимка по уплате пени и штрафа административным ответчиком своевременно и в в полном объеме не оплачена, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Вместе с тем налоговым органом указано, что Чураков Д.Е. частично оплатил спорную задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018г., в связи с чем на день вынесения решения, с учетом заявления об уменьшении требований, налоговый орган просил взыскать с административного ответчика задолженность по НДФЛ в размере 25290 руб., пени в размере 1026,34 руб. за период с 26.07.2019 г. по 13.12.2019 г., а также налоговый штраф в размере 2931 руб., а всего 29247,34 руб.
Расчет налога, пени, размер штрафа административный ответчик не оспаривал, более того им заявлено о признании данных требований налогового органа в полном объеме.
Учитывая изложенное, а также признание административным ответчиком требований налогового органа, принимая во внимание, что расчет задолженности произведен правильно, порядок обращения в суд не нарушен, процедура уведомления налогоплательщика о необходимости погасить задолженность предшествующая обращению в суд соблюдена, срок обращения в суд с иском о взыскании спорной задолженности не пропущен, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Кроме того, в соответствии со ст. 103, 114 КАС РФ с Чуракова Д.Е. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1077,42 руб., от уплаты которой Межрайонная ИФНС № 1 по Владимирской области, при подаче иска в суд, была освобождена.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Владимирской области удовлетворить.
Взыскать с административного ответчика Чуракова Дмитрия Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, за 2018 год, в размере 25290 руб., пени в размере 1026,34 руб. за период с 26.07.2019 г. по 13.12.2019 г., а также налоговый штраф в размере 2931 руб., а всего 29247,34 руб.
Взыскать с административного ответчика Чуракова Дмитрия Евгеньевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1077,42 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Гусь-Хрустальный городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Забродченко
Мотивированное решение суда изготовлено 22.12.2020 года
Судья Е.В. Забродченко